Тема: Безударные гласные в корне. Проверяемые и непроверяемые. Словарные слова.
Цель: повторить и обобщить правила, касающиеся безударных гласных в корне слова (проверяемых и непроверяемых)
Задачи:
- ознакомить учащихся с основными принципами русской орфографии;
- отработать навыки "узнавания орфограммы", условий её выбора, правильного её графического обозначения;
- провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся;
- работать над воспитанием уважения к родному языку.
Оборудование: доска, мел, дидактический материал, толковый словарь русского языка, орфографический словарь.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы факультативного занятия.
Тема занятия: «Безударные гласные в корне и способы их проверки». Педагог объясняет и повторяет с учащимися правила определения характера безударной гласной и способов ее проверки.
Проверяемые безударные гласные |
Непроверяемаые безударные гласные |
Без ударения в словах с безударной гласной пишется та же буква, что пи под ударением. |
|
1.Для проверки безударной гласной нужно изменить форму слова. (Форма слова – род, число, падщеж). Например, просить – просит, просят. |
Правописание слов с непроверяемой гласной в корне нужно запоминать, а при затруднениях – обращаться к орфографическому словарю. |
2.Для проверки безударной гласной можно подобрать однокоренное слово. Например, просить – спрос, опрос. |
|
3. Не проверяют безударную гласную в корне с помощью слов, имеющих суффикс – ыва, -ива. Например, просить – спрашивать. |
|
4. Запомнить правописание: Сидеть, сидение – проверочное слово – сидя. Седло – проверочное слово – сесть. |
|
III. Работа по теме факультатива
1.Заполнить таблицу примерами, во всех словах обозначить корни и расставить ударения.
Проверка |
Слова с безударными гласными в корне |
||||
число |
Трава |
отделить |
светиться |
починить |
|
формой слова |
|
|
|
|
|
Однокоренным словом |
|
|
|
|
|
2. Опережающий объяснительный диктант.
Метла, гряда, войска,
ремесло, косить, бродить, манить, ценить, полоть, тянуть, вязать;
Замирать, соберет, стереть, зажигать, блистать, поплавок, приложить;
Квартал, кочан, дистиллированный, ватрушка, кобура, балагур.
3. Орфографическое чтение. Орфографическое чтение (текст из 1–3 абзацев). Орфографическое чтение, то есть «читаем, как написано»: читаем вслух 5–10 минут текст, правильно подобранный по сложности для данной группы, причем каждое предложение читаем 3 раза. Данный вид работы очень важен, так как в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется никаким правилам либо подчиняется тем правилам, которые не могут быть глубоко изучены в рамках школьной программы. Зрительная и слуховая память помогает вспомнить и повторить их написание.
С
каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким
морозцем, полотнище палатки, покрытое толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть
провисает, и трава седеет от первого утренника.
Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе
огромные очертания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь к реке, моюсь с лодки.
Вода теплая, она даже кажется слегка подогретой.
Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются темными от росы. (К.Паустовский)
4. Работа с таблицей. Развитие речи учащихся. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, объяснить лексическое значение слов с проверяемой безударной гласной.
Ум…лять достоинства |
|
Пос…деть от старости |
|
Посв…тить свечой |
|
Прим…рять спорящих |
|
Разв…ваться на ветру |
|
Пол…скать белье |
|
Раск…лить металл |
|
Зап…вать песню |
|
Отв…рить рыбу |
|
Ум…лять о прощении |
|
Разв…ваться молниеносно |
|
Прим…рять платье |
|
Зап…вать лекарство |
|
Пос…деть на стуле |
|
Посв…тить фонарем |
|
Раск…лоть орех |
|
5. Сложное списывание. Списать текст, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.
Быстро разв..вающаяся к..мпания объед..нила всех просв..щенных ст..рожилов на борьбу против непл..тельщиков за загр..знение природы. Они наст..яли на том, чтобы упл..тнить им график , хотя нарушители , скр..пя зубами, скр..пя сердце, ум..ляли о пом..щи. Экол..гическая к..мпания разв..рнулась повсюду, не ум..ляя достоинств других к..мпаний , заинтер..сованные в оч..щении среды люди старалась не нак..лоть дров, нак..ляя обстановку в общ..стве. И все же со временем напр..женная обст..новка разр..дилась, потому что ув..дающая природа заставила людей спл..титься, она тоже ум..ляла человека о пом..щи: разв..вающиеся на ветру деревья р..дели, д..лины пересыхали, в реке невозможно стало пол..скать белье. Природа ум..ляла пол..скать ее. И все см..рились, даже не зат..ив обиды. Теперь решено было, чтоб ст..рожил покой природы каждый посв..щенный.
IV.Подведение итогов занятия.
V.Домашнее задание. Творческая работа. Составить кроссворд, чтобы в ответах были слова с проверяемой безударной гласной в корне.
VI.Рефлексия
Что нового узнал на занятии |
Что вызвало трудность |
Что показалось легким |
Над чем еще предстоит работать |
Что показалось скучным, неинтересным |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.