Беседа с родителями "Детки и предки"

  • docx
  • 23.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Беседа с родителями Детки и предки.docx

Н. Ш. Валеева, Г. З. Фаттахова

ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Рассмотрена категория детей «группы риска» и причины возникновения данной категории в обществе.

В настоящее время в обществе усиливается ряд неблагоприятных тенденций, приводящих к появлению категории «детей группы риска».

Понятие «дети группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Дети – социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.

Детей можно разделить на две группы: малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от

14 до 18 лет) [6].

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило,

негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием

некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории.

Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

С другой стороны, эта категория детей рассматривается специалистами, прежде

всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. [5].

Дети особенно уязвимы и подвержены отрицательным воздействиям в период социального созревания и вхождения в мир взрослых, так как в это время им свойственны неустойчивость психики, несформировавшийся характер, слабая приспособляемость к растущей интенсификации жизни, нервно-психическим перегрузкам и стрессам вкупе с материальной необеспеченностью и зависимостью от старших на фоне стремления к самостоятельности и широких потребительских запросов.

Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних [5].

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей

и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три ос195

новные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка:

психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

В.Е. Летунова выделяет следующие группы факторов риска:

- медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные

свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка,

заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние

родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество,

драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия

со сверстниками и взрослыми и т.д.);

- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Важно выделить главную причину появления детей группы риска. Семьи, социальное функционирование которых по объективным или субъективным причинам затруднено

или нарушено, а их существование находится под угрозой, характеризуются как семьи социального риска. К таким семьям относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов); воспитывающие детей-инвалидов; неполные; семьи военнослужащих срочной службы; семьи безработных и т.п. [7]. Для таких семей характерно оставление без попечения родителями своих детей, выталкивание детей на

улицу или побуждение их к асоциальному образу жизни.

В.Д. Альперович выделил несколько групп «трудных детей», которые также оказываются в поле контекстных значений термина «дети группы риска» [2]. Основанием для

этого послужило «недобросовестное исполнение родителями своих обязанностей»; именно

вследствие этого явления, по мнению В.Д. Альперовича, возникают такие проявления категории «дети группы риска», как:

- безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного

влияния со стороны родителей и лиц, заменяющих их;

- беспризорные дети – дети, которые не имеют родительского или государственного

попечения, постоянного места жительства, систематического обучения и развивающего

воспитания;

- дети-беглецы – дети, убежавшие из дома или воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, тяжелого конфликта с учителями, сверстниками [1].

Говоря о детях группы риска, важно выделить современные условия, приводящие к

этому социальному явлению. Заметное место среди них принадлежит ряду социальноэкономических факторов:

1. фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Наиболее прямое и

очевидное выражение этих изменений состоит, например, в тенденции переносить многие

исконно родительские функции на ясли и детские сады, а позднее - на школу и другие уч196

реждения. В яслях и детских садах немало так называемых круглосуточных групп, где дети находятся в течение пяти дней в неделю. Современный ритм жизни и занятости родителей (вместе с другими факторами) существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей. Это проявляется в уменьшении продолжительности и обеднении содержания общения в семье, дефиците теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновении действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы – по поводу обихода, режима дня, учебы, а поощрение сводится только к

материальным его формам. Эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, отрицательные формы самоутверждения [3]. Нехватку полноценного общения дети восполняют с помощью «искусственного» компьютерного мира (игры, интернет);

2. чрезвычайно усложняет условия развития детей рост числа разводов и неблагополучных, конфликтных семей. Распад семьи является весьма сильным психогенным фактором, ставящим ребенка в тяжелую ситуацию. Алкоголизм и наркомания родителей порождают качественные изменения генофонда нации в сторону деградации и физического

уродства, нарушают социальное здоровье детей, растущих в таких семьях. По оценке ВОЗ,

употребление алкоголя является причиной третьей части общего числа смертей. От 25 до

30% разводов происходят из-за пьянства одного из супругов [8];

3. на фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей. В современном мире привлекательным стало убеждение, что одиночество является комфортабельным стилем жизни. Мужчины не считают себя обязанными связывать

свою жизнь с женщиной и ребенком. Проблема детей в неполных семьях – затруднения в

правильной полоролевой идентификации и ориентации. Ребенок формирует стереотипы

своего поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь, родители. Но в неполной семье ребенок лишен образца того, как должны

вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях [4];

4. еще одним фактором риска является детская инвалидность. Уход за ребенкоминвалидом нередко несовместим с занятостью вне дома, поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу либо поменять ее на более свободную по графику, близко расположенную, но нижеоплачиваемую. В семьях с ребенком-инвалидом намного выше уровень

разводов. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной помощи, порой ведут биологическое существование и не получают тех навыков и умений, которые могут помочь им хотя бы в самообслуживании [7];

5. важное место среди источников проблем, осложняющих развитие ребенка, занимает

школа. Спектр проблем школьников чрезвычайно широк: низкая успеваемость, потеря учебной мотивации, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, склонность к участию в асоциальных группировках и др. [3];

6. начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки общества повлекли за

собой глубокие и непредсказуемые социальные трансформации, очень скоро перешедшие

в системный общественно-экономический и духовный кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны. Миллионы людей были вынуждены сменить не

только место работы, но и профессию, а то и место жительства. Возникла социальная категория людей, не имеющих работу. Среди многочисленных проблемных категорий детей,

появившихся вследствие острого социального неблагополучия последних десятилетий,

появились дети беженцев, переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей. Большая часть беженцев – это семейные люди. Пытаясь решить жизненно важные

197

198

проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, родители не придают

особого значения той психологической травме, которую переживает их ребенок. Это приводит к серьезным социальным последствиям. Дети лишаются своих домов, привычных

вещей, друзей, родственников. Недостаток пищи, воды, отсутствия медицинского обслуживания ведет к физическому истощению организма, развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал. Положение детей беженцев в

школе часто наносит ущерб их самоутверждению. Незнание языка и культуры страны нового поселения приводит к тому, что они чувствуют себя неловко, отстают от других учащихся в изучении школьных предметов [8].

Это далеко не все факторы риска, существующие в современном обществе. Как

правило, в дезадаптации детей играет роль сочетание нескольких факторов. Тем больше

потребность детей группы риска в помощи и поддержке. Существование детей под постоянным воздействием рисков в качестве потенциальных «невинных жертв» этих рисков

требует от социальных служб единственно возможного подхода к таким детям и подросткам – подхода, основанного на страховании этих рисков, то есть на предотвращении реализации возможных угроз и компенсации последствий свершившихся угроз. При этом работу в данном направлении необходимо вести не только и не столько с детьми, сколько с

их родителями.

Литература

1. Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска» // Журнал практического психолога. 2000. № 8 – 9.

2. Антонова Л.Н. Психология и педагогика поддержки // Прикладная психология и психоанализ.

2005. № 1.

3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование.

Проблемы психического развития детей. – М.: Издательство МГУ, 1990. 136 с.

4. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие

для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.

5. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для

студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.

6. Семейный кодекс Российской федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3.

7. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук, проф. Е.И. Холостовой.

М.: Юристъ, 1997. 424 с.

8. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академический Проект,

2002. 496 с.

© Н. Ш. Валеева – д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии

КГТУ; Г. З. Фаттахова – асп. той же кафедры