Беседа "Жизнь его песней звучит в народе!"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пел я, весеннюю свежесть почуя, Пел я, вступая за Родину в бой, Вот и последнюю песню пою я, Видя топор палача над собой. Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе. Смерть моя песней борьбы прозвучит. Трагически сложилась судьба замечательного татарского поэта Мусы Джалиля, погибшего от рук палача Моабитской тюрьмы… Заточенный в тюрьму, Джалиль не складывает своего грозного оружия — пера поэта. Уходят последние часы его жизни и перед мысленным взором встают картины из прошлого — далекого и близкого — так начинается опера татарского композитора Назиба Жиганова «Джалиль». В тридцатые годы в Москве в Татарской оперной студии при Московской консерватории обучалась группа талантливых татарских музыкантов, в их числе и Назиб Жиганов — бывший воспитанник детского дома, рано потерявший отца и мать. В детстве он самоучкой научился играть на фортепиано, а в тринадцать лет уже работал аккомпаниатором в немом кино. Внимательность и чуткость педагогов к талантливому юноше, его собственные настойчивость и упорство помогли ему окончить музыкальное училище в Казани, потом в Москве. И вот он в Московской консерватории. Темой своей дипломной работы Жиганов выбрал оперу «Качкын» («Беглец»). Первая татарская опера! Ею открывается в Казани оперный театр в 1939 году. Имя Жиганова становится известным. Две следующие оперы — «Алтынчеч»(«Золотоволосая») и «Ильдар» — композитор создает в содружестве с известным татарским поэтом Мусой Джалилем. Война прерывает это содружество. Муса уходит на фронт, но и оттуда звучит пламенный голос поэта. Друзья-композиторы подхватывают его, и вот появляются уже песни на слова борца-антифашиста. После войны весть о поэте-герое, погибшем в фашистском застенке, разнеслась по миру. И Назиб Жиганов увековечивает память друга в своей замечательной опере «Джалиль», правдиво воплотившей трагическую повесть о гибели замечательного татарского поэта. Немало написано композитором Жигановым: кроме восьми опер, еще два балета, две симфонии, симфонические и камерные произведения, песни, романсы. Одно из последних его произведений — Вторая симфония, носящая название «Сабантуй», что означает татарский народный праздник, — воплощает образ народа-богатыря, величественного и в радости и в скорби, рисует солнечные картины родной природы. Назиб Жиганов все силы отдает развитию музыкальной культуры своего народа. Еще в 1945 году при непосредственном его участии в Казани открывается консерватория, и Жиганов становится ее профессором, а затем и ректором. Много талантливых учеников воспитал этот замечательный композитор. Перефразируя слова Мусы Джалиля, можно сказать о Жиганове: «Жизнь его песней звучит в народе!»
Иконка файла материала 4.docx
"Жизнь его песней звучит в народе!" Пел я, весеннюю свежесть почуя, Пел я, вступая за Родину в бой, Вот и  последнюю песню пою я, Видя топор палача над собой. Песня меня научила  свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе.  Смерть моя песней борьбы прозвучит. Трагически сложилась судьба  замечательного татарского поэта Мусы Джалиля, погибшего от рук палача  Моабитской тюрьмы… Заточенный в тюрьму, Джалиль не складывает своего  грозного оружия — пера поэта. Уходят последние часы его жизни и перед  мысленным взором встают картины из прошлого — далекого и близкого — так  начинается опера татарского композитора Назиба Жиганова «Джалиль». В  тридцатые годы в Москве в Татарской оперной студии при Московской  консерватории обучалась группа талантливых татарских музыкантов, в их числе  и Назиб Жиганов — бывший воспитанник детского дома, рано потерявший отца и мать. В детстве он самоучкой научился играть на фортепиано, а в тринадцать  лет уже работал аккомпаниатором в немом кино. Внимательность и чуткость  педагогов к талантливому юноше, его собственные настойчивость и упорство  помогли ему окончить музыкальное училище в Казани, потом в Москве. И вот он в Московской консерватории. Темой своей дипломной работы Жиганов выбрал  оперу «Качкын» («Беглец»). Первая татарская опера! Ею открывается в Казани  оперный театр в 1939 году. Имя Жиганова становится известным. Две  следующие оперы — «Алтынчеч»(«Золотоволосая») и «Ильдар» — композитор  создает в содружестве с известным татарским поэтом Мусой Джалилем. Война  прерывает это содружество. Муса уходит на фронт, но и оттуда звучит  пламенный голос поэта. Друзья­композиторы подхватывают его, и вот  появляются уже песни на слова борца­антифашиста. После войны весть о поэте­ герое, погибшем в фашистском застенке, разнеслась по миру. И Назиб Жиганов  увековечивает память друга в своей замечательной опере «Джалиль», правдиво  воплотившей трагическую повесть о гибели замечательного татарского поэта.  Немало написано композитором Жигановым: кроме восьми опер, еще два балета,  две симфонии, симфонические и камерные произведения, песни, романсы. Одно  из последних его произведений — Вторая симфония, носящая название  «Сабантуй», что означает татарский народный праздник, — воплощает образ  народа­богатыря, величественного и в радости и в скорби, рисует солнечные  картины родной природы. Назиб Жиганов все силы отдает развитию  музыкальной культуры своего народа. Еще в 1945 году при непосредственном его участии в Казани открывается консерватория, и Жиганов становится ее  профессором, а затем и ректором. Много талантливых учеников воспитал этот  замечательный композитор. Перефразируя слова Мусы Джалиля, можно сказать о Жиганове: «Жизнь его песней звучит в народе!»