Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников
«Солнышко» с. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области
Организация детской деятельности
Тема «Страна в которой мы живем»
.
Выполнила: Курмаева Марина Юрьевна
2025
Цель:
закрепление знаний детей о природных богатствах своей страны.
Задачи:
Обучающие.
- закреплять знания детей о названии страны;
- знакомить с географической картой, учить «читать» её;
- закреплять знания детей о природе России, ее богатствах;
- знакомить детей с историей страны;
Развивающие.
- развивать стремление беречь и приумножать богатства страны;
Воспитательные.
- воспитывать в детях чувство гордости за свою страну;
Методические приемы:
беседа, рассматривание, работа с географической картой, чтение главы из книги С.Баруздина «Страна, где мы живём».
Предварительная работа:
рассматривание географического атласа «Мир и человек», рассматривание иллюстраций о природе России.
Оборудование:
физическая карта России, иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса России, указка, иллюстрации городов, рек, моря, леса, степи.
ХОД БЕСЕДЫ.
Воспитатель.
вывешивает на доску физическую карту России.
- Ребята, кто знает, что это такое? (Это карта нашей страны.)
- Как называется страна, где мы живём? (Россия).
Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. На карте изображена не только Россия, но и другие страны, расположены рядом с нашей страной.
- Как можно узнать, где какая страна? (Предположения детей).
Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна.
Педагог обводим границу России указкой, а затем предлагаем это сделать двум-трём детям.
- Большую территорию занимает наша страна? (Да).
Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, вы увидите, насколько территория других стран меньше России.
Педагог обводит границы некоторых стран и называет их.
Воспитатель.
- Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно сказать огромная.
- А что ещё может рассказать карта?
- Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Это города).
Посмотрите, как много городов в России. Назовите, какие вы знаете города, и мы попробуем найти их на карте.
Дети называют города, и педагог показывает их на карте.
Воспитатель.
Давайте вместе с вами прочитаем названия ещё нескольких городов.
Карта нам рассказала, что в России очень много городов.
Педагог предлагает тем, кто умеет читать, выйти и прочитать названия городов или сам показывает и читает названия разных городов России.
Затем выставляет на стенд иллюстрации с изображением разных городов России. Дети рассматривают их.
Воспитатель.
- Что же ещё может рассказать карта? Что вы видите на карте?
- Что это за синие волнистые линии, которых очень много? (Это реки).
Рек в России тоже очень много.
- Какие реки вы знаете? (Урал, Сакмара, Волга, Лена, Дон).
Названия рек тоже написаны на карте.
Выставляет иллюстрации с изображениями рек.
- А что обозначают эти голубые пятна? (Моря).
Да, это моря и озёра.
- Покажите, где вы видите моря?
Педагог вызывает несколько детей и предлагает им показать моря и вместе с ними читает их названия.
Обращает внимание детей на то, что ещё есть и океаны, они больше морей.
Затем выставляет на стенд иллюстрации с изображением морей. Дети рассматривают их.
Воспитатель.
- Какой цвет вы ещё видите на карте, его очень много? (Зелёный).
- А как вы думаете, что обозначает зелёный цвет? (Предположения детей).
Зелёный цвет – это леса. Посмотрите, как много лесов в России.
Выставляет иллюстрации с изображением леса.
.
В России самый огромный лес на земле – тайга. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально).
- А что дают леса? (Ответы детей).
Лес – это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов: бумагу, на которой печатают книги, из которой делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, различные цветы, живут различные животные и птицы.
Физкультминутка. Проводится игра «Бутончики».
Каждый бутончик склониться бы рад
(дети соединяют ладони, поднимают руки вверх над головой, держат осанку)
Влево и вправо, вперёд и назад.
(выполняют наклоны влево - вправо, вперёд - назад, руки держат за головой)
От ветра и зноя бутончики эти
(наклоняют туловище вправо, влево)
Спрятались живо в цветочном букете.
(опускают руки вниз, держат осанку и собираются в круг)
Воспитатель.
Помните, мы с вами говорили, что хлеб – богатство России. Но хлеб – это богатство, которое человек добывает своими руками.
А лес – это природное богатство, его много, и к нему нужно относиться очень бережно.
Воспитатель.
- Ещё какой цвет вы видите на карте? (Коричневый).
А что он обозначает? (Горы).
Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них.
Педагог показывает горы, и читаем их названия.
- А что дают горы? (Предположения детей).
В горах добывают полезные ископаемые.
Значками на карте обозначено, где какие полезные ископаемые добывают. Полезные ископаемые, это то, что находится в земле и что нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления металлов, золото, алмазы, которые составляют богатство страны.
Воспитатель.
И ещё на карте вы видите тёмно-жёлтый и жёлтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок.
Выставляет иллюстрации с изображением степи. Дети рассматривают.
Воспитатель.
Вот мы и рассмотрели с вами карту нашей страны.
- Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали?(Ответы детей).
Педагог, показывая на иллюстрации, выставленные на стенд по ходу беседы подводит итог.
Наша страна Россия – очень большая. В России много городов. Природа России очень разнообразная – много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают много разных полезных ископаемых.
Воспитатель.
Писатель С.Баруздин написал книгу, которая называется «Страна, где мы живём». Я сейчас вам прочитаю одну главу из этой книги. В ней рассказывается о том, как мальчик Дима с писателем Баруздиным летел на самолёте над Россией. Они пролетели над Сибирью и Дальним Востоком. Это вот здесь.
Показывает на карте Сибирь и Дальний Восток.
Глава называется «Самая большая, самая богатая».
Сибирь и Дальний Восток – самая большая, самая богатая у нас в стране земля, больше всей Америки, - объяснял я.
Много часов мы летели над Сибирью и Дальним Востоком. И такое видели, что Дима только успевал задавать вопросы:
- А это какая река?
Пришлось мне называть все реки, над которыми мы пролетали: Обь, Иртыш, Ангара, Енисей, Лена.
…Много городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Много старых, а много и новых: Братск, Ангара, Амур, Солнечный, Мирный, Находка. В глухой тайге растут всё новые города и заводы.
…На самых больших сибирских реках строятся мощные электростанции. Плывут по рекам пароходы. Буксиры тянут плоты с лесом.
На озере Байкал, которое не меньше моря, люди ловят чудесную рыбу – омуля, а на бескрайних землях Сибири комбайны убирают богатый урожай.
На Севере Сибири добывают алмазы, а смелые охотники чукчи охотятся на моржей.
Воспитатель.
Сегодня, ребята, мы говорили с вами о нашей стране – России. У нас очень красивая, богатая, большая страна. Когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы она стала ещё краше, ещё богаче.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.