Библиотечный час по теме "Чтобы не было беды"Цель:
Оборудование:
Предварительная работа:
Участники: педагог, библиотекарь, дети. Ход занятия Учитель: Ребята! Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила? Ученик: Чтобы река и ручьи не мутнели, Учитель: Давайте подумаем, что нас радует в природе. (Ответы детей.) Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. (Грамзапись "Голоса птиц".) Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на выставку ваших рисунков. Чем же вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках? (Ответы детей.) Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра. Отгадайте ребусы. (Костёр) (Огонь)
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на библиотечном часе? (Ответы детей.) О пожарах лесных и степных. Учитель: Когда огонь друг, а когда враг? (ответы детей) Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается во зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам это не относится, - вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растёт. Отчего же происходят пожары? (Ответы детей.) Например, ребята собирали тополиный пух во дворе и подожгли его. Правильно ли дети поступили или нет и почему? Расскажите о пожарах, которые вы видели или которые произошли по вашей вине. (Ответы детей.) Пожар легче предупредить, чем погасить, и маленькая спичка может обернуться большой бедой. Учитель: О каком красном петухе говорится? (Ответы детей.) Давайте выясним причины пожаров. (По ходу показа слайдов выясняется причина возникновения пожара.) Учитель: Как можно затушить огонь? (ответы детей.) Если пламя только занялось, можно попробовать сбить его сломанными ветками, небольшими деревцами или даже куртками. Вспыхнувшую траву можно затоптать ногами или забросать землёй. Если у вас окажется лопата, можно окопать загоревшуюся траву до полуметра в ширину. Если рядом находится ручей, можно принести воду из него и залить огонь. (По ходу показа слайдов выясняется, чем страшен пожар.) Учитель: Почему птенчики погибнут? (Ответы детей.) Игра "Игра-загадка" Учитель читает четверостишия. Ученики после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: "Это я, это я, это все мои друзья!", а если неправильно, молчат. Учитель: Кто, задорный и весёлый, Дети: Это я, это я, это все мои друзья! Учитель: Кто поджёг траву у дома, Дети молчат Учитель: Кто соседской детворе Дети: Это я, это я, это все мои друзья! Учитель: С другом в лес вчера пошёл, Дети молчат Учитель: Кто пожарным помогает, Дети: Это я, это я, это все мои друзья! Учитель: Ну вот, теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно. Всегда ли при этом вы выполняете правила поведения? Учитель: В лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища. Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых костровищ! Какие же дрова можно использовать для костров? Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток. Учитель: Посмотрите на рисунок. Найдите туристов, которые правильно разводят костёр, и тех, кто этого делать не умеет. Почему вы так считаете? (Ответы детей.) Что же останется на этом месте? А ведь под костром выгорит и верхний, плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических веществ (остатков). 0,5 - 1 см почвы образуется за 100-300 лет. Берегите почву! Учитель: Чьё изображение вы видите в середине плаката? Что нарисовано слева? Что нарисовано справа? Учитель: Есть шалость, переходящая в хулиганство и даже преступление. Люди совершенно не думают, к каким последствиям могут привести такие "развлечения". А последствия могут быть самые трагичные. Бывают случаи, когда ребята поджигают сухую траву, среди которой приносящие пользу природе насекомые, например муравьи. Что произойдёт с насекомыми? К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт. Ученик: Берегите эти земли, эти воды, (Ответы детей.) Учитель: Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе. Физминутка. (По ходу показа слайдов выясняется, кто тушит лесные пожары, почему трудно тушить лесные пожары.) Учитель: Помните, только взрослые могут потушить лесной пожар и чаще всего с применением специальной техники. Загадки:
Учитель: Если вы почувствовали запах гари в лесу, не дожидайтесь, пока огонь станет видно, начинайте двигаться. Огонь всегда идёт по направлению ветра, значит, вам нужно бежать в поперечном направлении, иначе огонь может вас догнать: ведь он движется с огромной скоростью! При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды. Хорошо если вам удастся перебраться через реку: тогда пожар вас не догонит. Следует помнить:
Выйдя из леса, обязательно сообщите о пожаре взрослым или в специальную службу по тушению лесных пожаров. Учитель: Назовите причины пожаров. (Ответы детей.) Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины: источника огня среди деревьев нет. Какие причины природного характера здесь указаны? Кто является виновником других причин? Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще человек. Учитель: Давайте сформулируем правила поведения в природе и постараемся следовать им. Учитель: Послушайте отрывки из стихотворения Д. Лапиня, П. Юрциньш "Не шали с огнём" Ученик: Огонёк всегда такой - Ученик: Трое маленьких зайчат Ученик: Взгляд лесничего суров: Ученик: Чтобы выросла пшеница, Ученик: Побежал, как ручеёк,
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.