Беседа "Культура речи"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Раскрывается понятие культуры речи. Показывается её значение в жизни современного человека. Разыгрываются ситуации по воспитанию культуры речи. Говорится о необходимости развития навыков красивой речи. Читаются рассказы, ведётся их анализ, подчёркивается значение красочных слов и выражений. Представлено много стихов по культуре речи.
Иконка файла материала беседа культура речи.doc
Беседа «Культура речи». Цель:   познакомить   учащихся   с   основными   требованиями   к   культуре   речи, установить зависимость речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать   любовь   и   уважение   к   родному   языку,   вырабатывать   навыки красивой и приятной речи в общении с людьми. Ход классного часа: Все учителя хотят, чтобы вы, ребята, были образованными, культурными. Вы, наверное, обращали внимание на то, что по речи человека складывается общее впечатление  о нём. Произнёс  он слово  неправильно, ударение  неправильно поставил   сразу   думается:   «не   очень­то   он   культурен».   Услышав   от   него грубое   слово,   думаешь:   «Какой   он   злой!»   Речь   иногда   свидетельствует   о человеке больше, чем даже его лицо. А что значит, быть культурным человеком? Что   нужно   делать   для   этого?   (ответы:   здороваться,   чисто   и   опрятно одеваться, уважать старших, помогать младшим умение правильно говорить и т.д.) Да, ребята, культура человека проявляется в его одежде, в его поступках, в отношении к взрослым, в любви к Родине. И ещё культура человека очень ярко   проявляется   в   его   речи,   в   том,   как   говорит   человек.   Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли  Мы   смотрим   телевизор,   слушаем   радио,   и   хорошо   понимаем   и   даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать? Дети: Они овладели культурой речи. Что же такое культура речи? Ученик: Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.Задумывались ли вы, ребята, над тем, что такое язык? Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева,   Л.Н.Толстого   и   других   великих   хранителей   красоты   и образности родного языка.  Ученик: стихотворение Эли Куклиной «Родное слово». Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Ты скажи: «Кругом белым­бело»­ И увидишь зимнее село, С белых крыш свисает белый снег, Не видать под белым снегом рек. Вспомниться наречие «светло» ­ И увидишь: солнышко взошло, Если скажешь слово ты «темно», Сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь «ароматно», ты Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво» Пред тобою – сразу вся Россия! Послушаем «Рассказ школьного портфеля» о мальчике Пете, который  не ставит ударений в словах. Знакомьтесь: Петя мой сосед. Ему уже 12 лет Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор». «Дилектор входит в кабинет..» «Закрой магазин на обед…» «Хозяйка моет стаканы…»«Секёт свеклу… Пекёт блины…» И до меня дошел черед Портфель он «портфелем » зовёт. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал не шутя. Пусть и его зовут Петя... ­ Петя! – несется со двора ­ Тебе домой идти пора! Не трогай малыша «Петя», Ведь ты большой, а не дитя! «Петя» обижен на ребят, Скажите, в чем я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли имя у меня? Ребята! Кто из вас не прочь Несчастному «Пете» помочь, Чтобы мальчишка смог опять Обыкновенным Петей стать? (Ю.Тимянский) Как его зовут.  Ему бывает часто лень Сказать при встрече: «Добрый день!» А он стесняется, молчит. И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуй» говорит. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините»Не одолел его язык. А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего. Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел, пока, всего…» Не скажет он друзьям по школе: Алеша, Петя, Ваня, Толя. Своих друзей зовет он только: Алешка, Петька, Ванька, Толька. Ребята, мы не можем тут Сказать вам, как его зовут. Мы честно вас предупреждаем,  Что имени его не знаем. Но, может быть, он всем знаком, И вы встречались с ним где­либо. Тогда скажите нам о нем, А мы…мы скажем вам – спасибо! Основные правила по культуре речи: 1.   Старайся   говорить   правильно,   не   употребляй   в   разговоре   грубых выражений. 2. Говори только о том, что знаешь. 3. Не спеши высказывать свои мысли.  Помни, что говорить не думая – все равно, что стрелять, не целясь. 4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль. 5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами. 6. Не говори быстро, не проглатывай слова. 7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами. 9. Не давай кличек своим товарищам. Запомни эти правила и выполняй их. Итог: Культура   речи   ­   многозначное   понятие,   включающее   в   себя:   правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правила произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее   точный   в   смысловом   отношении,   стилистически   и   ситуативно уместный,   выразительный.   Культура   речи   предполагает   высокую   общую культуру человека