Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 02.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Почти все увертюры Бетховена связаны с драматическими произведениями, являясь вступлением к пьесе или опере: «Эгмонт» - к трагедии Гёте, «Кориолан» - к драме Коллина, «Леонора» - к опере «Фиделио». В своих увертюрах Бетховен завершил долгий путь развития классической увертюры. Отправной точкой для него служила увертюра, сложившаяся в творчестве Глюка, Моцарта, Керубини. Но свойственное Бетховену стремление к широким идейным обобщениям, умение в лаконичных образах выразить большие чувства и мысли, изменили положение увертюры. У Бетховена она перестала быть вступлением и последующему развитию драмы: центр как бы перемешается в увертюру, которая в обобщённых образах передаёт содержание всего произведения. Таким образом, у Бетховена увертюра превращается в своеобразную разновидность симфонии.
Иконка файла материала 9.docx
Бетховен. Увертюра «Эгмонт» Почти все увертюры Бетховена связаны с  драматическими произведениями, являясь  вступлением к пьесе или опере: «Эгмонт» ­ к  трагедии Гёте, «Кориолан» ­ к драме Коллина,  «Леонора» ­ к опере «Фиделио». В своих увертюрах Бетховен завершил долгий путь  развития классической увертюры. Отправной точкой  для него служила увертюра, сложившаяся в  творчестве Глюка, Моцарта, Керубини. Но  свойственное Бетховену стремление к широким  идейным обобщениям, умение в лаконичных образах  выразить большие чувства и мысли, изменили  положение увертюры. У Бетховена она перестала  быть вступлением и последующему развитию драмы:  центр как бы перемешается в увертюру, которая вобобщённых образах передаёт содержание всего  произведения. Таким образом, у Бетховена увертюра  превращается в своеобразную разновидность  симфонии. Композитор положил начало новому виду  музыкального творчества ­ программной одночастной увертюре. Работа над музыкой к трагедии Гёте «Эгмонт»  протекала в годы высшего подъёма творчества  Бетховена. В этом произведении Гёте многое  привлекало Бетховена: героические образы,  трагедийный пафос, массовые народные сцены.  Бетховен написал 10 музыкальных номеров к  трагедии: увертюру, 4 антракта, 2 песни Клерхен,  «смерть Клерхен», монолог Эгмонта и Победную  симфонию. Но наибольшей известностью пользуется  увертюра к трагедии. В ней концентрируется идеявсего произведения ­ борьба за свободу и радость  достижения. Темой трагедии Гёте стала борьба народа  Нидерландов за независимость в XVI веке против  испанского владычества. Герой и вождь фламандцев  граф Эгмонт стал жертвой коварных замыслов  герцога Альбы ­ наместника испанского короля.  Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти.  Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа,  призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти  Эгмонта, она погибает. Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в  облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращёнными к народу: «За родину  сражайтесь, за вольность, за свободу!», Эгмонт идёт  к месту казни. Шествие его сопровождает звучание  Победной симфонии.Увертюра начинается медленным вступлением.   Здесь даны две резко контрастные темы. Зная содержание трагедии Гёте, можно с  определённостью говорить о воплощении здесь  образов двух враждебных сил: угнетателей­испанцев  и страдающего под их властью нидерландского  народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии  Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем  является содержанием увертюры. Слушание Первой темы вступления. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий  регистр, минорный лад придают ей мрачную,  зловещую окраску. В оркестре её исполняют  струнные инструменты. Медленный темп,  характерный ритм темы напоминают величавую  поступь сарабанды.Слушание Второй темы вступления. Вторую тему  «запевает» гобой, к которому присоединяются  другие деревянные духовые инструменты, а затем и  струнные. В основе мелодии лежит очень  выразительная секундовая интонация, которая  придаёт ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба. Если в медленном вступлении композитор как бы  показал нам противоборствующие силы, в сонатном  allegro происходит их столкновение и борьба.  Причём тематический материал allegro как бы  произрастает из тем вступления. Слушание Главной партии. Главная партия имеет  волевой, героический характер. Сила и энергия её  постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных  инструментов piano, затем подхватывается всеморкестром fortissimo. Ход на секунду в начале  мелодии раскрывает родство главной партии со  второй темой вступления ­ темой «страданий»  народа. Её героический характер говорит уже не о  покорности, а о возмущении нидерландцев и  восстании их против поработителей. Слушание Побочной партии. Побочная партия  также тесно связана с музыкой вступления, она  совмещает в себе черты обеих его тем. В первой  фразе ­ аккордовой, тяжеловесной ­ без труда можно  узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре,  она звучит теперь не только торжественно, но и  победно. И здесь эта тема поручена струнным  инструментам. Тихое звучание деревянных духовых  инструментов во второй фразе роднит побочную  партию со второй темой вступления.Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию. Разработка очень невелика. В ней как бы  продолжается сопоставление контрастных тем  вступления, «борьба» обостряется. На робкие  «просьбы» каждый раз следует неумолимый и  жестокий «ответ». Многократное повторение  мелодии начала главной партии каждый раз  завершается двумя отрывистыми и резкими  аккордами. Но «борьба» на этом не заканчивается. Тема  «испанских поработителей» звучит здесь особенно  непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и  умоляюще ­ тема народа. Неравный поединок  внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом  выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов.  Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнююжестокую схватку народа с врагом и гибель героя,  Эгмонта. Слушание Коды. Увертюра заканчивается большой  кодой, в которой показан итог борьбы. Её  торжественный и ликующий характер говорит о  победе народа. Начало коды напоминает гул приближающейся  толпы, который быстро нарастает и выливается в  поступь грандиозного массового шествия. Звучат  призывные возгласы труб и валторн, а в конце  увертюры флейты пикколо. Значение этой коды равнозначно финалу Пятой  симфонии. Она вырастает в грандиозный,  величественный апофеоз, подлинный гимн свободе. Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в  своей музыке показать «борьбу» как неизбежныйпуть к достижению цели и грядущую победу ­  основное содержание героических произведений  композитора, в том числе «Патетической сонаты»,  Пятой симфонии, увертюры «Эгмонт». Слушание полной версии увертюры «Эгмонт». Вопросы: 1. Перечислите литературные произведения, музыку к которым писал Бетховен. 2. Сколько увертюр Бетховена вы знаете? Назовите  их. 3. Какие музыкально­театральные произведения  Бетховена вы можете назвать? 4. С каким литературным произведением связано  возникновение увертюры «Эгмонт»? О каких  исторических событиях здесь идёт речь?5. Расскажите о строении увертюры. Пётр Ильич Чайковский. Биография и краткий  обзор творчества Творчество Чайковского ­ вершина мировой  музыкальной культуры XIX века ­ вечно живой и  драгоценный родник, из которого не перестают  черпать мудрость и вдохновение композиторы XX –  XXl веков.Имя П. И. Чайковского дорого любителям музыки  всего мира. Несколько лет тому назад ЮНЕСКО  проводило статистические исследования, и они  показали, что Чайковский самый исполняемый в  мире композитор. Его музыка близка и понятна  людям разных стран, национальностей,  вероисповеданий. Очень точно о значении творчества П.И. Чайковского сказал известный американский дирижёр Леопольд  Стоковский: «Чайковский и музыка ­ это два  нераздельных понятия. До тех пор, пока на нашей  планете будут звучать гениальные аккорды, люди  будут преклоняться перед его гением. Боюсь, что у  меня не хватит слов, чтобы по достоинству оценить  его влияние. Он для меня все».  Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в городе Воткинске на Урале.Отец будущего композитора был горным инженером,  управляющим Воткинскими заводами. Мать была  дочерью обрусевшего француза. Второй сын в семье,  Пётр Ильич имел ещё двух сестёр и четырёх братьев. Мальчик рос в атмосфере родительской любви. Его  воспитание было поручено француженке ­  гувернантке Фанни Дюрбах. Что из детских впечатлений следует особо отметить? Конечно, близость природы, пробуждение интереса к  музыке, фольклору, поэзии, обучение игре на  фортепиано, начавшееся около пяти лет.  Представьте, если музыка звучит во всём: в шелесте  листьев, перезвоне часов в гостиной, в стихах  Пушкина и Шекспира, если можно сидеть за  инструментом и играть по памяти иногда лишь раз  услышанные мелодии, если голова полна новыми  мелодиями, если вся жизнь в музыке, ­ можно ли еёоставить, заставить себя делить с музыкой другие  занятия! И мальчик попробовал. Из Воткинска в десять лет мама отвезла его в  Петербургское Училище правоведения, которое  готовило чиновников для департамента юстиции.  Будущие правоведы получали хорошее образование,  в том числе и музыкальное. Музыка все больше  заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре училища  правоведения ­ сначала дискантом, а затем альтом;  брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал  оперы и концерты с друзьями­правоведами. Огромное впечатление произвела на Чайковского  опера Моцарта «Дон Жуан» в исполнении  итальянской труппы в Петербурге. Во время  пребывания в училище в 1855­1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера.  Учитель сразу заметил выдающиеся способностивоспитанника. А затем брал уроки музыки у брата  Кюндингера ­ Августа. Самое сокровенное он  поверяет сестре: «В прошлом году, как тебе  известно, я очень много занимался теорией музыки и  теперь решительно убедился, что рано или поздно я  променяю службу на музыку». Осенью 1859 года Пётр Ильич поступает в  открывшиеся музыкальные классы при Русском  музыкальном обществе. В 1862 году эти классы были  преобразованы в первую в России консерваторию, и  Чайковский стал ее студентом. Его любимым  учителем был Антон Григорьевич Рубинштейн. И чем больше ему учитель давал заданий, тем тщательней  исполнял Чайковский всё заданное. Среди его  ученических работ выделяется симфоническая  увертюра на сюжет драмы Островского «Гроза».К выпускному экзамену он написал Кантату на текст  оды Шиллера «К радости». Она с успехом была  исполнена под управлением его учителя А.  Рубинштейна. В сентябре 1866 года в Москве была открыта  консерватория. Её создатель Николай  Рубинштейн пригласил Чайковского на должность  одного из первых её профессоров. Так началась его  самостоятельная жизнь на новом поприще музыканта. Несмотря на большую занятость в консерватории,  Чайковский много пишет. Лучшими его  произведениями в этот период надо назвать  увертюру­фантазию «Ромео и Джульетта» и оперу  «Воевода». С оперой «Воевода» связано одно из интересных  событий его жизни ­ содружество с драматургом  Александром Николаевичем Островским. Онипознакомились в Артистическом кружке. В кружок  входила лучшая московская интеллигенция. Это  сблизило Чайковского со многими выдающимися  деятелями русской культуры. Жизнь композитора в  Москве была насыщенной. А летом он уезжал на юг ­ на Украину, в имение  Каменка, на Черкащине, где жила его сестра,  вышедшая замуж за сына декабриста Давыдова.  Каменка обладала для него особой притягательной  силой. Ведь это имение было местом, где за сорок  лет до этого собирались декабристы, члены «Южного общества». Хозяйка имения Давыдова часто  рассказывала о нём. В Каменке на лоне прекрасной природы, в окружении милых сердцу людей, Пётр Ильич всегда чувствовал  прилив творческих сил. Поэтому так много  произведений он создал именно здесь: фортепианныйцикл «Времена года», «Детский альбом», Ната­вальс, отдельные части Первой, Второй и Третьей  Симфоний, части опер «Воевода», «Опричник». В конце 60­х годов Чайковский уже был известным  композитором, чьи произведения с успехом  исполнялись в России, а в середине 70­х годов  творчество композитора достигает небывалого  расцвета. Поражает частота появления крупных  произведений. Это было возможно благодаря  совершенно особому его отношению к  композиторскому труду. Об этом он говорил так: «Моя система работы чисто  ремесленная, то есть абсолютно регулярная, всегда в  одни и те же часы, без всякого к самому себе  послабления. Музыкальные мысли зарождаются во  мне, как только, отвлёкшись от чуждых моему труду  соображений и забот, я принимаюсь за работу». Так,на протяжении всего двух лет созданы такие  шедевры: опера «Евгений Онегин», Четвёртая  симфония, балет «Лебединое озеро», Первый  концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для  скрипки с оркестром. В 1877 году Чайковский пережил тяжёлый кризис.  Дело в том, что во время его работы над оперой  «Евгений Онегин» композитор стал получать письма  от одной из выпускниц консерватории. Она казалась  искренней в своём чувстве к нему. Чем­то  напоминала ему пушкинскую Татьяну. Не  раздумывая, Пётр Ильич пошёл навстречу этому  чувству. Вскоре состоялась свадьба. Но прошло  немного времени, и Чайковский понял свою ошибку.  Это повергло его в отчаяние. Тяжело пережив это  потрясение, осенью 1877 года с сильным нервным  расстройством уехал за границу.Благо, что нашёлся друг, который взял на себя все  материальные расходы, дал композитору  возможность сменить обстановку и возродиться для  творчества. Этим другом оказалась Надежда  Филаретовна фон Мекк. Она была вдовой  крупнейшего железнодорожного магната,  наследницей миллионного состояния. Страстно любя музыку, она немалые суммы тратила  на помощь музыкантам. Познакомившись с музыкой  Чайковского, она стала не только его поклонницей,  она была его «добрым гением», материальной и  психологической поддержкой. Их дружба  продолжалась до 1890 года. Но самое интересное то,  что они никогда не видели друг друга. Зато самые  сокровенные мысли они поверяли переписке,  продолжающейся четырнадцать лет. Свою Четвёртую симфонию, написанную в сложном 1877 году, ПётрИльич посвятил Надежде Филаретовне фон Мекк  «Моему лучшему другу»,­ написал он на титульном  листе. В письме к Надежде Филаретовне он  сформулировал основную идею этого произведения:  «Если ты в самом себе не находишь мотивов для  радости, смотри на других людей. Ступай в народ». Следующие семь лет жизни композитора часто  называют «годами странствий», это поездки за  границу и возвращение в Москву. А между ними ­  новые сочинения: оперы «Орлеанская дева» и  «Мазепа», три оркестровые сюиты, пьесы для  фортепиано, второй фортепианный концерт,  увертюра «1812 год», кантата «Москва». Потрясённый смертью Николая Рубинштейна,  которого он любил и ценил, Чайковский посвятил  ему трио «Памяти великого художника».1885 год начинает последний период творчества  композитора. В этом году его избирают Директором  Московского отделения Русского музыкального  общества. Много сил и энергии он тратит на  пропаганду музыки русских композиторов.  Чайковский гастролирует в городах России и за  рубежом в качестве дирижёра. Концерты маэстро  проходят с триумфальным успехом. С огромным энтузиазмом чествовали Чайковского на музыкальных вечерах в Париже, в Праге. В 1893 году  в Англии Кембриджский университет присвоил ему  звание доктора права, как гениальнейшему  композитору мира. В 1891 году Пётр Ильич был приглашён в Америку. В Нью­Йорке ему выпала честь выступать в день  открытия нового концертного зала «Карнеги­холла».  Успех выступления превзошёл все ожидания. Ужепосле его отъезда одна из газет писала: «...Какой бы  огромный стимул был сообщён музыкальному  искусству в нашей стране, если бы могли испытывать  благотворное влияние Чайковского». Такую напряжённую исполнительскую деятельность  Чайковский сочетал с композиторской. В последние  годы им созданы истинные шедевры. Герои его  последних произведений ­ это люди, тонко и глубоко  думающие, чувствующие, но не находящие в жизни  понимания. И потому рвущиеся к неведомому  идеалу, но терпящие в этом стремлении поражение.  Эта идея лежит в основе двух последних симфоний  композитора, в опере «Пиковая дама», во многих  последних романсах. В это время он создаёт светлую  романтическую оперу «Иоланта» на сюжет из  средневековой легенды и такие же светлые балеты  «Спящая красавица», «Щелкунчик».Завершающей страницей творчества и жизни  Чайковского стала его Шестая «Патетическая  симфония». Роковым образом в ней и с ней оказались сплетены гибель героя и смерть самого композитора. Эта симфония безгранично богатым языком говорила о жизни и смерти, о судьбе, о борьбе, из которой  человек выходит победителем. Ведь добро, красота и творчество бессмертны. Эта симфония прозвучала  как реквием, как прощание композитора с жизнью  потому, что премьера симфонии состоялась 16  октября 1893 года. Через несколько дней  Чайковский заболел. Болезнь оказалась смертельной. В ночь с 25 на 26 октября композитора не стало. Он  умер в самом расцвете сил, полный надежд и  творческих замыслов. «Похороны были так грандиозны и величественны,  как только в России хоронили царей»,­ вспоминалодин из современников. Многотысячная толпа  сопровождала гроб композитора на кладбище  Александро­Невской лавры. «Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась.  Чтобы с каждым днём увеличивалось число людей,  любящих её, находящих в ней утешение и подпору» ­  много лет назад сказал Пётр Ильич Чайковский. И мы сегодня, в начале XXI века, можем с  уверенностью сказать, что мечта композитора  сбылась. Его музыка любима, она живёт  полнокровной жизнью во всех странах мира. Каждый  из нас находит в этой музыке что­то близкое и  понятное только ему. Она приносит истинное  эстетическое наслаждение. Вопросы для закрепления материала: 1. Где Пётр Ильич получил образование?2. Кто был его другом в годы учёбы? 3. В каком году Чайковский начал учиться в  консерватории? Какие произведения были им  написаны в это время? 4. Где композитор работал после окончания  консерватории? 5. Назовите произведения, написанные в Каменке. 6. Кто такая Н. Ф. фон Мекк? Как она связана с  Чайковским? Какое произведение посвятил ей  композитор? 7. Перечислите сочинения середины 70­х годов. 8. Расскажите о последнем периоде жизни  композитора. 9. Какие произведения написаны в это время? Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы»Первая симфония создавалась Чайковским весной и  летом 1866 года. В музыке этого сочинения  воплощены впечатления композитора от русской  природы, которую он очень любил, воспоминания  детских лет о зимней дороге из далёкого Воткинска в Петербург, куда родители везли его учиться, картины весёлых народных гуляний. Работа над симфонией давалась трудно. Пётр Ильич  уже начал работу профессора, и занятия с учениками  отнимали почти все дневное время. Поэтому на  музыку оставалась только ночь. И все же к сентябрю  композитор закончил симфонию и отдал её на суд  своих учителей – профессоров Петербургской  консерватории А. Рубинштейна и Н. Зарембы.  Симфония была сурово раскритикована. Включить её в программы концертов Русского музыкального  общества отказались.Вторая редакция симфонии тоже не получила  одобрения. Чайковскому удалось только добиться  исполнения двух средних частей, но оно прошло  почти незамеченным. В полном виде симфония была исполнена только в  феврале 1868 года в Москве. Но это исполнение  оказалось единственным. После поездки в Италию в  1874 году Пётр Ильич вновь вернулся к этому  произведению и сделал ещё одну его редакцию. И  только в 1883 году её по достоинству оценили. Один  из рецензентов писал: «Вот это настоящая русская  симфония. В каждом такте её чувствуется, что её мог написать только русский человек. В выработанную на чужбине форму композитор влагает чисто русское  содержание». Действительно, это была фактически  первая русская симфония, которая одновременно  была первым образцом лирического симфонизма.П. И. Чайковский дал симфонии и первым двум её  частям названия. Первая часть носит название «Грёзы зимнею  дорогой». Она начинается еле слышно ­ будто  зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный  воздух. Мгновение... и появилась печальная мелодия. Она создаёт впечатление широко раскинувшегося  простора, пустыни, одиночества. Ей вторят острые  короткие звуки: как снежинки, бьющие в лицо. Что­то слышится в музыке беспокойное, тревожное.  Нарастает звучность. Вступают все новые  инструменты. Дробится мелодия. Будто  подхваченные ветром, вьются, летят друг за другом  ее обрывки. И вот уже во весь голос зазвучала  мощная тема, выросшая из темы колючек­снежинок.  Первая грустная тема влилась в неё и тоже стала  мощной, будто почерпнула силы из чудесногородника. Но вот все смолкло. Несколько сухих  аккордов, и вот запел кларнет. Песня его ­ побочная  партия – задумчива и спокойна. Эту песню подхватили другие инструменты, повели  дальше, распели шире. И вновь молчание.  Заключительный раздел экспозиции, праздничный,  торжественный, вливается в разработку. Её развитие полно драматизма и приводит к  кульминации. И снова ­ генеральная пауза. После неё  осторожно, робко, как будто раскачиваясь, начинают  вступать разные инструменты. И вот, наконец, полилась печальная мелодия ­  главная тема первой части. Это началась реприза. В  конце части возвращается начальный образ. И только  как отзвук, напоминание появляется колючий мотив.  Постепенно он истаивает. Так заканчивается первая  часть.Вторая часть называется «Угрюмый край, туманный  край». В ней воплотились впечатления композитора  от поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и  поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Музыка этой части удивительно напевна, широка и близка  русской народной песенности. Гобой поёт  раздольную мелодию, похожую на протяжную  крестьянскую песню. Ее, как лёгкое дуновение ветерка, пробежавшую по  озёрным волнам рябь, сопровождают флейты. Потом  со своей мелодией вступает фагот. И вот уже два  голоса – высокий мальчишеский и мужской ­ поют  каждый свою песню, согласно сливаясь. Прихотливо  переплетаются голоса. Их мощный хор подхватывает  песню, ведёт ее дальше. И вот взмывает ввысь  могучая народная песня. Закончен рассказ.Третья часть симфонии не имеет подзаголовка. Но  содержание скерцо понятно и без этого. Слушая эту  музыку, сразу же вспоминаешь Пушкина: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик динь­динь­динь... Страшно, страшно поневоле Средь невидимых равнин. Но мелькнул огонёк вдали. И усталый путник на  своей заснеженной кибитке въезжает в  гостеприимную усадьбу. Ярко освещены окна. Звучит нежный вальс. Это ­ средний раздел скерцо. Но  сквозь мелодию этого вальса начинает пробиваться  завывание метели. Все громче оно. И вот уже неслышно изящного вальса, только ветер метёт и бьёт в  лицо колючим снегом. Что же это было? Видение? Грёза? Впереди  бесконечный зимний путь... Финал ­ яркая картина народного массового  праздника. Большую роль в нем играет мелодия  народной песни «Цвели цветики». Интонация ее  положена в основу вступления. Это ­ пролог,  раздумья. В полном виде эта народная песня  появится в характере плясовой в побочной партии  финала. Главная партия имеет активный характер. Она звучит задорно, в ритме быстрого марша, с резкими  восклицаниями. Это ­ образ ликующего веселящегося народа. Ярко, колокольно­празднично заканчивается  эта симфония. Финал её стал прообразом целого ряда подобных финалов симфоний Чайковского.Вопросы: 1. Сколько симфоний написал Чайковский? Какие  ещё симфонические произведения композитора вы  знаете? 2. Какую роль играет программность в  произведениях Чайковского? Как композитор её  понимал? 3. Каково содержание симфонических сочинений  композитора? 4. В каком году написана Первая симфония?  Какова её судьба? 5. Перечислите названия и содержание частей  симфонии. 6. Объясните, почему симфония получила название  «Зимние грёзы».Игорь Фёдорович Стравинский Стравинский был одним из величайших  композиторов ХХ столетия, игравшим ключевуюроль в развитии самых разных направлений в  музыке на протяжении почти полувека... Игорь Стравинский ­ легендарная фигура в музыке  ХХ века. За долгую жизнь этому композитору  удалось использовать все достижения современной  авангардной музыки. Русская народная песня, богатство её ритмико­ мелодической структуры были для Стравинского  источником создания собственной мелодики  фольклорного типа. Стравинский никогда не был  просто эпигоном каких­либо стилей. Напротив,  любая стилистическая модель преображалась им в  исключительно индивидуальное творение.  Стравинский утверждал, что его музыка словно  развивается сама по себе, но все же и в ней  содержатся идеи, доступные всеобщему восприятию.Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в  Ораниенбауме близ Петербурга. С артистической  средой он был знаком с ранних лет: его отец ­  прославленный певец Мариинского театра, где  помимо сослуживцев бывали и Стасов, и  Мусоргский, и Достоевский, и Н. А. Римский­ Корсаков, и балетмейстер М. И. Петипа.  Фантасмагорию театра, приволье и произвол его  закулисной жизни Стравинский впитал в себя с  детства. В доме Стравинских постоянно звучала музыка.  Возможно, поэтому родители не обращали особого  внимания на музыкальные занятия маленького Игоря. С девяти лет у него появилась учительница музыки.  Но главным воспоминанием Стравинского об этих  уроках осталось то, что наставница запрещала ему  импровизировать за роялем.Юношей он уже принадлежал к высшим кругам  Петербургской художественной интеллигенции, стал  участником «Вечеров современной музыки» ­ их  возглавляли А. П. Нуроки и В. Ф. Нувель. Через них он сблизился с деятелями «Мира  искусства» и с тем, кто задавал здесь тон ­ с Сергеем  Павловичем Дягилевым, при решающем воздействии  и покровительстве которого утвердилась  блистательная композиторская карьера молодого  Стравинского. Позднее именно благодаря Дягилеву, но, возможно,  не без участия и другого ревнивого покровителя –  Клода Дебюсси ­ он быстро проник в сферы  аристократической элиты Парижа. Где и как Стравинский знакомился с народной  песней доподлинно неизвестно. В дни детства под  Петербургом? В Устилуге бывшей Волынскойгубернии, в имении своей жены, где жил после  женитьбы с 1906 года? На ярмарках в Ярмолинцах,  находившихся неподалёку от Устилуга? Однако  именно русская народная песня была основным  источником его новаторства, его откровения. Профессиональным композитором Стравинский стал  сравнительно поздно ­ только после того, как весной  1905 года в возрасте 23 лет окончил университет. До  того он лишь обращался за советами к Римскому­ Корсакову. Но с осени 1905 года занятия стали  регулярными ­ дважды в неделю. Пять лет близкого  общения с Николаем Андреевичем Римским­ Корсаковым многое дали Стравинскому. Он воочию ­ на примере своего учителя ­ познакомился с  техникой композиторского труда. «Юношеское» творческое созревание было очень  недолгим, а взлёт оказался столь стремительным, чтов отличие от биографий многих других композиторов первый же творческий период Стравинского,  который открывается «Жар­птицей», явился  периодом творческой зрелости. Таким образом,  «русский» этап предстаёт во всем великолепии своих свершений как период зрелого мастерства. Первое крупное сочинение Стравинского ­  фортепианная соната ­ датируется 1904 годом. Его  музыка впервые прозвучала 27 декабря 1907 года на  одном из концертов «Вечеров современной музыки» в скромном зале Петербургской музыкальной школы.  Певица Е. Ф. Петренко исполнила «Пастораль» и  «Весну священную». Эти песни были им написаны  незадолго до того. Вскоре последовали другие  премьеры. Слава пришла к нему неожиданно в 28 лет вместе с  показом «Жар­птицы» в Париже в 1910 году изакрепилась там же спустя три года небывало  скандальной премьерой «Весны священной». Слава  прилепилась к его имени и не оставляла более. Русская сказка об Иване­царевиче, освободившем  прекрасную царевну от чар Кащея, воплощена в  музыке «Жар­птицы». Мир русской ярмарки с её озорными плясками,  балаганами, уличными наигрышами шарманки и  гармоники нашёл своё яркое отражение в  «Петрушке»; на фоне праздничного разгула толпы  представлены трагические смятения кукольного  героя Петрушки, обманутого ветреной Балериной. Впечатление оглушительного взрыва произвела  музыка «Весны священной» ­ балета, рисующего  картины языческой Руси. «Весна священная»  ознаменовала начало нового этапа в истории мировой музыки. Стремясь передать «варварский» духдалёкой древности, автор применил неслыханно  дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные  оркестровые краски. В ряде его сочинений  использованы необычные ритмы, оригинальные  инструментальные эффекты. После парижской премьеры «Жар­птицы» 1910 года  Стравинский сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза.  Поначалу Дебюсси видел в Стравинском близкого по  стилю композитора. Но внезапная эволюция  Стравинского озадачила Дебюсси: со смешанным  чувством одобрения и недоумения он отнёсся к  «Весне священной» ­ его молодой друг в этом  эпохальном сочинении порвал с импрессионизмом,  преодолел его. Стравинский входит в моду, он посещает  великосветские парижские салоны, связанные снекогда известными именами. Это ­ графиня Эдмон  де Полиньяк, дочь богатейшего фабриканта швейных  машин Зингера, в салоне которой впервые  исполняются заказанные ею произведения не только  Стравинского, но и Форе, Равеля, Сати, де Фальи,  Пуленка. Это и Габриэль Шанель – владелица  аристократического ателье мод, одна из самых  щедрых покровительниц Дягилева; Стравинский  получает также заказы от актрисы и танцовщицы Иды Рубинштейн, от Элизабет Спрэг Кулидж ­ меценатки  из США и т. д. Он завязывает близкие сношения с  представителями других видов искусства, с  философами, физиками, теологами. С ним  встречаются и крупные государственные деятели. А  бесконечные интервью, в которых, по замечанию  Стравинского, «слова, мысли и даже самые факты  искажались до полной неузнаваемости» и которые он,тем не менее, охотно давал, поражая интервьюеров  находчивостью, остроумием, парадоксальностью  суждений, ­ разве кто­либо из композиторов ХХ века  удостаивался такого внимания? Второй период творчества композитора приходится  на годы после Первой мировой войны, когда он  постоянно жил в Париже и в 1934 году принял  французское гражданство. С новым окружением его  объединяло как духовное, так и творческое родство.  Таким образом, он стал блестящим представителем  международного авангарда в музыке. Новый  стилистический период его творчества, по числу  произведений наиболее плодотворный (около 45  сочинений), можно охарактеризовать как  возвращение к стилю прошлых времён (от античности до классицизма). Это так называемый  «неоклассицизм».Новый переломный момент в творчестве  композитора обозначает «Пульчинелла» ­ балет с  пением (1919­1920). Произошло это не случайно, не  было капризом творца: закончилась война,  закончился период убийств, бесчеловечных  разрушений, и у Стравинского появилась  потребность освежить свою палитру. Радостный,  солнечный свет излучает музыка «Пульчинеллы»;  бодрым, жизнедеятельным характером отмечен  Октет (1922­1923); улыбкой озарена комическая  опера «Мавра» (1921­1922). А более поздние  произведения – «Аполлон» (1927­1928) и «Поцелуй  феи» (1928) отбросят свет на творчество  Стравинского ближайшего десятилетия; отзвуки  тенденций, в них заложенных, скажутся и в  сороковые годы.Всего для балетного театра композитор написал  восемь оркестровых партитур: «Жар­птица»,  «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон  Мусагет», «Поцелуй феи», «Игра в карты», «Орфей», «Агон». Также он создал три балетных произведения  с пением: «Байка», «Пульчинелла», «Свадебка». Трудно оспаривать значение новаторской музыки  Стравинского в развитии хореографии ХХ века. Тем  не менее, сценическая судьба его балетов ­ то ли по  вине консервативных вкусов театральных зрителей,  то ли из­за недостаточной изобретательности  постановщиков ­ оказалась не столь счастливой, как  это следовало бы ожидать, и музыка Стравинского  подчас была отмечена большим признанием не в  театре, а на концертной эстраде. Яркие тому  примеры – «Весна священная» и «Свадебка».Затяжной кризис начался у композитора с середины  1930­х годов. Жесточайший смерч проносится над  человечеством, вызвав неисчислимые жертвы; он  утихает лишь в 1945 году. Своим беспощадным  крылом этот смерч коснулся и Стравинского,  заставив его эмигрировать из Франции в США. А  перед тем, в 1938­1939 годах, он похоронит жену,  мать, дочь и над ним самим нависнет смертельная  опасность (острая вспышка туберкулёза, от той же  болезни умерли жена и дочь). Потеряв родных, отторгнутый от привычной  обстановки, от друзей и близких, на пороге 60­летия  он будет заново строить жизнь (вместе с новой  женой) в культурно­социальных условиях, которые  до конца дней останутся ему чуждыми.  Растерянность ощущается в его действиях, в  невольных уступках «американскому вкусу».В 1945 году, после войны, которую он пережил на  Американском континенте, Стравинский стал  гражданином США. После 30 лет творчества в стиле  неоклассицизма композитор вновь совершает  поворот, на сей раз ориентируется на серийную  технику, которую в Европе развивает новая венская  школа, в основном Антон Веберн. Без преувеличения можно утверждать, что ни один  зарубежный композитор ХХ века не был так  образован, как Стравинский. Философия и религия,  эстетика и психология, математика и история  искусства ­ все находилось в поле его зрения;  проявляя редкую осведомлённость, он во всем хотел  разобраться как специалист, имеющий свой взгляд на  затронутый вопрос, своё отношение к трактуемому  предмету. Стравинский ­ неистовый читатель ­ с  книгой не расставался до самого преклонноговозраста. Его библиотека в Лос­Анджелесе  насчитывала около 10 тысяч томов. Он был очень деятельным в общении, в переписке.  Нетерпеливо быстрым был Стравинский как в ходьбе ­ до тех пор, пока после удара в 1956 году не ослабла левая нога, так и в реакции на реплики собеседника. Но главное ­ работа: он был великим тружеником, не  позволял себе расслабляться, и в случае  необходимости мог, не отрываясь, заниматься по 18  часов. Роберт Крафт свидетельствовал в 1957 году,  что он трудился тогда ­ то есть в возрасте 75 лет! ­  по 10 часов в сутки: до обеда над сочинением музыки 4­5 часов и после обеда 5­6 над оркестровкой или  переложением. Три произведения являются главными в творчестве  Стравинского последнего пятнадцатилетия. Это  «Священное песнопение» (1955­1956), «Плачпророка Иеремии» (1957­1958), «Заупокойные  песнопения» (1965­1966). Высшее достижение Стравинского ­ Реквием  «Заупокойные песнопения». В 84 года Стравинский  создал произведение, отличающееся истинными  художественными прозрениями. Музыкальная речь  стала более ясной и одновременно образной,  эмоционально контрастной. Реквием ­ это итоговое  сочинение Стравинского, и не только потому, что это его последнее крупное произведение, но и потому,  что оно вобрало в себя, синтезировало, обобщило  многое из предшествующего художественного опыта  композитора. В 1969 году здоровье его резко ухудшилось. Однако  продолжало биться сердце, продлевая угасающую  жизнь. Он скончался 6 апреля 1971 года ­ за два  месяца до своего 89­летия.Основные произведения композитора:   Оперы: «Соловей» (1908­1914), «Мавра» (1922),  «Царь Эдип» (1927), «Похождения повесы» (1951); Балеты: «Жар­птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), «Пульчинелла» (1920),  «Аполлон Мусагет» (1928), «Поцелуй феи» (1928),  «Игра в карты» (1936), «Орфей» (1947), «Агон»  (1957);  Музыкально­сценические произведения: «Байка  про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1916),  «История солдата» (1918), «Свадебка» (1923),  «Персефона» (1934), «Потоп» (1962); Для оркестра: 3 симфонии (1907, 1940, 1945),  «Фантастическое скерцо»,  «Фейерверк» (1908) и  др.; Камерно­инструментальные ансамбли;      Произведения для хора и оркестра; Кантаты; Вокальные, инструментальные произведения; Сочинения для хора а cappella и многое другое. ЗВУКИ МУЗЫКИ Жар­птица Написать эту балетную партитуру Стравинскому  предложил Дягилев. Премьера балета в Париже  обернулась триумфом для них обоих. Это было первое крупное сочинение Стравинского.  Премьера балета,  написанного для труппы Дягилева  «Русский балет», состоялась в 1910 году. Великая  балерина Тамара Карсавина исполняла главную  партию, и этот спектакль открыл новую главу в  истории балета.Сценарий «Жар­птицы написан на сюжет русской  сказки. Иван­Царевич ловит Жар­птицу, которая  отдаёт ему одно из своих волшебных перьев в обмен  на свободу. Затем Иван входит в волшебный сад  Кощея Бессмертного, пленившего тринадцать  прекрасных царевен. Кощей со своей свитой чудищ  нападает на Ивана­Царевича и угрожает превратить  его в камень. Но последний вызывает Жар­птицу с  помощью пера, которое она отдала ему, и та  приводит его к гигантскому яйцу, в котором  заключена жизнь Кощея. Иван­Царевич разбивает  яйцо, убивает Кощея и женится на самой прекрасной  из пленённых царевен. Музыка к «Жар­птице» ­ захватывающая смесь  красочной причудливой оркестровки ­ здесь  сказывается влияние педагога Римского­Корсакова иформирующегося музыкального языка самого  Стравинского. Жар­птица неслыханно прекрасна, её оперение сияет  всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально  ослепляет. Музыка в «Плясе Жар­птицы»  переливается гармониями, словно красочное  оперение птицы, в высоком звучании духовых и  глиссандо арфы. «Игра царевен золотыми яблочками» изображает  заколдованных пленниц Кощея, резвящихся среди  золотых яблонь в его саду. Мощнейшие грохочущие аккорды в оркестре  объявляют о начале «Поганого пляса Кощеева  царства». Сильно синкопированные ритмы,  объединённые с рельефным звучанием ксилофона,  помимо других ударных инструментов, иудивительные глиссандо тромбона, делают этот  номер наиболее захватывающим и напряжённым. Аполлон Мусагет Балет «Аполлон Мусагет», созданный в 1927 году,  принадлежит к неоклассическому периоду  творчества Стравинского, без русского влияния и  намёков на фольклор. Аполлон был богом солнца и  предводителем муз (покровительниц наук, поэзии и  искусств) у древних греков. Музыка написана для  нежных звуков струнного оркестра и по образцу  элегантных «классических» балетов, исполняемых  при дворе французского короля Людовика XIV.  Названия самих танцев соответствуют  «классическому» стилю. Четыре действующих лица ­ Аполлон и три музы,  которые имеют непосредственное отношение кбалету: Терпсихора ­ воплощение танца, Каллиопа ­  олицетворяет поэзию и её ритмику, Полигимния ­  искусство пантомимы. Они рассказывают о рождении Аполлона, его обучении и восхождении на Парнас. Сюжет На острове Делос (первоначальное название ­  Астерия) в глубине пещеры рождается сын Зевса ­  Аполлон. Аполлон появляется из пещеры, у подножия скал,  делая первые, ещё неловкие движения. Две богини  подходят к нему, чтобы сопровождать в жилище  богов, на гору Олимп. Они надевают на Аполлона  золотой пояс в знак его божественного  происхождения, обвивают чело виноградными  гроздьями и вкладывают в руки арфу ­ символ  искусства. По воле своего отца он должен стать  покровителем искусств.Аполлон на Олимпе. Он овладел искусством игры на  арфе, а теперь делает первые шаги в танце. Подходят музы Полигимния, Терпсихора и Каллиопа и  склоняются перед своим повелителем ­ водителем  муз Мусагетом. Аполлон предпочитает Терпсихору  двум другим музам. Все прославляют великую силу  искусства. Петрушка «Петрушка» ­ второй из ряда удивительных балетов,  которые Стравинский написал для балетной  компании Дягилева, в его премьере, состоявшейся в  Париже в 1911 году, участвовал знаменитый танцор  Вацлав Нижинский. Это произведение более зрелое  по сравнению с «Жар­птицей» ­ музыка более  дерзкая в своей самобытности и пронизана цитатами  из русских песен и танцев. Этот новый реализмраспространяется  на характер Петрушки –  традиционной куклы­перчатки, наполненной  человеческими чувствами и переживающей серьёзную романтическую драму. Такой психологический  аспект был весьма нов для танцевального мира. «Гулянье на масленице в Петербурге».  Музыка  поражает необычайной жизненностью, яркостью в  обрисовке праздничного уличного быта старого  Петербурга. Адмиралтейская площадь, яркий зимний день. В центре сцены ­ театрик Фокусника. Тут же  карусели, перекидные качели, ледяные горы, лавки  со сластями. С первых же тактов в оркестре  слышится общий неумолкающий вибрирующий гул:  говор, выкрики торговцев, обрывки песен и т. д. Завораживающей мелодией своей флейты фокусник  привлекает толпу в свой театр, где три куклы –Петрушка, Балерина и Арап – исполняют живой и  яркий «Русский танец». Вопросы для закрепления материала: 1. Назовите годы жизни композитора. 2. Кого Стравинский считал своим «великим  учителем»? Какое произведение композитор  посвятил его памяти? 3. Какую дату мы считаем началом мировой славы  Стравинского? 4. Назовите имя русского театрального деятеля, с  которым связано создание ранних балетов  композитора. 5. Лидером какого направления в искусстве  Стравинский стал в 20­30­е годы?6. Когда Стравинский в последний раз посетил  Россию? 7.Ноктюрны Шопена  8. 9.Ноктюрн ­ один из характерных жанров  романтического искусства. Французское слово  nocturne в переводе означает «ночной». Термин  этот появился в музыке XVIII века. В то далёкое  время этим словом называли пьесы, исполняемые  на открытом воздухе, чаще всего духовыми или  струнными инструментами. Они были близки  инструментальным серенадам или  дивертисментам. 10. В XIX веке появился совсем другой ноктюрн  ­ мечтательная, певучая фортепианная пьеса,навеянная образом ночи, ночной тишиной,  ночными думами. 11. Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, Джон Филд. 12. Джон Филд – ирландский музыкант, многие  годы проведший в России и именно здесь  создавший свои многочисленные ноктюрны. «У  романтиков впервые проявился глубокий  художественный интерес к этому жанру «ночной  музыки». Картины ночной природы, сцены  любовных свиданий на фоне лунной ночи,  разнообразные настроения одинокого художника­ романтика ­ то подавленного стихийной мощью  ночной грозы, то мечтающего на берегу реки... о  смутном и далёком счастье... ­ всё это...  романтические образы, хорошо известные нетолько в музыке, но и в поэзии, и в живописи», ­  писал В. Ферман. 13. Мы находим ноктюрны в  творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Но  наиболее известны ноктюрны Шопена.  Мечтательные или поэтичные, строгие или  скорбные, бурные или страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта  фортепиано. 14. Шопен начал писать эти романтические пьесы в 30­х годах. Ноктюрны Шопена значительно  отличаются от ноктюрнов Д. Филда. 15. Шопен начал писать ноктюрны ещё в  Варшаве. Ноктюрн, изданный после смерти  композитора под ор. 72, сочинён в 1827 году, а  ор. 9 датируется 1829­1830 годами. Общая  хронология шопеновских произведений ведётсяпо датам прижизненного издания, из чего  можно заключить, что создание  подавляющего большинства ноктюрнов  относится к периоду 30­х и начала 40­х годов.  За исключением юношеского ноктюрна cis­moll. Всего у Шопена вместе с посмертно изданным  ми­минорным девятнадцать ноктюрнов. 16. В основе филдовских ноктюрнов, как  правило, один музыкальный образ, манера  изложения напоминает песню с  аккомпанементом: правая рука ведёт мелодию,  остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена  ноктюрны гораздо глубже по содержанию. Они  отличаются богатством музыкальных образов и  силой творческой фантазии. Большинство  ноктюрнов Шопена строится на контрасте двух  образов.17. Одухотворённый лиризм Шопена находит в  ноктюрнах свои специфические средства  выражения. С чисто моцартовской щедростью  рассыпает в них Шопен свои прекрасные  мелодии. Предельно выразительные,  непосредственные, они звучат как естественно  льющаяся песня, как живой человеческий голос.  В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные  истоки шопеновской мелодики. 18. Волнующий ноктюрн Шопена… Уносит ночь стихов опавший лист. Как медленно и вдохновенно Свой сон играет пианист. В мгновениях, парящих ­ вечность, Аккордов, нот волшебный миг. Мир из иллюзий ­ бесконечность,