ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Тема: Базы данных и системы управления базами данных. (продолжительность 90 минут).
Дисциплина: ЕН.02 Информатика
Преподаватель: Белявина А.А.
Специальность: 22.02.06 Сварочное производство
Группа: СП 118
Дата: 18.02.2020 г.
Цель: создать условия для формирования знаний о базах данных и системах управления базами данных.
Обучающая: способствовать формированию понятий: типы баз данных, системы управления базами данных, объекты СУБД; первоначальному знанию по работе с базой данных Microsoft Access.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, памяти, практических умений и навыков при работе с объектами баз данных в Microsoft Access.
Воспитательная: способствовать формированию чувства дисциплинированности, ответственности за свою работу, бережного отношения к технике, информационной культуры.
Тип: лекция
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, мультимедийная презентация.
Литература:
1. Цветкова М.С. Информатика. – М. : Изд. центр «Академия»,2017
2. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.2-е изд.,стер. - М. : Академия, 2018
Электронные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМАТИКА
http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Приветствие обучающихся, проверка явки.
2. Актуализация знаний.
Что такое архивы?
Какие существуют архивы?
Вы знаете, что порой такие архивы занимают целые здания, и поиск нужных документов требует значительных усилий. В наше время решению описанных проблем помогают компьютеры.
Для того чтобы поиск нужной информации не занимал много времени необходимо организованное (систематическое) хранение данных. В этом помогают базы данных. С помощью какого прикладного пакета майкросоофт можно организовать хранение данных?
Любой из нас, начиная с раннего детства, много раз сталкивался с базами данных. Что, по вашему мнению, может в жизни человека являться базой данных?
Конечно!
СЛ. 1
А какую информацию хранит, например, записная книжка?
А библиотечный каталог?
В каком виде хранится информация в приведенных примерах?
3. Целеполагание и мотивация.
Итак, исходя из вышесказанного, как вы думаете, какова будет тема нашего занятия?
Итак, тема урока… СЛ 2.
Давайте сформулируем цели нашего занятия СЛ 3.
Цель: изучить типы баз данных, системы управления базами данных; а так же познакомиться с базой данных Microsoft Access.
4. Изучение нового материала.
СЛ 4.
Итак, БАЗА ДАННЫХ - это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные об объектах и их свойствах.
СЛ 5.
Назначение Баз Данных заключается в хранении, поиске большого объема данных. Далее мы будем иметь в виду только компьютерные БД, так как, безусловно, современным средством хранения и обработки БД является компьютер.
СЛ 6.
Рассмотрим типы баз данных.
По структуре организации данных классификация БД следующая:
табличные;
иерархические;
сетевые;
реляционные.
Остановимся на каждом типе БД подробнее
СЛ 7.
Рассмотрим табличную базу данных.
Она содержит перечень объектов одного типа. Посмотрите, как будут представлены записная книжка и библиотечный каталог в виде таблицы. Мы видим, что табличная база данных состоит из полей и записей.
СЛ 8.
Количество полей определяется разработчиком и не может изменяться пользователем.
Любое поле должно иметь уникальное имя.
Поля могут иметь различный тип:
строка символов (длиной до 255 символов)
вещественное число (с дробной частью)
целое число
денежная сумма
дата, время, дата и время
логическое поле (истина или ложь, да или нет)
многострочный текст (МЕМО)
рисунок, звук или другой объект (объект OLE)
Поля могут быть обязательными для заполнения или нет.
Таблица может содержать сколько угодно записей (это количество ограничено только объемом диска); записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать.
СЛ 9,10.
Давайте посмотрим конкретный пример - таблицы из вашего домашнего задания.
Что в данной таблице является полями и записями, как вы думаете, какого типа они могут быть?
СЛ 11.
Еще одно важное понятие при изучении БД - ключевое поле или просто ключ, значение которого не повторяется у разных записей.
Постарайтесь определить могут ли следующие данные быть ключом?
СЛ 12.
Иерархическая база данных.
Такую базу данных графически можно представить как перевернутое дерево, состоящее из объектов различных уровней.
Это База данных, элементы которой организованы по принципу "управления-подчинения".
Рассмотрим конкретный пример - объект Рабочий стол, это верхний уровень. На втором уровне находятся папки Мой компьютер, Мои документы, Сетевое окружение, которые являются потомками папки Рабочий стол, а между собой являются близнецами. В свою очередь, папка Мой компьютер является предком по отношению к папкам третьего уровня - папкам дисков и системным папкам.
Ребята, какие вы можете привести примеры иерархических БД?
СЛ 13.
Еще один тип базы данных - сетевая база данных.
Это база данных, элементы которой могут быть связаны между собой произвольным образом.
Например, схема дорог
Какие примеры вы можете привести?
СЛ 14.
По характеру хранимой информации БД являются фактографическими и документальными
СЛ 15.
Пример фактографических БД: Книжный фонд библиотеки, Кадровый состав учреждения. Документальных БД: Законодательные акты в области уголовного права, Современная рок-музыка.
Итак, перейдем к электронной базе данных.
СЛ 16.
В школьном курсе информатики более подробно изучаются реляционные базы данных, которые состоят из набора взаимосвязанных таблиц, потому что реляционный тип баз данных используется в настоящее время часто и является универсальным.
Простейшая база данных содержит 1 таблицу, более сложная может состоять из множества таблиц, взаимосвязанных между собой. Значит ваши таблицы из домашнего задания - это простейшая фактографическая реляционная база данных.
Сейчас мы более подробно рассмотрим реляционные базы данных, выполняя практическую работу на компьютерах.
СЛ 17.
Для того чтобы начать работу с подготовленной БД необходимо программное обеспечение, которое называется СУБД.
Не путайте, пожалуйста, определения Базы данных и Системы управления базой данных.
База данных - это упорядоченный набор данных, а Система управления базой данных - это программа, которая позволяет создавать и работать с базой данных.
Но прежде чем мы приступим к работе за компьютерами, вспомним ПТБ
5. Первичное закрепление.
СЛ 18.
Познакомимся с интерфейсом БД MS Access.
Начнем знакомство с СУБД с первого объекта - Таблицы.
В окне Базы данных выбираем создание таблицы путем ввода данных и заполняем таблицу по информации, содержащейся у вас на листах.
В появившейся таблице нужно переименовать названия полей согласно вашим таблицам сл и заполнить записями.
Преподаватель помогает в выполнении работы.
Практическая работа.
Ребята, давайте запустим программу Access 2016: на Рабочем столе ярлык программы - ключ.
Вы видите, что интерфейс программы похож на все офисные программы Microsoft.
После запуска программы в появившемся окне выбираем Файл Создать (в правом углу Новая база данных), задаем имя файла, в котором будет храниться на компьютере в папке Мои документы ваша БД (например, реки материков), нажимаем Создать.
СЛ 19-21.
В левой части появившегося окна расположены объекты, с которыми более подробно мы познакомимся на следующих занятиях. Это такие объекты, как
Таблицы - обычные двумерные таблицы.
Формы - электронный аналог бумажного бланка. Одна строка таблицы или запроса.
Запросы - отбор данных на основании заданных условий.
Отчеты - собираются данные из разных таблиц в одну таблицу, которую затем можно распечатать.
Модули - служат для автоматизации работы БД.
Макросы - так же для автоматизации повторяющихся операций. Заканчиваем работу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы, все справились. Теперь закройте получившиеся Базы данных, которые будут храниться в виде файла на компьютере. С ними мы еще будем работать на следующих практических занятиях.
Практическая работа.
Создание табличной базы данных.
Цель: научиться создавать таблицы с помощью Конструктора таблиц в MS Access; осуществлять правильный ввод данных в таблицы.
Оборудование, технические средства и инструменты:
1.Инструкционная карта работы;
2.Компьютер с необходимым ПО.
Порядок работы:
Задание:
Создание пустой базы данных с помощью конструктора таблиц.
1. Создадим таблицу под именем «Страны» с помощью конструктора таблиц.
Для этого выполните команду: Создание – конструктор таблиц.
Перед Вами откроется окно (Рисунок 1):
Рис. 1
Код, Название, Официальное название, Столица, Политический строй, Языки, Денежная единица, Площадь, Население, Часть света, Выход к морю. Соответственно типы данных для полей: Код – СЧЕТЧИК, Название, Официальное название, Столица, Политический строй, Языки, Денежная единица, Часть света, Выход к морю – ТЕКСТОВЫЙ, Площадь, Население – ЧИСЛОВОЙ.
Рис. 2.
Таблица 1.
Страны |
|||||||||||
Код |
Название |
Официальное название |
Столица |
Политический строй |
Языки |
Денежная единица |
Площадь |
Население |
Часть света |
Выход к морю |
|
1 |
Великобритания |
Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии |
Лондон |
КМ |
английский |
фунт |
244 |
58100 |
Европа |
Да |
|
2 |
Германия |
Федеративная Республика Германия |
Берлин |
ПАР |
немецкий |
евро |
357 |
81200 |
Европа |
Нет |
|
3 |
Бельгия |
Королевство Бельгия |
Брюссель |
КМ |
французский, нидерландски |
евро |
31 |
10000 |
Европа |
Да |
|
4 |
Франция |
Французская Республика |
Париж |
ПРР |
французский |
евро |
551 |
57800 |
Европа |
Да |
|
5 |
Испания |
Королевство Испания |
Мадрид |
КМ |
испанский |
евро |
505 |
39143 |
Европа |
Да |
|
6 |
Португалия |
Португальская Республика |
Лиссабон |
ПР |
португальский |
эскудо |
92 |
9868 |
Европа |
Да |
|
7 |
Италия |
Итальянская Республика |
Рим |
ПРР |
итальянский |
евро |
302 |
57057 |
Европа |
Да |
|
8 |
Швейцария |
Швейцарская Конфедерация |
Берн |
КМ |
немецкий,французский |
евро |
42 |
6969 |
Европа |
Нет |
|
9 |
Швеция |
Королевство Швеция |
Стокгольм |
КМ |
швецкий |
крона |
450 |
8745 |
Европа |
Да |
|
10 |
Дания |
Королевство Дания |
Копенгаген |
КМ |
датский |
крона |
45 |
5197 |
Европа |
Да |
|
11 |
Норвегия |
Королевство Норвегия |
Осло |
КМ |
норвежский |
крона |
387 |
4325 |
Европа |
Да |
|
12 |
Финляндия |
Финляндская Республика |
Хельсинки |
ПРР |
финский, шведский |
марка |
337 |
5078 |
Европа |
Да |
|
13 |
Нидерланды |
Королевство Нидерланды |
Амстердам |
КМ |
нидерландский |
гульден |
42 |
15287 |
Европа |
Да |
|
14 |
Румыния |
Румыния |
Бухарест |
ПРР |
румынский |
лейн |
238 |
22755 |
Европа |
Да |
|
15 |
Болгария |
Республика Болгария |
София |
ПРР |
болгарский |
лев |
111 |
8469 |
Европа |
Да |
|
16 |
Австралия |
Австралия |
Канберра |
КМ |
английский |
доллар |
7682 |
17803 |
Австралия |
Да |
|
17 |
Ангола |
Республика Ангола |
Луанда |
ПРР |
португальский |
кванза |
1247 |
10916 |
Африка |
Да |
|
18 |
Аргентина |
Аргентинская Республика |
Буэнос-Айрес |
ПРР |
испанский |
песо |
2777 |
33778 |
Южная Америка |
Да |
|
19 |
Бразилия |
Федеративная Республика Бразилия |
Бразилиа |
ПРР |
португальский |
крузейру |
8512 |
151534 |
Южная Америка |
Да |
|
20 |
Мексика |
Мексиканские Соединённые Штаты |
Мехико |
ПРР |
испанский |
песо |
1958 |
89955 |
Северная Америка |
Да |
|
21 |
Египет |
Арабская Республика Египет |
Каир |
ПРР |
арабский |
фунт |
1001 |
56488 |
Африка |
Да |
|
22 |
Мадагаскар |
Республика Мадагаскар |
Антананариву |
ПРР |
малагасийский, французски |
франк |
587 |
12092 |
Африка |
Да |
|
23 |
Эфиопия |
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия |
Аддис-Абеба |
ПР |
амхарский |
быр |
1130 |
51831 |
Африка |
Нет |
|
24 |
Марокко |
Королевство Марокко |
Рабат |
АМ |
арабский |
дирхам |
446 |
26069 |
Африка |
Да |
|
25 |
Индия |
Республика Индия |
Дели |
ПРР |
хинди, английский |
рупия |
3288 |
896567 |
Азия |
Да |
|
26 |
Китай |
Китайская Народная Республика |
Пекин |
СР |
китайский |
юань |
9597 |
1200393 |
Азия |
Да |
|
27 |
Таиланд |
Королевство Таиланд |
Бангкок |
АМ |
тайский |
бат |
514 |
58584 |
Азия |
Да |
|
28 |
Ирландия |
Ирландия |
Дублин |
ПР |
ирландский, английский |
фунт |
70 |
3516 |
Европа |
Да |
|
29 |
Греция |
Греческая Республика |
Афины |
ПРР |
греческий |
евро |
132 |
10350 |
Европа |
Да |
|
30 |
Венгрия |
Венгерская Республика |
Будапешт |
ПРР |
венгерский |
форинт |
93 |
10262 |
Европа |
Нет |
|
31 |
Польша |
Республика Польша |
Варшава |
ПРР |
польский |
злотый |
313 |
38544 |
Европа |
Да |
|
32 |
Россия |
Российская Федераия |
Москва |
ПРР |
русский |
рубль |
17075 |
148400 |
Нет |
|
|
33 |
Австрия |
Австрийская Республика |
Вена |
ПАР |
Немецкий |
евро |
839 |
8015 |
Нет |
|
|
34 |
Украина |
Украина |
Киев |
ПРР |
Украинский |
гривны |
6037 |
52114 |
Нет |
|
|
35 |
Япония |
Япония |
Токио |
КМ |
Японский |
иена |
372 |
124960 |
Нет |
|
|
36 |
Турция |
Турецкая Республика |
Анкара |
ПРР |
Турецкий |
лира |
7795 |
61183 |
Нет |
|
6. Рефлексия.
Итог занятия СЛ 22.
Цель? Достигли?
СЛ 23.
В качестве рефлексии я предлагаю вам на карточках, которые вы получили, продолжить фразы:
Я смогу элементы данных технологий применить на:___________________
Сегодня для себя я:________________________________________________
8. Итог занятия.
Итак, результаты урока достаточно хорошие, ребята, молодцы, справились со всеми заданиями.
9. Домашнее задание.
Объявляет и поясняет домашнее задание.
Выучить записи в тетради.
10. Приложения:
Наглядный, дидактический материал, раздаточный материал – инструкционная карта, мультимедийная презентация.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.