Н. Ш. Валеева, Г. З. Фаттахова
ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Рассмотрена категория детей «группы риска» и причины возникновения данной категории в обществе.
В настоящее время в обществе усиливается ряд неблагоприятных тенденций, приводящих к появлению категории «детей группы риска».
Понятие «дети группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.
Дети – социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.
Детей можно разделить на две группы: малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от
14 до 18 лет) [6].
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило,
негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием
некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска.
С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории.
Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
С другой стороны, эта категория детей рассматривается специалистами, прежде
всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. [5].
Дети особенно уязвимы и подвержены отрицательным воздействиям в период социального созревания и вхождения в мир взрослых, так как в это время им свойственны неустойчивость психики, несформировавшийся характер, слабая приспособляемость к растущей интенсификации жизни, нервно-психическим перегрузкам и стрессам вкупе с материальной необеспеченностью и зависимостью от старших на фоне стремления к самостоятельности и широких потребительских запросов.
Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних [5].
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей
и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три ос195
новные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка:
психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).
В.Е. Летунова выделяет следующие группы факторов риска:
- медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные
свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка,
заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние
родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество,
драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия
со сверстниками и взрослыми и т.д.);
- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Важно выделить главную причину появления детей группы риска. Семьи, социальное функционирование которых по объективным или субъективным причинам затруднено
или нарушено, а их существование находится под угрозой, характеризуются как семьи социального риска. К таким семьям относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов); воспитывающие детей-инвалидов; неполные; семьи военнослужащих срочной службы; семьи безработных и т.п. [7]. Для таких семей характерно оставление без попечения родителями своих детей, выталкивание детей на
улицу или побуждение их к асоциальному образу жизни.
В.Д. Альперович выделил несколько групп «трудных детей», которые также оказываются в поле контекстных значений термина «дети группы риска» [2]. Основанием для
этого послужило «недобросовестное исполнение родителями своих обязанностей»; именно
вследствие этого явления, по мнению В.Д. Альперовича, возникают такие проявления категории «дети группы риска», как:
- безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного
влияния со стороны родителей и лиц, заменяющих их;
- беспризорные дети – дети, которые не имеют родительского или государственного
попечения, постоянного места жительства, систематического обучения и развивающего
воспитания;
- дети-беглецы – дети, убежавшие из дома или воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, тяжелого конфликта с учителями, сверстниками [1].
Говоря о детях группы риска, важно выделить современные условия, приводящие к
этому социальному явлению. Заметное место среди них принадлежит ряду социальноэкономических факторов:
1. фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Наиболее прямое и
очевидное выражение этих изменений состоит, например, в тенденции переносить многие
исконно родительские функции на ясли и детские сады, а позднее - на школу и другие уч196
реждения. В яслях и детских садах немало так называемых круглосуточных групп, где дети находятся в течение пяти дней в неделю. Современный ритм жизни и занятости родителей (вместе с другими факторами) существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей. Это проявляется в уменьшении продолжительности и обеднении содержания общения в семье, дефиците теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновении действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы – по поводу обихода, режима дня, учебы, а поощрение сводится только к
материальным его формам. Эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, отрицательные формы самоутверждения [3]. Нехватку полноценного общения дети восполняют с помощью «искусственного» компьютерного мира (игры, интернет);
2. чрезвычайно усложняет условия развития детей рост числа разводов и неблагополучных, конфликтных семей. Распад семьи является весьма сильным психогенным фактором, ставящим ребенка в тяжелую ситуацию. Алкоголизм и наркомания родителей порождают качественные изменения генофонда нации в сторону деградации и физического
уродства, нарушают социальное здоровье детей, растущих в таких семьях. По оценке ВОЗ,
употребление алкоголя является причиной третьей части общего числа смертей. От 25 до
30% разводов происходят из-за пьянства одного из супругов [8];
3. на фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей. В современном мире привлекательным стало убеждение, что одиночество является комфортабельным стилем жизни. Мужчины не считают себя обязанными связывать
свою жизнь с женщиной и ребенком. Проблема детей в неполных семьях – затруднения в
правильной полоролевой идентификации и ориентации. Ребенок формирует стереотипы
своего поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь, родители. Но в неполной семье ребенок лишен образца того, как должны
вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях [4];
4. еще одним фактором риска является детская инвалидность. Уход за ребенкоминвалидом нередко несовместим с занятостью вне дома, поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу либо поменять ее на более свободную по графику, близко расположенную, но нижеоплачиваемую. В семьях с ребенком-инвалидом намного выше уровень
разводов. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной помощи, порой ведут биологическое существование и не получают тех навыков и умений, которые могут помочь им хотя бы в самообслуживании [7];
5. важное место среди источников проблем, осложняющих развитие ребенка, занимает
школа. Спектр проблем школьников чрезвычайно широк: низкая успеваемость, потеря учебной мотивации, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, склонность к участию в асоциальных группировках и др. [3];
6. начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки общества повлекли за
собой глубокие и непредсказуемые социальные трансформации, очень скоро перешедшие
в системный общественно-экономический и духовный кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны. Миллионы людей были вынуждены сменить не
только место работы, но и профессию, а то и место жительства. Возникла социальная категория людей, не имеющих работу. Среди многочисленных проблемных категорий детей,
появившихся вследствие острого социального неблагополучия последних десятилетий,
появились дети беженцев, переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей. Большая часть беженцев – это семейные люди. Пытаясь решить жизненно важные
197
198
проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, родители не придают
особого значения той психологической травме, которую переживает их ребенок. Это приводит к серьезным социальным последствиям. Дети лишаются своих домов, привычных
вещей, друзей, родственников. Недостаток пищи, воды, отсутствия медицинского обслуживания ведет к физическому истощению организма, развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал. Положение детей беженцев в
школе часто наносит ущерб их самоутверждению. Незнание языка и культуры страны нового поселения приводит к тому, что они чувствуют себя неловко, отстают от других учащихся в изучении школьных предметов [8].
Это далеко не все факторы риска, существующие в современном обществе. Как
правило, в дезадаптации детей играет роль сочетание нескольких факторов. Тем больше
потребность детей группы риска в помощи и поддержке. Существование детей под постоянным воздействием рисков в качестве потенциальных «невинных жертв» этих рисков
требует от социальных служб единственно возможного подхода к таким детям и подросткам – подхода, основанного на страховании этих рисков, то есть на предотвращении реализации возможных угроз и компенсации последствий свершившихся угроз. При этом работу в данном направлении необходимо вести не только и не столько с детьми, сколько с
их родителями.
Литература
1. Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска» // Журнал практического психолога. 2000. № 8 – 9.
2. Антонова Л.Н. Психология и педагогика поддержки // Прикладная психология и психоанализ.
2005. № 1.
3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование.
Проблемы психического развития детей. – М.: Издательство МГУ, 1990. 136 с.
4. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
5. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
6. Семейный кодекс Российской федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3.
7. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук, проф. Е.И. Холостовой.
М.: Юристъ, 1997. 424 с.
8. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академический Проект,
2002. 496 с.
© Н. Ш. Валеева – д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии
КГТУ; Г. З. Фаттахова – асп. той же кафедры
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.