Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
Готовность ребёнка в школу.docx
Готовность ребенка к школе
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без
которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети
часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые
ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех.
Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это
недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания
школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать
не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе
покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе,
положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к
школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить
ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома,
чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него
потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует
учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия.
Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его,
преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это
производится не совсем осознанно и определяется длительностью
производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь
игра.
Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в
палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без
угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен
уже анализировать собственные движения и действия.
Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры
ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь
перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития
гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать
формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в
формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед
ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых.
Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается
такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений
дружеских, партнерских.
3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был
умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом
словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают
разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и
выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же
развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок
долженнаучиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что
ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой,
зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и
поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с
ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей
дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст
“почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной,
у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит
их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда
отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями
— огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы
будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче
развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших
вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к
этому ведет и “пичка-ние” ребенка готовыми знаниями.
Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов,
заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком
приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные
навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и
осмысливать полученные сведения.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название
города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества
родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца
или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и
основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год.
Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких
животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком
социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать
пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать,
делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если
нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире
разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет
нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм,
задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок
понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз
приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это
явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно
просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех
сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только
после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению. Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он
может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении.
Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии
двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий
(страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства
сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул,
кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать
предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся,
и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.
Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее
самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок
плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие
фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка
только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других
областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые
хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как
ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе
и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать
его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично,
всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние
здоровья.
Игра как подготовка к школе
Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-
матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу
несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить
взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают
взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания
“взрослого”.
И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается
воображение — умение представить себе, “что было бы, если бы...”.
Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное
место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование,
конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире,
предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно
представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется
важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок
переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из
кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на
множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.
Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.
Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к
самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.
Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это
естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную
тему. Не гасите интерес!
Беседа "Готовность ребенка к школе"
Беседа "Готовность ребенка к школе"
Беседа "Готовность ребенка к школе"
Беседа "Готовность ребенка к школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.