Конспект часа общения в 3 классе
Тема: «Разговор о цветке человеческой души»
Цель: формирование у учащихся толерантного мировоззрения
Задачи:
Познавательная - формировать у детей понятие о толерантности и её составляющих (милосердие, прощение, уважение чужого достоинства, сострадание, дружба, мир и согласие, гармония в многообразии, сотрудничество, уважение прав других), формировать умения работы с текстовой информацией;
Развивающая – развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;
Воспитательная – воспитывать чувство уважения друг к другу, способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций, создать условия для анализа внутреннего мира и собственных поступков.
Универсальные учебные действия:
Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности. Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы, следования моральной норме. Формирование способности осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.
Регулятивные: Принятие познавательной цели, активно включаться в деятельность, направленную на решение поставленных задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять анализ предлагаемых ситуаций, проводить сравнение и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи поступков людей и свои собственные и предвидеть последствия, подводить понятную жизненную ситуацию под понятие;
Коммуникативные: Согласовывать усилия по достижению общей цели, осуществлять совместную деятельность допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения..
Оборудование: музыка Чайковского «Апрель», «Вальс цветов», музыка индейцев Северной Америки, песня на разных языках мира, фигурки людей разных рас, глобус, раздаточный материал для индивидуального тестирования и работы в группах, плакат-схема «Цветок- толерантность», отрывок из фильма «Чучело», видеоролик «Милосердие», презентация к уроку.
Технологическая карта занятия
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Мотивационный момент |
-Краски ярки у апреля - Слайд№1,2,3 - Посмотрите, как все вокруг нас зазеленело. А скоро и запестреет разноцветными красками, когда на каждой травинке, на каждом деревце распустятся цветы. Ребята, а вы любите цветы? - А что нужно растению чтобы, оно зацвело? Слайд№4 - У нас тоже не хватает солнца. А еще я не всех знаю, как зовут. Сейчас мы с вами все это совместим. Раздать каждому солнышко. Инструкция: Напишите фломастером свое имя четко и крупно, чтобы было видно. Вот моё солнышко с моим именем. Прикрепите к себе на грудь. - От такого количества солнышек сразу стало теплее и светлее. И многие цветы уже готовы нас поразить своим великолепием. Слайд№5 Цветы это прекрасное творение природы. Когда человек смотрит на цветок, его красота зачаровывает. А хотите у нас с вами тоже распустится необычный цветок? Такой, какого вы не встречали в природе и не видели по телевизору?
|
Участвуют в беседе.
- Да
-Солнце.
Действуют по инструкции: пишут свои имена на табличках в виде солнышка.
|
Положительное отношение к учению |
Определение цели и задач занятия |
- А вот он и появился. Слайд№6 Этот цветок незнакомый вам. Это не подснежник и не одуванчик Это цветок из семейства души, рода человечности. - Это только сердцевина цветка. Лепестки пока находятся отдельно. Чтобы прикрепить лепесток к цветку, надо узнать и понять, что означают слова, написанные на нём. Когда все лепестки займут своё место, у нас должен получиться яркий цветок. И тогда мы узнаем его название. - Какая же цель стоит перед нами? Цель занятия Слайд№6(2 клик) |
Определяют цель урока. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности Принятие познавательной цели |
Актуализация знаний |
Но сначала я вам хочу рассказать вам немного об этом цветке. Название этого цветка связано с вопросами, которые интересовали человечество со времен их появления. Почему у одного человека карие глаза, а другого серые? Почему один сильный, а другой слабый? Почему у одного человека талант художника, а другого поэта? - У североамериканских индейцев есть одна интересная легенда о происхождении людей, которую я вам хочу поведать. Легенда североамериканских индейцев. Слайд№7 Боги лепили фигурки людей. Для прочности ставили в печь на обжиг. Те фигурки, которые достали из печи после обжига имели кирпично-красный цвет, это индейцы. В следующий раз боги забыли вынуть фигурки из печи, достали угольки – это негры. В третий раз боялись пережечь, вынули фигурки очень рано – бледно-розовые – европейцы. Все расселились по всему земному шару, так образовалось 20 тысяч разных народов. - Чем отличается каждый народ? (язык, культура, религия, традиции). - Давайте послушаем песню на разных языках. Слайд№8 Посмотрите сколько народов населяют только нашу страну Россию. Слайд№9
|
Слушают легенду.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Слушают песню на разных языках мира. |
читать и слушать, извлекая нужную информацию осуществлять анализ предлагаемых ситуаций, проводить сравнение и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи поступков людей и свои собственные и предвидеть последствия |
Открытие новых знаний
Работа в группах
Психологический тест форма работы индивидуальная
Подвижная игра
Психологический тест – форма работы индивидуальная
Просмотр фильма
Подвижная игра «Спираль» |
- Вернемся к цели нашей встречи. Какая надпись вам наиболее знакома и понятна? Дружба Слайд№10 - Знаете ли вы правила настоящей дружбы? Пословицы и поговорки о дружбе? Давайте в этом убедимся. А для этого поработаем в группах. И посмотрим какая группа справится лучше. - Вспомним правила работы в группах. Слайд№11 -Сейчас вы получите задания, но сначала мне нужно из каждой группы выбрать по одному – артистичному участнику для выполнения творческого задания. - Итак, у всех групп одинаковый текст. А вот информацию в этом тексте каждая группа должна найти в соответствии с заданием. Группы получают задания и начинают их выполнять. - Первая группа расскажите о вашем задании и покажите, как вы с ним справились. Слайд№12 - Вторая группа расскажите о вашем задании и покажите, как вы с ним справились. Слайд№13 - Третья группа расскажите о вашем задании и покажите, как вы с ним справились. Слайд№14 - А теперь вы увидите, какое задание приготовили для нас наши артисты. Слайд№15 - Вы все хорошо поработали. А победила дружба. Можем добавить нашему цветку первый лепесток? Уважение прав и свободы других людей - Я хочу вам предложить выполнить одно упражнение, которое называется «Личное в квадрате» Слайд№16 - Это упражнение каждый ученик делает только для себя. Никто не будет смотреть ваши записи, поэтому будьте предельно откровенными с самим собой. Перед вами листок с концентрическими квадратами. Показать на доске - Самый внутренний квадрат – это сам человек. Можно написать внутри этого квадрата «Я». Следующий квадрат – это самые близкие люди – семья: мама, папа, бабушка. Следующий квадрат – это друзья. Те люди, с кем вы обычно общаетесь. Самый внешний квадрат – это ваши знакомые. Те люди, с которыми вы здороваетесь при встрече, просто говорите несколько слов. То, что вне квадрата – это все остальное общество. - Теперь я буду зачитывать утверждение, а вы, подумав, с кем бы вы поделились этой информацией о себе. Ставите крестик в нужном квадратике. Например, я скажу: «Кому вы расскажете о своей пятерке?», - вы расскажете родителям. Значит, ставите крестик только в квадрате «семья». Итак, кому бы вы могли сказать:
- Не надо зачитывать свои ответы вслух, просто пусть тот, кто может, сделает какие-либо выводы относительно себя и своих отношений с окружающими. Дело в том, что все мы люди очень разные, и кто-то готов быть достаточно откровенным с окружающими, а кто-то нет. У каждого человека свой предел «допуска» к личной информации, и это нужно уважать. Но если человек ведет себя так, а не иначе, это не значит, что он неумелый, глупый. У него могут быть свои причины так вести себя. Просто вам он не говорит об этих причинах, потому что вы, видимо, не относитесь к той части его «квадрата», с которой он готов поделиться. И право других на личную информацию необходимо уважать. Необходимо уважать мнения, права, свободы других людей. - О каком лепестке мы сейчас говорили? Добавим его к нашему цветку? Гармония в многообразии Подвижная игра «Выйди в круг» -Главное правило - во время игры все должны молчать. Слайд№17 - Прошу вас всех встать в круг. Я буду называть какое-то качество, умение и кто может это отнести к себе тот выходит в центр круга. Напоминаю, что разговаривать нельзя! Приступаем! Выйди в круг тот, кто: · Любит зелёный цвет · Не любит шоколадное мороженое · Умеет вязать на спицах · Хорошо знает английский язык · У кого есть кошка · Кто не умеет плавать · У кого есть три сестры · У кого сегодня хорошее настроение - Все мы делимся на какие-то социальные группы. Одни многочисленные, другие числом поменьше. Но все мы живем в одном обществе. И не можем отделиться друг от друга. Объединить это многообразие могут только гармоничные отношения. Гармония в многообразии – название следующего лепестка. - Третий лепесток имеет право занять своё место? - Прошу вас занять свои места. Прощение - Чтобы узнать название следующего лепестка, предлагаю вам проверить есть ли это качество у вас: Слайд№18 Представьте ситуацию и выберите ваше решение. Прошу вас быть предельно честными: 1)Младший брат сломал игрушку: - ты его постараешься успокоить (положи в тарелку зеленый кружок) - ты ударишь его (положи в тарелку красный кружок) 2)Ты поссорился со своей сестрой: - находишь выход как с ней подружиться -обижаешься и мстишь 3) Учитель несправедливо поругал тебя: - постараешься объяснить, что ты не виновен - затаишь злобу на учителя 4) родители не подарили обещанный подарок: - не расстроишься, ведь обстоятельства бывают разные - устроишь истерику с упреками и требование подарить его обязательно 5) во время спортивной игры тебя сильно ударил мячом одноклассник - улыбнешься, «в игре всякое бывает» - дашь ему сдачи - О каком человеческом качестве эти ситуации? Все кружки собираются в один мешочек. Сделать вывод: какой цвет преобладает – зеленый – умете прощать, красный вам нужно научиться прощению. Еще один лепесток занимает своё место. Сострадание и Уважение чужого достоинства - Ребята, а вы знаете годом чего объявлен 2016 год в России? - Предлагаю вам сейчас посмотреть отрывок из российского (тогда еще советского) фильма режиссера Ролана Быкова «Чучело». Это фильм о взаимоотношениях учеников одного класса немного постарше вас. Просмотр фильма 1,5 мин Слайд№19 - Слайд№20 Что вы испытали посмотрев эти кадры? Что вы чувствуете к этой девочке? Вы можете представить себя на ее месте? - Когда человек чувствует страдания другого человека – это называется сострадание. И я очень рада что, вы способны испытывать сострадание. Ведь сострадание это защита от современной жестокости. Прикрепить лепесток Сострадание - Ребята, а что делали одноклассники Лены Бессольцевой? Так поступать – это значит оскорблять, унижать чужое достоинство. Можно ли так поступать? Прикрепить лепесток Уважение чужого достоинства - Советую вам ребята посмотреть этот фильм. Он учит не только состраданию, но и показывает что такое предательство и дружба, как трудно быть одному против всех и что никогда не поздно раскаяться. Сотрудничество - Теперь я хочу добавить нашему цветку лепесток «Сотрудничество». А вы умеете работать сообща, т. е. сотрудничать? - Чтобы узнать наверняка поиграем еще в одну подвижную игру « Спираль». Слайд№21 - Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый человек с этого конца (показать) начинает закручиваться вокруг своей оси и тянуть за собой остальных, пока не получится тугая «спираль». - Теперь все вместе сделайте несколько шагов. (Обращаю внимание, договорились ли они вначале, в какую сторону шагать. Если да – это хороший признак. Если нет, но все шагнули одновременно в одну и ту же сторону – то это еще лучше.) Рассказать ребятам о своих наблюдениях. - В жизни тоже так, никто не живет отдельно от других – мы все как бы частички одной сложной цепи и даже спирали! И если одно звено выпадет или не сможет двигаться, то остальным от этого только хуже. - Займите свои места. -Сколько лепестков осталось? Милосердие -Прежде чем спросить у вас о том как вы понимаете это слово, посмотрите видеоролик. Думаю вам станет более понятным этот термин. Просмотр видеоролика Слайд№22 -Ребята стало ли вам более доступно понимание этого слова? Слайд№23 - Я просила Аню выучить стихотворение о милосердии. Послушаем. - Вот и последний лепесток на своем месте. Мы справились со всеми заданиями. Цель нашей встречи достигнута. А интересно ли вам узнать как он называется? Перевернуть сердцевину.Слайд№24 - Какой замечательный цветок получился. А называется этот цветок ТОЛЕРАНТНОСТЬ. |
Работа с первым понятием «Дружба» Работа в группах Вспоминают правила работы в группах. Выбирают по одному участнику из группы для творческого задания. Задания для групп: 1. Выбирают в тексте загадки о дружбе. Вписывают отгадки. Готовятся к выразительному чтению. 2. Ищут в тексте пословицы о дружбе Готовятся к выразительному чтению. 3. Ищут в тексте правила дружбы. Готовятся к выразительному чтению Творческая группа: инсценируют стихотворение Б. Заходера «Мы друзья»
Один учащийся прикрепляет первый лепесток
Слушают инструкцию по выполнению упражнения. Каждый ученик получает листок бумаги, на котором четыре концентрических квадрата (внутри – самый маленький, потом – побольше, еще больше и снаружи – самый большой). Помечают квадраты.
Принимают решение о том, кому бы могли рассказать о себе личную информацию.
Один учащийся добавляет второй лепесток цветку.
Знакомятся с правилами подвижной игры. Потом встают в круг.
Слушают информацию и если она к ним относится, выходят в круг
Один учащийся добавляет третий лепесток цветку.
Слушают инструкцию по работе с тестом. Выслушивают ситуации и делают выбор согласно своим моральным нормам.
- Об умении прощать.
Один учащийся добавляет четвертый лепесток цветку.
- Годом российского кино
Смотрят отрывок из фильма
Высказывают свое мнение об увиденном. Делятся своими эмоциями и чувствами
Один учащийся добавляет пятый лепесток цветку.
- Нет. Мы должны уважать чужое достоинство Один учащийся добавляет шестой лепесток цветку.
Встаю, выполняют задание по инструкции учителя.
Договариваются или не договариваются и пробуют делать несколько шагов.
-Остался один лепесток «Милосердие»
Подготовленная ученица рассказывает стихотворение: Милосердие в моем понимании – Таня прикрепляет последний лепесток. |
активно включаться в деятельность, направленную на решение поставленных задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; читать и слушать, извлекая нужную информацию осуществлять анализ предлагаемых ситуаций, проводить сравнение и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи поступков людей и свои собственные и предвидеть последствия Согласовывать усилия по достижению общей цели, осуществлять совместную деятельность допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения. читать и слушать, извлекая нужную информацию Формирование способности осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи. осуществлять анализ предлагаемых ситуаций, проводить сравнение и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи поступков людей и свои собственные и предвидеть последствия
Согласовывать усилия по достижению общей цели, осуществлять совместную деятельность допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.
Активно включаться в деятельность, направленную на решение поставленных задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; осуществлять анализ предлагаемых ситуаций, проводить сравнение и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи поступков людей и свои собственные и предвидеть последствия
Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы, следования моральной норме. читать и слушать, извлекая нужную информацию
Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы, следования моральной норме.
активно включаться в деятельность, направленную на решение поставленных задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; подводить понятную жизненную ситуацию под понятие;
|
Итог занятия |
- Что же такое толерантность? Слайд№25 - Это очень многогранное понятие. Включает в себя многие качества, которыми должен обладать человек. Чтобы быть НАСТОЯЩИМ человеком. - Принимайте других людей такими, какие они есть. Старайтесь сами не попадать в проблемы, но не унижайте, не оскорбляйте и не давите на людей из-за того, что у них есть какие-то недостатки или просто они отличаются от вас. Верьте в добро.
|
Высказывают своё мнение о толерантности. |
подводить понятную жизненную ситуацию под понятие;
|
Рефлексия
Практическая работа |
Книга добрых дел Слайд№26 Лев Николаевич Толстой однажды сказал: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - А давайте каждый из вас напишет, какое доброе дело он сможет сделать сегодня или завтра в ближайшее время. Свое обещание запишите на листке, а в вверху напишите своё имя. Слайд№27 - Скрепим все страницы и получится «Книга добрых дел вашего класса». А какое доброе дело каждый из вас может сделать в День Победы? Слайд№28 Слайд№29 - Наша встреча подошла к концу. Мне очень было с вами легко работать. На память о нашей встрече подарить вам закладки для книг с цветком толерантности, чтобы вы помнили об этом важном качестве человека. Быть человечней, ну хотя б немножко,
|
Практическая работа «Книга добрых дел» Записывают добрые дела на свою страницу. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности; Формирование способности осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи. активно включаться в деятельность, направленную на решение поставленных задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.