Арт-терапия давно уже стала популярной и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации... Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость своим бытием в мире, попросту — делает нас несчастливыми. Данное направление в терапии является универсальным, техники и методы подходят всем возрастным категориям. Поэтому в качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арт-терапию. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога и психолога в школе. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.
Правила арт-терапевтического занятия:
• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).
• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).
• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).
Арт-терапия давно уже стала популярной и вышла в самые широкие народные массы.
Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное
«ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия
удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в
самоактуализации... Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне
успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую
неудовлетворённость своим бытием в мире, попросту — делает нас несчастливыми.
Данное направление в терапии является универсальным, техники и методы подходят
всем возрастным категориям. Поэтому в качестве наиболее приемлемого и эффективного
в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арт-терапию.
Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога и
психолога в школе. Педагогическое направление связано с укреплением психического
здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и
коррекционные функции.
Правила арт-терапевтического занятия:
• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).
• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах,
эмоциях).
• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).
• Креативность.
• Спонтанность.
Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о
художественности своих творений. Обычно во время рисования не рекомендуется
разговаривать, это помогает создать особую, новую
обстановку и внимательнее относиться к чувствам и телесным ощущениям.
В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части.
Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство
самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются
разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации
(70% занятия). Другая часть — вербальная, предполагает словесное обсуждение
проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по
поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного)
и всего процесса работы (30% занятия).
Арт-терапевтическая сессия может включать в себя этапы:
1. Настрой (разминка, включение в работу, граница, оформляющая её начало);
2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущении; формирование
запроса или темы работы.
3. Индивидуальная изобразительная или творческая деятельность;
4. Вербализация (коммуникация);
5.Доработка рисунка, продолжение работы для мультимодальных техник или
коллективная работа (в парах; малых группах);
6. Рефлексивный анализ. Выводы.
Техник и упражнения арт-терапии часто создаются спонтанно, интуитивно, творчески.
Некоторые классические техники описаны ниже:
Рисунок себя
Задача этого упражнения - представить себя группе, не прибегая к словам. Это может
быть: иллюстрация вашего образа жизни, ваши ценности и интересы, вашемироощущение, метафора, отражающая вас в целом или мир, в котором вы живёте.
Рисунок состояния.
Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные
карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства,
которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть
художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу.
Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь
символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать
что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда
все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом
рисунке, никак его не оценивая.В качестве варианта испробуйте другие материалы,
например, глину. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь
в своей работе обнаружить информацию для себя.
Коллаж
При изготовлении коллажа не возникает страха оцентки, связанного с неуверенностью в
своих художественных способностях, эта техника позволяет каждому получить
успешный результат.
Коллаж может быть использован на индивидуальном занятии, в групповой и даже
самостоятельной работе. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных
фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они
запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции. Тема для
создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина
и женщина», «тело», «я», «прошлое-настоящее-будущее» и мн. др.). Материалом для
коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии,
природные материалы, предметы, изготовленные или
преобразованные его создателями.
Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их
в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу
надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или
абстрактным.
Упражнение «Играть как ребенок...»
Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и
придумать к рисунку название.
Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки,
акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше).
Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений,
открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока
вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления
ярких творческих образов. Затем можно обсудить, почему именно эта детская игра
возникла в воображении? Как чувствовал себя человек, работая над образами? Что
чувствует сейчас?
Работа с глиной
Используйте глину для выражения актуальных в данный момент переживаний. Это
может быть: тактильное освоение глины, сжимание, разглаживание, разрывание,
формообразование, бросание и пр.
Варианты работы:
- Создайте скульптурное изображение, закрыв глаза;
2- Создайте отпечатки различных предметов в глине;
- Изготовьте из глины фигурки для тематической групповой композиции; - Изготовьте
различные сосуды из глины;- Создайте, а затем разрисуйте фигуры из глины;- Создайте
глиняные слепки различных предметов и поверхностей, частей тела;- Создайте плоскую
глиняную маску, раскатав глину валиком, оформите поверхность отпечатками различных
текстур (если есть возможность обжига, эту маску потом можно раскрасить);
- Создайте глиняный амулет или оберег.
Работа с эффектами
Развивает спонтанность и новизну восприятия. Целью данной работы всегда является
углублённое самопознание, освоение новых
видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации. Все эти
упражнения актуализируют сильные переживания, чувства, фантазии и
страхи. В них нет чёткой тематической обусловленности. Применимы они на
рабочей стадии группы в условиях сформировавшейся атмосферы доверия и
принятия. Эти техники относятся к техникам работы с глубинным
бессознательным и используются в контексте аналитической и
экзистенциальной арт-терапии.
Взаимодействие с бумагой
Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться
ножницами, клеем, скотчем и пр. Варьировать это задание можно как тематически, так и
инструментально, например:- передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники
делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);- создайте или
вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю;- используйте для создания
композиции туалетную бумагу;- используйте для создания композиции обёрточную
бумагу, картон (гафрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет и
пр.- используйте для создания объёмной композиции газеты, журналы.
Рисунок на мятой бумаге
Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её
хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или
карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и
т.д.
Рисование на мокрой бумаге
Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно
использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как
они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом
можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно
групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.
Каракули
Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и
замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить
его.
Варианты:
-затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и
попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем
обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,
- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;
- выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей
3партнёра;
- размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на
большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза.
После завершения найдите в изображённом образ и развейте его.
4