Беседа: Рэгтайм считается одним из предшественников джаза.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 26.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рэгтайм — жанр американской музыки. Рэгтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от рэгтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны рэгтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот. Происхождение слова «регтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ.ragged time («разорванное время», то есть синкопированный ритм). Формирование регтайма как самостоятельного музыкального жанра происходило в тесной взаимосвязи афроамериканского музыкального фольклора, преимущественно в области специфических особенностей ритмики кейкуока, и важнейшими элементами европейской музыкальной культуры: композиционной техникой, западными приёмами гармонизации, общей структурой, близкой к танцевальным сюитам XVII—XVIII веков.
Иконка файла материала 6.docx
Рэгтайм считается одним из предшественников джаза. Регтайм Рэгтайм —   жанр американской музыки.   Рэгтайм   считается   одним   из предшественников джаза. Джаз унаследовал от рэгтайма ритмическую остроту, создаваемую   несовпадением   ритмически   свободной,   как   бы   «разорванной» мелодии.   Некоторое   время   после Первой   мировой   войны рэгтайм   вновь   был моден   как   салонный   танец.   От   него   произошли   и   другие   танцы,   в   том   числе и фокстрот. Происхождение слова «регтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ.ragged time («разорванное время», то есть синкопированный ритм). Формирование   регтайма   как   самостоятельного   музыкального   жанра происходило   в   тесной   взаимосвязи   афроамериканского   музыкального фольклора, преимущественно в области специфических особенностей ритмики кейкуока,   и   важнейшими   элементами   европейской   музыкальной   культуры: композиционной   техникой,   западными   приёмами   гармонизации,   общей структурой, близкой к танцевальным сюитам XVII—XVIII веков. Родиной   рэгтайма   считается   Средний   Запад США,   где   активно   работало большинство   его   главных   творцов.   Возникновение   рэгтайма   как самостоятельного   музыкального   течения   обычно   связывают   с   датой   первого изданного рэга. Широкую   популярность   регтайм   получил   как   исключительно   фортепианный жанр.   Однако   не   исключено,   что   в   архаическом   виде   он   существовал   и   как оркестровая  форма. В пользу  данного  предположения  говорит  тот факт, что среди   многочисленных   духовых   оркестров Нового   Орлеана существовала заметная группа так называемых регтайм­бэндов, являвшихся, по сути, теми же джаз­бэндами,   в   репертуаре   которых   основное   место   занимали инструментальные пьесы, исполнявшиеся в стиле рэгтайма. Началу нотных публикаций предшествовал период бесконечных вечерних сессий, когда   пианисты  и  оркестры   играли  реги  за  закрытыми   дверьми  —   в  частных домах   или   в   барах   после   закрытия   —   где   часто   звучала   самая   сложная   и неистовая музыка, исполнявшаяся просто для личного удовольствия артистов. Как   обычно   происходит   с   музыкой,   особенно   полюбившейся   публике,   регтайм вышел   за   рамки   своей   первоначальной   профессиональной   сферы   и   породил ответвления,   утратившие   чистоту   стиля,   свойственную   его   «классическим» образцам.   Мальчики­чистильщики   сапог   бренчали   в   промежутках   между основным   занятием   на   банджо   и   гитарах,   воспроизводя   мотивы   и   ритмы, неотделимые от рэгтайма. Посетители парикмахерских, коротая время в очереди к своему мастеру, тоже играли на банджо или гитаре, создавая невольно особую разновидность   бытовой   афро­американской   музыки.   Термин   «парикмахерская гармония»   даже   вошел   в   музыковедческий   лексикон.   Духовые   оркестры включали   регтаймы   в   свой   репертуар,   придавая   этому   фортепианному   жанру тяжеловесное «медное» звучание. Водевильные труппы приспосабливали его ксвоим   инструментовкам.   Композиторы­песенники   стали   выпускать   вокальные произведения, основанные на ритмах и мелодиях регтайма. Разные «вольные» направления, в том числе оркестровые, дополнительно усиливали воздействие нового строя музыкального мышления на массовую психологию. Когда в начале ХХ века мир отметил рождение американской музыки, регтайм стал её первой художественной «школой». Одним   из   основоположников   концертного,   или   «классического»,   регтайма считается негритянский композитор и пианист Том Тэрпин, который одним из первых   оригинально   объединил   менестрельный   кейкуок,   деревенскую польку, городскую кадриль и   аристократический менуэт.   В   его   произведениях европейские   конструктивисткие   принципы   удачно   «подогревались» вулканическим жаром африканской ритмической энергии. По словам известного российского   исследователя   и   пропагандиста   джаза,   Леонида   Переверзева, «Тэрпин   придал   регтайму   классически   строгую   форму   из   четырёх   различных, часто   контрастирующих   по   рисунку   и   настроению   частей,   логически сочетающихся друг с другом и образующих законченное композоционное целое». Принципы,   заложенные   Тэрпином   в   построение   классической   формы регтаймовых пьес, были развиты и наиболее творчески применены на практике в творчестве Скотта Джоплина, наиболее трагической, но в то же время самой отважной   фигуры   в   истории   регтайма.   Музыкальный   фон   Скотта   Джоплина направлял его на развитие регтайма до статуса классической музыки, которую уважали бы в той же степени, что и классику европейского стиля, знакомую ему с   детских   лет.   Подобно Иоганну   Штраусу и   Джону   Филиппу   Соузу, Скотт Джоплин внёс в популярный стиль свою культуру и формальную структуру, в пределах которой композитор смог создавать то, что в дальнейшем получило известность в качестве классического регтайм­фортепиано. Постепенно,   по   мере   проникновения   элементов   регтайма   в   мелодии   и аккомпанемент   музыкальных   пьес,   он   начал   своё   перерождение   в   джаз. Поскольку   классический   регтайм   предназначался   для   исполнения   по   заранее написанным   нотам,   его   представители   также   в   большей   степени   стремились к импровизации. Связующим звеном между регтаймом и джазом стало творчество Джелли Ролл Мортона, который, признавая формальную структурированность регтайма, смог придать   ему   больше   свободы,   особенно   в   басовой   линии.   Это   привело   к появлению   особой   фортепианной   техники,   получившей   известность   как stomp piano («топающее фортепиано»). Развитию   регтайма   по   пути   слияния   с   джазом   помогли   и   другие   пионеры фортепианного   джаза. Так,  Чарльз  Давенпорт   (Charles  (Cow­Cow)  Davenport), который одним из первых ввёл в обиход стиль буги­вуги, обучался регтайму, но сделал также записи многих блюзовыхкомпозиций. Джеймс П. Джонсон (James P.   Johnson)   способствовал   продвижению   регтайма   к джазу и блюзу,   создав стиль stride  piano (шагающее фортепиано).  Иные  обстоятельства   привели  Эрла Хайнса и Тэдди Витэрфорда (Teddy Weatherford) к созданию стиля trumpet­piano, а Дюка Эллингтона к его примечательному свинговому стилю. История регтайма на этом не заканчивается (смотрите например Терра Верде). Красота,   энтузиазм   и   даже   частое   напоминание   качеств   регтаймазафиксированы как в печати, так и в звуковых записях, так что, если мы даже будем   столь   глупы,   что   забудем   это   искусство,   будущие   поколения   смогут открыть его вновь, и это непременно повлияет на музыку еще одного поколения.