Базы данных и системы управления базами данных.
Оценка 4.8

Базы данных и системы управления базами данных.

Оценка 4.8
docx
10.10.2020
Базы данных и системы управления базами данных.
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИ1.docx

 

 

 

 

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема: Тема: Базы данных и системы управления базами данных. (продолжительность 90 минут).

Дисциплина: ЕН.02 Информатика

Преподаватель: Белявина А.А.

Специальность: 22.02.06 Сварочное производство

Группа: СП 118

Дата: 18.02.2020 г.

Цель: создать условия для формирования знаний о базах данных и системах управления базами данных.

Обучающая: способствовать формированию понятий: типы баз данных, системы управления базами данных, объекты СУБД; первоначальному знанию по работе с базой данных Microsoft Access.

Развивающая:  способствовать развитию логического  мышления,  памяти, практических  умений  и  навыков  при  работе  с  объектами  баз  данных  в  Microsoft Access.

Воспитательная: способствовать формированию  чувства дисциплинированности, ответственности за свою работу, бережного отношения к технике, информационной культуры.

Тип: лекция

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, мультимедийная презентация.

Литература:

1.   Цветкова М.С. Информатика. – М. : Изд. центр «Академия»,2017

2.   Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.2-е изд.,стер. - М. : Академия, 2018

Электронные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМАТИКА

http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».


Ход занятия:

1.Организационный момент.       

Приветствие обучающихся, проверка явки.

 

2. Актуализация знаний.    

Что такое архивы?

Какие существуют архивы?

Вы знаете, что порой такие архивы занимают целые здания, и поиск нужных документов требует значительных усилий. В наше время решению описанных проблем помогают компьютеры.

Для того чтобы поиск нужной информации не занимал много времени необходимо организованное (систематическое) хранение данных. В этом помогают базы данных. С помощью какого прикладного пакета майкросоофт можно организовать хранение данных?

 

Любой из нас, начиная с раннего детства, много раз сталкивался с базами данных. Что, по вашему мнению, может в жизни человека являться базой данных?

Конечно!

СЛ. 1

А какую информацию хранит, например, записная книжка?

А библиотечный каталог?

В каком виде хранится информация в приведенных примерах?

 

3. Целеполагание и мотивация.

Итак, исходя из вышесказанного, как вы думаете, какова будет тема нашего занятия?

Итак, тема урока… СЛ 2.

Давайте сформулируем цели нашего занятия СЛ 3.

Цель: изучить типы баз данных, системы управления базами данных; а так же познакомиться с базой данных Microsoft Access.

 

4. Изучение нового материала.

СЛ 4.

Итак, БАЗА ДАННЫХ - это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные об объектах и их свойствах.

 

СЛ 5.

Назначение Баз Данных заключается в хранении, поиске большого объема данных. Далее мы будем иметь в виду только компьютерные БД, так как, безусловно, современным средством хранения и обработки БД является компьютер.

 

СЛ 6.

Рассмотрим типы баз данных.

По структуре организации данных классификация БД следующая:

табличные;

иерархические;

сетевые;

реляционные.

 

Остановимся на каждом типе БД подробнее

 

СЛ 7.

Рассмотрим табличную базу данных.

Она содержит перечень объектов одного типа. Посмотрите, как будут представлены записная книжка и библиотечный каталог в виде таблицы. Мы видим, что табличная база данных состоит из полей и записей.

 

СЛ 8.

Количество полей определяется разработчиком и не может изменяться пользователем.

Любое поле должно иметь уникальное имя.

Поля могут иметь различный тип:

строка символов (длиной до 255 символов)

вещественное число (с дробной частью)

целое число

денежная сумма

дата, время, дата и время

логическое поле (истина или ложь, да или нет)

многострочный текст (МЕМО)

рисунок, звук или другой объект (объект OLE)

Поля могут быть обязательными для заполнения или нет.

Таблица может содержать сколько угодно записей (это количество ограничено только объемом диска); записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать.

 

СЛ 9,10.

Давайте посмотрим конкретный пример - таблицы из вашего домашнего задания.

Что в данной таблице является полями и записями, как вы думаете, какого типа они могут быть?

 

СЛ 11.

Еще одно важное понятие при изучении БД - ключевое поле или просто ключ, значение которого не повторяется у разных записей.

Постарайтесь определить могут ли следующие данные быть ключом?

 


 

СЛ 12.

Иерархическая база данных.

Такую базу данных графически можно представить как перевернутое дерево, состоящее из объектов различных уровней.

Это База данных, элементы которой организованы по принципу "управления-подчинения".

Рассмотрим конкретный пример - объект Рабочий стол, это верхний уровень. На втором уровне находятся папки Мой компьютер, Мои документы, Сетевое окружение, которые являются потомками папки Рабочий стол, а между собой являются близнецами. В свою очередь, папка Мой компьютер является предком по отношению к папкам третьего уровня - папкам дисков и системным папкам.

Ребята, какие вы можете привести примеры иерархических БД?

 

СЛ 13.

Еще один тип базы данных - сетевая база данных.

Это база данных, элементы которой могут быть связаны между собой произвольным образом.

Например, схема дорог

Какие примеры вы можете привести?

 

СЛ 14.

По характеру хранимой информации БД являются фактографическими и документальными

 

СЛ 15.

Пример фактографических БД: Книжный фонд библиотеки, Кадровый состав учреждения. Документальных БД: Законодательные акты в области уголовного права, Современная рок-музыка.

 

Итак, перейдем к электронной базе данных.

СЛ 16.

В школьном курсе информатики более подробно изучаются реляционные базы данных, которые состоят из набора взаимосвязанных таблиц, потому что реляционный тип баз данных используется в настоящее время часто и является универсальным.

Простейшая база данных содержит 1 таблицу, более сложная может состоять из множества таблиц, взаимосвязанных между собой. Значит ваши таблицы из домашнего задания - это простейшая фактографическая реляционная база данных.

Сейчас мы более подробно рассмотрим реляционные базы данных, выполняя практическую работу на компьютерах.

 

 

 

СЛ 17.

Для того чтобы начать работу с подготовленной БД необходимо программное обеспечение, которое называется СУБД.

Не путайте, пожалуйста, определения Базы данных и Системы управления базой данных.

База данных - это упорядоченный набор данных, а Система управления базой данных - это программа, которая позволяет создавать и работать с базой данных.

 

Но прежде чем мы приступим к работе за компьютерами, вспомним ПТБ

 

5. Первичное закрепление.        

СЛ 18.

Познакомимся с интерфейсом БД MS Access.

Начнем знакомство с СУБД с первого объекта - Таблицы.

В окне Базы данных выбираем создание таблицы путем ввода данных и заполняем таблицу по информации, содержащейся у вас на листах.

В появившейся таблице нужно переименовать названия полей согласно вашим таблицам сл и заполнить записями.

Преподаватель помогает в выполнении работы.

Практическая работа.

Ребята, давайте запустим программу Access 2016: на Рабочем столе ярлык программы - ключ.

Вы видите, что интерфейс программы похож на все офисные программы Microsoft.

После запуска программы в появившемся окне выбираем Файл Создать (в правом углу Новая база данных), задаем имя файла, в котором будет храниться на компьютере в папке Мои документы ваша БД (например, реки материков), нажимаем Создать.

 

СЛ 19-21.

В левой части появившегося окна расположены объекты, с которыми более подробно мы познакомимся на следующих занятиях. Это такие объекты, как

Таблицы - обычные двумерные таблицы.

Формы - электронный аналог бумажного бланка. Одна строка таблицы или запроса.

Запросы - отбор данных на основании заданных условий.

Отчеты - собираются данные из разных таблиц в одну таблицу, которую затем можно распечатать.

Модули - служат для автоматизации работы БД.

Макросы - так же для автоматизации повторяющихся операций. Заканчиваем работу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы, все справились. Теперь закройте получившиеся Базы данных, которые будут храниться в виде файла на компьютере. С ними мы еще будем работать на следующих практических занятиях.

Практическая работа.

Создание  табличной базы данных.

Цель: научиться создавать таблицы с помощью Конструктора таблиц в MS Access; осуществлять правильный ввод данных в таблицы.

Оборудование, технические средства и инструменты:

1.Инструкционная карта работы;

2.Компьютер с необходимым ПО.

Порядок работы:

Задание:

Создание пустой базы данных с помощью конструктора таблиц.

1.      Создадим таблицу под именем «Страны» с помощью конструктора таблиц.

Для этого выполните команду: Создание – конструктор таблиц.

Перед Вами откроется окно (Рисунок 1):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

  1. Заполните Имя поля следующими данными (заголовками столбцов): 

Код, Название, Официальное название, Столица, Политический строй, Языки,       Денежная единица, Площадь, Население, Часть света, Выход к морю. Соответственно типы данных для полей: Код – СЧЕТЧИК, Название, Официальное название, Столица, Политический строй, Языки, Денежная единица,  Часть света, Выход к морю – ТЕКСТОВЫЙ, Площадь, Население – ЧИСЛОВОЙ.

  1. Далее Нажмите сохранить (hello_html_m19b43294.gif) и назовите таблицу «Страны». Он автоматически запросит создать ключевое поле, нажмите кнопку ДА (поле Код будет Ключевое поле).
  2. Затем двойным щелчком левой кнопкой мыши откройте слева на таблицу Страны. Перед Вами откроется таблица Страны для заполнения (Рисунок 2).

Рис. 2.

 

 

 


  1. Заполните эту таблицу следующими данными (Таблица 1) и сохраните ее.

Таблица 1.

Страны

Код

Название

Официальное название

Столица

Политический строй

Языки

Денежная единица

Площадь

Население

Часть света

Выход к морю

 

1

Великобритания

Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Лондон

КМ

английский

фунт

244

58100

Европа

Да

 

2

Германия

Федеративная Республика Германия

Берлин

ПАР

немецкий

евро

357

81200

Европа

Нет

 

3

Бельгия

Королевство Бельгия

Брюссель

КМ

французский, нидерландски

евро

31

10000

Европа

Да

 

4

Франция

Французская Республика

Париж

ПРР

французский

евро

551

57800

Европа

Да

 

5

Испания

Королевство Испания

Мадрид

КМ

испанский

евро

505

39143

Европа

Да

 

6

Португалия

Португальская Республика

Лиссабон

ПР

португальский

эскудо

92

9868

Европа

Да

 

7

Италия

Итальянская Республика

Рим

ПРР

итальянский

евро

302

57057

Европа

Да

 

8

Швейцария

Швейцарская Конфедерация

Берн

КМ

немецкий,французский

евро

42

6969

Европа

Нет

 

9

Швеция

Королевство Швеция

Стокгольм

КМ

швецкий

крона

450

8745

Европа

Да

 

10

Дания

Королевство Дания

Копенгаген

КМ

датский

крона

45

5197

Европа

Да

 

11

Норвегия

Королевство Норвегия

Осло

КМ

норвежский

крона

387

4325

Европа

Да

 

12

Финляндия

Финляндская Республика

Хельсинки

ПРР

финский, шведский

марка

337

5078

Европа

Да

 

13

Нидерланды

Королевство Нидерланды

Амстердам

КМ

нидерландский

гульден

42

15287

Европа

Да

 

14

Румыния

Румыния

Бухарест

ПРР

румынский

лейн

238

22755

Европа

Да

 

15

Болгария

Республика Болгария

София

ПРР

болгарский

лев

111

8469

Европа

Да

 

16

Австралия

Австралия

Канберра

КМ

английский

доллар

7682

17803

Австралия

Да

 

17

Ангола

Республика Ангола

Луанда

ПРР

португальский

кванза

1247

10916

Африка

Да

 

18

Аргентина

Аргентинская Республика

Буэнос-Айрес

ПРР

испанский

песо

2777

33778

Южная Америка

Да

 

19

Бразилия

Федеративная Республика Бразилия

Бразилиа

ПРР

португальский

крузейру

8512

151534

Южная Америка

Да

 

20

Мексика

Мексиканские Соединённые Штаты

Мехико

ПРР

испанский

песо

1958

89955

Северная Америка

Да

 

21

Египет

Арабская Республика Египет

Каир

ПРР

арабский

фунт

1001

56488

Африка

Да

 

22

Мадагаскар

Республика Мадагаскар

Антананариву

ПРР

малагасийский, французски

франк

587

12092

Африка

Да

 

23

Эфиопия

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

Аддис-Абеба

ПР

амхарский

быр

1130

51831

Африка

Нет

 

24

Марокко

Королевство Марокко

Рабат

АМ

арабский

дирхам

446

26069

Африка

Да

 

25

Индия

Республика Индия

Дели

ПРР

хинди, английский

рупия

3288

896567

Азия

Да

 

26

Китай

Китайская Народная Республика

Пекин

СР

китайский

юань

9597

1200393

Азия

Да

 

27

Таиланд

Королевство Таиланд

Бангкок

АМ

тайский

бат

514

58584

Азия

Да

 

28

Ирландия

Ирландия

Дублин

ПР

ирландский, английский

фунт

70

3516

Европа

Да

 

29

Греция

Греческая Республика

Афины

ПРР

греческий

евро

132

10350

Европа

Да

 

30

Венгрия

Венгерская Республика

Будапешт

ПРР

венгерский

форинт

93

10262

Европа

Нет

 

31

Польша

Республика Польша

Варшава

ПРР

польский

злотый

313

38544

Европа

Да

 

32

Россия

Российская Федераия

Москва

ПРР

русский

рубль

17075

148400

Нет

 

33

Австрия

Австрийская Республика

Вена

ПАР

Немецкий

евро

839

8015

Нет

 

34

Украина

Украина

Киев

ПРР

Украинский

гривны

6037

52114

Нет

 

35

Япония

Япония

Токио

КМ

Японский

иена

372

124960

Нет

 

36

Турция

Турецкая Республика

Анкара

ПРР

Турецкий

лира

7795

61183

Нет

 


 

6. Рефлексия. 

Итог занятия СЛ 22.

Цель? Достигли?

СЛ 23.

В качестве рефлексии я предлагаю вам на карточках, которые вы получили, продолжить фразы:

Я смогу элементы данных технологий применить на:___________________

Сегодня для себя я:________________________________________________

 

8. Итог занятия.    

Итак, результаты урока достаточно хорошие, ребята, молодцы, справились со всеми заданиями.

 

9. Домашнее задание.      

Объявляет и поясняет домашнее задание.

Выучить записи в тетради.

 

10. Приложения:

Наглядный, дидактический материал, раздаточный материал – инструкционная карта, мультимедийная презентация.


 

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема:

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема:

Ход занятия: 1.Организационный момент

Ход занятия: 1.Организационный момент

По структуре организации данных классификация

По структуре организации данных классификация

СЛ 12. Иерархическая база данных

СЛ 12. Иерархическая база данных

СЛ 17. Для того чтобы начать работу с подготовленной

СЛ 17. Для того чтобы начать работу с подготовленной

С ними мы еще будем работать на следующих практических занятиях

С ними мы еще будем работать на следующих практических занятиях

Заполните эту таблицу следующими данными (

Заполните эту таблицу следующими данными (

Мадагаскар Республика Мадагаскар

Мадагаскар Республика Мадагаскар

Рефлексия. Итог занятия СЛ 22

Рефлексия. Итог занятия СЛ 22
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2020