Библиотечный урок " Информация вокруг нас"
Оценка 4.8

Библиотечный урок " Информация вокруг нас"

Оценка 4.8
docx
28.10.2024
Библиотечный урок " Информация вокруг нас"
Библиотечный урок для 5 класса «Информация вокруг нас».docx

          

 

 

 

 

 

 

              Библиотечный    урок

                      для 5 класса

         «Информация вокруг нас»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                          Составитель: Тараканова Екатерина Александровна, педагог-библиотекарь МБОУ « СОШ № 1 имени Героя России С. А. Кислова»

                                                  2024 год

           «Информация вокруг нас»

      (познавательно-развлекательный информационный библио-

   течный урок)

       Цель:  сформировать представление о различных свойствах информации;

                    развивать умения учащихся излагать свои мысли, аргументировать

                    их;

                    формировать  познавательный интерес учащихся.

         

  Ведущий:   Дорогие ребята! Сегодня мы с вами начнем наш библиотечный урок с разгадывания ребуса:

 

http://t-crivostanenko.narod.ru/system/rebus/5.gif

  

         

 

 

 

 Ведущий: Правильно. Это слово информация. И сегодня на нашем познавательно-развлекательном библиотечном уроке мы будем говорить об информации.  

А сейчас внимательно прочитайте текст и выберите те высказывания, которые для вас являются информацией.

                         

    Для меня информация – это:

  * Новые, неизвестные мне раньше факты;

  * любые факты: и новые и уже и известные;

  * то, что хранится в памяти компьютера;

  * данные об окружающей обстановке (погода на улице, кто в чём одет и т.п.;

  * всё то, что слышу я слышу, вижу, осязаю, чувствую;

  * всё, что передаётся по радио, телевидению, пишется в   газетах и т.п.;

  *   всё то, что люди сохраняют в записях, книгах,  

кинофильмах, фотографиях, картинах и т.п.;

  * любое изменение вокруг меня, которое я в состоянии заметить;

  * то, что присутствует в окружающих меня предметах;

  * всё, что я мог сообщить другому человеку устно,   письменно, жестами или любым другим способом.

   Ведущий:      Все эти  определения относятся к понятию «информация». Мы будем не правы, если из этого перечня уберём какое-нибудь определение. Потому что информация присутствует во всём, что нас окружает.

           Итак, что же такое информация?            http://festival.1september.ru/articles/624040/presentation/03.JPG

 

   Ведущий:  А теперь скажите мне, из каких источников мы получаем информацию?

http://festival.1september.ru/articles/624040/presentation/04.JPG

        Ведущий:   А с помощью чего мы  можем получить  информацию, которая даёт нам возможность ориентироваться в окружающей среде?

          Правильно. С помощью органов чувств.

          А с помощью какого органа чувств мы получаем информацию, что может пойти снег?

      Правильно, с помощью зрения.

     Да, для восприятия информации человек использует не только зрение, но и другие органы чувств. По способу восприятия информация бывает:

-визуальная(зрительная) – то, что мы видим;

-аудиальная – то, что мы слышим;

-тактильная – то, что можно потрогать;

-вкусовая- то, что можно попробовать на вкус;

-обонятельная – то, что мы чувствуем носом.

    

 

 

http://festival.1september.ru/articles/624040/presentation/05.JPG

     Ведущий: А как вы думаете, какой из органов чувств является ведущим?

http://festival.1september.ru/articles/624040/presentation/07.JPG

    Ведущий: В дополнение  к своим органам чувств человек издавна использует  различные измерительные устройства и приборы. Какие вы можете назвать?

http://festival.1september.ru/articles/624040/presentation/10.JPG

          При разговоре знаки мы передаём звуками, а при письме буквами. То есть для обозначения букв и звуков мы используем определённый язык

(например: в России – русский язык, в Великобритании -  английский и т.п.)

Русский язык служит КОДОМ, с помощью  которого мы с вами общаемся.

 Одно и то же слово в разных языках будет звучать по-разному:

- в русском – собака;

- в английском – dog.

            Кодировать информацию можно не только с помощью языка (русский, английский и т.п.), но и с помощью картинок и знаков, с помощью чисел, с помощью символов.

   Видеоинформация – это фильмы, мультфильмы и т.п.

   Текстовая информация – это то, что напечатано или написано.

   Графическая информация -  это рисунки, картины, чертежи, схемы,  карты,

фотографии и т.п.

   Звуковая информация – это всё то, что мы слышим – человеческая речь, музыка,  пение птиц, шелест листьев, сигналы машин и т.д.

   Числовая информация – это количественные характеристики объектов

окружающего мира – возраст, рост, вес, численность населения.

http://festival.1september.ru/articles/624040/presentation/11.JPG

   Ведущий:   

    Самый первый инструмент хранения информации - память. Но люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и пытались с древних времен зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях.

     Вспомните, на чём в древности сохраняли информацию?

(на камне, свитках папируса, на бамбуке, бумаге – это всё является носителями информации).

 

   Ведущий: Какие  более современные носители информации, кроме бумаги вы можете назвать?

  (магнитная лента, лазерный диск, фотоплёнка, флэш-карта и т.д.)

 Ведущий: А какие действия можно производить с информацией?

создавать

принимать

комбинировать

хранить

передавать

копировать

обрабатывать

искать

воспринимать

формализовать

делить на части

измерять

использовать

распространять

упрощать

разрушать

запоминать

преобразовывать

собирать

и т. д.

 

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами

     Ведущий: А сейчас давайте посмотрим сказку, которую для вас подготовили активисты нашей школы.

 

СКАЗКА ПРО ТЕРЕМОК.

Ведущий: Жил да был на свете терем - теремок. А звали его – СИСТЕМНЫЙ БЛОК. Жили в  нем умный- преумный и такой серьезный  ПРОЦЕССОР, который был прекрасным вычислителем и ПАМЯТЬ, которая хранила и запоминала всякую информацию.

Жили они уединенно, ничего не ведая об окружающем мире.

Вот однажды мимо пробегала МЫШКА. Увидела она СИСТЕМНЫЙ БЛОК и спрашивает:

Мышка:  Что за терем – теремок?

Системный Блок: Я - СИСТЕМНЫЙ БЛОК.

Мышка: Кто-кто в теремке живет?

Процессор : Я – Процессор – Главный вычислитель.

Память: Я – память – хранительница информации.

Вместе: А ты кто?

Мышка: Я - Мышка.

Умная,  послушная,

К сыру равнодушная,

Кота не раздражаю,

Хозяев уважаю.

По коврику гуляю,

Хвостиком виляю,

Курсором управляю.

Можно к вам подключиться?

Процессор: Можно.

Ведущий: Стали они вместе жить.

Как-то проходила мимо Клавиатура, клавишами перебирая. Увидела Системный блок и спрашивает:

Клавиатура:  Кто-кто в теремке живет?

Процессор: Я – Процессор – Главный вычислитель.

Память: Я – Память – хранительница информации

Мышка: Я – Мышка, по коврику гуляю, курсором управляю.

Вместе: А ты кто?

Клавиатура; Зовут меня КЛАВА. Я помогаю вводить любой текст. Можно к вам подключиться?

Процессор: Можно.

 Ведущий: Зажили они дружно вчетвером.

Вот однажды проходил мимо Монитор, экраном сверкая, солнечных зайчиков пуская. Увидел он Системный блок и спрашивает:

Монитор:  Кто-кто в теремке живет?

Процессор: Я – Процессор – Главный вычислитель.

Память: Я – Память – хранительница информации.

Мышка: Я – Мышка, по коврику гуляю, курсором управляю.

Клавиатура: Я – клавиатура  Клава, умею  вводить разный текст.

           Вместе:    А ты кто?

Монитор: У тебя вопросов много

Подскажу тебе я: с кем

Ты в режиме диалога

Сможешь сто решить проблем.

Отвечаю без капризов,

Задавай вопрос быстрей,

Я ведь – умный телевизор

А зовут меня - …ДИСПЛЕЙ!

Можно к вам подключиться?

 Процессор: Можно.

Ведущий: Собрались жители Теремка, и очень удивились. Произошло чудо. Раньше все они жили не дружно, что-то умели. Никто об этом не знал. И вот они объединились, подружились. И дружба их свершила ЧУДО – появился…

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:

Он рисует, он считает

Проектирует заводы

Даже в космосе летает,

И дает прогноз погоды

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту

Догадались, что за гений?

Ну, конечно же - … КОМПЬЮТЕР!

Действующие лица сказки читают стихи о каждом устройстве

Память: Здесь уютно, как в каюте,

Информация живет,

Чудо – импульсы компьютер

Сам сюда передаёт.

И они гурьбой весёлой

Возникают там и тут

В ПАМЯТЬ импульсы, как пчелы

Информацию несут

Сохранится в этих сотах

Всё на долгие года.

Человек забудет что-то

А компьютер – никогда!

Процессор: Ум компьютера – процессор.

Как заправский эрудит

Вычислительным процессом

Он легко руководит.

Монитор: И ведет легко и быстро

Мой компьютер сложный счет

Он решенье программисту

На дисплей передает

Программист: Но есть один секрет, который я вам раскрою

Как грудной малыш без мамы

Сам не может есть и пить,

Так компьютер без ПРОГРАММЫ
Шагу бы не мог ступить!

Я зря времени не трачу,

Как учитель на доске,

Я пишу ему задачу

На программном языке

               Ведущий:  А сейчас прозвучат частушки.

Эту мышку даже мама

Может смело в руки брать.

У неё на спинке кнопки,

Чтоб программы выбирать.

 

Раньше шкаф от толстых книжек

Рассыпался и трещал,

А теперь все эти книжки

Я на диск один «ужал».

 

От сестрёнки своей Оли

Все секреты «запаролил».

Пусть попробует теперь

Вскрыть в мои икс-файлы дверь!

 

У доски я всё сбиваюсь,

Не могу ответ найти.

Может, мне из класса выйти

И по новой в класс войти?!

 

Петька, жадина, не дал

Откусить конфету!

Я ему за это дам...

С вирусом дискету!

 

Ах, зачем вам, Марь Иванна,

Бегать на уроки?!

Киньте курс ваш на компьютер –

Меньше всем мороки!

 

Не знакомлюсь во дворе я

Следую совету,

Женихов всех завожу

Лишь по Интернету.

 

Помогите нашей Свете

Заблудилась в Интернете!

Целый день уж там блуждает,

Ведь всего две буквы знает.

 

Делать Коля стенгазету

За компьютер сел с утра.

Но тотчас забыл про это:

Увлекла его игра.

 

Есть компьютер у Кравцова,

Он за ним весь день сидит.

А придёт Антон наш в школу

И задачку не решит.

 

               Ведущий: А сейчас давайте посмотрим видеоролик «История возникновения компьютера».

              Ведущий:  Давайте проверим, какими внимательными вы были на нашем уроке.

                                     ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1.     Устройство, служащее для отображения текстовой и графической информации (МОНИТОР)

2.     Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (ВИРУС)

3.     Указатель местоположения на экране (КУРСОР)

4.     «Мозг» компьютера (ПРОЦЕССОР)

5.     Взломщик компьютерных программ (ХАКЕР)

6.     Всемирная глобальная сеть (ИНТЕРНЕТ)

7.     Наименьшая единица количества информации. (БИТ)

8.     Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. (СКАНЕР)

Ведущий: А сейчас , ребята, разгадайте ребусы.

 http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/2/1195/22/hello_html_m764b3bf5.png

http://www.cnopa.mytyshi-school1.edusite.ru/images/dekodir1.jpg

http://files.web2edu.ru/7e3c6d98-d185-4e07-85db-ea58667bee2d/11eda835-edcc-4950-bfb1-2ae4fba2c78d.jpeg

http://fs00.infourok.ru/images/doc/101/119606/hello_html_m3ef0c412.png

Ответы: монитор, компьютер, клавиатура, дисплей

Ведущий: А теперь желающие заполните таблицы.

 

Ведущий:  А пока ребята заполняют таблицы, давайте попробуем с вами отгадать загадки.

Быстро пальцы побежали,
Быстро текст они набрали.
Рады Маша, Петя, Шура,
Помогла: (клавиатура).

Кто так быстро побежал,
Кто все знал и указал?
Кто проворен, как мартышка?
Ну конечно, это - : (мышка).

На компьютерном столе

Помогает она мне.

Колесиком и кнопкой

Я управляю ловко. (Мышка)

На полочке они блестят,
В компьютер все они хотят.
Протяни лишь руку, близко
Мои компьютерные: (диски).

 

Кто нас часто отвлекает,
Время, отдых отбирает?
Спать идти давно пора,
Но нас мучает: (игра)   

Он — ЭВМ. Это имя одно.

А как по-другому зовем мы его? (Компьютер)

 

Это пластинка. Она небольшая.

На ней сохранится картинка любая,

И информацию разную тоже

На эту пластинку записывать можно.

Объем небольшой сохранится на ней.

Захочешь считать, в дисковод сунь скорей.

Зимой одним цветом и летом.

Конечно же, это... (дискета)

 

Если я в игру играю

То на кнопки нажимаю.

Кнопки, рычаги и хвостик...

Догадались? Это... (джойстик)

 

Компьютер будет молчалив,

Коль нет с ним рядом дев таких.

А если есть, он говорит,

Поет, играет и пищит.

Стоят над ним в сторонке

Близняшки две —... (колонки)

Бывает струйный, лазерный бывает.

Его всегда печатать заставляют

Он на бумагу распечатает что нужно.

Печатник этот всем нам очень нужен. (Принтер)

 

 

Вставишь диск в него, и вот —

Заработал... (дисковод)

Корпус компьютера.

В нем то хранится,

Что компьютеру пригодится.

Корпус из пластика, стали, стекла,

В нем материнская плата жила,

А также процессор, ОЗУ, дисковод...

Что это за корпус, скажите, народ? (Системный блок)

 

Это пластина, на ней микросхемы,

Компьютерной компоненты системы.

Очень важна она! Очень, ребята!

Зовется она... (материнская плата)

 

Клавиатуру изучаю,

Где буквы, я запоминаю

Я неуверенно и робко

Текст набирал и жал на... (кнопки)

 

Не каждый совершить сумеет сам

Процесс создания компьютерных программ.

Искусство это тщательно планируем,

А сам процесс зовется... (программированием)

 

С помощью такого устройства

Откопировать книгу можно

Тексты, картинки любые

Станут с ним цифровыми. (Сканер)

На нем информацию можно читать,

Картинки смотреть и в игры играть. (Монитор)

 

Всемирная сеть, иль, еще, паутина,

Найдешь в ней про все — про людей, про машины.

Каких только сведений разных в ней нет!

Зовется она, знаешь ты, ... (интернет)

Это программа, с ней все вы знакомы.

Диски найдете у каждого дома.

С ней мы вступаем в процесс игровой,

Она называется просто — ... (игрой)

 

На нем компьютерная мышка

Живет и ползает, глупышка.

Катать — задача не легка,

Коль на столе нет... (коврик)

 

Если мой компьютер «заболеет»,

Вылечить его я сам сумею.

Не боюсь вредоносных программ,

Повредить ничего им не дам

Как вредители те называются,

Что заразны и вмиг размножаются? (Вирусы)

 

Указатель на экране

Буквам всем укажет место.

С ним работать легче станет,

Он — экранная пометка.

На экране видит взор,

Как мигает мне... (курсор)

 

 

 

Ведущий:  Мы с вами живём в информационном пространстве, и сами являемся его частью. А компьютер, который есть фактически в каждом доме – это незаменимый помощник наш при работе с информацией различного вида. В настоящее время многие библиотеки, в том числе и школьные становятся информационными центрами. И всё же книга, является самым главным источником информации.

Ведущий: Я наадеюсь, что вам понравился наш информационный час, и вы узнали для себя что-то новое и интересное.  Двери библиотеки всегда для вас открыты.

Рефлексия.

  Просим выразить своё отношение к уроку.

http://festival.1september.ru/articles/624040/presentation/15.JPG

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Библиотечный урок для 5 класса «Информация вокруг нас»

Библиотечный урок для 5 класса «Информация вокруг нас»

Информация вокруг нас» (познавательно-развлекательный информационный библио- течный урок)

Информация вокруг нас» (познавательно-развлекательный информационный библио- течный урок)

Ведущий: Все эти определения относятся к понятию «информация»

Ведущий: Все эти определения относятся к понятию «информация»

Ведущий: А с помощью чего мы можем получить информацию, которая даёт нам возможность ориентироваться в окружающей среде?

Ведущий: А с помощью чего мы можем получить информацию, которая даёт нам возможность ориентироваться в окружающей среде?

Ведущий: А как вы думаете, какой из органов чувств является ведущим?

Ведущий: А как вы думаете, какой из органов чувств является ведущим?

Ведущий: В дополнение к своим органам чувств человек издавна использует различные измерительные устройства и приборы

Ведущий: В дополнение к своим органам чувств человек издавна использует различные измерительные устройства и приборы

Ведущий: Самый первый инструмент хранения информации - память

Ведущий: Самый первый инструмент хранения информации - память

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами

Клавиатура ; Зовут меня КЛАВА

Клавиатура ; Зовут меня КЛАВА

Чудо – импульсы компьютер Сам сюда передаёт

Чудо – импульсы компьютер Сам сюда передаёт

Все секреты «запаролил». Пусть попробует теперь

Все секреты «запаролил». Пусть попробует теперь

Ведущий: Давайте проверим, какими внимательными вы были на нашем уроке

Ведущий: Давайте проверим, какими внимательными вы были на нашем уроке

Ответы: монитор, компьютер, клавиатура, дисплей

Ответы: монитор, компьютер, клавиатура, дисплей

Ведущий: А пока ребята заполняют таблицы, давайте попробуем с вами отгадать загадки

Ведущий: А пока ребята заполняют таблицы, давайте попробуем с вами отгадать загадки

Кто нас часто отвлекает, Время, отдых отбирает?

Кто нас часто отвлекает, Время, отдых отбирает?

Это пластина, на ней микросхемы,

Это пластина, на ней микросхемы,

Буквам всем укажет место. С ним работать легче станет,

Буквам всем укажет место. С ним работать легче станет,

Библиотечный урок " Информация вокруг нас"

Библиотечный урок " Информация вокруг нас"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2024