беседа орксэ

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала разговор о цветке человеческой души.docx

Конспект часа общения в 3 классе

Тема: «Разговор о цветке человеческой души»

Цель: формирование у учащихся толерантного мировоззрения

Задачи:

Познавательная - формировать у детей понятие о толерантности и её составляющих (милосердие, прощение, уважение чужого достоинства, сострадание, дружба, мир и согласие, гармония в многообразии, сотрудничество, уважение прав других), формировать умения работы с текстовой информацией;

Развивающая – развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;

Воспитательная воспитывать чувство уважения друг к другу, способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций, создать условия для анализа внутреннего мира  и собственных  поступков.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности. Выделение  мо­рального содержа­ния ситуации нарушения моральной нормы, следования моральной норме. Формирование способности осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.

Регулятивные: Принятие позна­вательной цели,  активно включаться в деятельность, направленную на  решение поставленных задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять анализ  предлагаемых ситуаций, проводить  сравнение и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи поступков людей и свои собственные и предвидеть последствия, подводить понятную жизненную ситуацию под  понятие;

Коммуникативные: Согласовывать  усилия по достижению общей цели, осуществлять совместную деятельность допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения..

Оборудование: музыка Чайковского «Апрель», «Вальс цветов», музыка индейцев Северной Америки, песня на  разных языках мира, фигурки людей разных рас, глобус,  раздаточный материал для индивидуального тестирования и работы в группах, плакат-схема «Цветок- толерантность», отрывок из фильма «Чучело», видеоролик «Милосердие», презентация к уроку.

Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный момент

-Краски ярки у апреля -
Ведь взяла природа кисти,
Чтоб зеленой акварелью
Красить травку, ветки, листья!

 Слайд№1,2,3

- Посмотрите, как все вокруг нас зазеленело. А скоро и запестреет разноцветными красками, когда на каждой травинке, на каждом деревце распустятся цветы. Ребята, а вы любите цветы?

- А что нужно растению чтобы, оно зацвело? Слайд№4

- У нас тоже не хватает солнца. А еще я не всех знаю, как зовут. Сейчас мы с вами все это совместим.

Раздать каждому солнышко.

Инструкция:

Напишите фломастером свое имя четко и крупно, чтобы было видно. Вот моё солнышко с моим именем. Прикрепите к себе на грудь.

- От такого количества солнышек сразу стало теплее и светлее. И многие цветы уже готовы нас поразить своим великолепием. Слайд№5 Цветы это прекрасное творение природы. Когда человек смотрит на цветок, его красота  зачаровывает. А хотите у нас с вами тоже распустится  необычный цветок? Такой, какого вы не встречали в природе и не видели по телевизору?

 

Участвуют в беседе.

 

 

 

 

 

 

 

- Да

 

-Солнце.

 

 

Действуют по инструкции: пишут свои имена на табличках в виде солнышка.

 

 Положительное отношение к учению

Определение  цели и задач занятия

- А вот он и появился.  Слайд№6 Этот цветок незнакомый вам. Это не подснежник и не одуванчик Это цветок из семейства души, рода человечности.

- Это только сердцевина цветка. Лепестки  пока находятся отдельно. Чтобы прикрепить лепесток к цветку, надо узнать и понять, что означают  слова, написанные на нём. Когда все лепестки займут своё место, у нас   должен получиться яркий цветок. И тогда мы узнаем его название.

- Какая же цель стоит перед нами?

Цель занятия Слайд№6(2 клик)

Определяют цель урока.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности

Принятие позна­вательной цели

Актуализация знаний

Но сначала я вам хочу рассказать вам немного об этом цветке.

Название этого цветка связано с вопросами, которые интересовали человечество со времен их появления. Почему у одного человека карие глаза, а другого серые? Почему один сильный, а другой слабый? Почему у одного человека талант художника, а другого  поэта?

- У североамериканских индейцев есть одна интересная легенда о происхождении людей, которую я вам хочу поведать.

Легенда североамериканских индейцев. Слайд№7

Боги лепили фигурки людей. Для прочности ставили в печь на обжиг. Те фигурки, которые достали из печи после обжига имели кирпично-красный цвет, это индейцы. В следующий раз боги забыли вынуть фигурки из печи, достали угольки – это негры. В третий раз боялись пережечь, вынули фигурки очень рано – бледно-розовые – европейцы. Все расселились по всему земному шару, так образовалось 20 тысяч разных народов.

- Чем отличается каждый народ? (язык, культура, религия, традиции).

 - Давайте послушаем песню на разных языках. Слайд№8

Посмотрите сколько народов населяют только нашу страну Россию. Слайд№9

 

Слушают легенду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Слушают песню на разных языках мира.

читать и слушать, извлекая нужную информацию

осуществлять анализ  предлагаемых ситуаций, проводить  сравнение и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи поступков людей и свои собственные и предвидеть последствия

Открытие новых знаний

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический тест форма работы индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижная игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический тест – форма работы индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр фильма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижная игра «Спираль»

- Вернемся к цели нашей встречи. Какая надпись вам наиболее знакома и понятна?

Дружба Слайд№10

- Знаете ли вы правила настоящей дружбы? Пословицы и поговорки о дружбе? Давайте в этом убедимся. А для этого поработаем в группах. И посмотрим какая группа справится лучше.

- Вспомним правила работы в группах. Слайд№11

-Сейчас вы получите задания, но сначала мне нужно из каждой группы выбрать по одному – артистичному участнику для выполнения творческого задания.

- Итак, у всех групп одинаковый текст. А вот информацию в этом тексте каждая группа должна найти в соответствии с заданием.

Группы получают задания и начинают их выполнять.

- Первая группа расскажите о вашем задании и покажите, как вы с ним справились. Слайд№12

- Вторая группа расскажите о вашем задании и покажите, как вы с ним справились.  Слайд№13

- Третья группа расскажите о вашем задании и покажите, как вы с ним справились.  Слайд№14

-  А теперь вы увидите, какое задание приготовили для нас наши артисты. Слайд№15

- Вы все хорошо поработали. А победила дружба. Можем добавить нашему цветку первый лепесток?

Уважение прав и свободы других людей

- Я хочу вам предложить выполнить одно упражнение, которое называется «Личное в квадрате» Слайд№16

   - Это упражнение каждый ученик делает только для себя. Никто не будет смотреть ваши записи, поэтому будьте предельно откровенными с самим собой.

Перед вами листок с концентрическими квадратами. Показать на доске

     - Самый внутренний квадрат – это сам человек. Можно написать внутри этого квадрата «Я». Следующий квадрат – это самые близкие люди – семья: мама, папа, бабушка. Следующий квадрат – это друзья. Те люди, с кем вы обычно общаетесь. Самый внешний квадрат – это ваши знакомые. Те люди, с которыми вы здороваетесь при встрече, просто говорите несколько слов. То, что вне квадрата – это все остальное общество.

     - Теперь я буду зачитывать утверждение, а вы, подумав, с кем бы вы поделились этой информацией о себе. Ставите крестик в нужном квадратике. Например, я скажу: «Кому вы расскажете о своей пятерке?», - вы расскажете родителям. Значит, ставите крестик только в квадрате «семья».

Итак, кому бы вы могли сказать:

  • о своем весе?
  • о том, какая часть вашего тела  вам не нравится?
  • о том, что вы что-то когда-то украли?
  • о том, что вы вырвали страничку из дневника?
  • о том, что вам нравится мальчик (девочка)?
  • о том, что вы обманули учителя?
  • о том, что вы струсили?
  • О том что вы чего-то боитесь?

- Не надо зачитывать свои ответы вслух, просто пусть тот, кто может, сделает какие-либо выводы относительно себя и своих отношений с окружающими.

      Дело в том, что все мы люди очень разные, и кто-то готов быть достаточно откровенным с окружающими, а кто-то нет. У каждого человека свой предел «допуска» к личной информации, и это нужно уважать. Но если человек ведет себя так, а не иначе, это не значит, что он неумелый, глупый. У него могут быть свои причины так вести себя. Просто вам он не говорит об этих причинах, потому что вы, видимо, не относитесь к той части его «квадрата»,  с которой он готов поделиться. И право других на личную информацию необходимо уважать. Необходимо уважать мнения, права, свободы других людей.

- О каком лепестке мы сейчас говорили? Добавим его к нашему цветку?

Гармония в многообразии

Подвижная игра «Выйди в круг»

-Главное правило - во время игры все должны молчать. Слайд№17

- Прошу вас всех встать в круг. Я буду называть какое-то качество, умение и кто может это отнести к себе тот выходит в центр круга. Напоминаю, что разговаривать нельзя! Приступаем! Выйди в круг тот, кто:

·         Любит зелёный цвет

·         Не любит шоколадное мороженое

·         Умеет вязать на спицах

·         Хорошо знает английский язык

·         У кого есть кошка

·         Кто не умеет плавать

·         У кого есть три сестры

·         У кого сегодня хорошее настроение

- Все мы делимся на какие-то социальные группы. Одни многочисленные, другие числом поменьше. Но все мы живем в одном обществе. И не можем отделиться друг от друга.

Объединить это многообразие могут только гармоничные  отношения. Гармония в многообразии – название следующего лепестка.

- Третий лепесток имеет право занять своё место?

- Прошу вас занять свои места.

Прощение

- Чтобы узнать название следующего лепестка, предлагаю вам проверить есть ли это качество у вас: Слайд№18

Представьте ситуацию и выберите ваше решение. Прошу вас быть предельно честными:

1)Младший брат сломал игрушку:

- ты его постараешься успокоить (положи в тарелку зеленый кружок)

- ты ударишь его (положи в тарелку красный кружок)

2)Ты поссорился со своей сестрой:

- находишь выход как с ней подружиться 

-обижаешься и мстишь

3) Учитель  несправедливо поругал тебя:

- постараешься объяснить, что ты не виновен

 - затаишь злобу на учителя

4) родители не подарили обещанный подарок:

- не расстроишься, ведь обстоятельства бывают разные

- устроишь истерику с упреками и требование подарить его обязательно

5) во время спортивной игры тебя сильно ударил мячом одноклассник

- улыбнешься, «в игре всякое бывает»

- дашь ему сдачи

-  О каком человеческом качестве эти ситуации?

Все кружки собираются в один мешочек.

Сделать вывод: какой цвет преобладает – зеленый – умете прощать, красный вам нужно научиться прощению.

Еще один лепесток занимает своё место.

Сострадание и Уважение чужого достоинства

- Ребята, а вы знаете годом чего объявлен 2016 год в России?

- Предлагаю вам сейчас посмотреть отрывок из российского (тогда еще советского) фильма режиссера Ролана Быкова «Чучело». Это фильм о взаимоотношениях учеников одного класса немного постарше вас.

Просмотр фильма 1,5 мин Слайд№19

- Слайд№20 Что вы испытали посмотрев эти кадры? Что вы чувствуете к этой девочке?  Вы можете представить себя на ее месте?

- Когда человек чувствует страдания другого человека – это называется сострадание. И я очень рада что, вы способны испытывать сострадание. Ведь сострадание это защита от современной жестокости.

Прикрепить лепесток Сострадание

- Ребята, а что делали одноклассники Лены Бессольцевой?

Так поступать – это значит оскорблять, унижать  чужое достоинство. Можно ли так поступать?

Прикрепить лепесток Уважение чужого достоинства

-  Советую вам ребята посмотреть этот фильм. Он учит не только состраданию, но и показывает что такое предательство и дружба, как трудно быть одному против всех и что никогда не поздно раскаяться.

Сотрудничество

- Теперь я хочу добавить нашему цветку лепесток «Сотрудничество».

А вы умеете работать сообща, т. е. сотрудничать?

- Чтобы узнать наверняка  поиграем еще в одну подвижную игру « Спираль». Слайд№21

- Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый человек с этого конца (показать) начинает закручиваться вокруг своей оси и тянуть за собой остальных, пока не получится тугая «спираль».

- Теперь все вместе сделайте несколько шагов.

  (Обращаю внимание, договорились ли они вначале, в какую сторону шагать. Если да – это хороший признак. Если нет, но все шагнули одновременно  в одну и ту же сторону – то это еще лучше.) Рассказать ребятам о своих наблюдениях.

 - В жизни тоже так, никто не живет отдельно от других – мы все как бы частички одной сложной цепи и даже спирали! И если одно звено выпадет или не сможет двигаться, то остальным от этого только хуже.

- Займите свои места.

-Сколько лепестков осталось?

Милосердие

-Прежде чем спросить у вас о том как вы понимаете это слово, посмотрите видеоролик.

 Думаю вам станет более понятным этот термин.

Просмотр видеоролика Слайд№22

-Ребята стало ли вам более доступно понимание этого слова? Слайд№23

- Я просила Аню выучить стихотворение о милосердии.

Послушаем.

- Вот и последний лепесток на своем месте.  

Мы справились со всеми заданиями. Цель нашей встречи достигнута. А интересно ли вам узнать как он называется?

Перевернуть сердцевинулайд№24

- Какой замечательный цветок получился. А называется этот цветок ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Работа с первым понятием «Дружба»

Работа в группах

Вспоминают правила работы в группах.

Выбирают по одному участнику из группы для творческого задания.

Задания для групп:

1. Выбирают в тексте  загадки о дружбе. Вписывают отгадки. Готовятся к выразительному чтению.

2. Ищут в тексте пословицы о дружбе Готовятся к выразительному чтению.

3. Ищут в тексте правила дружбы. Готовятся к выразительному чтению

Творческая группа: инсценируют стихотворение Б. Заходера «Мы друзья»

 

 

 

 

 

 

Один учащийся прикрепляет первый лепесток

 

 

Слушают инструкцию по выполнению упражнения.

Каждый ученик получает листок бумаги, на котором четыре концентрических квадрата (внутри – самый маленький, потом – побольше, еще больше и снаружи – самый большой).

Помечают квадраты.

 

 

 

 

 

 

Принимают решение о том, кому бы могли рассказать о себе личную информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один учащийся добавляет второй лепесток цветку.

 

 

 

Знакомятся с правилами подвижной игры. Потом встают в круг.

 

 

 

Слушают информацию и если она к ним относится, выходят в круг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один учащийся добавляет третий лепесток цветку.

 

Слушают инструкцию по работе с тестом.

Выслушивают ситуации и делают выбор согласно своим моральным нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Об умении прощать.

 

 

Один учащийся добавляет четвертый лепесток цветку.

 

- Годом российского кино

 

Смотрят отрывок из фильма

 

 

 

Высказывают свое мнение об увиденном. Делятся своими эмоциями и чувствами

 

 

 

Один учащийся добавляет пятый лепесток цветку.

 

- Нет. Мы должны уважать чужое достоинство

Один учащийся добавляет шестой лепесток цветку.

 

 

 

 

 

 

 

Встаю, выполняют задание по инструкции учителя.

 

 

 

 

 

Договариваются или не договариваются и пробуют делать несколько шагов.

 

 

 

 

 

 

-Остался один лепесток «Милосердие»

 

 

 

 

 

Подготовленная ученица рассказывает стихотворение:

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

Таня прикрепляет последний лепесток.

 

активно включаться в деятельность, направленную на  решение поставленных задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

читать и слушать, извлекая нужную информацию

осуществлять анализ  предлагаемых ситуаций, проводить  сравнение и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи поступков людей и свои собственные и предвидеть последствия

Согласовывать  усилия по достижению общей цели, осуществлять совместную деятельность допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.

читать и слушать, извлекая нужную информацию

Формирование способности осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.

осуществлять анализ  предлагаемых ситуаций, проводить  сравнение и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи поступков людей и свои собственные и предвидеть последствия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовывать  усилия по достижению общей цели, осуществлять совместную деятельность допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активно включаться в деятельность, направленную на  решение поставленных задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

осуществлять анализ  предлагаемых ситуаций, проводить  сравнение и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи поступков людей и свои собственные и предвидеть последствия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделение  мо­рального содержа­ния ситуации нарушения моральной нормы, следования моральной норме.

читать и слушать, извлекая нужную информацию

 

 

Выделение  мо­рального содержа­ния ситуации нарушения моральной нормы, следования моральной норме.

 

 

 

 

 

 

 

 

активно включаться в деятельность, направленную на  решение поставленных задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

подводить понятную жизненную ситуацию под  понятие;

 

Итог занятия

- Что же такое толерантность? Слайд№25

- Это очень многогранное понятие. Включает в себя многие качества, которыми должен обладать человек. Чтобы быть НАСТОЯЩИМ человеком.

- Принимайте других людей такими, какие они есть. Старайтесь сами не попадать в проблемы, но не унижайте, не оскорбляйте и не давите на людей из-за того, что у них есть какие-то недостатки или просто они отличаются от вас. Верьте в добро.

 

Высказывают своё мнение о толерантности.

подводить понятную жизненную ситуацию под  понятие;

 

Рефлексия

 

Практическая работа

Книга добрых дел

Слайд№26 Лев Николаевич Толстой однажды сказал:

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»

- А давайте каждый из вас напишет, какое доброе дело он сможет сделать сегодня или завтра в ближайшее время. Свое обещание запишите на листке, а в вверху напишите своё имя. Слайд№27

-  Скрепим все страницы и получится «Книга добрых дел вашего класса». А какое доброе дело каждый из вас может сделать в День Победы? Слайд№28

Слайд№29

- Наша встреча подошла к концу. Мне очень было с вами легко работать. На память о нашей встрече подарить вам закладки для книг с цветком толерантности, чтобы вы помнили об  этом важном качестве человека.

Быть человечней, ну хотя б немножко,
И не жалеть ни для кого тепла.
Душе порой, хватает даже крошки,
Чтобы она, воспрянув, расцвела.
Утратившему  веру  и  покой
Дай  крохи  счастья  щедрою  рукой!

 

 

Практическая работа «Книга добрых дел»

Записывают добрые  дела на свою страницу. 

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности; Формирование способности осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.

активно включаться в деятельность, направленную на  решение поставленных задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;