муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 229» общеразвивающего вида «Жаворонок» с приоритетным осуществлением физического
и художественно-эстетического развития детей»
Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь
для старших дошкольников
Выполнила:
Муз. руководитель
высшей кв. категории
Легостаева Елена Викторовна
г. Новосибирск
2020г.
Цели: познакомиться со звуками, развитие внимания, слухового внимания, восприятия, мелкой моторики, крупной моторики.
Задачи:
1. Развивать поисковую деятельность детей; музыкально-сенсорные
способности, ритмическое восприятие.
2. Учить разделять группы звуков (музыкальные и шумовые),
определять их качества и свойства; обучать игре в оркестре.
3. Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,
умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о звуках. Вы знаете, что это такое?
Ответы детей.
Педагог: Звуки – это все, что мы слышим ушами. В мире существует большое количество самых разных звуков: музыкальных, звуков природы, города. Благодаря звукам, мы узнаем о том, что происходит вокруг нас. Сегодня вы познакомитесь со звуками, послушаете их и даже поиграете.
Сначала вы познакомитесь со звуками природы. Ребята, а вы знаете, что такое природа?
Ответы детей.
Педагог: Природа - это окружающий нас, живой мир. Это то, что существует без помощи человека. Послушайте,как об этом написано в стихотворении:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Ребята, я знаю – вы любите загадки. А я люблю их загадывать. Отгадайте загадки о звуках, которыемы можем услышать только мире природы:
Обманывать не стану,
- Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
(ветер)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(родник)
Молодцы! Сейчас я снова буду загадывать вам загадки про море, родник и ветер, но это будут звуковые загадки. Это значит, что вы услышите их звуки, и вам надо будет определить, что вы слышите по звуку.
Вы все правильно отгадали. Теперь давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику, но не обычную, а дыхательную.
Упражнения дыхательной гимнастики:
Чуть колышется трава И слегка шумит листва – Дети шёпотом произносят фразу,
затем делают глубокий вдох через нос
и очень медленно и тихо выдыхают.
Это лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу,
затем делают глубокий вдох через нос и
очень медленно и тихо выдыхают.
Ветерок чуть осерчал,
Кепку с головы сорвал,
Дети в полный голос произносят фразу,
затем делают глубокий вдох через нос
и с силой выдыхают.
Травушку к земле прижал
И деревья раскачал.
Дети в полный голос произносят фразу,
затем делают глубокий вдох через нос
и с силой выдыхают.
Снова лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу,
затем делают глубокий вдох через нос
и очень медленно и тихо выдыхают.
Водолазы в любую погоду
Очень смело ныряют под воду.
После произнесения этих слов необходимо сделать глубокий вдох, сомкнуть губы, зажать пальцами нос и задержать дыхание на несколько секунд, затем резко выдохнуть со звуком «пых».
Педагог: Вы познакомились с некоторыми звуками природы, а теперь познакомимся со звуками города. В городе все сделано человеческим трудом. А какие же звуки встречаются в городе?
Ответы детей (шум толпы, шум машин).
Игра «Узнай по звуку»
Дети становятся в круг. Выбирается водящий, который стоит в середине круга. Дети передают друг другу колокольчик, а водящий с закрытыми глазами определяет, у кого находится колокольчик. Если водящий указывает правильно, то новым водой становится тот, у кого был колокольчик.
Педагог: А теперь – загадки про звуки города.
Бежит, гудит.
В два глаза глядит.
Только красный глазок глянет –
Как вкопанный станет.
(автомобиль)
Ему помогают и руки, и ум,
И множество мыслей,
И множество дум.
В городе много разных машин: автобусы, которые возят пассажиров. Специальных машин, которые едут по своим делам, например, пожарная машина. А есть велосипеды, на которых ребята катаются во дворе.
Угадайте по звуку, какая машина едет (звуковые загадки).
Ответы детей.
Педагог: Звуки, которые мы слышали бывают громкими и тихими. Громкие звуки – это те звуки, которые мы хорошо слышим, а тихие звуки мы слышим плохо.
Игра «Громко-тихо»
Дети идут друг за другом, а педагог отбивает такт в бубен. Когда педагог отбивает такт тихо, дети идут медленно полуприсядью, а когда педагог отбивает такт громко, дети идут, высоко поднимая ноги.
Педагог: вы познакомились со звуками природы и со звуками города, а сейчас познакомитесь со звуками природы, которые можно встретить в городе. Это звуки, издаваемые животными. Давайте посмотрим на животных. А теперь узнайте их по голосу (звуковые загадки).
Ответы детей.
Правильно, ребята! Теперь давайте изобразим собаку и кошку с помощью пальчиков.
Упражнения пальчиковой гимнастики
Собака
У собаки острый носик, Правая ладонь на ребро, большой
Есть и шейка, есть и хвостик - палец вверх, указательный,
средний и безымянный – вместе.
Мизинец попеременно опускается
поднимается. Повторить левой
ладонью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.