Беседа об композиторе Рубинштейне, его произведениях

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Антон Григорьевич Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Он происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. Игре на фортепиано начал обучаться под руководством матери, а затем – в 7 лет стал учеником пианиста А.И.Виллуана. Впервые на публике он выступил в 10 лет в Москве. Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал как многие вундеркинды середины XIX века, совершив со своим учителем концертное турне по крупным городам Европы в 1840-43 годах. В Париже он познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом. В Лондоне был тепло принят королевой Викторией. В эти же годы были изданы его первые сочинения.
Иконка файла материала 5.docx
АНТОН РУБИНШТЕЙН. Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН – российский композитор XIX века –  эпохи романтизма, пианист­виртуоз, дирижёр, музыкальный педагог.  Его произведения занимают почётное место среди классических образцоврусского музыкального искусства. Как пианист он также стоит в ряду  величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён.  Стал первым композитором, в творчестве которого сочинения для  фортепиано заняли одно из ведущих мест.  Основоположник профессионального музыкального образования в России.  Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская  консерватория. Среди его учеников – Пётр Ильич Чайковский. Старший брат пианиста Николая Рубинштейна.Николай и Антон Рубинштейн.Неиссякаемая энергия и трудолюбие позволяли Рубинштейну успешно  совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и  музыкально­просветительскую деятельность.  Антон Григорьевич Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне  Выхватинец Подольской губернии. Он происходил из небогатой еврейской  купеческой семьи. Игре на фортепиано начал обучаться под руководством  матери, а затем – в 7 лет стал учеником пианиста А.И.Виллуана. Впервые на  публике он выступил в 10 лет в Москве.     Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал как многие вундеркинды  середины XIX века, совершив со своим учителем концертное турне по  крупным городам Европы в 1840­43 годах. В Париже он познакомился с  Фредериком Шопеном и Ференцем Листом. В Лондоне был тепло принят  королевой Викторией. В эти же годы были изданы его первые сочинения.С 1844 года 15­летний начинающий композитор жил и работал за границей,  где занимался по теории музыки у З.Дена, общался с Ф.Мендельсоном и  Ф.Листом, которые оказали весьма заметное влияние на формирование  творческой личности композитора.Однако весьма скоро он приобрёл полную самостоятельность: из­за  разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин, Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан  исключительно самому себе.     Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость и твёрдость  характера остались у музыканта до конца его дней.  В 1848 году Рубинштейн вернулся в Россию и поселился в Петербурге, где  знакомится с композиторами М.И.Глинкой и А.С.Даргомыжским и другими  крупнейшими русскими музыкантами того времени. Выступал как пианист и  дирижёр (главным образом – с собственными произведениями). Часто  выступал и при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и  лично у императора Николая I.       Дебют Рубинштейна в качестве дирижёра состоялся в 1850 году. В 1852появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет  три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи­ Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка­дурачок».  Он стал первым русским музыкантом, слава которого была поистиневсесветной: в разные годы многократно концертировал во всех странах  Европы и в США. И почти всегда он включал в программы собственные  фортепианные произведения, либо дирижировал своими оркестровыми  сочинениями.  Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с И.С.Тургеневым и Полиной  Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими  деятелями искусства.  Рубинштейн вошёл в историю отечественной культуры как инициатор и один  из основателей «Русского музыкального общества» (1859) – ведущей  концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах.  По его же инициативе была создана первая в стране Петербургская  консерватория (1862) – он стал её директором и профессором (1862­67). В  первом же выпуске его учеников был Пётр Ильич Чайковский.Все виды, все отрасли творческой деятельности Рубинштейна объединяются  идеей просветительства. И композиторская – тоже. Творческое наследие  Рубинштейна огромно и охватывает все основные музыкальные жанры,  многие из его творений любимы и звучат в наши дни.      *Среди лучших работ – опера «Демон» и «Персидские песни». В «Демоне»  сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в «Евгении Онегине». Живут и звучат романсы («Ночь» – «Мой голос для тебя  и ласковый и нежный» – эти стихи А.С.Пушкина были положены  композитором на свою раннюю фортепианную пьесу – «Романс» фа мажор), и Эпиталама из оперы «Нерон», и Четвертый концерт для фортепиано с  оркестром...Также он является автором и нескольких книг. Среди литературных  произведений – дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей»,  которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.  Последние годы жизни (1891­94) Рубинштейн жил преимущественно в  Дрездене, выезжая в разные города на благотворительные концерты,занимаясь литературной и педагогической работой и, конечно же, сочиняя  музыку.Портрет Рубинштейна работы Ильи Репина (1887).Умер один из величайших пианистов, создатель русской пианистической  школы – Антон Григорьевич Рубинштейн – 8 (20) ноября 1894 года в  Петергофе, в возрасте 64 лет.Был похоронен на Никольском кладбище Александро­Невской лавры, позже  перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.  оо оо   *  Ант н Григ рьевич Рубиншт йн Подольская губерния – 8 (20) ноября 1894, Петергоф; 64 года).     (16 (28) ноября 1829, Выхватинец,  еоКак пишет критик А.В.Оссовский, «денежная щедрость Рубинштейна  замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около  300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в  концертах в пользу всяких учащихся, которым он всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».*  Интересно, что при жизни его творчество считали не совсем русским.  Многими он оставался непонятым. По этому поводу Рубинштейн с горечью  восклицал: «Для евреев я – христианин, для христиан – еврей, для русских я  – немец, для немцев – русский, для классиков я – новатор, для новаторов –  ретроград».ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: 1. «Письмо само никуда не пойдёт...»  Антон Рубинштейн, который мог часами просиживать за нотной бумагой,  чувствовал себя не в состоянии написать обыкновенное письмо. По его  словам, ему было значительно легче сочинить большую симфонию, чем  маленькое письмо. Одному из своих друзей он рассказал, что однажды он всё­ таки настрочил письмо в шесть страниц.   – Но знаете, что из этого вышло? Когда это ужасное письмо было закончено,  я прочёл его и, оставшись крайне недовольным своим сочинением, так­таки и  не отправил его, а тут же сел в поезд, приехал туда, где проживал адресат  злополучного письма, и быстренько обо всём договорился с ним лично...  2. Спасибо, больше не надо!  Однажды к Антону Рубинштейну пришёл начинающий композитор и  попросил послушать две его пьесы. Сыграв одну пьесу, автор хотел было  начать вторую, но Рубинштейн поспешно произнёс: «Огромное вам спасибо,уважаемый, и можете больше не утруждать себя... Я уже понял, что ваша  первая пьеса нравится мне гораздо больше, чем вторая...»  3. Договорились...  Как­то раз на гастролях за границей Рубинштейну пришлось иметь дело с  очень скупым антрепренёром, который предложил маэстро за выступление  сумму, вдвое меньше обычной. Выслушав доводы антрепренёра, Рубинштейн  заявил:  – Ну хорошо, не будем спорить. Если вы настаиваете, я сыграю за эти деньги.  Но имейте в виду, что за эти деньги играть я буду вдвое тише...  4. Пожалел.  Однажды Рубинштейн обратился к своим ученикам с такой шутливой речью:  – Дорогие друзья, сегодня день рождения Ференца Листа. Чтобы отметить  эту дату достойно, мы не будем исполнять сегодня ни одного его  произведения!5. Бедная бабушка...  Антон Рубинштейн был чрезвычайно строг и требователен к своим ученикам.  Однажды пианист остановил ученика, когда тот играл какой­то из этюдов  Шопена.  – Так, мой дорогой, – хмуро заявил Рубинштейн, – вы можете играть на  именинах у своей бабушки! А у меня на занятиях будьте любезны работать с  полной отдачей сил, как настоящий музыкант, да к тому же ещё мой ученик!  Молодой человек начал играть снова. Антон Григорьевич опять был  недоволен и прервал его.  – Скажите, а ваша бабушка жива? – вдруг поинтересовался он.  – Нет, она уже умерла...  – Часто ли вы играли для неё на фортепиано? – ещё более сурово спросил  Рубинштейн.  – Да, я часто для неё играл...  Рубинштейн тяжело вздохнул:  – Теперь мне совершенно понятно, отчего бедная женщина так рано покинула этот мир...6. Каждому – своё.    В начале 1880­х годов Рубинштейн приехал с концертами в Кишинёв. Но в  городе не оказалось ни одного хорошего инструмента. Лишь единственный  приличный рояль удалось разыскать у очень богатого купца. Но тот наотрез  отказался предоставить свой инструмент для концертов Рубинштейна:  – Вы с ума сошли, помилуйте! Я собственной дочери не даю играть на этом  инструменте, а вы хотите, чтобы на нём забавлялся какой­то там  Рубинштейн!  Купца долго уговаривали, но он – ни в какую. На вопрос, для чего ему тогда  нужен дорогой рояль, купец удивленно ответил:  – Для антуражу!  И Рубинштейну пришлось отыграть все концерты на разбитом рояле.  7. Приятная встреча.  Антон Рубинштейн с триумфом гастролировал в Париже. Повсюду были  расклеены многочисленные афиши, газеты наперебой писали, что его новаясимфония – это событие в музыке. После очередного концерта, пешком  возвращаясь домой, Рубинштейн случайно встретил на улице Сен­Санса.  Изумлённый, он бросился к Рубинштейну:  – Мой дорогой Рубинштейн! Неужели вы в Париже, ну кто бы мог подумать!  Какой приятный сюрприз! Я обязательно устрою для вас парочку платных  домашних концертов...  8. Высокий уровень критики.  На вопрос о том, позабавила ли его когда­нибудь критика, Рубинштейн  ответил:  – Конечно. В одной из калифорнийских газет было написано: «Фортепиано  было великолепным, неплохо сыграл и Рубинштейн».Рубинштейн, Антон Григорьевич(родился 16 ноября 1829 года — умер 8 ноября 1894 в Петергофе)  — композитор и пианист. Театральные и музыкальные известия 11 июля исполнилось пятьдесят лет с того времени, как А. Г. Рубинштейн  впервые выступил пред публикой вкачестве пианиста. О годе и дне своег о рождения А. Г. Рубинштейн сам сделал пометку в Альбом М. И. Семевс кого (изд. 1888 года). Он записал: "Родился 18 ноября 1829 года". Рубин штейн родился в Херсонскойгубернии, в селе Выхватинец, близ города Ду боссары, в бедной еврейской купеческой семье, и ребенком былперевезен  в Москву. Детство свое Рубинштейн провел в этом городе, где его отец, Григорий А брамович Рубинштейн, имелкарандашную фабрику. Последний скончался  сорок лет тому назад; мать же Рубинштейна, КалерияХристофоровна, жи вет до сих пор в Одессе; ей теперь 78 лет. Она первая подметила музыкал ьное дарованиев маленьком Антоне, который, будучи еще пятилетним ма льчуганом, совершенно верно напевалвсевозможные мотивы. Г­жа Рубин штейн учила его сперва шутя, и занималась с ребенком 1½ года. Дальнейшее свое музыкальное образование он получил под руководством А. И. В иллуана, который учил егодо 13 лет. Десятилетним мальчиком он впервы е выступил публично в окрестностях Москвы, в залеПетровского парка, в  благотворительном концерте, устроенном покойным Виллуаном, единств еннымпрофессором Рубинштейна по фортепиано. Allegro из Концерта A­ moll Гуммеля, Хроматический Галоп Листа, Фантазия Тальберга и проч. с видетельствуют о том, что десятилетний мальчик и при своем небольшом возрасте уже достиг весьма значительной виртуозности, требуемой этими  пьесами. А. И. Виллуан еще не такдавно скончался — в конце семидесят ых годов. После первого концерта, Рубинштейн со страстью предалсязаня тию музыкой, и в 1840 году, десятилетним мальчиком, поехал вместе с В иллуаном в Париж. Средимузыкантов особое внимание оказали ему Фран ц Лист и Шопен; затем Виллуан со своим учеником объехаливсю Европу  и побывали при всех дворах.Это заграничное путешествие продолжалось  около трех лет. В то же время Рубинштейн не оставлял занятийтеорией м узыки, которую ему преподавал в Берлине Ден. В Россию Рубинштейн воз вратился в 1846 году, и стех пор его можно назвать постоянным петербургским жителем, за исключением, конечно, его частыхконцертных экскурс ий. До 1862 года Рубинштейн выезжал за границу довольно редко. Наконе ц, в 1862 годувеликая княгиня Елена Павловна пригласила его содейство вать успеху основания Русского МузыкальногоОбщества и консерватори и, директором которых Антон Григорьевич состоял до 1867 года, и где он  выказалсебя также и прекрасным администратором. Набрав хороший шта т профессоров и передав дело директорствав надежные руки, Антон Григ орьевич в 1867 году оставил консерваторию и посвятил себя чисто артист ической, концертной деятельности. Почти каждый год он давал концерты за границей, и все они сопровождал ись колоссальным успехом, вособенности знаменита его поездка в Соедин енные Штаты в 1872—1873 годах; все время своего пребываниятам он сл ужил предметом всеобщего удивления и неподдельного восторга. По при езде из Америки, Рубинштейн в течение следующих десяти лет посвятил  себя преимущественно композиции и отдельнымконцертам в России, а зат ем предпринял заключительное музыкальное путешествие зимой 1885— 1886 годапо столицам Европы, когда он наизусть переиграл сотни лучших