Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон.
Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются.
Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники.
Звуки, которых нет
Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов
или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса
сливаются, образуя один пульсирующий тон.
Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым
музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной
тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся
в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются.
Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов,
если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую
известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал
воздействие их на состояние человека при прослушивании через
стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой
частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так
называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы.
Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в
секунду, а другое — чистый тон с частотой 335 колебания в секунду,
полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он
“слышит” биения с частотой 335 330 = 5 колебания в секунду, но это не
реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозге человека только
при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно
работающих полушарий мозга.
«Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать чтото новое. Тем не менее,
вплоть до поступления в высшую школу я никогда не получал удовольствия
от учебы и не имел в ней особых успехов. Было время, когда я находился на
грани академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки
давались с трудом. И это при том, что в детстве меня называли смышленым
ребенком, который, по идее, должен учиться на отлично. Причиной моих
неудач взрослые, как всегда, считали недостаток прилежания. Я же,
разочаровывая их, все больше отчаивался сам.
Став взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда я
заваливал экзамен, я пересдавал его до тех пор, пока не получал нужной мне
отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне нужна новая
стратегия, поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены здесь
уже не было. Я уже не мог так много работать ради столь посредственных
результатов, поэтому со всей силой своего отчаяния устремился на поиски
этой новой стратегии.
К счастью, я ее нашел — мне удалось преодолеть свою “неспособность” к
обучению с помощью бинауральных ритмов и диметиламиноэтанола (ДМАЭ)
компонента, содержащегося в морепродуктах.В результате академический сизифов труд превратился в изысканное
развлечение, повлекшее за собой отличные отметки и трансформацию меня
как личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного
заключения.»
Этим вступлением начинает одну из своих статей Ричард Кеннерли —
американский ученый, исследовавший влияние на умственную
работоспособность человека прослушивания особых комбинаций звуковых
колебаний, получивших название бинауральных ритмов.
Таким образом, одним из самых эффективных способов организации
биоэлектрических колебаний мозга (и связанных с ними
психофизиологических состояний), одновременно обеспечивающих высокую
синхронизацию обоих полушарий, являются бинауральные биения. Что же
происходит в мозге, когда человек «слышит» эти звуки.
В 50е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ),
позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга.
Тогда же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга
способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными
ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического
тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования
стимулов находится в рамках естественного диапазона частот
биоэлектрических потенциалов мозга.
Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 825Гц, но при
тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных
частот мозга.
В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических
колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой
диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.