На пределе возможностей слуха
А.Патрушев
http://www.tomatis.com./English/index.htm
Французский отоларинголог Альфред Томатис первым систематически исследовал влияние на психику человека звуков высокой частоты.
Согласно его теории, ребенок, плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны — дыхание матери, биение ее сердца, голос, шум от работы внутренних органов и т.п.
Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости гораздо меньше затухают высокочастотные
Для использования своих открытий на практике Томатис погружал в ванную защищенные пленкой микрофоны и динамики, через которые транслировалась работа внутренних органов женщины. Таким образом он моделировал фильтрацию звука через материнскую плаценту.
На получавшихся записях большая часть спектра звуков лежала выше 8000 колебаний в секунду. Когда сделанные таким образом записи давали регулярно слушать детям с различными нарушениями — дислексией, аутизмом, гиперактивностью, то перемены в их поведении и обучении были ошеломляющими. Этот высокочастотный звук, по теории Томатиса, пробуждает чувство самой архаической связи с матерью.
Такие звуки, по-видимому, затрагивают самые древние, первозданные слои наше памяти — блаженство нахождения в материнской матке, единство с матерью — и пробуждают в слушателе это забытое ощущение цельности.
Исследования и клинический опыт Томатиса привели его к заключению, что ухо является одним из важнейших органов, формирующих сознание человека. До него большинство людей, включая ученых, изучавших ухо, считали, что у этого органа одна функция — слышать. Они не замечали, что слышание — всего лишь один аспект гораздо большего, динамического процесса, в котором участвует каждая клетка тела.
Томатис открыл, что ухо не просто “слышит”, но колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в электрические импульсы, различными путями попадающие в мозг. Некоторые идут в слуховые центры, и их мы воспринимаем как звуки. Другие создают электрический потенциал в мозжечке, который контролирует сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они идут в лимбическую систему, заведующую нашими эмоциями и выделением различных биохимических веществ, в т.ч. гормонов, оказывающих влияние на все наше тело. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также передается в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом звук «питает» мозг, а вместе с ним и все тело.
Еще одним открытием Томатиса явилась прямая связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и его уровнем здоровья. — Сравните бесцветный, слабый голос больного человека и звонкий радостный голос ребенка! Томатис разработал особый процесс звукозаписи под названием “электронное ухо”. В этом процессе из обычного звука поочередно вырезается то высокочастотная, то низкочастотная компонента. Когда человек слушает такую запись, мышцы его уха тренируются путем поочередного напряжения и расслабления; таким образом расширяется диапазон слухового восприятия,
Существует множество документированных исследований, показывающих, в частности, что в результате применения этого метода усиливается творческий потенциал, улучшается память и способность к сосредоточению. Также происходит значительное улучшение так называемой тонкой моторики. В результате даже профессиональные музыканты отмечали у себя значительное улучшение музыкальной техники и виртуозности исполнения. Похожие результаты демонстрировали мастера различных боевых искусств и профессиональные автогонщики. В настоящее время по всему миру существует более 300 центров, осуществляющих лечение и тренинги по методу Томатиса.
Звуки, которых нет
Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов
или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса
сливаются, образуя один пульсирующий тон.
Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым
музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной
тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся
в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются.
Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов,
если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую
известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал
воздействие их на состояние человека при прослушивании через
стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой
частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так
называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы.
Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в
секунду, а другое — чистый тон с частотой 335 колебания в секунду,
полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он
“слышит” биения с частотой 335 330 = 5 колебания в секунду, но это не
реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозге человека только
при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно
работающих полушарий мозга.
«Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать чтото новое. Тем не менее,
вплоть до поступления в высшую школу я никогда не получал удовольствия
от учебы и не имел в ней особых успехов. Было время, когда я находился на
грани академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки
давались с трудом. И это при том, что в детстве меня называли смышленым
ребенком, который, по идее, должен учиться на отлично. Причиной моих
неудач взрослые, как всегда, считали недостаток прилежания. Я же,
разочаровывая их, все больше отчаивался сам.
Став взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда я
заваливал экзамен, я пересдавал его до тех пор, пока не получал нужной мне
отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне нужна новая
стратегия, поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены здесь
уже не было. Я уже не мог так много работать ради столь посредственных
результатов, поэтому со всей силой своего отчаяния устремился на поиски
этой новой стратегии.
К счастью, я ее нашел — мне удалось преодолеть свою “неспособность” к
обучению с помощью бинауральных ритмов и диметиламиноэтанола (ДМАЭ)
компонента, содержащегося в морепродуктах.В результате академический сизифов труд превратился в изысканное
развлечение, повлекшее за собой отличные отметки и трансформацию меня
как личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного
заключения.»
Этим вступлением начинает одну из своих статей Ричард Кеннерли —
американский ученый, исследовавший влияние на умственную
работоспособность человека прослушивания особых комбинаций звуковых
колебаний, получивших название бинауральных ритмов.
Таким образом, одним из самых эффективных способов организации
биоэлектрических колебаний мозга (и связанных с ними
психофизиологических состояний), одновременно обеспечивающих высокую
синхронизацию обоих полушарий, являются бинауральные биения. Что же
происходит в мозге, когда человек «слышит» эти звуки.
В 50е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ),
позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга.
Тогда же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга
способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными
ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического
тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования
стимулов находится в рамках естественного диапазона частот
биоэлектрических потенциалов мозга.
Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 825Гц, но при
тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных
частот мозга.
В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических
колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой
диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.