Антон Григорьевич Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Он происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. Игре на фортепиано начал обучаться под руководством матери, а затем – в 7 лет стал учеником пианиста А.И.Виллуана. Впервые на публике он выступил в 10 лет в Москве.
Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал как многие вундеркинды середины XIX века, совершив со своим учителем концертное турне по крупным городам Европы в 1840-43 годах. В Париже он познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом. В Лондоне был тепло принят королевой Викторией. В эти же годы были изданы его первые сочинения.
АНТОН РУБИНШТЕЙН.
Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН – российский композитор XIX века –
эпохи романтизма, пианиствиртуоз, дирижёр, музыкальный педагог.
Его произведения занимают почётное место среди классических образцоврусского музыкального искусства. Как пианист он также стоит в ряду
величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён.
Стал первым композитором, в творчестве которого сочинения для
фортепиано заняли одно из ведущих мест.
Основоположник профессионального музыкального образования в России.
Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская
консерватория. Среди его учеников – Пётр Ильич Чайковский. Старший брат
пианиста Николая Рубинштейна.Николай и Антон Рубинштейн.Неиссякаемая энергия и трудолюбие позволяли Рубинштейну успешно
совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и
музыкальнопросветительскую деятельность.
Антон Григорьевич Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне
Выхватинец Подольской губернии. Он происходил из небогатой еврейской
купеческой семьи. Игре на фортепиано начал обучаться под руководством
матери, а затем – в 7 лет стал учеником пианиста А.И.Виллуана. Впервые на
публике он выступил в 10 лет в Москве.
Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал как многие вундеркинды
середины XIX века, совершив со своим учителем концертное турне по
крупным городам Европы в 184043 годах. В Париже он познакомился с
Фредериком Шопеном и Ференцем Листом. В Лондоне был тепло принят
королевой Викторией. В эти же годы были изданы его первые сочинения.С 1844 года 15летний начинающий композитор жил и работал за границей,
где занимался по теории музыки у З.Дена, общался с Ф.Мендельсоном и
Ф.Листом, которые оказали весьма заметное влияние на формирование
творческой личности композитора.Однако весьма скоро он приобрёл полную самостоятельность: изза
разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин,
Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан
исключительно самому себе.
Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость и твёрдость
характера остались у музыканта до конца его дней.
В 1848 году Рубинштейн вернулся в Россию и поселился в Петербурге, где
знакомится с композиторами М.И.Глинкой и А.С.Даргомыжским и другими
крупнейшими русскими музыкантами того времени. Выступал как пианист и
дирижёр (главным образом – с собственными произведениями). Часто
выступал и при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и
лично у императора Николая I.
Дебют Рубинштейна в качестве дирижёра состоялся в 1850 году. В 1852появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет
три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи
Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомкадурачок».
Он стал первым русским музыкантом, слава которого была поистиневсесветной: в разные годы многократно концертировал во всех странах
Европы и в США. И почти всегда он включал в программы собственные
фортепианные произведения, либо дирижировал своими оркестровыми
сочинениями.
Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с И.С.Тургеневым и Полиной
Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими
деятелями искусства.
Рубинштейн вошёл в историю отечественной культуры как инициатор и один
из основателей «Русского музыкального общества» (1859) – ведущей
концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной
жизни и музыкального образования в русских городах.
По его же инициативе была создана первая в стране Петербургская
консерватория (1862) – он стал её директором и профессором (186267). В
первом же выпуске его учеников был Пётр Ильич Чайковский.Все виды, все отрасли творческой деятельности Рубинштейна объединяются
идеей просветительства. И композиторская – тоже. Творческое наследие
Рубинштейна огромно и охватывает все основные музыкальные жанры,
многие из его творений любимы и звучат в наши дни.
*Среди лучших работ – опера «Демон» и «Персидские песни». В «Демоне»
сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в
«Евгении Онегине». Живут и звучат романсы («Ночь» – «Мой голос для тебя
и ласковый и нежный» – эти стихи А.С.Пушкина были положены
композитором на свою раннюю фортепианную пьесу – «Романс» фа мажор), и
Эпиталама из оперы «Нерон», и Четвертый концерт для фортепиано с
оркестром...Также он является автором и нескольких книг. Среди литературных
произведений – дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей»,
которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.
Последние годы жизни (189194) Рубинштейн жил преимущественно в
Дрездене, выезжая в разные города на благотворительные концерты,занимаясь литературной и педагогической работой и, конечно же, сочиняя
музыку.Портрет Рубинштейна работы Ильи Репина (1887).Умер один из величайших пианистов, создатель русской пианистической
школы – Антон Григорьевич Рубинштейн – 8 (20) ноября 1894 года в
Петергофе, в возрасте 64 лет.Был похоронен на Никольском кладбище АлександроНевской лавры, позже
перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.
оо
оо
*
Ант н Григ рьевич Рубиншт йн
Подольская губерния – 8 (20) ноября 1894, Петергоф; 64 года).
(16 (28) ноября 1829, Выхватинец,
еоКак пишет критик А.В.Оссовский, «денежная щедрость Рубинштейна
замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около
300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в
концертах в пользу всяких учащихся, которым он всегда покровительствовал,
и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».*
Интересно, что при жизни его творчество считали не совсем русским.
Многими он оставался непонятым. По этому поводу Рубинштейн с горечью
восклицал: «Для евреев я – христианин, для христиан – еврей, для русских я
– немец, для немцев – русский, для классиков я – новатор, для новаторов –
ретроград».ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
1. «Письмо само никуда не пойдёт...»
Антон Рубинштейн, который мог часами просиживать за нотной бумагой,
чувствовал себя не в состоянии написать обыкновенное письмо. По его
словам, ему было значительно легче сочинить большую симфонию, чем
маленькое письмо. Одному из своих друзей он рассказал, что однажды он всё
таки настрочил письмо в шесть страниц.
– Но знаете, что из этого вышло? Когда это ужасное письмо было закончено,
я прочёл его и, оставшись крайне недовольным своим сочинением, тактаки и
не отправил его, а тут же сел в поезд, приехал туда, где проживал адресат
злополучного письма, и быстренько обо всём договорился с ним лично...
2. Спасибо, больше не надо!
Однажды к Антону Рубинштейну пришёл начинающий композитор и
попросил послушать две его пьесы. Сыграв одну пьесу, автор хотел было
начать вторую, но Рубинштейн поспешно произнёс: «Огромное вам спасибо,уважаемый, и можете больше не утруждать себя... Я уже понял, что ваша
первая пьеса нравится мне гораздо больше, чем вторая...»
3. Договорились...
Както раз на гастролях за границей Рубинштейну пришлось иметь дело с
очень скупым антрепренёром, который предложил маэстро за выступление
сумму, вдвое меньше обычной. Выслушав доводы антрепренёра, Рубинштейн
заявил:
– Ну хорошо, не будем спорить. Если вы настаиваете, я сыграю за эти деньги.
Но имейте в виду, что за эти деньги играть я буду вдвое тише...
4. Пожалел.
Однажды Рубинштейн обратился к своим ученикам с такой шутливой речью:
– Дорогие друзья, сегодня день рождения Ференца Листа. Чтобы отметить
эту дату достойно, мы не будем исполнять сегодня ни одного его
произведения!5. Бедная бабушка...
Антон Рубинштейн был чрезвычайно строг и требователен к своим ученикам.
Однажды пианист остановил ученика, когда тот играл какойто из этюдов
Шопена.
– Так, мой дорогой, – хмуро заявил Рубинштейн, – вы можете играть на
именинах у своей бабушки! А у меня на занятиях будьте любезны работать с
полной отдачей сил, как настоящий музыкант, да к тому же ещё мой ученик!
Молодой человек начал играть снова. Антон Григорьевич опять был
недоволен и прервал его.
– Скажите, а ваша бабушка жива? – вдруг поинтересовался он.
– Нет, она уже умерла...
– Часто ли вы играли для неё на фортепиано? – ещё более сурово спросил
Рубинштейн.
– Да, я часто для неё играл...
Рубинштейн тяжело вздохнул:
– Теперь мне совершенно понятно, отчего бедная женщина так рано покинула
этот мир...6. Каждому – своё.
В начале 1880х годов Рубинштейн приехал с концертами в Кишинёв. Но в
городе не оказалось ни одного хорошего инструмента. Лишь единственный
приличный рояль удалось разыскать у очень богатого купца. Но тот наотрез
отказался предоставить свой инструмент для концертов Рубинштейна:
– Вы с ума сошли, помилуйте! Я собственной дочери не даю играть на этом
инструменте, а вы хотите, чтобы на нём забавлялся какойто там
Рубинштейн!
Купца долго уговаривали, но он – ни в какую. На вопрос, для чего ему тогда
нужен дорогой рояль, купец удивленно ответил:
– Для антуражу!
И Рубинштейну пришлось отыграть все концерты на разбитом рояле.
7. Приятная встреча.
Антон Рубинштейн с триумфом гастролировал в Париже. Повсюду были
расклеены многочисленные афиши, газеты наперебой писали, что его новаясимфония – это событие в музыке. После очередного концерта, пешком
возвращаясь домой, Рубинштейн случайно встретил на улице СенСанса.
Изумлённый, он бросился к Рубинштейну:
– Мой дорогой Рубинштейн! Неужели вы в Париже, ну кто бы мог подумать!
Какой приятный сюрприз! Я обязательно устрою для вас парочку платных
домашних концертов...
8. Высокий уровень критики.
На вопрос о том, позабавила ли его когданибудь критика, Рубинштейн
ответил:
– Конечно. В одной из калифорнийских газет было написано: «Фортепиано
было великолепным, неплохо сыграл и Рубинштейн».Рубинштейн, Антон Григорьевич(родился 16 ноября 1829 года — умер 8 ноября 1894 в Петергофе)
— композитор и пианист.
Театральные и музыкальные известия
11 июля исполнилось пятьдесят лет с того времени, как А. Г. Рубинштейн
впервые выступил пред публикой вкачестве пианиста. О годе и дне своег
о рождения А. Г. Рубинштейн сам сделал пометку в Альбом М. И. Семевс
кого (изд. 1888 года). Он записал: "Родился 18 ноября 1829 года". Рубин
штейн родился в Херсонскойгубернии, в селе Выхватинец, близ города Ду
боссары, в бедной еврейской купеческой семье, и ребенком былперевезен
в Москву.
Детство свое Рубинштейн провел в этом городе, где его отец, Григорий А
брамович Рубинштейн, имелкарандашную фабрику. Последний скончался
сорок лет тому назад; мать же Рубинштейна, КалерияХристофоровна, жи
вет до сих пор в Одессе; ей теперь 78 лет. Она первая подметила музыкал
ьное дарованиев маленьком Антоне, который, будучи еще пятилетним ма
льчуганом, совершенно верно напевалвсевозможные мотивы. Гжа Рубин
штейн учила его сперва шутя, и занималась с ребенком 1½ года. Дальнейшее свое музыкальное образование он получил под руководством А. И. В
иллуана, который учил егодо 13 лет. Десятилетним мальчиком он впервы
е выступил публично в окрестностях Москвы, в залеПетровского парка, в
благотворительном концерте, устроенном покойным Виллуаном, единств
еннымпрофессором Рубинштейна по фортепиано. Allegro из Концерта A
moll Гуммеля, Хроматический Галоп Листа, Фантазия Тальберга и проч. с
видетельствуют о том, что десятилетний мальчик и при своем небольшом
возрасте уже достиг весьма значительной виртуозности, требуемой этими
пьесами. А. И. Виллуан еще не такдавно скончался — в конце семидесят
ых годов. После первого концерта, Рубинштейн со страстью предалсязаня
тию музыкой, и в 1840 году, десятилетним мальчиком, поехал вместе с В
иллуаном в Париж. Средимузыкантов особое внимание оказали ему Фран
ц Лист и Шопен; затем Виллуан со своим учеником объехаливсю Европу
и побывали при всех дворах.Это заграничное путешествие продолжалось
около трех лет. В то же время Рубинштейн не оставлял занятийтеорией м
узыки, которую ему преподавал в Берлине Ден. В Россию Рубинштейн воз
вратился в 1846 году, и стех пор его можно назвать постоянным петербургским жителем, за исключением, конечно, его частыхконцертных экскурс
ий. До 1862 года Рубинштейн выезжал за границу довольно редко. Наконе
ц, в 1862 годувеликая княгиня Елена Павловна пригласила его содейство
вать успеху основания Русского МузыкальногоОбщества и консерватори
и, директором которых Антон Григорьевич состоял до 1867 года, и где он
выказалсебя также и прекрасным администратором. Набрав хороший шта
т профессоров и передав дело директорствав надежные руки, Антон Григ
орьевич в 1867 году оставил консерваторию и посвятил себя чисто артист
ической, концертной деятельности.
Почти каждый год он давал концерты за границей, и все они сопровождал
ись колоссальным успехом, вособенности знаменита его поездка в Соедин
енные Штаты в 1872—1873 годах; все время своего пребываниятам он сл
ужил предметом всеобщего удивления и неподдельного восторга. По при
езде из Америки, Рубинштейн в течение следующих десяти лет посвятил
себя преимущественно композиции и отдельнымконцертам в России, а зат
ем предпринял заключительное музыкальное путешествие зимой 1885—
1886 годапо столицам Европы, когда он наизусть переиграл сотни лучших