Пел я, весеннюю свежесть почуя, Пел я, вступая за Родину в бой, Вот и последнюю песню пою я, Видя топор палача над собой. Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе. Смерть моя песней борьбы прозвучит. Трагически сложилась судьба замечательного татарского поэта Мусы Джалиля, погибшего от рук палача Моабитской тюрьмы… Заточенный в тюрьму, Джалиль не складывает своего грозного оружия — пера поэта. Уходят последние часы его жизни и перед мысленным взором встают картины из прошлого — далекого и близкого — так начинается опера татарского композитора Назиба Жиганова «Джалиль». В тридцатые годы в Москве в Татарской оперной студии при Московской консерватории обучалась группа талантливых татарских музыкантов, в их числе и Назиб Жиганов — бывший воспитанник детского дома, рано потерявший отца и мать. В детстве он самоучкой научился играть на фортепиано, а в тринадцать лет уже работал аккомпаниатором в немом кино. Внимательность и чуткость педагогов к талантливому юноше, его собственные настойчивость и упорство помогли ему окончить музыкальное училище в Казани, потом в Москве. И вот он в Московской консерватории. Темой своей дипломной работы Жиганов выбрал оперу «Качкын» («Беглец»). Первая татарская опера! Ею открывается в Казани оперный театр в 1939 году. Имя Жиганова становится известным. Две следующие оперы — «Алтынчеч»(«Золотоволосая») и «Ильдар» — композитор создает в содружестве с известным татарским поэтом Мусой Джалилем. Война прерывает это содружество. Муса уходит на фронт, но и оттуда звучит пламенный голос поэта. Друзья-композиторы подхватывают его, и вот появляются уже песни на слова борца-антифашиста. После войны весть о поэте-герое, погибшем в фашистском застенке, разнеслась по миру. И Назиб Жиганов увековечивает память друга в своей замечательной опере «Джалиль», правдиво воплотившей трагическую повесть о гибели замечательного татарского поэта. Немало написано композитором Жигановым: кроме восьми опер, еще два балета, две симфонии, симфонические и камерные произведения, песни, романсы. Одно из последних его произведений — Вторая симфония, носящая название «Сабантуй», что означает татарский народный праздник, — воплощает образ народа-богатыря, величественного и в радости и в скорби, рисует солнечные картины родной природы. Назиб Жиганов все силы отдает развитию музыкальной культуры своего народа. Еще в 1945 году при непосредственном его участии в Казани открывается консерватория, и Жиганов становится ее профессором, а затем и ректором. Много талантливых учеников воспитал этот замечательный композитор. Перефразируя слова Мусы Джалиля, можно сказать о Жиганове: «Жизнь его песней звучит в народе!»
4.docx
"Жизнь его песней звучит в народе!"
Пел я, весеннюю свежесть почуя, Пел я, вступая за Родину в бой, Вот и
последнюю песню пою я, Видя топор палача над собой. Песня меня научила
свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе.
Смерть моя песней борьбы прозвучит. Трагически сложилась судьба
замечательного татарского поэта Мусы Джалиля, погибшего от рук палача
Моабитской тюрьмы… Заточенный в тюрьму, Джалиль не складывает своего
грозного оружия — пера поэта. Уходят последние часы его жизни и перед
мысленным взором встают картины из прошлого — далекого и близкого — так
начинается опера татарского композитора Назиба Жиганова «Джалиль». В
тридцатые годы в Москве в Татарской оперной студии при Московской
консерватории обучалась группа талантливых татарских музыкантов, в их числе
и Назиб Жиганов — бывший воспитанник детского дома, рано потерявший отца и
мать. В детстве он самоучкой научился играть на фортепиано, а в тринадцать
лет уже работал аккомпаниатором в немом кино. Внимательность и чуткость
педагогов к талантливому юноше, его собственные настойчивость и упорство
помогли ему окончить музыкальное училище в Казани, потом в Москве. И вот он в
Московской консерватории. Темой своей дипломной работы Жиганов выбрал
оперу «Качкын» («Беглец»). Первая татарская опера! Ею открывается в Казани
оперный театр в 1939 году. Имя Жиганова становится известным. Две
следующие оперы — «Алтынчеч»(«Золотоволосая») и «Ильдар» — композитор
создает в содружестве с известным татарским поэтом Мусой Джалилем. Война
прерывает это содружество. Муса уходит на фронт, но и оттуда звучит
пламенный голос поэта. Друзьякомпозиторы подхватывают его, и вот
появляются уже песни на слова борцаантифашиста. После войны весть о поэте
герое, погибшем в фашистском застенке, разнеслась по миру. И Назиб Жиганов
увековечивает память друга в своей замечательной опере «Джалиль», правдиво
воплотившей трагическую повесть о гибели замечательного татарского поэта.
Немало написано композитором Жигановым: кроме восьми опер, еще два балета,
две симфонии, симфонические и камерные произведения, песни, романсы. Одно
из последних его произведений — Вторая симфония, носящая название
«Сабантуй», что означает татарский народный праздник, — воплощает образ
народабогатыря, величественного и в радости и в скорби, рисует солнечные
картины родной природы. Назиб Жиганов все силы отдает развитию
музыкальной культуры своего народа. Еще в 1945 году при непосредственном его
участии в Казани открывается консерватория, и Жиганов становится ее
профессором, а затем и ректором. Много талантливых учеников воспитал этот
замечательный композитор. Перефразируя слова Мусы Джалиля, можно сказать
о Жиганове: «Жизнь его песней звучит в народе!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.