Беседа: На пределе возможностей слуха

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На пределе возможностей слуха А.Патрушев http://www.tomatis.com./English/index.htm Французский отоларинголог Альфред Томатис первым систематически исследовал влияние на психику человека звуков высокой частоты. Согласно его теории, ребенок, плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны — дыхание матери, биение ее сердца, голос, шум от работы внутренних органов и т.п. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости гораздо меньше затухают высокочастотные Для использования своих открытий на практике Томатис погружал в ванную защищенные пленкой микрофоны и динамики, через которые транслировалась работа внутренних органов женщины. Таким образом он моделировал фильтрацию звука через материнскую плаценту. На получавшихся записях большая часть спектра звуков лежала выше 8000 колебаний в секунду. Когда сделанные таким образом записи давали регулярно слушать детям с различными нарушениями — дислексией, аутизмом, гиперактивностью, то перемены в их поведении и обучении были ошеломляющими. Этот высокочастотный звук, по теории Томатиса, пробуждает чувство самой архаической связи с матерью. Такие звуки, по-видимому, затрагивают самые древние, первозданные слои наше памяти — блаженство нахождения в материнской матке, единство с матерью — и пробуждают в слушателе это забытое ощущение цельности. Исследования и клинический опыт Томатиса привели его к заключению, что ухо является одним из важнейших органов, формирующих сознание человека. До него большинство людей, включая ученых, изучавших ухо, считали, что у этого органа одна функция — слышать. Они не замечали, что слышание — всего лишь один аспект гораздо большего, динамического процесса, в котором участвует каждая клетка тела. Томатис открыл, что ухо не просто “слышит”, но колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в электрические импульсы, различными путями попадающие в мозг. Некоторые идут в слуховые центры, и их мы воспринимаем как звуки. Другие создают электрический потенциал в мозжечке, который контролирует сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они идут в лимбическую систему, заведующую нашими эмоциями и выделением различных биохимических веществ, в т.ч. гормонов, оказывающих влияние на все наше тело. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также передается в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом звук «питает» мозг, а вместе с ним и все тело. Еще одним открытием Томатиса явилась прямая связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и его уровнем здоровья. — Сравните бесцветный, слабый голос больного человека и звонкий радостный голос ребенка! Томатис разработал особый процесс звукозаписи под названием “электронное ухо”. В этом процессе из обычного звука поочередно вырезается то высокочастотная, то низкочастотная компонента. Когда человек слушает такую запись, мышцы его уха тренируются путем поочередного напряжения и расслабления; таким образом расширяется диапазон слухового восприятия, Существует множество документированных исследований, показывающих, в частности, что в результате применения этого метода усиливается творческий потенциал, улучшается память и способность к сосредоточению. Также происходит значительное улучшение так называемой тонкой моторики. В результате даже профессиональные музыканты отмечали у себя значительное улучшение музыкальной техники и виртуозности исполнения. Похожие результаты демонстрировали мастера различных боевых искусств и профессиональные автогонщики. В настоящее время по всему миру существует более 300 центров, осуществляющих лечение и тренинги по методу Томатиса.
Иконка файла материала 11.docx
Звуки, которых нет Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов  или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса  сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым  музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной  тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся  в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются. Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов,  если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую  известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал  воздействие их на состояние человека при прослушивании через  стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой  частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так  называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в  секунду, а другое — чистый тон с частотой 335 колебания в секунду,  полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он  “слышит” биения с частотой 335 ­ 330 = 5 колебания в секунду, но это не  реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозге человека только  при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно  работающих полушарий мозга. «Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать что­то новое. Тем не менее,  вплоть до поступления в высшую школу я никогда не получал удовольствия  от учебы и не имел в ней особых успехов. Было время, когда я находился на  грани академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки  давались с трудом. И это при том, что в детстве меня называли смышленым  ребенком, который, по идее, должен учиться на отлично. Причиной моих  неудач взрослые, как всегда, считали недостаток прилежания. Я же,  разочаровывая их, все больше отчаивался сам. Став взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда я заваливал экзамен, я пересдавал его до тех пор, пока не получал нужной мне  отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне нужна новая  стратегия, поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены здесь  уже не было. Я уже не мог так много работать ради столь посредственных  результатов, поэтому со всей силой своего отчаяния устремился на поиски  этой новой стратегии. К счастью, я ее нашел — мне удалось преодолеть свою “неспособность” к  обучению с помощью бинауральных ритмов и диметиламиноэтанола (ДМАЭ) ­ компонента, содержащегося в морепродуктах.В результате академический сизифов труд превратился в изысканное  развлечение, повлекшее за собой отличные отметки и трансформацию меня  как личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного  заключения.» Этим вступлением начинает одну из своих статей Ричард Кеннерли —  американский ученый, исследовавший влияние на умственную  работоспособность человека прослушивания особых комбинаций звуковых  колебаний, получивших название бинауральных ритмов. Таким образом, одним из самых эффективных способов организации  биоэлектрических колебаний мозга (и связанных с ними  психофизиологических состояний), одновременно обеспечивающих высокую  синхронизацию обоих полушарий, являются бинауральные биения. Что же  происходит в мозге, когда человек «слышит» эти звуки. В 50­е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ),  позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга.  Тогда же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга  способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными  ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования  стимулов находится в рамках естественного диапазона частот  биоэлектрических потенциалов мозга. Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8­25Гц, но при  тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных  частот мозга. В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических  колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой  диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.