Беседы по санитарно-гигиеническому воспитанию
1 класс.
№п.п. |
Раздел. Тема |
К-во час. |
Цель занятия |
Содержание |
1 |
Введение. 1.Давайте познакомимся (игра). 2.В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся. |
2ч. |
Научить детей знакомиться друг с другом, помочь учащимся быть ближе друг к другу, создать обстановку психологического комфорта. |
1. Игра в кругу «Знакомство»; 2. Психо-гимнастика; 3. Игра «Ласковушки» (с мячом); 4. Раскраска. Раскрасить цветок в соответствии с настроением. 5. «Где «живет» здоровье? |
2 |
Режим для первоклашки. 1.Знайте, дети, что режим людям всем необходим. 2.Чтоб веселым утром встать, надо ночью крепко спать. 3.Мы зарядку любим очень, каждый быть здоровым хочет. 4.Практическое занятие – комплекс утренней зарядки. 5.Хочешь ты здоровым быть – по режиму нужно жить.
|
5ч. |
Уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время. Создать условия для формирования понятий: режим дня, сон, утренняя гимнастика. Развивать валеологические навыки детей, учить заботится о своем здоровье. Прививать любовь и заботу о собственном здоровье. |
1.Информация о режиме. Его значение. 2. Сон – лучшее лекарство. 3. Утренняя зарядка. Комплекс утренней зарядки. 4.Игры. |
3. |
И моя семья. 1.Вот, ребята, я какой. Почему же я такой? 2.Вот смотрите, это я, а вот и вся моя семья. (Рисунок семьи – тест). 3.Дома маме помогаю и с сестренкою гуляю (обязанности). 4.Зря хвалить себя не буду - я для папы с мамой – чудо! |
4ч. |
Показать значение семьи в жизни человека. Показать отличие ребенка от взрослого человека. Показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье. На примерах показать, что все живое изменяется. Начать составление исследовательской карты. |
Исследователь ская карта. Психогимнасти КА. Фантазирование. Упражнения на развитие мышления. |
4. |
Мои одноклассники. 1.Если с другом вышел в путь – веселей дорога. 2.Ты с соседом не дерись, а со всеми подружись. 3. Я с мальчишками дружу и девчонкам помогу. 4.Социометрия. (Практическое занятие). |
4ч. |
Показать, как формируется авторитет. Определить, в каких случаях необходимо драться, а в каких – нет. Провести социометрию. |
1. Информация. 2.Фантазирование. 3.Психогимнастика 4. Социометрия.
|
5. |
Уроки Мойдодыра. Моя кожа. 1.Солнце, воздух и вода закаляют нас всегда. 2.От простой воды, и мыла у микробов тают силы. 3.Если буду, осторожен, не пораню себе кожу. 4.Практическое занятие «Как правильно мыть руки». |
4ч. |
Дать понятие о закаливании. Разъяснить вредное воздействие микробов на организм. Дать рекомендации по борьбе с инфекцией. Первая помощь при повреждениях кожи. Научить детей правильно мыть руки. |
1.Если хочешь быть здоров – закаляйся! Шесть признаков здорового и закаленного человека. 2.Бой с микробами. Информация. Фантазирование. 3. Гигиена кожи. Проведение опытов. 4. Игра «Выбери ответ». 5. Первая помощь при повреждениях. 6. Моем руки чисто, чисто! Рекомендации. |
6. |
Моя осанка. 1.Понятие «осанка». 2.Сам себе не навреди, за осанкою следи. 3.Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. 4.Упражнения для осанки. |
4ч. |
Показать, как важна для человека красивая осанка. |
1. Упражнения для осанки. 2. Упражнения на развитие внимания. 3. Упражнение на развитие логического мышления. 4.Психогимнастика 5. Правила для поддержания правильной осанки. |
7. |
Мои глаза. 1.Для чего у всех у нас на лице есть пара глаз. 2.Это должен каждый знать – глазам нужно отдыхать. 3.Практическое занятие «Гимнастика для глаз». 4.Знайте, каждому из вас нужна пара зорких глаз (охрана зрения). |
4ч. |
Дать понятие об органах зрения. Познакомить со строением глаза. Выполнять гимнастику для глаз. Провести наблюдение. Выучить правила бережного отношения к зрению. |
1.Загадка. Информация. 2.Отдых. Гимнастика для глаз. 3. Проведение опыта. 4. Игра «Полезно – вредно». 5. Правила бережного отношения к зрению. |
8.
|
Мои уши. 1.Я хочу предостеречь, уши надо нам беречь. |
1ч. |
Дать понятие об органах слуха. Дать учащимся понятие о строении уха. Провести опыты. Выучить правила бережного отношения к органам слуха. |
1. Информация. 2. Фантазирование. 3. Проведение опытов. 4. Это интересно! 5.Правила бережного отношения к органам слуха. 6. Психогимнастика. |
9. |
Мои зубы. 1.У ребятишек зубы есть для того, чтоб ими есть. 2. Сам себе я помогу – свои зубы сберегу. 3. Практическое занятие «Встреча со стоматологом» |
3ч. |
Рассказать о строении зуба. Научить, правильно чистить зубы, показать разнообразие зубных паст. Познакомиться со школьным стоматологом. |
1. Информация. 2. Фантазирование. 3. Рисование. 4. Упражнения на развитие мышления и слуха. 5. Практикум «Чистка зубов». 6 Разучивание стихотворения. 7. Психогимнастика. |
10. |
Заключительные уроки. 1.Чтоб я ни делал, никогда не причиню себе вреда (беседа). 2.Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать (тест). |
2ч. |
Подвести итоги проделанной работы, провести выставку рисунков, сделанных в течение года. Наградить самых здоровых, помочь составить индивидуальную «программу здоровья». |
1. Беседа. 2. Игра «Хорошо – плохо» 3. Пословицы о здоровье. 4. Повторение правил здоровья. 5. Мое здоровье – моя программа. |
Беседы по санитарно-гигиеническому воспитанию
2 класс.
№ п.п. |
Разделы. Темы. |
К-во час. |
Цель занятия |
Содержание |
1. |
Введение. 1.Что такое здоровье. 2. Почему лучше быть здоровым, чем больным. Здоровый образ жизни. |
2ч. |
Формировать установку на ценность жизни как высшей ценности; понимание и восприятие себя, своей жизни как величайшего чуда, которое у каждого человека индивидуально. Научить анализировать те изменения, которые происходят в организме в процессе роста. Развивать интерес к самопознанию. |
1.Информация. Что такое здоровье. 2. Фантазирование. Сочинение игр. 3. Урок – соревнование. |
2. |
Почему мы болеем? 1. Признаки болезни, причины болезней. 2. Кто и как предохраняет нас от болезней. |
2ч. |
Рассмотреть признаки болезни, причины болезней. Показать, что режим дня – это тоже защита от болезней. Составить памятку «Как правильно готовить уроки». Познакомиться с врачами, лечащих детей.
|
1. Беседа по теме. 2. Оздоровительная минутка. 3. Игра – соревнование «Кто больше». 4. Рекомендации «Как помочь больному». 5. Тест «Твое здоровье». 6. Режим дня. 7. Памятка «Как правильно готовить уроки?» |
3. |
Что нужно знать о лекарствах? 1. Горькие и «вкусные» лекарства. Где хранить лекарства? 2. Аллергия на лекарства. Реакция организма на прием лекарств. |
2ч. |
Провести валеологический самоанализ. Дать понятие «Лекарства». Познакомиться с домашней аптечкой. Ее содержание. Дать понятие об аллергии. |
1. Валеологический самоанализ. 2. Беседа по теме. 3. Домашняя аптечка. 4.Это полезно знать! 5. Признаки лекарственного отравления. 6. Помоги себе сам. |
4. |
Режим для второклассника. 1. Моя работа и мой отдых. 2. Сколько я сплю, играю на улице? Составить режим дня. |
2ч. |
Составить режим дня для второклассника. |
1. Режим дня. 2. Стихотворный монтаж. 3. Игра «Давай поговорим». 4. Анализ ситуации. |
5. |
Что у меня внутри? 1.Из чего я состою? Какой орган у меня самый главный? 2.Как органы связаны между собой? 3.Как помочь работать мозгу? |
3ч. |
Дать понятие о функциях мозга. Рассказать о том, как помочь при обмороке. Расширить знания о мозге. |
1. Информация. 2. Фантазирование. 3. Психогимнастика. Игра «Зернышки». |
6. |
Дыхание. 1. Какое бывает дыхание/ 2. Как я дышу, когда играю, ем , сплю. 3. Дыхательные упражнения. |
3ч. |
Раскрыть функцию легких. |
1. Информация. 2. Рекомендации. 3. Фантазирование. 4.Психогимнастика. 5. Дыхательные упражнения. |
7. |
Сердце. 1. Как работает сердце? 2. Что такое кровь? 3. Как почувствовать свое сердце. Тренировка сердца. |
3ч. |
Рассмотреть строение сердца; формировать бережное отношение к сердцу и окружающим людям; дать понятие о большом и малом круге кровообращения. |
1. Скороговорка. 2. Пословицы о здоровье. 3. Практическая работа. Порез. Первая помощь. 4.Самонаблюдение. Опыт. 5. Физминутка. 6. Работа в тетради. 7. Работа в группах. 8. Кроссворд. 9. Фантазирование. 10. Охрана и укрепление здоровья. |
8. |
Зачем человек ест? 1. Как правильно питаться? 2. Овощи и фрукты. 3. Лук от семи недуг. 4. Золотое яблоко. 5.Морковкина копилка. 6. Приключения картошки. 7. Практическое занятие. |
7ч. |
Показать роль пищи в жизни человека. Показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи. Рассказать о многообразии блюд из овощей и их пользе. Показать роль фруктов и соков для здоровья человека. Дать представление о разных видах соков. |
1. Информация. 2. Фантазирование. 3. Психогимнастика. 4. Иллюстрации. 5. Сервировка стола. 6. Упражнение на развитие мышления. 7. Копилка моих рецептов.
|
9. |
Мои зубы. 1. Что полезно для зубов. 2. Практическое занятие. |
2ч. |
Рассмотреть схему внутреннего строения зуба. Учить видеть пользу для своих зубов. |
1.Информация о внутреннем строении зуба. 2.Это полезно! 3. Гигиена полости рта. |
10. |
Мои глаза. Как помочь своим глазам? |
1ч. |
Показать, что глаза главные помощники человека и их надо беречь. |
1. Беседа. 2. Гимнастика для глаз. |
11. |
Если хочешь быть красивым. Витамины для кожи. |
1ч. |
Показать, что кожа – надежная защита организма. Повторить правила ухода за кожей. Доказать, что и коже нужны витамины. |
1. Значение кожи. 2. Игра «можно или нельзя» 3. Гигиена тела. |
12. |
Чтобы ногти не ломались. |
1ч. |
Показать, насколько важно ухаживать за руками и ногтями.
|
Правила ухода за ногтями. Рекомендации. |
13. |
Как закаляться. |
1ч. |
Разъяснить необходимость закаливания и занятий физическими упражнениями. |
1. Виды закаливания. 2. Фантазирование. 3. Психогимнастика. |
14. |
Защитные функции организма и как их укреплять? Детские болезни. Прививки от болезней. |
2ч. |
Познакомиться с защитными функциями организма и как их укреплять. Научить правильному применению своих знаний в случае заболеваний. Разъяснить понятия – инфекция, инфекционные заболевания, прививки от болезней. |
1. Работа в тетрадях. 2. Игра – соревнование. 3. Работа со стихотворением. 4. Стих. «Прививка». Зачем они нужны? Обсуждение. |
15. |
1.Чем опасны домашние животные. 2. Правила обращения с животными.
|
2ч. |
Разъяснить необходимость защиты от насекомых, предосторожности при обращении с животными. |
1. Беседа по теме. 2. Последствия от укусов насекомых. 3.Помоги себе сам. 4. Правила обращения с животными. |
16. |
Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать (тестирование). |
1ч. |
Подвести итоги проделанной работы; провести выставку «Дневничков» и сделанных в течение года рисунков. Помочь составить индивидуальную «программу здоровья». |
1. Выставка работ, 2. Тест. |
Беседы по санитарно-гигиеническому воспитанию
3 класс.
№ п.п. |
Разделы. Темы. |
К-во час. |
Цель занятия. |
Содержание занятий |
1. |
Введение. 1. Культура здоровья и ее составляющие. 2.Знание себя – необходимое условие здоровья. 3.Можно ли никогда не уставать? 4. Почему изнашивается организм человека. |
4ч. |
Научить анализировать те изменения, которые происходят в нашем организме в процессе роста. Воспитывать интерес к самопознанию. Показать причины старения организма. |
1. Составление исследовательской карты. 2. Информация. 3. Фантазирование. 4. Психогимнастика.
|
2. |
Из чего мы сделаны? 1. Что у меня внутри? 2. Скелет человека, кости, суставы. 3. Нагрузки, которые может выдержать человек. 4.Мышцы. Как стать богатырем. Практическое занятие. Оцени свою осанку и силу мышц. |
26ч. |
Повторить причины старения организма. Раскрыть функции скелета. Сформировать установку на бережное отношение к позвоночнику. Раскрыть возможности скелета. Раскрыть возможности человека. Объяснить необходимость совершенствовать себя. |
1. Информация. 2. Человек будущего. Рисование. 3. Психогимнастика. 4. Упражнения для мышц, осанки. |
|
* * * 1.Открытие Уильяма Гарвея сердце. 2. Моторчик у меня в груди. 3. Реки Вена и Артерия. 4. Почему кровь красная? 5.Путешествие по рекам (строение и предназначение органов человека) 6. Практическое занятие. Как почувствовать свое сердце. Тренировка сердца. |
|
Познакомить с открытием Уильяма Гарвея. Сформировать бережное отношение к сердцу. Рассмотреть строение сердца. Объяснить, почему кровь имеет красный цвет, ввести в лексикон слово «гемоглобин». Раскрыть зависимость состава крови от умения правильно питаться и отдыхать. |
1. Информация. 2. Фантазирование. а) Сказочные герои; Б) Путешествие на кораблике; В) «Веселые человечки» Г) Кроссворд 3. Психогимнастика. А) Творческие группы. Б) Ситуации. В) игра «Контакт». Г) ига «Тропинка»; Д) игра «Сыщики» 4. Упражнения на тренировку сердца. |
|
* * * 1. Зачем я дышу? 2. Строение органов дыхания. 3. Как беречь горло и легкие. 4. Практическое занятие. |
|
Раскрыть функцию легких. Разъяснить вредное воздействие микробов на организм. Дать рекомендации по борьбе с инфекцией. |
1. Информация. 2. Рекомендации 3. Психогимнастика. 4. Упражнения для правильного дыхания. |
|
* * * 1. Путешествие морковки (рот, пищевод, желудок). 2. Путешествие морковки (толстая и тонкие кишки). 3. Почему болит живот. 4. Здоровое меню. 5. Практическое занятие. |
|
Закрепить знания о работе пищеварительного тракта. Дать понятие о расположении двенадцатиперстной кишки, печени, желчного пузыря, аппендикса. |
1.Игра – путешествие. 2. Викторина. 3. игра «Слушай звуки». 4. Психогимнастика. 5. Здоровое меню. |
|
* * * 1. Что всему голова? 2. О чем я люблю думать? 3. Как научиться, хорошо говорить. 4. Практическое занятие – тренинг – тренировка ума и памяти. |
|
Дать понятие о функциях мозга. Расширить знания о работе мозга. Дать понятие о сером и белом веществе мозга. Раскрыть роль памяти в жизни человека. |
1. Информация. 2. Фантазирование: а) Человек будущего, его мозг. Рисование. Б) составить загадку. В) игра «Хорошо – плохо" 3. Психогимнастика. |
|
* * * 1.Цветные проводочки для разных сообщений. Наши нервы. |
|
Дать понятие о том, что такое нервная система. |
!. Информация. 2. Фантазирование. А) Расшифровка. Б) Развитие речи. В) игра «Хорошо – плохо». 3. Психогимнастика. Пантомима. |
3. |
Мое настроение. 1. Когда я расстраиваюсь и плачу? 2. Когда я радуюсь и веселюсь? 3. От чего зависит мое настроение? Упражнения для мышц лица. Как сохранить себя здоровым? Тест. |
4ч. |
Показать, каким бывает настроение. Воспитывать умение управлять своим настроением. Дать конкретные советы по снятию стресса. |
1. Информация. 2. Фантазирование. Волшебные человечки. 3. Психогимнастика. Упражнения на снятие напряжения. (нарисовать на бумаге) |
Беседы по санитарно-гигиеническому воспитанию
4 класс.
Хорошо ли мне живется.
№ п.п |
Разделы. Темы. |
К-во час. |
Цель занятий |
Содержание занятий |
1. |
Я продолжаю расти. 1. Я расту. 2. Практическое занятие. Сравни: свой рост, вес, осанку с 3 классом. |
2ч.
|
Научить анализировать те изменения, которые происходят в организме в процессе роста. Воспитывать интерес к самопознанию. |
1. Информация. 2. Фантазирование. Составление игры. 3. Замеры роста. 4. Психогимнастика. |
2. |
Мои лучшие друзья. 1.Режим. 2.Закаливание. 3.Спорт – мой друг. 4. Практическое занятие – спортивный праздник |
4ч. |
Составить режим для ученика 4 класса. Показать, что занятия спортом укрепляет организм. Провести спортивный праздник. |
Как стать Геркулесом. |
3. |
Как выбирать себе друзей. 1. Какой я сам (привычки, поступки). 2. Добрым быть гораздо лучше, чем завистливым и злым. 3. Щедрость и жадность. 4. Драться или не драться. 5. С кем бы ты хотел дружить? 6. Портрет друга – практическое занятие. |
6ч. |
Дать понятие о привычках, вредных для здоровья. Показать, как можно повысить самооценку. Раскрыть понятия щедрости и жадности. Определить, в каких случаях необходимо драться, а в каких нет. |
1. Беседа по теме: «Как выбрать друзей». 2. Закончи рассказ. 3. Игра «Хочу быть». 4.Стихи о дружбе. 5. Анализ ситуации по рассказу Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». 6. Игра «Хорошо – плохо». Жадина – это... 7. Портрет друга. Сочинение. 8. Игра «Хочу быть». |
4. |
Я – сибиряк. 1. Особенности жизни в Сибири. Приспособление к ним. 2. Особенности питания. 3. Сибиряк – значит лыжник. 4. Практическое занятие: лыжные соревнования. |
4ч. |
Познакомиться с особенностями жизни в Сибири. Провести соревнования на лыжах. |
1. Жизнь в Сибири. 2. Лыжная прогулка. Лыжные соревнования. 3. Меню для сибиряка.
|
5. |
Папа, мама, я – дружная семья. 1. Если папа с мамой в ссоре… 2. Счастье в доме сберегу, папе с мамой помогу. 3. Мы любим друг друга. 4. Моя родословная. 5. Здоровье моей семьи. |
5ч. |
Создать условия для формирования понятий: семья, моя родословная, здоровье семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье. Воспитывать внимательное отношение ко всем членам семьи. |
1. Нарисуйте свою семью на празднике. 2. Обязанности глав семьи дома, на прогулке, на даче, в походе. 3. Анализ ситуации. К.Д.Ушинский «Сила не право». 4. «Береги честь фамилии». 5. Игра «Продолжи предложение». 6. Составить родословную. 7. Игра «Комплимент». У меня самые лучшие родители… |
6. |
Из чего же, из чего же… 1. Какой я (привычки, поступки). 2. Легко ли со мной окружающим. 3. Мальчик, значит «рыцарь». 4. Если «я» - фея. Практическое занятие. 5. Я – джентльмен. 6. Мисс «начальная школа». |
6ч. |
Дать понятие о том, что такое характер. Разъяснить необходимость воспитывать силу воли. Сформировать чувство ответственности за свои поступки. Воспитать уважение к окружающим. Показать, чем мальчики отличаются от девочек. Пояснить, почему «я – фея», «я – джентльмен». |
1. Игра «Противоположности». 2. Игра «Давай поговорим». 3. Анализ ситуации. 4. Игра «Комплимент».
|
7. |
Как помочь себе учиться. 1. Как улучшить свою память. 2. Практическое занятие: тренировка памяти. 3. Внимателен ли я? (игры – тренинги). 4. Как помочь себе стать умным. 5. Практическое занятие. Конкурс смекалистых. |
5ч. |
Раскрыть роль памяти в жизни человека. Рассказать о том, как улучшить, тренировать свою память. |
1. Информация. 2. Рекомендации для улучшения своей памяти. 3. Игры на развитие внимания, памяти. 4. Конкурс смекалистых. |
8. |
Я нравлюсь сам себе. |
1ч. |
Показать, как можно повысить самооценку. |
1. Информация. 2. Фантазирование. 3. Психогимнастика. Упражнение на расслабление. Упражнение на воспитание уверенности в себе. |
9. |
Викторина «Знаешь ли ты самого себя?». |
1ч. |
Учить самоанализу. Формировать потребность в воспитании в себе волевых черт характера. |
1. Викторина по теме. 2. Анкета. 3. Психогимнастика. «Вы меня узнаете?» |
10. |
«За здоровье в борьбе ты помог ли сам себе» (тест) |
1ч. |
Подвести итоги проделанной работы. Провести выставку «Дневничков» и сделанных в течение года рисунков. |
1. Итоги работы. 2. Выставки «Дневничков» и рисунков. 3. Тест. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.