Беседа: Звуки, которых нет

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются. Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники.
Иконка файла материала 11.docx
Звуки, которых нет Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов  или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса  сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым  музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной  тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся  в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются. Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов,  если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую  известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал  воздействие их на состояние человека при прослушивании через  стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой  частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так  называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в  секунду, а другое — чистый тон с частотой 335 колебания в секунду,  полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он  “слышит” биения с частотой 335 ­ 330 = 5 колебания в секунду, но это не  реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозге человека только  при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно  работающих полушарий мозга. «Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать что­то новое. Тем не менее,  вплоть до поступления в высшую школу я никогда не получал удовольствия  от учебы и не имел в ней особых успехов. Было время, когда я находился на  грани академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки  давались с трудом. И это при том, что в детстве меня называли смышленым  ребенком, который, по идее, должен учиться на отлично. Причиной моих  неудач взрослые, как всегда, считали недостаток прилежания. Я же,  разочаровывая их, все больше отчаивался сам. Став взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда я заваливал экзамен, я пересдавал его до тех пор, пока не получал нужной мне  отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне нужна новая  стратегия, поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены здесь  уже не было. Я уже не мог так много работать ради столь посредственных  результатов, поэтому со всей силой своего отчаяния устремился на поиски  этой новой стратегии. К счастью, я ее нашел — мне удалось преодолеть свою “неспособность” к  обучению с помощью бинауральных ритмов и диметиламиноэтанола (ДМАЭ) ­ компонента, содержащегося в морепродуктах.В результате академический сизифов труд превратился в изысканное  развлечение, повлекшее за собой отличные отметки и трансформацию меня  как личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного  заключения.» Этим вступлением начинает одну из своих статей Ричард Кеннерли —  американский ученый, исследовавший влияние на умственную  работоспособность человека прослушивания особых комбинаций звуковых  колебаний, получивших название бинауральных ритмов. Таким образом, одним из самых эффективных способов организации  биоэлектрических колебаний мозга (и связанных с ними  психофизиологических состояний), одновременно обеспечивающих высокую  синхронизацию обоих полушарий, являются бинауральные биения. Что же  происходит в мозге, когда человек «слышит» эти звуки. В 50­е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ),  позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга.  Тогда же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга  способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными  ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования  стимулов находится в рамках естественного диапазона частот  биоэлектрических потенциалов мозга. Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8­25Гц, но при  тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных  частот мозга. В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических  колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой  диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.