Беседа: Исторические песни

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наряду с богатырскими былинами, отразившими героическую борьбу русского народа за родную землю во времена древней Киевской Руси и последующий затем период феодальной раздробленности, важным видом эпического повествования была историческая песня. Ведущее значение историческая песня, как новый вид эпоса, приобретает в период укрепления могучего централизованного Русского государства в XVI веке.Наряду с богатырскими былинами, отразившими героическую борьбу русского народа за родную землю во времена древней Киевской Руси и последующий затем период феодальной раздробленности, важным видом эпического повествования была историческая песня. Ведущее значение историческая песня, как новый вид эпоса, приобретает в период укрепления могучего централизованного Русского государства в XVI веке.
Иконка файла материала 9.docx
Исторические песни Наряду с богатырскими былинами, отразившими героическую борьбу русского народа за родную землю во времена древней Киевской Руси и последующий затем период феодальной раздробленности, важным видом эпического повествования была историческая песня. Ведущее значение историческая песня, как новый вид эпоса, приобретает в период укрепления могучего централизованного Русского государства в XVI веке. Содержание лучших исторических песен проникнуто идеей единства и независимости русской земли, стремлением к борьбе с иноземными захватчиками. Характерной чертой русских исторических песен является проницательность в оценке происходящих исторических событий, непосредственным свидетелем и активным участником которых был трудовой народ. В тематике русских исторических песен отчетливо намечаются две основные линии развития. Одну из них составляют песни, содержание которых связано с идеей создания крепкого централизованного национального русского государства, с темой защиты русской земли от иноземных захватчиков. Это песни и сказы о борьбе с татаро-монгольским игом, о взятии Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, о борьбе с польской интервенцией во времена «лихолетий» или междуцарствия в начале XVII века (песни о М. В. Скопине-Шуйском, о Минине и Пожарском, о народной ненависти к Лжедмитрию и его жене Марине Мнишек), о Петре I, о великихрусских полководцах Суворове и Кутузове, о борьбе русского народа с наполеоновским нашествием в 1812 году, о Севастопольской обороне и о русско-турецкой войне на Балканах. Другую важнейшую линию развития русского исторического эпоса составляют песнио повстанческой революционной борьбе трудового народа против угнетателей и эксплуататоров, песни, воспевающие вождей и участников крестьянских восстаний. Наиболее яркие песий этой группы связаны с образом вольного казачьего собрания, сказачьего круга», а также с именами Ермака, Степана Разина и Емельяна Пугачева. Поэтический текст исторических песен отличается от былин в первую очередь гораздо более точным отражением тех или иных исторических событий. Типичная для былин легендарная фантастика в исторических песнях почти не имеет места. Тексты большинства из них короче былинных; излюбленный в богатырских былинах прием троекратной повторности для них не типичен. Термин «историческая песня» был введен в фольклористику исследователями для обозначения народных песен и сказов о судьбах русской земли, об исторических событиях и героях, о крупных передовых деятелях, способствовавших в свое время могуществу нашей родины. Определением музыкальных особенностей термин этот служить не может. По своим напевам исторические песни весьма разнообразны. Одни из них теснейшим образом связаны с севернойтрадицией сольного эпического сказа. Такие исторические песни складывались мастерами исполнения героических былин — сказителями. С былинами их сближают не только многие особенности поэтики, но также и музыкальная сторона. Большинство песен об Иване Грозном, о временах лихолетий, о Петре I северные сказители исполняют на напевы, родственные с былинными. Некоторые сказители, как, например, Т. Г. и И. Т. Рябинины, а также М. С. Крюкова, пели различные исторические песни (в том числе и советские) все на те же свои излюбленные былинные напевы. Большинство исторических песен XVI и XVII веков складывалось непосредственными свидетелями исторических событий — военно- служилыми людьми того времени (стрельцами), участниками народного ополчения, а также казаками. Одни песни по своему мелодическому облику являются молодецкими хоровыми песнями(например, уфимский вариант песни о взятии Казани), преемственно связанными с древнерусской воинской песенной традицией. Другим присущ ясно выраженный лирический склад. И по характеру своих поэтических образов, по особенностям развертывания словесного содержания, наконец по своему мелодическому складу это весьма типичные протяжные лирические (или лирико-эпические) песни, своего рода лирические раздумья об исторических судьбах родной земли. Среди них донская казачья песня «Ой да ты, кормилец наш славный Тихий Дон» о тяжелых бедствиях, испытанных русским народом в 1812 году. С формированием в XVIII веке во времена Петра I постоянной русской армии большинство исторических песен складывается в солдатской среде: песни о Северной войне, о Полтавской победе, о Семилетней войне (1756—1762), о славных суворовских походах, наконец о героической эпопее 1812 года. Многие из песен такого рода принадлежат к новому жанру походной солдатской песни с типичным для нее маршевым ритмом и гомофонно-гармоническим складом, что составляет отличительную особенность позднейшей городской песенной традиции XVIII и XIX веков («Грянул внезапно гром над Москвою», «Не боимся мы французов»). Типичными городскими песнями с напевами, подчиненными логике функционального гармонического мышления, являются также песни о событиях русско- японской войны («От павших твердынь Порт-Артура», «Плещут холодные воды», «Наверх вы, товарищи, все по местам»), а также песни о революционных событиях 1905 года. Исторические песни о повстанческой борьбе русского крестьянства наиболее ярко представлены в казацких песенных циклах о руководителе крестьянской революции XVII века Степане Разине и его сподвижниках. В народных песнях Степан Разин выступает мстителем за многовековое угнетение, испытываемое обездоленным крестьянством. В них описываются расправы разинцев с крепостниками-помещиками, воеводами, губернаторами и другими представителями царской власти: Люду бедному он защитничек, Ой, да лютый недруг всем насильникам. Ой, да по прозваньицу Степан Разин-то Тимофеевич.В песнях об отдельных этапах повстанческого народного движения под предводительством Разина отражены вековая ненависть казачьей голытьбы и обездоленного крестьянства к боярам и царским воеводам, мечты о вольной жизни, о смелых походах по Волге и Каспийскому морю. Наряду с героическими песнями о боевых действиях и славных победах в песенных циклах о Степане Разине содержится немало грустных протяжных лирических и лирико-эпических песен. Песни такого рода были сложены в народе уже после разгрома разинского восстания. К группе элегических песен в характере сосредоточенного, скорбного раздумья о несправедливостях общественного уклада и о злосчастной судьбе участников повстанческого движения принадлежат некоторые варианты песен «Не шуми, мати зеленая дубровушка». Героем их является не безыменный молодец, как в сходных протяжных лирических песнях, а сам Степан Разин. Ряд лирических песен разинского цикла о недобрых предчувствиях атамана связан с традиционным для эпической поэзии сюжетным мотивом вещего сна. В числе их суровая, мужественная лирико-эпическая песня «Ой, не вечор», сложенная уральскими казаками. Налетевшие с восточной сторонушки буйные ветры сорвали с головы атамана шапку, с могучего плеча — звончатый лук, рассыпали калены стрелы. Зловещий сон разгадывает есаул: слетит с плеч буйная головушка атамана, самому есаулу казнену быть, казаки же разинокого отряда разойдутся в разные стороны. В годы пугачевского движения многие из песен разинского цикла были переосмыслены и приурочены к образу нового героя — Пугачева. В песнях о событиях крестьянской войны под руководством Пугачева отражены освободительные стремления широких народных масс, их протест против гнета, несправедливостей и надругательств со стороны дворян-помещиков и чиновников феодально-бюрократического государства. В уральской песне «Нас пугали Пугачом» (записанной в Челябинске) Пугачев подобно Разину собирает вокруг себя ватагу удальцов из голытьбы. В этой песне воспроизводится момент расправы с врагами народа: «А попов всех на костры, а пузатых на бастрык» (на перекладину). Песня исполнялась в быстром темпе с энергичным, четко ритмованным напевом. В донской лирико-эпической протяжной песне «Ой да ты, батюшка, вот и Оренбург- город»поэтически обрисована красота уральского пейзажа, древней реки Яик, как места, где «ходил, гулял большой атаманушка, казак Емельянушка». В песне отражено сочувственное отношение к Пугачеву со стороны солдат и служилых казаков. Стоя во дворце на часах, молодой казак (в других вариантах — солдат) раздумывает о предстоящем походе в Оренбург для подавления восстания и принимает решение не стрелять в Пугачева («Пускай бьется за нас казак Емельянушка, пускай бьется казак за нужду народную»). Песни о крестьянской’ войне под руководством Пугачева создавались не только крепостным крестьянством и казаками, но и «работными людьми». Сочувствие пугачевскому восстанию со стороны «работных людей» иказаков отражено и в некоторых песнях лирического характера: «Из Уралечка пышет пламечко» и «Уж ты, ворон сизокрылый» о разлуке девушки с молодцом, который, работая на уральском литейном заводе, «медны трубы выливает, Емельяну помогает». Песни о крестьянских войнах и восстаниях XVII и XVIII веков представляют большую идейно-художественную ценность. Они говорят о том, что широкие народные массы не мирились со своим бесправным положением и настойчиво искали выхода к новой, лучшей жизни. Сложенные в основном еще в XVII веке, песни эти сохраняли свое идейное значение также и на протяжении XVIII—XIX веков, призывая народные массы к освободительной борьбе, укрепляя в них уверенность в грядущей победе. Исторические песни составляют одну из наиболее замечательных областей русского песенного творчества. Они свидетельствуют о горячем интересе русского народа к событиям государственного значения и к своему историческому прошлому. Большинство из них обнаруживает проницательную оценку и правильное понимание смысла важнейших событий и деятельности выдающихся исторических личностей. Величавые напевы эпических песен о событиях русской истории живо интересовалирусских композиторов. В сборнике «100 русских народных песен» Римского- Корсакова находятся три варианта песни о встрече матери и дочери в татарском (или турецком) плену. Один из них композитор использовал как тему вариаций вмедленной части своей Первой симфонии. Другой вариант послужил Римскому-Корсакову для создания глубоко драматического хора «Про татарский полон». Все три варианта той же песни звучат в «Русской увертюре» Танееваи в эпической опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». В третьем действии этой оперы на теме песни «Про татарский полон» (№ 9 из сборника Римского- Корсакова) построен величавый рассказ Федора Поярка. В симфонической картине «Сеча при Керженце» композитор воссоздает грандиозную картину одной из тех битв за родную землю русского воинства со степными кочевниками, красочными описаниями которых так богаты русские летописи. На фоне шума битвы, конского, топота и лязга мечей сталкиваются и развиваются две контрастные темы. Одна из них — широкая, песенного склада — тема защитников Китежа «Поднималася со полуночи» (звучавшая ранее в конце третьего действия оперы). Другая — тема песни «Про татарский полон» — в несколько измененном виде воплощает образ грозной вражеской силы — хищной монгольской орды. Ряд исторических песен о событиях XVI и XVII веков (из сборника Ф. Истомина и Г. Дютша) Балакирев обработал для голоса с фортепиано и поместил в свой второй песенный сборник «30 песен русского народа» (1901). Превосходную хоровую обработку разинской песни «Как у нас было на Волге»в народной подголосочной манере создал А. Кастальский.