МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 4»
e-mail: ddt4_nkz@mail.ru
Беседа на тему:
«Особенности развития детского голоса на занятиях творческого объединения «Гитарная песня»
Разработчик:
Саломатова Елена Николаевна,
педагог дополнительного
образования
Адрес: 654059 Кемеровская область, г. Новокузнецк,
ул. М. Тореза, 82 а, тел. 54-63-35
г. НОВОКУЗНЕЦК
2017г.
Введение
Современные средства массовой информации: телевидение, интернет, радио – через песенный жанр обрушивают на детей, в основном, примитивную, безнравственную и, порой, агрессивную музыку. Это ведёт к снижению уровня культуры детей и народа в целом. В этих условиях Дом детского творчества, как образовательное учреждение, с помощью занятий в творческом объединении «Гитарная песня» приобщает детей к подлинным нравственным ценностям отечественной музыкальной культуры. Бардовская песня с её традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания. На занятиях в творческом объединении «Гитарная песня» ребята разного возраста осваивают аккордную технику игры на шестиструнной гитаре и учатся исполнять песни собственного сочинения или произведения других авторов под гитарный аккомпанемент. В данной беседе хотелось бы более подробно коснуться второго аспекта обучения и рассказать об особенностях развития детского голоса, т.к. это важно знать не только педагогу и родителям, но и подросткам, посещающих творческое объединение «Гитарная песня».
Особенности развития детского голоса
на занятиях т/о «Гитарная песня»
Обучение пению - это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.
Руководитель объединения несёт ответственность за воспитание певчески правильного, здорового голоса своих детей. Даже самый заурядный голос можно и нужно развивать.
От педагога требуется знание особенностей развития голоса учащихся, так как требования, которые он предъявляет к детям, должны всегда соответствовать их возрастным возможностям. Также педагогу самому необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, правильно говорить и петь. Педагог должен уметь пользоваться своим голосом, потому что дети в процессе обучения непременно будут ему подражать.
Одним из главных условий успешного певческого воспитания является развитие слухового внимания учащихся. Выполнение этого условия позволяет планомерно и последовательно развивать музыкально-вокальный слух подростков.
Для воспитания слуха совсем не безразлично, в какой обстановке проходят занятия. Научить детей слушать и слышать то, что рассказывает руководитель, что он поёт и играет, можно только в тишине. Тишину на занятии (рабочую дисциплину) нужно создать с первых же занятий, а для этого необходимо суметь заинтересовать детей. Именно интерес к занятиям вызывает у учащихся отклик на музыку. Он создаёт эмоциональную настроенность, при которой обостряется их слуховое внимание, воспитывается сознательное творческое «слышание», то есть умение представить себе и воспроизвести правильный звук.
Орган слуха, голосовые органы (гортань, глотка, мягкое нёбо, ротовая и носовая полости, где звук окрашивается) и органы дыхания (лёгкие, диафрагма, межрёберная мускулатура, мышцы трахеи и бронхов) - всё это один сложный певческий механизм. Между звеньями этого механизма существует тесная взаимосвязь, которую нельзя нарушать. Поэтому, какую бы задачу на данном занятии педагог себе ни ставил (например, укрепить дыхание, усовершенствовать дикцию в разучиваемой песне), воспитание «вокальной речи» должно неизменно совершаться в едином комплексе. Так, работая над дикцией, надо в то же время следить и за правильностью дыхания, и за качеством звука.
За период взросления голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола, физическим и нервно-психическим ростом ребёнка.До 10-11 лет голос имеет чисто детское звучание. Рост ребёнка этого возраста идёт плавно, и в его голосе нет существенных изменений. По мере роста ребёнка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Её строение постепенно усложняется, и к 12-13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестаёт быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).
В связи с ростом голосовых аппаратов детские голосовые диапазоны нельзя определить как постоянные. Даже для одного возраста они разные и зависят от систематических упражнений, овладения голосовыми регистрами, а также от индивидуальных различий. К 10-12 годам происходит разделение детских голосов на дискантов и альтов. Дискант - высокий детский голос. Его диапазон: «до» первой октавы - «си» второй. Этот голос подвижен и гибок, способен выразительно исполнять различные напевные мелодические рисунки. Альт - низкий детский голос. Его диапазон: «соль» малой октавы - «фа» второй октавы. Альт отличается густым сильным звуком, менее подвижным, чем у дисконта. Может звучать ярко и выразительно.
Развитие голоса у детей проходит три основных этапа: предмутационный, мутационный и послемутационный.
В предмутационный период (11-12 лет) физический рост учащихся и, в частности, рост их голосового аппарата перестаёт быть плавным. Развитие идёт неравномерно. Некоторые школьники внешне делаются непропорциональными, движения становятся угловатыми, появляется излишняя нервозность. Внешняя непропорциональность указывает и на неравномерность внутреннего развития. Голос теряет яркость, как бы тускнеет, немного сипит.
Изменения в голосе появляются и у мальчиков, и у девочек, но у мальчиков развитие идёт более интенсивно и неравномерно. При ещё чисто детском строении голосового аппарата происходит покраснение голосовых связок, набухание, образуется слизь, которая вызывает потребность откашляться и придаёт голосу иногда сипловатый оттенок.
Эти признаки наступающей мутации (перемена, изменение детского голоса), связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростка, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.
У девочек в предмутационный период наблюдаются частые головокружения, головные боли, вялость, бывает затруднено дыхание.
По вопросу о времени наступления мутации голоса у мальчиков (обычно наступающем с периодом половой зрелости) данные специальной литературы несколько расходятся у разных авторов, что объясняется, по-видимому, неодинаковым сроком наступления половой зрелости в разных климатах: так, в северных странах мутация наступает сравнительно поздно, но зато протекает более резко, тогда как в более южных странах, где период полового созревания наступает рано, мутация появляется значительно раньше и выражена гораздо слабее.
В нашем климате (умеренном) мутация голоса у мальчиков появляется в 12-13-летнем возрасте, чаще всего в 14-15 лет, но случается, что она запаздывает до 16-17 и даже до 19-20 лет. Длина голосовых связок в этот период увеличивается на 6-8 мм и к 15-летнему возрасту достигает 24-25 мм. Период мутации голоса, т.е. полного перехода голоса мальчика из детского в мужской, может длиться от нескольких недель (4-6), месяцев (3-6) до 2-3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто - около года. Резкая форма мутации может встретиться и у девочек, но это бывает реже.
Предмутационный, мутационный и послемутационный периоды требуют особо осторожного обращения с голосом и, следовательно, сугубо внимательного отношения со стороны образовательного учреждения и семьи.
Если во время мутации мальчики сами обыкновенно перестают петь - они не могут или им трудно петь, то в предмутационном периоде, когда затруднение в пении ещё выражено слабо, мальчики часто стараются перебороть явления приближающейся мутации, принося огромный вред своему хрупкому голосу. В послемутационный период (17-18 лет), когда голосовой аппарат ещё не пришел к полной норме, неправильное пение особенно опасно, так как угрожает срывом голоса.
Таким образом, значительные и быстрые изменения голосового аппарата учащихся требуют от педагога глубокого знания физиологии и индивидуального подхода на занятиях к каждому ребёнку.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.