Методическая разработка урока
по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс
Тема урока: Обеспечение безопасности в туристических походах.
Цель: воспитание культуры безопасного поведения в природной среде.
Задачи урока:
- расширение знаний школьников о туризме и туристической подготовке;
- изучение правил подготовки и организации похода;
- формирование навыков безопасного поведения в экстремальной ситуации
Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, физическая культура.
Ход урока:
1.Организационный момент
На доске проецируется слайд 1 презентации «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»
- Здравствуйте. Садитесь
- У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости – преподаватели ОБЖ из других школ нашего района.
2. Почему туризм так популярен? Что даёт человеку этот вид отдыха? Как вы относитесь к туристскому отдыху? Давайте прочитаем некоторые высказывания. Будем читать по очереди и говорить, с какими из них вы соглашаетесь, а какие посчитаете ложными.
Слайды 2 и 3 -Малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на состоянии человека.
-Если человек проводит в лежачем состоянии 36 недель, его тело стареет на 10 лет.
-Туристы – народ активный и всегда молодо выглядящий.
-Физическая слабость тела влечёт за собой слабость духа. Люди, которые не занимаются физической культурой, отличаются вялостью, дурным настроением и частыми депрессиями. Это не характерно для туристов.
- Туризм – это постоянные неудобства, передвижения, неустроенность быта, отсутствие комфорта. Всё это раздражает. Если уж отдыхать, то лежать на песочке, греться на солнышке…
= Значительное число людей предпочитают сегодня тихий, спокойный отдых, потому что устали от городской суеты, постоянных дел и обязанностей…
- Туризм нужен только специалистам. Например, легкоатлету полезно укреплять ноги и руки, чему способствует пеший и велосипедный туризм.
- Выбирая туризм, мы делаем выбор в пользу здоровья и интересной жизни.
3. Объяснение нового материала
- Ребята, послушайте стихотворение.
Слайд 4.
Шуми, шуми зеленый лес,
Знаком мне шум твой величавый
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Когда ты входишь в лес
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и летней тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
3.1. Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
Ответы учащихся
Тема сегодняшнего урока «Обеспечение безопасности в туристических походах».
Слайд 5.
Откройте рабочую тетрадь и запишите тему.
3.2. Скажите, что такое туризм?
Ответы учащихся
Слайд 6. Туризм – это отдых, связанный с преодолением трудностей. Активный туризм – это прекрасный отдых. Но каждый, кто решил им заняться, должен быть готов к трудностям.
Слайды 7-8. Классификация туристских походов
1. По способу передвижения походы бывают пешие, велосипедные, конные, водные, на собаках.
2. По продолжительности походы бывают однодневные и многодневные.
3. Трудности в туризме можно разделить на объективные и субъективные.
3.1. Выполним задания в группах. Каждая группа рассматривает фотографии и проводит классификацию трудностей в туристском походе. Затем сверяет результаты работы с таблицей в учебнике на стр. 155. На подготовку 5 минут. Каждая группа выбирает отвечающего. Первым отвечает та команда, что раньше закончит. Слайды 9-10.
Слайд11.Объективные трудности возникают в походе по независящим от туристов причинам. От того, как тщательно и грамотно подготовились к походу туристы, насколько их действия слаженны и организованны, зависит их успех в преодолении трудностей.
3.2. Прочитайте текст. Выскажите своё мнение: как преодолеть субъективные трудности туристского похода? Что для этого нужно делать?
Субъективные трудности туристского похода. Слайды 12-13
- недостаточная физическая и техническая подготовленность туристов;
- несоответствие избранного туристами маршрута их физическим силам и туристскому опыту;
-недостаточный опыт руководителя;
-невыполнение команд руководителя или его низкий авторитет среди участников похода;
- отсутствие в группе дисциплины, чёткого распределения обязанностей, слаженности в действиях, взаимовыручки;
-неудовлетворительное состояние снаряжения, его плохое качество или недостаточность;
- самовольный уход части участников от основной группы или их отставание;
- лихачество на маршруте, легкомысленное отношение к технике безопасности;
- конфликт среди участников группы;
-психологическая неподготовленность участников к преодолению трудностей, страх, паника, смятение в сложной ситуации;
-отсутствие навыков в оказании первой доврачебной помощи при заболевании или травме.
Преодоление субъективных трудностей целиком и полностью во власти участников туристского похода. 90% внутренних трудностей можно предупредить при подготовке похода, когда группа только комплектуется. Слайд 14
3.3. Мы с вами собираемся в поход. Как мы будем готовиться к путешествию?
Ответы учащихся: выберем старшего - руководителя группы, определим цели и задачи похода, разработаем маршрут, соберем вещи и продукты, распределим снаряжение между участниками похода, предупредим поисково-спасательную службу МЧС
Слайд 15.
3.4. Почему у руководителя группы абсолютная власть во время похода?
Ответы учащихся: он отвечает за жизнь и здоровье участников похода, должна быть строгая дисциплина, чтобы не попасть в беду.
3.5. Что мы возьмем с собой в поход? Что положим в рюкзак?
У вас есть конверты с карточками (спальный мешок, коврик, посуда, средства личной гигиены, топор, карта, куртка, фонарик, палатка, консервы, аптечка, ремонтный набор и т.д.)
Определите, какие вещи относятся к личному, а какие к общественному снаряжению?
Ответы учащихся.
Слайды 16-17. Проверка правильности ответов
Слайд 18.
3.6. С какими трудностями, опасностями мы можем столкнуться во время похода?
Ответы учащихся: кто-то отстанет от группы, можно получить травму, потеряем карту и заблудимся в лесу, может испортиться погода.
НАЗ (носимый аварийный запас) – набор вещей самых необходимых в экстремальной ситуации.
3.7.Что вы положите в НАЗ?
На столе лежат вещи (игрушка, шоколадка, спички, рыболовные крючки, кухонный нож, лезвие, маленькая свечка, картонная коробка, целлофановый пакет, кусок веревки, зеркало и т.д.). К доске вызывается ученик, который собирает свой НАЗ.
Собрал? Что будешь с ним делать?
Положу в карман брюк или куртки
Слайд 19.
Особое внимание при подготовке к походу следует уделить одежде и обуви.
- Обувь должна быть удобной, плотно сидеть на ноге, но не сжимать стопу.
- Обувь нужно ежедневно проветривать и при необходимости просушивать.
- Одежда должна быть по возможности легкой и иметь небольшой объем. Верхняя одежда должна быть влагонепроницаемой, а нижнее белье должно хорошо поглощать пот.
Слайд 20.
Подумайте и ответьте
3.8. Почему верхняя одежда туриста должна быть по возможности яркой?
3.9. Почему нежелательно носить белье из синтетических материалов?
3.10. Почему разношенная обувь более удобна в походе, чем новая?
Ответы учащихся
4. Самостоятельная работа Слайд 21.
На столе у вас белые листочки. Подпишите их, выполните письменную работу и подготовьтесь к взаимопроверке: 1 ряд передает листки 2-му ряду, 2 ряд – 3 ряду, 3 ряд – 1 ряду.
Ребята, будьте внимательны, в некоторых вопросах может быть два варианта ответа.
Слайды 22-26. Тестирование
1. В чем состоит главная задача при подготовке и проведении похода?
А. В получении новых впечатлений и сведений;
Б. В получении удовольствия;
В. В обеспечении безопасности;
Г. В образовании новых связей и знакомств.
2. Что необходимо сделать руководителю похода после разработки маршрута?
А. Не следует что-либо предпринимать;
Б. Согласовать маршрут с органами МВД;
В. Утвердить маршрут в маршрутно-квалификационной комиссии;
Г. Сообщить о маршруте и сроках его прохождения в поисково-спасательную службу МЧС России
3. В чём заключаются основные правила безопасного поведения человека на природе?
А. Особых правил не существует;
Б. Вести себя прилично;
В. На маршруте или привале нельзя уходить от группы;
Г. Быть внимательным и осторожным, и тогда медикаменты не понадобятся
4. Какой должна быть обувь человека, совершающего туристический поход?
А. Модной;
Б. Удобной;
В. Плотно сидеть на ноге, но не слишком сжимать стопу;
Г. Дорогой и фирменной
5. Найдите ошибку. Одежда туриста, отправляющегося в поход должна быть …
А. Супермодной и дорогой;
Б. Лёгкой, простой, удобной и иметь небольшой объём?
В. Верхняя одежда должна быть влагонепроницаемой;
Г. Нижнее бельё должно хорошо поглощать пот.
Слайд 27. Проверка и оценивание работ
Ответы на тест
1 – В 2 – Г 3 - В, Г 4 - Б, В 5 – А
Оценивание
5 «+» = 5 4 «+» = 4 3 «+» = 3
МОЛОДЦЫ!
Слайд 28. Подведение итогов урока. Что нового и полезного для себя вы сегодня узнали?
Ответы учащихся
Слайд 28. Запишите домашнее задание в дневник
Стр. 156, практическая работа. Задание: подготовиться к туристскому походу, правильно распределив снаряжение между участниками похода.
Урок окончен. До свидания, ребята!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.