ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье анализируется значимость современной педагогической и тьюторской деятельности в развитии личности детей, их адаптации к стремительно меняющемуся миру и успешной социализации. Автор обсуждает вызовы, связанные с технологическим прогрессом и социальными трансформациями, требующие от педагогов постоянного обновления компетенций и освоения инновационных методов обучения. Особое внимание уделяется роли тьюторов в инклюзивном образовании, их вкладу в индивидуализацию обучения и раскрытие потенциала детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается важность комплексного подхода через взаимодействие с родителями и специалистами, а также необходимость системной поддержки педагогов для обеспечения эффективной образовательной деятельности и профессионального роста.
Ключевые слова: педагог, тьютор, педагогическая деятельность, дети с ограниченными возможностями.
PROBLEMS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MODERN TEACHER
Annotation. The article analyzes the importance of modern pedagogical and tutoring activities in the development of children's personality, their adaptation to a rapidly changing world and successful socialization. The author discusses the challenges associated with technological progress and social transformations that require teachers to constantly update their competencies and master innovative teaching methods. Special attention is paid to the role of tutors in inclusive education, their contribution to individualizing learning and unlocking the potential of children, including children with disabilities. The importance of an integrated approach through interaction with parents and specialists is emphasized, as well as the need for systematic support of teachers to ensure effective educational activities and professional growth.
Keywords: teacher, tutor, pedagogical activity, children with disabilities.
Современный педагог становится ключевым фигурантом в процессе становления личности детей, подготавливая их к жизни в условиях нестабильности глобальных и технологических изменений, что способствует успешной социализации.
На фоне стремительного технологического прогресса и общественных трансформаций, профессионалы в сфере образования сталкиваются с новыми вызовами, что предполагает необходимость непрерывного развития их компетенций и адаптации к актуальным образовательным изменениям [1, с.25].
Педагогическая деятельность представляет собой профессиональную деятельность, направленную на организацию образовательного процесса, развитие личности детей их социализацию, формирование знаний, умений и навыков. В ее основе которого лежит взаимодействие между педагогом и детьми с целью достижения образовательных, воспитательных и развивающих целей.
В качестве основы педагогического процесса выступают дети образовательных учреждений различного уровня.
Предметом педагогической деятельности является создание условий для образовательного процесса детей.
Педагогическая деятельность включает несколько ключевых направлений [1, с.32]:
- образовательная деятельность, ориентированная на передачу знаний, формирование умений и навыков, развитие когнитивных способностей и критического мышления;
- воспитательная деятельность, направленная на формирование системы ценностей, нравственных качеств, гражданской позиции и социализации личности;
- методическая работа, включающая разработку и совершенствование образовательных программ, методов и средств обучения;
- диагностическая деятельность, предполагающая анализ уровня знаний, умений и личностного развития детей.
Цель педагогической деятельности направлена на решение ряда социально-образовательных задач, включая создание образовательной атмосферы, стимулирование активности детей, формирование воспитательного сообщества, поддержку индивидуального развития личности и коррекцию межличностных связей [3, с.83]. Важной особенностью данной деятельности является ее коллаборативный характер: она всегда включает в себя взаимодействие между педагогом и его воспитанниками, переходя от индивидуального к общественно полезному. Это взаимодействие объединяет самореализацию педагога с его активным участием в процессах обучения и развития детей.
Педагог должен анализировать результаты работы детей и обучать их критически оценивать собственные достижения и действия сверстников. Оценочные мероприятия имеют значительное воспитательное значение, следовательно, важно учитывать влияние педагогических оценок на формирование психологических характеристик детей [2, с.45].
Профессиональная деятельность современного педагога сталкивается с рядом значительных проблем, обусловленных изменениями в образовательной среде, технологическим прогрессом и социальными трансформациями.
Одной из основных проблем современного образовательного процесса является необходимость постоянного обновления профессиональных навыков педагогов в условиях стремительного внедрения цифровых технологий. Активное развитие цифровой среды требует от преподавателей освоения инновационных инструментов и методик обучения, что существенно увеличивает их профессиональную нагрузку и требует дополнительных временных ресурсов для повышения квалификации. В то же время переход на дистанционные формы обучения, обусловленный цифровизацией, ставит перед педагогами сложную задачу сохранения эмоционального взаимодействия с детьми, что при длительной работе в таких условиях может способствовать развитию эмоционального выгорания [2, с.51].
Важную проблему также представляет недостаточный уровень материального стимулирования труда педагогов. Диспропорция между объемом профессиональных обязанностей и размером заработной платы приводит к систематической перегрузке работников образования, вынуждая их выполнять служебные задачи в условиях ненормированного графика, зачастую включая работу в выходные дни и выполнение обязанностей вне стен образовательных учреждений.
Кроме того, в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами выдвигаются новые требования, связанные с овладением современными педагогическими методиками, внедрением инновационных технологий, а также работой с различными группами детей. Однако отсутствие комплексной и систематической поддержки профессионального развития и повышения квалификации существенно осложняет процесс адаптации педагогов к новым профессиональным вызовам, что нередко приводит к профессиональным деформациям и снижению качества образовательной деятельности.
Особое внимание в педагогической деятельности следует уделят работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование предполагает создание условий для успешного включения таких детей в общую образовательную среду. Однако педагоги часто сталкиваются с недостаточной подготовленностью к работе с данной категорией детей, что требует дополнительного обучения и развития специальных компетенций [6, с.9]. В этом контексте важную роль играет тьюторское сопровождение.
Тьютор выступает медиатором между ребёнком, педагогами и родителями, помогая сформировать комфортную образовательную среду.
В научной литературе тьютор рассматривается как педагог, обеспечивающий индивидуализированный подход к обучению, что подчеркивают многие исследователи. По мнению Пименовой И.Б., основная задача тьютера заключается в выявление индивидуальных особенностей, интересов и потребностей детей для разработки персонализированной образовательной программы [3, с.86]. Юркина, Л. В. в своих исследованиях акцентирует внимание на важности тьюторского сопровождения в процессе формирования профессиональных компетенций. Она утверждает что тьютор выступает связующим звеном между теоретическими знаниями и практическими навыками, что особенно актуально в контексте подготовки специалистов [5, с.91]. Скобелева А.В., отмечает, что тьюторская деятельность включает в себя не только образовательные, но и консультативные функции. Тьютор помогает детям определять их цели и мотивацию, что является критически важным для достижения успеха в обучении [4, с.92]. В.А. Зобков, подчеркивает, что эффективная тьюторская деятельность требует от специалиста высокой квалификации и постоянного профессионального роста. Он утверждает, что образовательный наставник должен быть не только педагогом, но и психологом, способным поддерживать эмоциональное благополучие детей.
На основе представленных мнений различных исследователей можно сформулировать комплексное понятие тьютора в образовательной сфере. Тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы, он организует процесс индивидуальной работы с детьми.
Роль тьютора в работе с детьми с ОВЗ заключается в разработке индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), которые учитывают познавательные, эмоциональные и физические особенности детей. Тьютор создает условия для реализации их творческого потенциала, используя методы и средства, адаптированные под индивидуальные потребности. Это может включать организацию творческих мастерских, театральных постановок, музыкальных занятий и других видов деятельности, которые способствуют развитию познавательных, коммуникативных и социальных навыков [3, с.92].
Особое внимание уделяется вовлечению родителей и других участников образовательного процесса в сопровождение детей. Тьютор регулярно проводит консультации, организует мастер-классы и предоставляет рекомендации по созданию творческой атмосферы в семье, что поддерживает инициативу и самостоятельность ребёнка.
Использование интерактивных инструментов, таких как диагностические карты, беседы, а также занятия в группах, позволяет отслеживать прогресс детей, корректировать индивидуальные маршруты и создавать условия для их успешной социализации.
Тьюторское сопровождение также включает взаимодействие с узкими специалистами (психологами, логопедами), что обеспечивает комплексный подход к работе с детьми с ОВЗ. Благодаря этому процесс обучения становится гибким и результативным. В условиях детских садов и школ тьютор не только поддерживает адаптацию ребёнка, но и направляет его развитие через вовлечение в коллективные и индивидуальные творческие проекты.
Тьютор играет ключевую роль в инклюзивном образовании, создавая условия для успешной интеграции детей с ОВЗ в общественную образовательную среду. Его деятельность способствует формированию у детей необходимых для социализации и дальнейшего обучения навыков, обеспечивая их гармоничное развитие [6, с. 13].
Деятельность тьютора является важной частью профессиональной работы современного педагога, направленной на инклюзивное образование и гармоничное развитие каждого ребенка.
Таким образом, современная педагогическая деятельность играет ключевую роль в формировании личности детей, адаптации их к условиям быстро меняющегося мира и успешной социализации.
В условиях технологического прогресса и социальных трансформаций педагоги сталкиваются с многочисленными вызовами, требующими постоянного обновления профессиональных компетенций, освоения инновационных методов и средств обучения, а также работы с разнообразными группами детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Деятельность тьютора является важной частью профессиональной работы современного педагога, направленной на инклюзивное образование и гармоничное развитие каждого ребенка, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список источников
1. Психология и педагогика : учебник для бакалавров / П. И. Пидкасистый [и др.] ; ответственный редактор П. И. Пидкасистый. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 781 с.
2. Психология и педагогика : учебник для вузов / В. А. Сластенин [и др.]. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 541 с.
3. Пименова И.Б. Тьюторское сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении // Вестник ЮУрГГПУ. - 2019.- №4. -С.82-92
4. Скобелева А.В., Ермолова В.М. Роль тьютора в индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации // Auditorium.- 2019.- №2 (22).- С.85-93
5. Юркина, Л. В. Педагогика. Практикум: учебное пособие для вузов / Л. В. Юркина. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 136 с.
6. Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская Л.В. Методические рекомендации к проведению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья// Коррекционная педагогика, - 2019. - №3 (81). - с.5-14.
List of sources
1. Psychology and pedagogy : a textbook for bachelors / P. I. Pidkasisty [et al.]; executive editor P. I. Pidkasisty. - 3rd ed., reprint. and add. - Moscow : Yurait Publishing House, 2021. - 781 p.
2. Psychology and pedagogy : textbook for universities / V. A. Slastenin [et al.]. - Moscow : Yurayt Publishing House, 2023. - 541 p.
3. Pimenova I.B. Tutoring support for a child with disabilities in a preschool educational institution // Bulletin of the YUrGGPU. - 2019.- No.4. -pp.82-92
4. Skobeleva A.V., Ermolova V.M. The role of a tutor in the individualization of education for children with disabilities in a preschool educational organization // Auditorium.- 2019.- №2 (22).- Pp.85-93
5. Yurkina, L. V. Pedagogy. Workshop: a textbook for universities / L. V. Yurkina. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2024. - 136 p.
6. Yakovleva I.M., Bratkova M.V., Karanevskaya O.V., Shargorodskaya L.V. Methodological recommendations for conducting tutor support for children with disabilities// Correctional pedagogy, - 2019. - №3 (81). - pp.5-14.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.