«Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди» в младшей группе

  • docx
  • 19.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема занятия: «Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди» Возрастная группа: младшая группа Цель для педагога: закрепление у детей знания о прочитанной сказке «Гуси-лебеди», развитие связной речи через беседу. Цель для ребёнка: знать сказку «Гуси-Лебеди», уметь правильно говорить
Иконка файла материала «Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди».docx

ФИО: Чудотворова Г.С.

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: «Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Возрастная группа: младшая группа

Цель для педагога: закрепление у детей знания о прочитанной сказке «Гуси-лебеди», развитие связной речи через беседу.

Цель для ребёнка: знать сказку «Гуси-Лебеди», уметь правильно говорить

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Развивающие:

- побуждать к речевому общению и построению диалога в процессе обыгрывания сказки.

- пополнять и активизировать словарь детей, 

- развивать воображение и мышление.

Воспитательные:

- воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, желание помочь.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, формы, приемы

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создание эмоционального фона восприятия сказки.

 Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

Педагог приглашает детей на стульчики.

Дети здороваются с воспитателем, приветствуют друг друга.

 

 

 

Садятся на стульчики.

Форма организации: фронтальная. Методы: словесный. Приемы: беседа.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

 

2.

Основной этап

 

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации.

-Ой, ребята, совсем забыла вам рассказать! Сегодня утром рассматривала картинки и нашла письмо, вот только от кого оно ничего не написано…

Давайте его откроем! (Читает письмо)

- «Здравствуйте, ребята! Моего братца Ванюшу унесли Гуси-лебеди, бегу его спасать, но боюсь не успеть, очень далеко они улетели, прошу вас мне помочь! А я пойду вам на встречу!»

- Так, какая это сказка, вы угадали? (дети отвечают)

-Ребята, от кого же это письмо, вы догадались? (ответы детей)

-Правильно, надо Машеньке помочь, вы же добрые детки! Но для этого нам нужно попасть в сказку. У меня есть волшебная шкатулка, я её сейчас заведу и мы окажемся в сказке «Гуси-лебеди»!

Физминутка.

 

Пойдём мягко, как лисята 

И как мишка косолапый 

И как заинька трусишка 

И как серенький волчишко 

Вот свернулся ёж в клубок 

Весь до ниточки промок

Лучик ёжика коснулся 

Ёжик сладко потянулся 

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Гуси – лебеди

 

- от Машеньки

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку по словесному образцу:

ходьба на носочках.

изображают мишку.

Прыгают.

Ходьба на месте.

Приседают.

 

Кладут руки на голову

Встают, руки вверх.

Форма организации: фронтальная Методы: Словесный, сюрпризный момент, динамическая пауза.

 

 

Созданная проблемная ситуация сформулирована в доступной для детей форме.

 

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Закрепление у детей знания о прочитанной сказке «Гуси-лебеди»

Воспитатель:

-Ой, ребятки, а вот и ёжик. Поздоровайтесь и спросите, куда гуси-лебеди Ванюшу унесли. 

Ёж:

- Здравствуйте, идите по узкой тропинке и увидите избушку на курьих ножках, там Баба Яга живёт, её слуги гуси забрали Ванечку! Только поспешите, пока Бабы Яги дома нет!

Воспитатель:

-Спасибо, Ёжик 

-А вот и избушка, Илюша, бери скорее Ваню, пока Яга не вернулась!

-Ой, гуси - лебеди нас увидели и догоняют!

-Вот речка - матушка, давайте ласково попросим её спрятать нас!

«Речка»:

-Уберите камушки, тогда спрячу 

 

Воспитатель:

- Гуси лебеди мимо пролетели. Не заметили нас! Пойдём дальше! Вот и яблонька!

-Попросите яблоньку спрятать нас от гусей-лебедей!

 «Яблонька»

- А вы соберите мои яблочки, тогда спрячу!

Дети здороваются с ежом и спрашивают куда гуси-лебеди Ванюшу унесли.

 

Слушают ежика.

 

 

 

Дети идут по дорожке.

 

 

 

Берет Ваню

 

 

Дети просят:

-Речка-матушка. Спрячь нас!

 

Дети убирают камушки и прячутся

-Спасибо, речка!

 Идут дальше

 

Дети:

- Яблонька, яблонька, спрячь нас!

 

 

Форма организации: фронтальная Методы: Словесный Приемы: беседа

Дети закрепили содержание сказки

 

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Дидактическая игра: «Собери правильно».

Воспитатель:

-Ребятки, соберите большие яблочки в большую корзину, а маленькие в маленькую

 

Воспитатель: - Молодцы, помогли яблоньке! Не нашли нас гуси-лебеди! А нам пора идти дальше.

-Вот и печка! Давайте ласково попросим её спрятать нас от гусей-лебедей!

 «Печка»

- Достаньте мои пирожки и постудите их, тогда спрячу вас!

Дыхательная гимнастика: «Остуди пирожки»

Воспитатель: - Ребятки, помогите печке, достаньте пирожки и подуйте на них!

-Вот, какие вы добрые, всем помогли, а вот и Машенька.

Машенька: - Спасибо, ребята, что помогли мне Ванюшу спасти, а за это я приготовила для вас угощения! Нам с братиком пора возвращаться домой, пока родители не вернулись. До, свидания! 

Собирают яблоки: большие в большую корзину, а маленькие в маленькую; прячутся за яблоню.

 

 

Идут дальше

 

 

Дети:

- Печка, печка, спрячь нас, пожалуйста!

 

 

Выполняют дыхательную гимнастику:

достают «пирожки», дуют на них, затем прячутся за печкой.

 

 

 

 

 

 

Прощаются с Машенькой и Ванечкой.

Форма организации: фронтальная Методы: Словесный Приемы: беседа, динамическая пауза.

Дети овладели способами решения проблемы совместно с педагогом

 

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученных знаний.

Воспитатель:

- А нам пора возвращаться в детский сад! Я возьму волшебную шкатулку и заведу её.

-Топ, топ ножки, шагают по дорожке

Вместе дружно мы пойдём, в сад из сказки попадём!

-Вот мы и на месте, спасибо вам, за вашу помощь и доброту!

- Кто был у нас в гостях?

- Из какой сказки?

- Ребята, а правильно ли поступила Маша, ослушавшись родителей,

оставив Ваню одного? - Молодцы!

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

- Машенька и Ванечка

-Гуси – лебеди

- Нет

Форма организации: фронтальная Методы: Словесный Приемы: беседа, похвала

Итоги деятельности подведены.

Самоанализ:

Тема: «Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Образовательная область: речевое развитие.

Возраст: вторая младшая (3-4 года)

Возрастные особенности речевого развития детей 3-4лет говорят о том, что на четвертом году жизни у детей заметно улучшается произношение, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире используют, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Помимо возрастных особенностей дошкольников, занятие соответствует требованиям основной образовательной программы «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е.), в которой речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

А также требованиям ФГОС ДО, в соответствии с которыми речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Продолжительность занятия во второй младшей группе детского сада в соответствии с СанПиН составляет: 10-15 минут.

При разработке конструкта мной была сформулирован цель: закрепление у детей знания о прочитанной сказке «Гуси-лебеди», развитие связной речи через беседу.

Цель занятия с позиции ребёнка: знать сказку «Гуси-Лебеди», уметь правильно говорить.

Для реализации цели занятия были сформулированы следующие задачи:

Образовательные:  совершенствовать умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Развивающие: побуждать к речевому общению и построению диалога в процессе обыгрывания сказки; пополнять и активизировать словарь детей; развивать воображение и мышление.

Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, желание помочь.

Занятие было построено в соответствии с определённой структурой, каждый отдельный этап решал определённую задачу деятельности.

Организационно-мотивационный этап решал задачу мотивации детей на дальнейшую деятельность на занятии и состоял из проведения ритуала приветствия. Затем следовал этап постановки проблемы, на котором детей ждал сюрпризный момент в виде письма, они узнали о проблеме, с которой  столкнулись герои знакомой сказки. В результате анализа ситуации была проведена физминутка, в ходе которой дети очутились в сказке.

На этапе ознакомления с материалом детей ждал снова сюрпризный момент, в виде персонажа Ежика, который подсказал им путь, чтобы спасти Ваню, где ребята выполняли задания персонажей сказки.

Этап практического решения проблемы, занимает большую часть занятия и включает непосредственную деятельность по решению поставленной триединой цели занятия. Данная часть занятия заключалась в выполнении дидактической игры «Собери правильно», и еще задания от «Печки», в ходе которого была проведена дыхательная гимнастика.

После приобретения и отработки знаний, умений и навыков, следует заключительный этап занятия, который включает в себя общие вопросы по содержанию занятия.

Проведённое занятие было реализовано с применением общедидактических и частных методов и приёмов обучения, таких как наглядный (письмо, иллюстрации героев, демонстрация мягкой игрушки, дидактическое средство «Собери правильно»), словесный (беседа, художественное слово, похвала, вопросы, рассказ педагога), практический (показ действий педагогом, дыхательная гимнастика) метод; метод практических игр, создание проблемной ситуации, создание ситуации поиска. Все выбранные методы и приёмы положительно повлияли на активность детей на занятии и полностью соответствуют возрастным особенностям развития младших дошкольников.

При отборе содержания занятия учитывались принципы организации процесса обучения. Принцип научности, регламентирует отбор содержания занятия с точки зрения достоверности и объективности. Принцип доступности заключается в преподнесении информации в доступной и понятной для детей форме. Принцип наглядности предусматривает использование наглядного материала на занятии: иллюстрации, презентации и др. Принцип систематичности и последовательности играет немаловажную роль в усвоении материала детьми и заключается в постепенной подаче информации дошкольникам в процессе занятия. Принцип сознательности и активности побуждает педагога поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.

Следует отметить положительные стороны проведения занятия:

1. Были предусмотрены разные виды деятельности детей: физминутка, дидактическая игра, речевая деятельность, дыхательная гимнастика

2. Мотивация сохранялась на протяжении всего занятия.

3. Вопросы было сформулированы в понятной для детей форме, дети активно отвечали.

Минусы проведения занятия:

1. Не грамотные переходы между заданиями.

Рекомендации для проведения дальнейших занятий:

1.       Следить за своей речью во время переходов от задания к заданию.