Безусловные рефлексы новорожденного ребёнка: информация для внимательных родителей в первый месяц жизни ребёнка
Оценка 4.7

Безусловные рефлексы новорожденного ребёнка: информация для внимательных родителей в первый месяц жизни ребёнка

Оценка 4.7
Работа с родителями
pdf
детская психология
12.09.2022
Безусловные рефлексы новорожденного ребёнка: информация для внимательных родителей в первый месяц жизни ребёнка
Содержание, сроки, значение, способы проверки основных безусловных рефлексов новорожденного
Безусловные рефлексы новорожденного ребёнка.pdf

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ БЕЗУСЛОВНЫХ

РЕФЛЕКСОВ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЁНКА: информация для внимательных родителей

 

Составитель: О.Б. Мартынюк

 

 

 

 

Приспособиться к новым условиям, выжить новорожденному ребёнку помогают безусловные рефлексы – инстинктивные, врождённые формы поведения, которые направлены на удовлетворение органических потребностей. К моменту рождения нервная система ребёнка готова приспособиться к внешним условиям, включить рефлексы. Таким образом, наличие безусловных рефлексов  является показателем состояния нервной системы ребёнка.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЁНКА

 

 

Содержание

 

Содержание безусловного рефлекса

Значение безусловного рефлекса

Способ проверки безусловного рефлекса

 

безусловного рефлекса, сроки

 

 

его проявления

 

 

Сосательный рефлекс

Появляется на 13-й неделе внутриутробного развития – при прикосновении своего пальца к области рта ребёнок захватывает его ртом и сосёт. В норме существует до 1-го года жизни.

 

Сосательные движения. Ребёнок, определив местонахождения источника пищи (грудь, соска), начинает совершать  активные сосательные движения – открывает рот, вытягивает губы.

 

Является одним из основных для выживания. Этот рефлекс также успокаивает  малыша и способствует подготовке артикуляционного аппарата к речи. При совершении сосательных движений повышенный приток крови к голове улучшает питание мозга.

При повреждении нервов, обеспечивающих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При поражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.

 

Погладить вокруг рта соску.

у ребёнка губы или кожу и вложить в его рот сосок,

Рефлекс Куссмауля

(поисковый)

Активный    до        3-4           месяцев жизни.

При поглаживании кожи в области угла рта у ребёнка происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Является физиологическим, направлен на добычу пищи (поиск груди и питательного молока).

Рефлекс отсутствует или снижен у ребёнка с повреждением лицевого нерва.

Рефлекс следует вызывать осторожно, не            причиняя боли ребёнку.

Дотронуться до уголка рта (при этом не следует прикасаться к губам). Надавить на середину верхней губы – ребёнок откроет рот, а нажать на нижнюю – наклонит голову.

 

Рефлекс       Моро       (рефлекс

обхватывания)

Существует от рождения до 45 месяцев жизни.

Возникает при ощущении падения (резких манипуляциях с тельцем малыша при купании, переодевании, гимнастике), громких звуках, ярком свете. Ребёнок вначале разводит руки, полусогнутые в локтях, и разжимает пальцы (первая фаза рефлекса), а затем сводит их, как бы обнимая себя (вторая фаза рефлекса).

Иногда в течение первой недели жизни ребёнка наблюдается только первая фаза. Более позднее появление второй фазы не говорит о патологии.

Проявления этого рефлекса следует избегать, так как он

вызывает у ребёнка сильный испуг и резкий выброс адреналина.

При проявлении этого рефлекса нужно успокоить малыша, взять его на руки, поменять позу, приблизив её к внутриутробной.

 

Отсутствие рефлекса Моро или стойкое исчезновение второй фазы – это подозрение на поражение вестибулярного нерва. Запаздывание рефлекса отмечается у ребёнка, родившегося в асфиксии, а снижение – при родовой травме. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появление говорит о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности. Асимметрия рефлекса свидетельствует о гемипарезе (слабость всей одной стороны тела). Асимметрия и даже исчезновение рефлекса – о параличе Эрба (повреждение верхнего ствола плечевого сплетения).

Похлопать руками по поверхности, на которой лежит ребёнок на расстоянии 1520 см с двух сторон от его головы.

Верхний        хватательный рефлекс ("обезьяний", рефлекс Робинзона)

Появляется на 11-12 неделях внутриутробного развития и существует до 3-4-х месяцев жизни.

Непроизвольное схватывание и удержание предмета, вложенного в ладонь ребёнка. Иногда ребёнок держится так крепко, что его можно приподнять за удерживаемый предмет (цепляемость).

Является физиологичным. На его основе появляется способность хватать и отпускать. Этот рефлекс следует тренировать, вкладывая в ладошки ребёнка какой-либо продолговатый предмет так, чтобы все пальчики сжимали его. Если ребёнок прячет большой палец в кулачке, его нужно вынимать и класть правильно.

Вложить свои указательные пальцы в ладони ребёнка.

 

 

 

Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.

 

Ножной (нижний) хватательный рефлекс

Веркома

В норме исчезает к 12-13 месяцам жизни.

 

Ребёнок сгибает все пальчики ноги

 

Отсутствие рефлекса или появление в ответ на раздражение только разведением пальцев стопы без их сгибания указывает на поражение поясничного утолщения спинного мозга.

в области 2-3-го пальцев

Ребёнку, лежащему на спине, слегка нажать пальцами кисти на переднюю часть подошвы        .

при надавливании на подушечку его

стопы.

 

 

Рефлекс Бабкина (ладонноротовой)

Существует от рождения до 3х месяцев жизни.

Ребёнок, когда ему надавливают на ладонь, поворачивает и наклоняет вперёд головку и открывает рот, иногда высовывает язык и закрывает глаза.

Развивать этот рефлекс нужно, так как он закладывает основу для дальнейшего развития речи.

Рефлекс исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.

Надавить большим пальцем на

область

 

 

возвышения     большого     пальца    кисти

ребёнка.

 

 

Рефлекс Бабинского

Обычно сохраняется до 1-го года жизни.

 

При проведении вдоль наружного края стопы пальцы ноги ребёнка разгибаются, веерообразно расходятся и стопа поворачивается.

Этот рефлекс развивает мышцы голени и способствует правильной постановке стопы во время ходьбы. При нарушениях двигательной сферы

Провести      ребром            ладони           вдоль наружного края стопы ребёнка.

 

 

 

рефлекс может возникать спонтанно.

 

Рефлекс опоры

Существует от рождения до 1,5-2-х месяцев жизни.

Если ноги поднятого вертикально ребёнка прикасаются к какой-либо поверхности, он согнёт ноги в коленных и тазобедренных суставах (первая фаза рефлекса), обопрётся о поверхность полной стопой (вторая фаза рефлекса).

Подготовка к ползанию.

 

Рефлекс отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, даёт основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бёдер, сгибателей голени); сила мышц и объём движений при этом уменьшены.

Взять ребёнка под мышки и поставить его к опоре.

Шаговый рефлекс

(рефлекторная                      или

автоматическая ходьба) Существует от рождения до 2х месяцев жизни.

Ребёнок "стоит" на полусогнутых ногах, совершает обеими ногами переступательные движения, как будто "ходит".

Подготовка к ходьбе.

 

Снижение рефлекса отмечают у ребёнка с поражением нервной системы, его отсутствие – у ребёнка с поражением поясничного отдела спинного мозга.

Держать ребёнка за подмышечные впадины со стороны спины и приподнять над горизонтальной поверхностью, потом поставить на неё при небольшом наклоне туловища вперёд.

Рефлекс ползания Бауэра Существует с 1-й (от 3-4 дней) по 16 недели (4 мес.) жизни.

 

В положении ребёнка лёжа на животе при прикосновении к подошвам ног (стопам) он отталкивается ногами и делает

Этот рефлекс нуждается в обязательной тренировке, так как является основой для развития ползания.

Положить ребёнка на живот, подставив под его подошвы ладонь.

 

 

попытки ползти.

Снижение рефлекса отмечают у ребёнка, родившегося в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.

 

Шейно-тонический рефлекс Исчезает после 4-го месяца жизни.

Когда голову лежащего на спине ребёнка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повёрнута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, принимая позу

фехтовальщика

Способствует формированию стояния, дальнего и ближнего зрения, переходу к прямохождению

Голову лежащего на спине ребёнка поворачивают в сторону

Зрачковый рефлекс

Сохраняется в течение всей жизни человека

Зрачки ребёнка сужаются при ярком свете и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении

Имеет           защитное        значение, ограничивает           слишком           сильное освещение сетчатки.

См. колонку в таблице " безусловного рефлекса"

Содержание

 

 

Защитно-оборонительный рефлекс

Сохраняется на протяжении всей жизни человека.

Зажмуривание на мелькание перед глазами; сужение зрачка на

действие яркого света

Оберегает организм от вредных и сильных влияний, необходим для выживания

См. колонку в таблице " безусловного рефлекса"

Содержание

 

 

Защитный рефлекс 

Выражен     с          первых          часов жизни.

В норме после 1-1,5 месяцев ребёнок       сам      пытается удерживать голову.

 

Если ребёнка положить на животик, он повернёт голову вправо или влево и попытается её приподнять.

Даёт возможность ребёнку дышать, даже если он находится в неудобной позе.

 

У ребёнка с поражением нервной системы защитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребёнка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга. У детей группы риска по

См. колонку в таблице " безусловного рефлекса"

Содержание

 

 

 

 

развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъём головы и даже её запрокидывание (за счёт усиления тонуса разгибателей шеи).

 

Рефлекс Галанта

Проявляется с 5-6 дня жизни до 2-3 месяцев.

При воздействии на кожу спины вдоль позвоночника ребёнок выгибает спину (нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах).

Показатель отсутствия поражений нервной системы ребёнка

 

Провести пальцами вдоль позвоночника

 

снизу вверх у лежащего на боку ребёнка.

 

 

Ориентировочный рефлекс (рефлекс на новизну, рефлекс удивления, "Что такое?")

Быстро ослабляется и угасает при повторных применениях одного и того же раздражителя.

Реакции, сопровождающиеся резким повышением внимания и тонуса мышц и вызванные неожиданным или новым для организма раздражителем. Выражается в настораживании, прислушивании, обнюхивании, повороте глаз и головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося нового раздражителя.

Обеспечивает лучшее восприятие действующего раздражителя и имеет важное приспособительное значение. Помогает определить значимость раздражителя, в связи с чем повышается чувствительность анализаторов для наилучшего восприятия раздражителя.

Входит в структуру ориентировочноисследовательской деятельности.

Неожиданное раздражение зрительных, слуховых или обонятельных рецепторов.

 

 

Оценивая рефлексы, надо иметь в виду, что в первые два дня жизни они могут быть снижены. Определение отсутствия или наличия

рефлекса проводится при, как минимум, трехкратной его проверке.

 

 

 

 

 

 

Рекомендательный список источников

 

Учебная литература:

Ø    Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учеб. пособие / Т.В. Алейникова. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. – С. 23-26. – URL: http://window.edu.ru/resource/117/28117/files/valeo02.pdf

Ø    Гнездилов Г.В. Возрастная психология и психология развития: учеб. пособие / Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокарева, А.Б. Курдюмов. – Москва: Издво СГУ, 2013. – С. 29-32. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23915105

Ø    Есаков С.А. Физиология высшей нервной деятельности: курс лекций / С.А. Есаков. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2014. – С. 18-22. – URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/12330/2014328.pdf?sequence=1

Ø    Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие / В.Г. Каменская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Форум: ИНФРА-М, 2020. – С. 72-75. – (Высшее образование). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1052249

Ø    Каменская В.Г. Психодиагностика ребёнка: учебник / В.Г. Каменская, О.А. Драганова, Л.В. Томанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва:

ИНФРА-М, 2020. – С. 127-131. – (Высшее образование: Бакалавриат). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1018195

Ø    Купцова А.М. Физиология высшей нервной деятельности. Типы ВНД: учеб.-метод. пособие / А.М. Купцова [и др.]. – Казань: Изд-во КФУ, 2017. – С. 13-14. – URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1925540249/POSOBIE_VND_1__1_.pdf

Ø    Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. – С. 43-44. – URL: http://ns.kosstu.kz/static/uploads/library/gumanitar/psihologiya/g-p-44.pdf

Ø    Лабораторный практикум по детской психологии: учеб. пособие; сост.: Л.П. Скрыльникова, О.Н. Богомягкова. – 4-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – С. 5-18. – URL: https://e.lanbook.com/book/122568 Ø Морфометрическое и психомоторное развитие ребёнка первого года жизни: метод. рекомендации. Ч. 2: сост. Т.Т. Батышева [и др.]. – Москва: Б. И., 2014. – 28 с. – URL: http://association-dcp.ru/wp-content/uploads/2015/01/metod_3_chast_2.pdf

Ø    Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В.С. Мухина. – 9-е изд., стер. – Москва: Академия, 2004. – С. 150-155. – (Высшее образование). – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/index.php

Ø    Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – С. 87-92. – (Учебник для вузов). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1836778

Ø    Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб. пособие / Е.А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва.: Юрайт, 2021. – С. 76-77. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/472403

 

Классические научные труды: Ø Люблинская А.А. Детская психология: учеб. пособие / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 416 с. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya26.html

Ø    Шэффер Д. Дети и подростки: Психология развития: пер. с англ. / Д. Шэффер. – 6-е изд. – Москва [и др.]: Питер, 2003. – С. 213-223. – (Мастера психологии). – URL: http://www.socium.kiev.ua/pdf/dytyacha%20psyhologiya/deti%20i%20podrostki.pdf

 

Справочная литература:

Ø    Зинченко В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – Москва; Санкт-Петербург: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-

Еврознак, 2008. – С. 51. – URL: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf

Ø    Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – С. 65-69. – (Библиотека практической

психологии). – URL: https://jagannath.ru/users_files/books/psih_i_ped_v_shem.pdf

Ø    Немов Р.С.     Психологический     словарь           / Р.С. Немов. –          Москва:             ВЛАДОС,      2007. – С. 370.           –          URL:

https://www.phantastike.com/common_psychology/psihologicheskii_slovar/pdf/

Ø    Рошко Г.Н. Детская психология в схемах и таблицах: учеб.-метод. пособие / Г.Н. Рошко. – Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – С. 24. – URL: https://bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/psychology/861158.pdf

 

Образовательные видеоматериалы и презентации:

Ø Башинова С.Н.    Психическое развитие         в          раннем           возрасте:        презентация. –          Слайды 12, 20-21. https://kpfu.ru/portal/docs/F_1782738088/Psikhicheskoe.razvitie.v.rannem.vozraste_1_.pdf

URL:

 

Ø Видео "Безусловные рефлексы новорожденного". – URL: https://www.youtube.com/watch?v=t2a1KV1SE7I

 

 

                Ø Чаплин А.               Особенности               психического               развития               новорожденных:               видео-лекция.              

https://www.youtube.com/watch?v=yB6y34wJync&list=PL5ajPq1beqhUHHSUh40KtHqItXmBvaL_K&index=2

 

URL:

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ БЕЗУСЛОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ БЕЗУСЛОВНЫХ

Приспособиться к новым условиям, выжить новорожденному ребёнку помогают безусловные рефлексы – инстинктивные, врождённые формы поведения, которые направлены на удовлетворение органических потребностей

Приспособиться к новым условиям, выжить новорожденному ребёнку помогают безусловные рефлексы – инстинктивные, врождённые формы поведения, которые направлены на удовлетворение органических потребностей

Рефлекс Куссмауля (поисковый)

Рефлекс Куссмауля (поисковый)

Рефлекс Моро (рефлекс обхватывания)

Рефлекс Моро (рефлекс обхватывания)

Верхний хватательный рефлекс ("обезьяний", рефлекс

Верхний хватательный рефлекс ("обезьяний", рефлекс

Существует от рождения до 3х месяцев жизни

Существует от рождения до 3х месяцев жизни

Шаговый рефлекс (рефлекторная или автоматическая ходьба)

Шаговый рефлекс (рефлекторная или автоматическая ходьба)

Шейно-тонический рефлекс Исчезает после 4-го месяца жизни

Шейно-тонический рефлекс Исчезает после 4-го месяца жизни

Рефлекс Галанта Проявляется с 5-6 дня жизни до 2-3 месяцев

Рефлекс Галанта Проявляется с 5-6 дня жизни до 2-3 месяцев

Рекомендательный список источников

Рекомендательный список источников

Классические научные труды : Ø

Классические научные труды : Ø
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2022