Лендлер
нем. Ländler
Народный парный круговой танец. Размер 3/4 или 3/8, темп умеренный, движения с прыжками. Распространён в Австрии (особенно в Штирии) и Юж. Германии (Баварии). Слово «Л.» часто переводят как «деревенский танец» (от нем. Land - сельская местность, деревня), что вполне соответствует его происхождению и бытованию, однако, вероятно, оно связано с назв. местности в Австрии - Ландль (Landl).
Лендлер
нем. Ländler
Народный парный круговой танец. Размер 3/4 или 3/8, темп умеренный,
движения с прыжками. Распространён в Австрии (особенно в Штирии) и Юж.
Германии (Баварии). Слово «Л.» часто переводят как «деревенский танец» (от
нем. Land сельская местность, деревня), что вполне соответствует его
происхождению и бытованию, однако, вероятно, оно связано с назв. местности
в Австрии Ландль (Landl).
Под назв. «Л.» к нач. 19 в. объединялись мн. разновидности нар. австр. и нем.
танцев, известных по хореографич. описаниям с 16 в. Варианты Л.,
отличающиеся друг от друга танц. рисунком и инстр. сопровождением (две
скрипки, две скрипки и бас, духовой ансамбль), встречаются в разных
областях Австрии, Юж. Германии, Швейцарии и соответственно имеют разл.
названия. Одна из разновидностей Л. (Oberländler) характеризуется
переменным размером (2/43/4). В проф. музыке первые образцы Л. известны с
17 в. Большую популярность танец приобрёл во 2й пол. 18 в., использовался
венскими композиторами (В. А. Моцарт 6 Ländlerische für 2 Violinen und
BaЯ К. 606); часто фигурирует в их произв. под назв. «немецкий танец».
Ф. Шуберт. «Из 12 немецких танцев…», ор. 171, No 4.
Закрепилась характерная форма два 8тактных периода с повторением
каждого. В таком же виде и под тем же назв. Л. встречается и у Ф. Шуберта;
для его Л. характерны распевы по звукам аккордов осн. гармонич. функций,
напоминающие тирольские jodeln, что связано, очевидно, с практикой пения
при исполнении некоторых разновидностей Л. В сериях шубертовских танцев
наметился переход от энергич., бодрого Л. с акцентами и замедлениями (чаще
всего на 3й доле такта) к более лиричному, плавному и гибкому по мелодич.
рисунку вальсу 19 в.
В музыке 1920 вв. темы в характере Л. встречаются у мн. австр. и немецкий
композиторов. Некрые миниатюры из «Бабочек» Шумана, вальсов ор. 39
Брамса напоминают Л. Претворение Л. характерно для мн. симфоний А.
Брукнера и Г. Малера (напр., 2я часть 1й симфонии Малера «ImLändlertempo»). В произв. Малера с помощью Л. изображается
патриархальный образ жизни народа (нередко с иронич. окраской).