ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ БЕЗУСЛОВНЫХ
РЕФЛЕКСОВ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЁНКА: информация для внимательных родителей
Составитель: О.Б. Мартынюк
Приспособиться к новым условиям, выжить новорожденному ребёнку помогают безусловные рефлексы – инстинктивные, врождённые формы поведения, которые направлены на удовлетворение органических потребностей. К моменту рождения нервная система ребёнка готова приспособиться к внешним условиям, включить рефлексы. Таким образом, наличие безусловных рефлексов является показателем состояния нервной системы ребёнка.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЁНКА
|
Содержание |
|
Содержание безусловного рефлекса |
Значение безусловного рефлекса |
Способ проверки безусловного рефлекса |
|||||
|
безусловного рефлекса, сроки |
|
||||||||
|
его проявления |
|
||||||||
Сосательный рефлекс Появляется на 13-й неделе внутриутробного развития – при прикосновении своего пальца к области рта ребёнок захватывает его ртом и сосёт. В норме существует до 1-го года жизни. |
Сосательные движения. Ребёнок, определив местонахождения источника пищи (грудь, соска), начинает совершать активные сосательные движения – открывает рот, вытягивает губы. |
Является одним из основных для выживания. Этот рефлекс также успокаивает малыша и способствует подготовке артикуляционного аппарата к речи. При совершении сосательных движений повышенный приток крови к голове улучшает питание мозга. При повреждении нервов, обеспечивающих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При поражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма. |
Погладить вокруг рта соску. |
у ребёнка губы или кожу и вложить в его рот сосок, |
||||||
Рефлекс Куссмауля (поисковый) Активный до 3-4 месяцев жизни. |
При поглаживании кожи в области угла рта у ребёнка происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. |
Является физиологическим, направлен на добычу пищи (поиск груди и питательного молока). Рефлекс отсутствует или снижен у ребёнка с повреждением лицевого нерва. |
Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли ребёнку. Дотронуться до уголка рта (при этом не следует прикасаться к губам). Надавить на середину верхней губы – ребёнок откроет рот, а нажать на нижнюю – наклонит голову. |
|||||||
Рефлекс Моро (рефлекс обхватывания) Существует от рождения до 45 месяцев жизни. |
Возникает при ощущении падения (резких манипуляциях с тельцем малыша при купании, переодевании, гимнастике), громких звуках, ярком свете. Ребёнок вначале разводит руки, полусогнутые в локтях, и разжимает пальцы (первая фаза рефлекса), а затем сводит их, как бы обнимая себя (вторая фаза рефлекса). Иногда в течение первой недели жизни ребёнка наблюдается только первая фаза. Более позднее появление второй фазы не говорит о патологии. |
Проявления этого рефлекса следует избегать, так как он вызывает у ребёнка сильный испуг и резкий выброс адреналина. При проявлении этого рефлекса нужно успокоить малыша, взять его на руки, поменять позу, приблизив её к внутриутробной.
Отсутствие рефлекса Моро или стойкое исчезновение второй фазы – это подозрение на поражение вестибулярного нерва. Запаздывание рефлекса отмечается у ребёнка, родившегося в асфиксии, а снижение – при родовой травме. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появление говорит о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности. Асимметрия рефлекса свидетельствует о гемипарезе (слабость всей одной стороны тела). Асимметрия и даже исчезновение рефлекса – о параличе Эрба (повреждение верхнего ствола плечевого сплетения). |
Похлопать руками по поверхности, на которой лежит ребёнок на расстоянии 1520 см с двух сторон от его головы. |
Верхний хватательный рефлекс ("обезьяний", рефлекс Робинзона) Появляется на 11-12 неделях внутриутробного развития и существует до 3-4-х месяцев жизни. |
Непроизвольное схватывание и удержание предмета, вложенного в ладонь ребёнка. Иногда ребёнок держится так крепко, что его можно приподнять за удерживаемый предмет (цепляемость). |
Является физиологичным. На его основе появляется способность хватать и отпускать. Этот рефлекс следует тренировать, вкладывая в ладошки ребёнка какой-либо продолговатый предмет так, чтобы все пальчики сжимали его. Если ребёнок прячет большой палец в кулачке, его нужно вынимать и класть правильно. |
Вложить свои указательные пальцы в ладони ребёнка. |
|
|
Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует. |
|
||||||||
Ножной (нижний) хватательный рефлекс Веркома В норме исчезает к 12-13 месяцам жизни. |
|
Ребёнок сгибает все пальчики ноги |
|
Отсутствие рефлекса или появление в ответ на раздражение только разведением пальцев стопы без их сгибания указывает на поражение поясничного утолщения спинного мозга. |
Ребёнку, лежащему на спине, слегка нажать пальцами кисти на переднюю часть подошвы . |
||||||
при надавливании на подушечку его |
|||||||||||
стопы. |
|
||||||||||
|
|||||||||||
Рефлекс Бабкина (ладонноротовой) Существует от рождения до 3х месяцев жизни. |
Ребёнок, когда ему надавливают на ладонь, поворачивает и наклоняет вперёд головку и открывает рот, иногда высовывает язык и закрывает глаза. |
Развивать этот рефлекс нужно, так как он закладывает основу для дальнейшего развития речи. Рефлекс исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения. |
Надавить большим пальцем на |
область |
|
||||||
|
возвышения большого пальца кисти |
||||||||||
ребёнка. |
|
||||||||||
|
|||||||||||
Рефлекс Бабинского Обычно сохраняется до 1-го года жизни.
|
При проведении вдоль наружного края стопы пальцы ноги ребёнка разгибаются, веерообразно расходятся и стопа поворачивается. |
Этот рефлекс развивает мышцы голени и способствует правильной постановке стопы во время ходьбы. При нарушениях двигательной сферы |
Провести ребром ладони вдоль наружного края стопы ребёнка. |
||||||||
|
|
рефлекс может возникать спонтанно. |
|
Рефлекс опоры Существует от рождения до 1,5-2-х месяцев жизни. |
Если ноги поднятого вертикально ребёнка прикасаются к какой-либо поверхности, он согнёт ноги в коленных и тазобедренных суставах (первая фаза рефлекса), обопрётся о поверхность полной стопой (вторая фаза рефлекса). |
Подготовка к ползанию.
Рефлекс отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, даёт основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бёдер, сгибателей голени); сила мышц и объём движений при этом уменьшены. |
Взять ребёнка под мышки и поставить его к опоре. |
Шаговый рефлекс (рефлекторная или автоматическая ходьба) Существует от рождения до 2х месяцев жизни. |
Ребёнок "стоит" на полусогнутых ногах, совершает обеими ногами переступательные движения, как будто "ходит". |
Подготовка к ходьбе.
Снижение рефлекса отмечают у ребёнка с поражением нервной системы, его отсутствие – у ребёнка с поражением поясничного отдела спинного мозга. |
Держать ребёнка за подмышечные впадины со стороны спины и приподнять над горизонтальной поверхностью, потом поставить на неё при небольшом наклоне туловища вперёд. |
Рефлекс ползания Бауэра Существует с 1-й (от 3-4 дней) по 16 недели (4 мес.) жизни.
|
В положении ребёнка лёжа на животе при прикосновении к подошвам ног (стопам) он отталкивается ногами и делает |
Этот рефлекс нуждается в обязательной тренировке, так как является основой для развития ползания. |
Положить ребёнка на живот, подставив под его подошвы ладонь. |
|
попытки ползти. |
Снижение рефлекса отмечают у ребёнка, родившегося в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать. |
|
||||
Шейно-тонический рефлекс Исчезает после 4-го месяца жизни. |
Когда голову лежащего на спине ребёнка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повёрнута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, принимая позу фехтовальщика |
Способствует формированию стояния, дальнего и ближнего зрения, переходу к прямохождению |
Голову лежащего на спине ребёнка поворачивают в сторону |
||||
Зрачковый рефлекс Сохраняется в течение всей жизни человека |
Зрачки ребёнка сужаются при ярком свете и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении |
Имеет защитное значение, ограничивает слишком сильное освещение сетчатки. |
См. колонку в таблице " безусловного рефлекса" |
Содержание |
|
||
|
|||||||
Защитно-оборонительный рефлекс Сохраняется на протяжении всей жизни человека. |
Зажмуривание на мелькание перед глазами; сужение зрачка на действие яркого света |
Оберегает организм от вредных и сильных влияний, необходим для выживания |
См. колонку в таблице " безусловного рефлекса" |
Содержание |
|
||
|
|||||||
Защитный рефлекс Выражен с первых часов жизни. В норме после 1-1,5 месяцев ребёнок сам пытается удерживать голову.
|
Если ребёнка положить на животик, он повернёт голову вправо или влево и попытается её приподнять. |
Даёт возможность ребёнку дышать, даже если он находится в неудобной позе.
У ребёнка с поражением нервной системы защитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребёнка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга. У детей группы риска по |
См. колонку в таблице " безусловного рефлекса" |
Содержание |
|
||
|
|||||||
|
|
развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъём головы и даже её запрокидывание (за счёт усиления тонуса разгибателей шеи). |
|
||||
Рефлекс Галанта Проявляется с 5-6 дня жизни до 2-3 месяцев. |
При воздействии на кожу спины вдоль позвоночника ребёнок выгибает спину (нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах). |
Показатель отсутствия поражений нервной системы ребёнка |
|
Провести пальцами вдоль позвоночника |
|
||
снизу вверх у лежащего на боку ребёнка. |
|
||||||
|
|||||||
Ориентировочный рефлекс (рефлекс на новизну, рефлекс удивления, "Что такое?") Быстро ослабляется и угасает при повторных применениях одного и того же раздражителя. |
Реакции, сопровождающиеся резким повышением внимания и тонуса мышц и вызванные неожиданным или новым для организма раздражителем. Выражается в настораживании, прислушивании, обнюхивании, повороте глаз и головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося нового раздражителя. |
Обеспечивает лучшее восприятие действующего раздражителя и имеет важное приспособительное значение. Помогает определить значимость раздражителя, в связи с чем повышается чувствительность анализаторов для наилучшего восприятия раздражителя. Входит в структуру ориентировочноисследовательской деятельности. |
Неожиданное раздражение зрительных, слуховых или обонятельных рецепторов. |
||||
|
Рекомендательный список источников
Учебная литература:
Ø Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учеб. пособие / Т.В. Алейникова. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. – С. 23-26. – URL: http://window.edu.ru/resource/117/28117/files/valeo02.pdf
Ø Гнездилов Г.В. Возрастная психология и психология развития: учеб. пособие / Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокарева, А.Б. Курдюмов. – Москва: Издво СГУ, 2013. – С. 29-32. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23915105
Ø Есаков С.А. Физиология высшей нервной деятельности: курс лекций / С.А. Есаков. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2014. – С. 18-22. – URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/12330/2014328.pdf?sequence=1
Ø Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие / В.Г. Каменская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Форум: ИНФРА-М, 2020. – С. 72-75. – (Высшее образование). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1052249
Ø Каменская В.Г. Психодиагностика ребёнка: учебник / В.Г. Каменская, О.А. Драганова, Л.В. Томанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва:
ИНФРА-М, 2020. – С. 127-131. – (Высшее образование: Бакалавриат). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1018195
Ø Купцова А.М. Физиология высшей нервной деятельности. Типы ВНД: учеб.-метод. пособие / А.М. Купцова [и др.]. – Казань: Изд-во КФУ, 2017. – С. 13-14. – URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1925540249/POSOBIE_VND_1__1_.pdf
Ø Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. – С. 43-44. – URL: http://ns.kosstu.kz/static/uploads/library/gumanitar/psihologiya/g-p-44.pdf
Ø Лабораторный практикум по детской психологии: учеб. пособие; сост.: Л.П. Скрыльникова, О.Н. Богомягкова. – 4-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – С. 5-18. – URL: https://e.lanbook.com/book/122568 Ø Морфометрическое и психомоторное развитие ребёнка первого года жизни: метод. рекомендации. Ч. 2: сост. Т.Т. Батышева [и др.]. – Москва: Б. И., 2014. – 28 с. – URL: http://association-dcp.ru/wp-content/uploads/2015/01/metod_3_chast_2.pdf
Ø Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В.С. Мухина. – 9-е изд., стер. – Москва: Академия, 2004. – С. 150-155. – (Высшее образование). – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/index.php
Ø Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – С. 87-92. – (Учебник для вузов). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1836778
Ø Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб. пособие / Е.А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва.: Юрайт, 2021. – С. 76-77. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/472403
Классические научные труды: Ø Люблинская А.А. Детская психология: учеб. пособие / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 416 с. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya26.html
Ø Шэффер Д. Дети и подростки: Психология развития: пер. с англ. / Д. Шэффер. – 6-е изд. – Москва [и др.]: Питер, 2003. – С. 213-223. – (Мастера психологии). – URL: http://www.socium.kiev.ua/pdf/dytyacha%20psyhologiya/deti%20i%20podrostki.pdf
Справочная литература:
Ø Зинченко В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – Москва; Санкт-Петербург: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-
Еврознак, 2008. – С. 51. – URL: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf
Ø Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – С. 65-69. – (Библиотека практической
психологии). – URL: https://jagannath.ru/users_files/books/psih_i_ped_v_shem.pdf
Ø Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2007. – С. 370. – URL:
https://www.phantastike.com/common_psychology/psihologicheskii_slovar/pdf/
Ø Рошко Г.Н. Детская психология в схемах и таблицах: учеб.-метод. пособие / Г.Н. Рошко. – Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – С. 24. – URL: https://bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/psychology/861158.pdf
Образовательные видеоматериалы и презентации:
Ø Башинова С.Н. Психическое развитие в раннем возрасте: презентация. – Слайды 12, 20-21. https://kpfu.ru/portal/docs/F_1782738088/Psikhicheskoe.razvitie.v.rannem.vozraste_1_.pdf |
– |
URL: |
|
|
Ø Видео "Безусловные рефлексы новорожденного". – URL: https://www.youtube.com/watch?v=t2a1KV1SE7I |
|
|
Ø Чаплин А. Особенности психического развития новорожденных: видео-лекция. – https://www.youtube.com/watch?v=yB6y34wJync&list=PL5ajPq1beqhUHHSUh40KtHqItXmBvaL_K&index=2 |
|
URL: |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.