муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 244»
Педагогический проект в подготовительной группе «Береги зубы с молоду»
Подготовила воспитатель- Уляшинская Н.Л.
Введение
Здоровый образ жизни – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, морального настроя, физической подготовки и отказа от вредных привычек. Привычка к ЗОЖ может стать тем условием, которое позволит развиваться и расти каждому ребенку. Меняются времена, методики, программы, но формирование привычки к здоровому образу жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования в семье и детском саду. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ. Одним из направлений подготовки к формированию понятия ЗОЖ является уход за зубами. Нельзя забывать, что зубы – это зеркало организма и отношения к своему здоровью. Стоматологи утверждают, чтобы продлить жизнь человека минимум на 10 лет можно, имея здоровые зубы. Это объясняется тем, что в ротовой полости обитает огромное количество бактерий. Эти бактерии не наносят вреда организму человека до тех пор, пока его десны и вся полость здоровы. Заболевания зубов являются наиболее распространенными болезнями человека. По статистике, более 90 % населения планеты страдают подобными проблемами. Но только правильное лечение зубов и постоянная профилактика помогут решить данную проблему. Задача взрослых - помочь детям сформировать правильные культурно-гигиенические навыки, что бы сохранить зубы как можно дольше здоровыми, крепкими, а улыбку белоснежной.
Мы часто думаем, что зубы - это дополнение к облику человека, как волосы и ногти. Однако зуб - это живой орган. Чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми необходимо своевременно обращаться к стоматологу, вести здоровый образ жизни.
Актуальность.
Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.
Выработанная еще в детстве привычка поддерживать зубы и десны в здоровом состоянии в будущем поможет избежать многих проблем со здоровьем зубов. В ходе реализации проекта дети приобретают информацию, позволяющую им правильно ухаживать за зубами, чтобы их зубы были здоровы (приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладение нормами и правилами в питании, формировании полезных привычек (полоскание рта).
Цель проекта: Дать детям необходимые знания о зубах; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, формировать личностную ответственность за сохранение своих здоровых зубов в повседневной жизни.
Задачи:
- Обогатить общие представления о здоровье, как ценности, расширить представления детей о строении зуба и основными функциями зубов (пережёвывание пищи, проговаривание звуков), правилами ухода за зубами, причинами заболевания зубов.
- Формировать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены полости рта; способствовать развитию умения правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.
- Формировать представления о том, что полезно и что вредно для роста здоровых зубов.
- Расширить представление о работе врача стоматолога. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом-стоматологом.
- Привлекать родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у дошкольников представлений о ЗОЖ; расширить педагогическую грамотность родителей.
Предполагаемые результаты:
- наличие у детей знаний, соответствующих возрасту, о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов;
- овладение детьми элементарными умениями и навыками в правильном уходе за полостью рта;
- наличие желания иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога;
- расширение педагогической грамотности родителей.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: познавательно-ориентированный, краткосрочный. Продолжительность проекта - две недели (с 09.02.2024г. по 22.02.2024г).
Интеграция: образовательные области социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный.
1. Диагностика знаний детей.
2.Сбор информации о гигиене полости рта.
3.Подбор видеофильмов, мультфильмов по теме.
4.Подбор книг и иллюстративного материала для детей о гигиене полости рта.
5. Подбор и разработка дидактических игр ««Закончи предложение», «Полезно - вредно».
6. Подготовка консультаций для родителей по темам: «Как защитить детские зубы от кариеса», «Если ребенок боится стоматолога».
7. Оформление стенда для родителей на темам: «Как ухаживать за молочными зубами», «Как правильно выбирать зубную щётку и пасту».
II этап. Основной
1. Встреча с врачом стоматологом. Беседа «Причины повреждения зубов», «9 февраля – день стоматолога».
Цель: формировать представление о профессии стоматолога, о здоровье зубов.
2. Образовательная деятельность.
1 Познавательное развитие:
1. «Рот и зубы. Строение и функции зубов».
Цель: познакомить детей со строением зубов, их назначениями и функцией.
Цель: Формировать элементарные знания детей о гигиене питания и ухода за зубами. Показать важность правильного питания и ухода за зубами. Развивать наблюдательность и интерес детей. Воспитывать потребность выполнять правила личной гигиены. Вызывать чувство сострадания к больным.
1. Социально-коммуникативное развитие:
Безопасность “Правила пользования зубной щеткой и зубной пастой”
Цель: закрепить представление о видах зубных щёток, зубных паст, об их назначении и правильном использовании.
2. Речевое развитие
1. Составление рассказа по схеме “О чем может рассказать зубная щётка” Цель: Учить составлять рассказ по схеме, закреплять представление о правилах ухода за зубными щётками.
4. Художественно-эстетическое развитие:
1) Рисование «Страна здоровых зубов»
2) Аппликация “Укрась стаканчик для полоскания”
5. Физическое развитие
Игра “Кто быстрее закрутит крышку у тюбика?”, Игры эстафеты.
Цель: развивать физическую активность.
3.Беседы:
- «Питание и здоровые зубы»
Сформировать понятие о том, что здоровье зубов зависит и от пищи, которую мы принимаем.
- «Профессия врач-стоматолог»
Познакомить с профессией стоматолога, воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встречи с врачом- стоматологом
- «Почему зубы называются молочными? Почему молочные зубы начинают шататься?» Сформировать представление о молочных зубах и уходе за ними.
4 . Ситуативный разговор «У тебя заболел зуб после того, как ты съел много конфет»
Закрепить знания ребят о правилах прима сладкой пищи. Учить находить выход в создавшейся ситуации, закреплять знания о том, что после еды необходимо полоскать рот
5. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках) Куликовская Т. «Знакомство с язычком и его домиком», динамическое упражнение (логоритмика) О. Боромыковой «Моемся, чистим зубы»
Развитие артикуляционного аппарата.
6. Чтение художественной литературы, аудирование, просмотр мультипликационных фильмов по теме: «Мойдодыр», «Айболит» К.И.Чуковский, “Птичка Тари” (про крокодила, который не чистил зубы, “Фиксики” серия “Зубная щетка”. Разучивание пословиц, стихов, загадок о зубах, щётке, воде, пасте.
7. Познавательно-исследовательская деятельность:
1.Самообследование. (Ребята рассматривали в зеркало внешний вид зубов, находили отличие друг от друга, выясняли причины такого строения).
8. Просмотр презентаций (ИКТ): «Вредные и полезные продукты для зубов», «Жевательная резинка вред и польза».
Цель: формировать представление о полезных и вредных продуктах для здоровья зубов; пользе и вреде жевательной резинки.
9. Игровая деятельность
Дидактическая игра «Цепочка действий»
Отрабатывать навык последовательности правил ухода за полостью рта.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Закреплять знания детей о правилах сохранения зубов красивыми и здоровыми.
Дидактическая игра «Полезно - вредно»
Закреплять знания детей о полезной и вредной пищи для здоровья зубов.
Дидактическая игра «Какие у нас зубы»
Формировать понятие о строении зубов и их функциях.
Цель: Закреплять в ходе игры знания о работе стоматолога
10.Работа с родителями в ходе реализации проекта:
- Оформление стенда для родителей на тему «Как ухаживать за молочными зубами», «Как правильно выбирать зубную щётку и пасту».
- Консультация: «Как защитить детские зубы от кариеса», «Если ребенок боится стоматолога».
- Конкурс рисунков «Здоровые зубы»
III этап. Заключительный.
Анализ результатов проектной деятельности.
Выставка рисунков «Здоровые зубы», создание картотеки пословиц, поговорок, стихотворений о здоровье зубов.
Управление и обеспечение проекта:
1. Информационный стенд для родителей «Как ухаживать за молочными зубами», «Как правильно выбирать зубную щётку и пасту».
2. Презентации «Вредные и полезные продукты для зубов», «Жевательная резинка вред и польза».
3. Художественная литература по теме, мультипликационные фильмы: «Мойдодыр», «Айболит» (К.И.Чуковский), “Птичка Тари” (про крокодила, который не чистил зубы, “Фиксики” серия “Зубная щетка”.
4. Картотека пословиц, поговорок, стихотворений о здоровье зубов.
5. Подбор и создание дидактических игр: «Цепочка действий», «Закончи предложение», «Полезно - вредно», «Какие у нас зубы».
Итоги проекта:
У детей: -сформированы начальные представление о значении зубов для организма; о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов;
-дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;
- у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;
У педагогов:
- обогащена предметно-развивающая среда группы.
У родителей:
- повысился уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;
- укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.
Заключение
Конечно, отследить насколько лучше дети стали ухаживать за зубами и полостью рта не представляется возможным, так как эти процессы происходят в основном дома, но знания, приобретенные детьми в ходе проекта, стали достоянием их личного опыта. Они получили ответы на вопросы, поставленные в процессе деятельности. Знания были нужны детям и поэтому интересны им.
Две недели целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решили всех проблем, но значительно помогли, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, помогли овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами и, в-третьих, развили у дошкольников самостоятельность и ответственность за своё здоровье.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.