МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм»
Текстовое выступление учащегося
Научно-практическая конференция для учащихся
Детских школ искусств
(конкурс исследовательских работ)
Тема: «Как у Левитана»
Автор: Хаирова Арина Самитовна,
8 лет, учащаяся 1 класса
МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм».
Руководитель: Рыбчинчук Галина Васильевна,
преподаватель отделения ИЗО
МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм».
Г. Тюмень, 2018 г
Добрый день уважаемые члены жюри и присутствующие!
С
природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
Е. Баратынский
Добрый день уважаемые члены жюри и присутствующие!
Тему исследования «Как у Левитана» мы выбрали не случайно. Рассматривая картины И. Левитана, пришла в голову мысль – «Если Левитан начал выставлять свои картины на ученических выставках, а почему бы и нам не попробовать?»
Эпиграфом к исследованию подобрали слова, представленные на слайде.
Были определены
цель:
Оформить творческий проект «Как у Левитана»
задачи:
1. Изучить творчество знаменитого художника И. Левитана.
2. Выполнить цикл творческих работ как у И. Левитана.
3. Организовать выставку творческих работ как у И. Левитана.
1. Творчество знаменитого художника И. Левитана.
Огромную роль в формировании Левитана как
художника сыграли его учителя в Училище — известные художники Перов, Поленов,
Саврасов. В воспитании молодого художника-пейзажиста
огромную роль сыграло Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где
пейзажным классом руководил Саврасов. Однажды Саврасов сказал Левитану, с
восторгом глядя на его пейзаж: Ты обладаешь даром не только понимать, но и слышать
русскую задушевную природу. Это – редчайший дар. Ты будешь великим художником.
Я горжусь тем, что учу тебя».
В скором времени, потеряв родителей, Исаак Левитан был вынужден зарабатывать деньги своим мастерством — с ранних лет он начал выполнять художественные заказы, проводил уроки рисования, рисовал для различных журналов. Одну из них — картину «Осенний день. Сокольники» — неожиданно приобрел для своей прославленной галереи Павел Третьяков, что, безусловно, вдохновило начинающего художника.
Отправимся на заочную экскурсию в галерею русской природы художника. Рассмотрим самые известные картины И.И. Левитана и посмотрим, почему Павел Третьяков приобрел данную картину?
«Осенний день. Сокольники»
(Показ презентации, состоящей из картин Левитана)
Скромный осенний пейзаж: уходящая вдаль аллея парка, с обеих
сторон высокие старые сосны и молодые клены, засыпавшие землю осенней листвой.
Ветер гонит по осеннему небу клочья туч, раскачивает верхушки сосен, сметает с
кленов листву и обвевает фигуру идущей по аллее женщины. В картине чувствуется
гармония и музыкальность. Можно уловить музыкальный ритм, она чем-то напоминала
осеннюю песню без слов.
Центральным элементом картины является героиня, она выступает
своеобразным камертоном настроения, создаваемого этим парком и осенним днём.
Как Шишкин не имел никакого
отношения к медведям со своей самой знаменитой работы,
так и Левитан не автор этой примечательной, одинокой фигуры. Девушку в
тёмном платье, идущую прямо с полотна навстречу к зрителю, написал Николай
Чехов, русский художник и родной брат знаменитого писателя Антона Павловича.
В этой картине всё удивительно и атмосферно. Взгляд упрямо
цепляется за отдельные элементы, которые выстраиваются в цельный, лаконичный, но
эмоциональный образ. И последняя деталь – быстрый взгляд на название, броское и
ёмкое. Словно блоковское сакраментальное «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», у
Левитана не менее исчерпывающее – «Осенний день. Сокольники».
Мне очень понравилась картина «Золотая осень» (1895 г). Произведение Левитана вдохновляет, и сразу почему-то вспоминаются разные стихи об осени, ведь он так любил это время года! Глядя на данную репродукцию, вспоминаешь строки Ф.И.Тютчева:
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора!
Весь лес стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
На картине Левитана И.И. «Золотая осень» мы видим зелёный бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в речке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Трава ещё зелёная, только-только начала желтеть. А вот, берёзы, на своих тоненьких ножках, уже вовсю принарядилась. Автор постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.
Глядя на картину, создаётся впечатление, что жёлто-рыжие берёзки прямо горят под лучами осеннего солнца. Автор нарочно нигде не прорисовывал чёткого контура, поэтому вся его картина будит различные иллюзии и фантазии. Вдалеке, присмотревшись, можно увидеть дома. Скорей всего, это село. От этого сразу становится теплее на душе. Вся картина не оставляет впечатление грусти или меланхолии, наоборот, от такого обилия красок сразу становится как-то весело и появляется бодрость. Хочется вдохнуть свежий воздух багряной осени, пробежаться по золотой листве, а потом, вдруг резко остановиться, и тихонечко прислушиваться к пению птиц в берёзовой роще.
Март
Великий русский пейзажист не любил зиму. Как всякий художник
конца 19 века, он с большим удовольствием писал переходные времена года - весну
и осень. Именно в это время русская природа взрывается буйством красок и
тысячами всевозможных сочетаний оттенков и полутонов. Едва ли не единственное
исключение - эта работа. Правда, в полном смысле
"зимним" этот пейзаж назвать нельзя, все вокруг предвещает скорую
весну.
Тверская губерния - любимое место творчества мастера. Вот и здесь зрителю
представлен "задний двор" загородного имения. Остановив свою телегу,
запряженную худой лошаденкой, крестьянин ушел обсуждать с барином предстоящий
рабочий сезон. А старая лошадь, обрадовавшись первому робкому солнечному теплу,
стоит неподвижно, боясь спугнуть этот редкий миг отдыха.
Весна на картине практически не вступила в права. Тяжелый и
лишь слегка подтаявший снег лежит толстым ковром. Только снеговая шапка на
крыше заднего крыльца готова упасть и рассыпаться. Если молодые березки
освещены ярким солнцем, то мрачные сосны остаются в тени, словно не желая так
скоро уступать наступающему теплу.
Но весну никак не скрыть. Ее выдает безупречно чистое небо, синие
тени на снегу, скворечник на вершине березы уже готов принять веселое и шумное
птичье семейство.
Дороги уже практически избавились от снега. Охристый цвет
проступающего наезженного пути также создает совершенно весеннее и приподнятое
настроение, а залитая солнцем стена деревянного господского дома кажется жадно
впитывает в себя тепло, истосковавшись по свету за долгую зиму.
Дорожка следов, убегающая в лес, напоминает сказку о снегурочки, что пряталась
от грозного Ярила-Солнца.
Известно, что великий пейзажист написал эту работу необыкновенно
быстро, всего за несколько сеансов. Автор всеми силами старается приблизить
наступление тепла и пору цветения.
Сочетание зеленого, синего и белого цветов, создали уникальный и
радостный колорит работы До мастера подобным образом зиму никто не писал.
Поэтому эта работа стала источником вдохновения целого
поколения русских художников. Автор сумел увидеть в обычном мартовском
пейзаже летнюю радость, красочность и веселость. Во всем чувствуется некоторая
незаконченность, недосказанность. Стремительные перемены в природе,
наступающее тепло создают иллюзию движения в картине, так мастерски переданную
художником.
"Весна - большая вода" Картина "Весна - большая вода" (1896-1897) завершает цикл лирических пейзажей 1895-1896 годов. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… «Весна. Большая вода» — картина Левитана, на которой изображено пробуждение весны. Картина написана в 1897 году, за три года до смерти художника. На холсте изображено пробуждение природы от долгой зимней спячки, признаком которого, в первую очередь, является половодье. Вода затопила прибережную зону, но, несмотря на это, нет чувства, что она агрессивна. Наоборот: тишь и гладь воды завораживает. Изумительны отображенные в воде деревья и легкое небо, покрытое мягкими весенними облаками. Тонкие оттенки голубого, желтого и зеленого придают картине особенный колорит. Наиболее разнообразным является голубой цвет. На картине он представлен всеми оттенками: от темно-синего до практически белого.
«Весна. Большая вода» считается одной из самых лирических картин Левитана. Она очень красива и притягательна. Очаровывает момент пробуждения природы после долгой спячки. Этот момент ассоциируется с чем-то новым в жизни каждого человека, что, возможно, и очаровывает поклонников художника.
Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине. И только всего, Что, как прежде красна, Пришла, Прилетела, Вернулась весна! таков ликующий, полный жизни колорит картины.
Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана, знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая душа природы, они одухотворены любовью и окрашены поэтическим настроением.
Творчество Левитана нам помогает по – другому взглянуть на картины нашего края, наша задача - передать красоту земли Тюменской при помощи выразительных средств – кистей и красок. Наша родина богата красочностью и изумительно красива в любое время года. Сравнивая наши картины (детские) с картинами художника Левитана мы понимаем, что в каждой композиции преобладают идеи детского и взрослого мировоззрения, но схожи они тем, что природа одинаково запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений.
Данное исследование носит практическую значимость, проект презентации оформлен в форме альбома и может использоваться в урочной и внеурочной деятельности при изучении темы. В приложении имеется диск, тезисы, научно – исследовательская работа.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.