Безопасная психологическая среда в МБОУ «Гимназия №166 города Новоалтайска Алтайского края»
Наталья Анатольевна Кукарева,
директор МБОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска»
Забота о психологической безопасности образовательной среды и здоровье обучающихся становится обязательным целевым ориентиром в работе каждой образовательной организации и педагога, показателем повышения качества образования. Утвержденный профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании; воспитатель, учитель) выдвигает требования к наличию у учителя компетенций, позволяющих эффективно выполнять воспитательную деятельность, создавая психологически безопасную образовательную среду. К этим требованиям относятся:
-«регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
-проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка;
-создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации; формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни»
В 2018-2019 учебном году в нашей образовательной организации возникла ситуация, когда резко возросло количество инцидентов, связанных с деструктивным поведением подростков.
Результаты исследования психологической безопасности образовательной среды
Показатель психологической безопасности образовательной среды |
Значение параметра |
Уровень психологической безопасности |
Педагоги |
||
Интенсивность |
0,55 |
средний |
Эмоционально-психологический климат |
0,34 |
низкий |
Удовлетворенность |
0,53 |
средний |
Демократичность |
0,68 |
высокий |
Содействие формированию познавательных мотивов |
0,57 |
средний |
Удовлетворенность качеством образовательных услуг |
0,56 |
средний |
Родители |
||
Интенсивность |
0,43 |
средний |
Эмоционально-психологический климат |
0,61 |
средний |
Удовлетворенность |
0,53 |
средний |
Демократичность |
0,55 |
средний |
Содействие формированию познавательных мотивов |
0,31 |
низкий |
Удовлетворенность качеством образовательных услуг |
0,67 |
средний |
Обучающиеся |
||
Интенсивность |
0,64 |
средний |
Эмоционально-психологический климат |
0,38 |
средний |
Удовлетворенность |
0,32 |
низкий |
Демократичность |
0,45 |
средний |
Содействие формированию познавательных мотивов |
0,26 |
низкий |
Удовлетворенность качеством образовательных услуг |
0,34 |
низкий |
Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что низкий уровень психологической безопасности образовательной среды в гимназии обусловлен тем, что создание психологической безопасности образовательной среды в данной организации в настоящий момент не является одной из приоритетных задач управления образовательной организацией.
Решение проблемы
Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.
Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей, которое успешно развивается на фоне следующих факторов:
· наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
· ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
· ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
· либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).
Психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:
· делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
· девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
Деструктивное поведение выражалось в виде следующих симптомах:
· агрессивное поведение по отношению к людям;
· враждебность при общении;
· склонность к разрушению вещей;
· желание расстроить уклад жизни близких;
· отсутствие возможности испытывать эмоции;
· угроза чужой и собственной жизни.
Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.
Профилактика деструктивного поведения подростков:
родительская конференция «Дети -наше будущее»
Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.
Необходимо было изучить условия, в которых осуществляется воспитание и обучение подростков.
В процессе изучения проблемы появилась идея родительской конференции, где родителям в очной форме были представлены итоги работы с детьми: откровения детей о взаимоотношениях межу поколениями и друг с другом.
Цель конференции:
Показать родителям как влияют основы воспитания и первичной социализации на взаимоотношения со сверстниками и самореализацию ребенка.
За основу были взяты следующие субъекты воспитания и образования: учащиеся 1-4 классов,9 класса, родительская общественность.
Предварительно был проведен диалог с девятиклассниками. Где к обсуждению были предложены следующие вопросы:
*Обидные слова, сказанные родителями в ваш
адрес…
* Обидные слова, сказанные вами родителям …
* Где чаще всего нахожу ответы на свои вопросы ...
* Какие вопросы я хотел (а) задать родителям…
Результаты вы можете услышать в аудиофайле №2. Нашими актерами была добавлена интонация, все остальное слово в слово из анкет детей.
Всем приглашенным на конференцию в самом начале было предложено пройти ( по желанию) в кабинки и прослушать через наушники аудиоматериал ( аудиофайл №1,№2,№3). Настроение родителей менялось на втором прослушивании…
Следующий этап-диалог с родителями в конференц-зале:
1.Просмотр и обсуждение социального ролика «Зеркало родителей»;
2.Итоги анкеты, вопрос-ответ «Какие эмоции вы испытывали, слушая аудиофайлы?»:
3. Жертвы агрессии;
4.Роль родителей в формировании самооценки и коммуникации;
5.Мастер-класс, методика «Дом»
Подведение итогов рефлексия (буклеты «Дети-наше будущее»)
По окончанию конференции родители выразили слова благодарности и высказали желание встретиться вновь.
Приоритетным на сегодняшний день является состояние среды, создающее свободное от проявлений психологического насилия по взаимодействии и состояние защищенности, которое будет способствовать удовлетворению потребностей в личностно — доверительном общении, а также создающее важную причастность и значимость к среде и обеспечивающее психическое здоровье входящих в нее участников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.