Библиотечный урок
Оценка 4.8

Библиотечный урок

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
docx
воспитательная работа +2
3 кл—4 кл
10.04.2018
Библиотечный урок
Методическая разработка библиотечного урока "Подружитесь с книгами Б.Житкова" к 135-летию писателя. Подготовлен и проведен этот урок в рамках проведения областного конкурса методических разработок "Библиотечный урок -2017", по итогам конкурса вошел в областной сборник методических разработок и отмечен сертификатом лауреата областного конкурса.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК - 2017.docx
Солтүстік Қазақстан облысы  Айыртау ауданы №2 Саумалкөл мектеп – гимназиясы КММ Северо­Казахстанская область Айыртауский район КГУ Саумалкольская школа – гимназия №2 Библиотечный урок для учащихся 3­4 классов «Подружитесь с книгами Бориса Житкова» (к 135­летию писателя) Подготовила и провела заведующая библиотекой:                                                                                           Шихова Наталья Сергеевна Стаж работы:  8 лет                                                                                              2017­2018 учебный год                     «Подружитесь с книгами Бориса Житкова»                       (Библиотечный урок для учащихся 3­4 классов) Цель:  познакомить учащихся 3­4 классов с жизнью и творчеством известного детского писателя Бориса Житкова. Задачи:  обобщить   знания   учащихся   о   произведениях   Б.С.   Житкова, проверить   умение   ориентироваться   в   прочитанных   произведениях, формировать положительную мотивацию к обучению и активную жизненную позицию, прививать любовь и интерес к книгам, формировать навыки работы в формате сотрудничества и воспитывать уважение к мнению других. знакомство с биографией Бориса Житкова ­ презентация; викторина по произведениям Б. Житкова; обзор книг; просмотр мультфильма «Пудя», 2008 г.  План мероприятия:     Реквизит:     Предварительная  подготовка:  Детям  даётся задание прочитать рассказы Бориса Житкова. экран, проектор, ноутбук; книжная выставка; презентация; музыкальное сопровождение: В.А. Моцарт «Ближе к мечте» Ход урока: Библиотекарь : ­   Ребята,   здравствуйте!   Я   рада     приветствовать   вас   в   библиотеке.   Наша встреча необычная, сегодня мы будем знакомиться с жизнью и творчеством замечательного детского писателя Бориса Житкова, у которого в этом году юбилей – 135 лет со дня рождения.  ­ А начнём мы наше путешествие по удивительному миру Б. Житкова с его биографии. Но это будет не просто биография, с которой вы знакомились на уроке   чтения.   Сейчас   мы   услышим   о   некоторых   интересных   страницах   из жизни писателя. ­   Многие   моменты   вам   пригодятся   во   время   викторины,   когда   вы   будете работать в группах и соревноваться. Итак, внимание на экран.  (фон – В.А.Моцарт «Ближе к мечте») Библиотекарь : Море, море….  Вот оно какое! С небом обнимается, солнцу улыбается! Очень любил море один маленький мальчик, будущий русский писатель Борис Степанович Житков. Может быть оттого, что вырос он в Одессе   городе, построенном у самого Чёрного моря. ‒ А родился Борис в городе Новгороде, но детство своё провёл в Одессе. С детства окружали Житкова океанские пароходы, корабли и лодки. И бегал Борис   по   всем   пароходам,   спускался   в   машинное   отделение,   играл   с ребятишками   детьми матросов. А по вечерам катался с отцом на лодке в море. ‒ Сначала Борис Житков учился дома. Потом поступил в гимназию. В гимназии учился в одном классе с мальчиком по имени Коля Корнейчуков, который, когда   вырос,   стал   известным   детским   писателем   Корнеем   Ивановичем Чуковским.   Потом   Борис   Житков   учился   в   университете,   где   принимал участие в гонках яхт. Гонка яхт или (рег та)   это соревнование по водному спорту, между яхтами или другими видами морского транспорта. ─ аа Потом Борис Житков работал: моряком, химиком, учителем, строил корабли. И   даже   совершил   кругосветное   плавание.   Он   побывал   в   Европе,   Африке, Индии   и   Японии.   Интересовался   парусниками   и   даже   сдал   экзамен   на штурмана   дальнего   плавания.   Чтобы   научиться   строить   корабли,   окончил кораблестроительный  институт.  Летом 1912  года  сбылась  заветная  мечта‒ первое   кругосветное   плавание   на   учебно­грузовом   судне.  Европа,  Африка, Индия и Япония. Такое не забывается! А   вот   писать   стал   поздно.   Сорок   лет   ему   исполнилось,   когда   появилась первая книга. И писал о том, что сам видел и пережил. Один за другими стали появляться всё новые и новые книги. Вот книги о морских приключениях, мужественных моряках, о лётчиках и о самом море. Красивое и спокойное море в шторм может стать страшным. «Злое море»   так назвал Борис Житков один из своих рассказов, в котором семеро русских матросов погибли. ‒   «синеглазы»   из   рассказа   «Урок   географии». А   ещё   есть   такой   народ   «Чёрные» они, «курчавые» и такие отважные, что на «двух брёвнах, сбитых двумя перемычками» выходят под парусами в океан за рыбой». ‒ Писал   Житков   и   о   животных.   Очень   умело   пишет   он   о   братьях   наших меньших, вызывая у читателей ответственность за них, интерес к загадкам природы и стремление к добру. Вот умный и заботливый слон ("Про слона"), и преданный хозяину волк ("Про волка"), и храбрая обезьянка, которая жила в доме Житковых ("Про обезьяну"). А вот рассказ про беспризорную кошку, которая   «пришла   из   города,   раскопала   пошире   кроличью   нору,   кроликов выгнала и стала жить по дикому». А вот «Храбрый утёнок», который прогнал стрекозу. И ещё много рассказов про животных написал Борис Житков. Есть у Бориса Житкова книги о науке и технике для детей. Рассказывается в них как сделать звонок, лук, самолёт, как ток подаётся в города, о работе типографии, где книги печатают. Герои   рассказов   замечательного   русского   писателя   Бориса   Степановича Житкова,   учат   быть   сильным   и   смелым,   не   бояться   трудностей,   помогать людям и дорожить дружбой. 10 октября 1938 г. Борис Степанович Житков ушел из жизни. Но он успел так много и талантливо, как редко кому удавалось. Осталось наследство: почти двести рассказов, повестей, статей.…  И по сей день Борис Житков – один из наиболее издаваемых авторов. Его книги можно встретить во всех детских библиотеках страны. Библиотекарь:  Ребята, предыдущая неделя была посвящена знакомству с  произведениями Бориса Житкова, вы прочли много его книг, и сегодня мы  проверим ваши знания и проведем небольшую викторину. Готовы поиграть? Только не перебивайте друг друга, чтобы ответить, обязательно поднимайте  руку. Задание 1 1. Мне очень интересно, какие произведения Бориса Житкова вы прочитали? Какие из них, вам больше всего понравились?  (Выступления детей) 2.   Как   называется   рассказ   Бориса   Житкова,   главным   героем   которого является медведь? (Зоосад, Медведь, А Мишка вовсе не косолапый) 3. Из какой книги Житкова можно узнать обо всем на свете?   («Что я видел») 4.   О   каких   животных,   кроме   меня,   конечно,   вы   узнали   из   книг   Бориса Житкова? (Дикобраз, пеликан, орел, ослик, мишки, зебра, слоны, тигр, лев, орангутанг, макаки, павлин, кенгуру, крокодил, утконос) 5. Назовите самую большую птицу.   (Страус) 6. Что такое храбрость? Приведите примеры из прочитанных книг.  (Ответы детей) 7. Какой юбилей со дня рождения Житкова отмечают читатели 12  сентября 2017 года?   (135 лет со дня рождения) А сейчас для вас еще одно небольшое испытание. Начнем? Вам предстоит отгадать название рассказа по отрывку из текста. Внимание на экран. Задание 2 1. Кусты плотные, колючие, стеной растут. А он через них, как через бурьян ­ только ветки похрустывают, ­ перелез и пошёл к лесу. Остановился около дерева, взял хоботом ветку и пригнул ребятам. Те сейчас же повскакали на ноги, схватились за ветку и что­то с неё обирают. ( «Про слона»)    2. Дело было к дождю, и ласточки реяли у самой земли. А в яме, в засаде, поджидала кошка. Часами сидела она вся на взводе, как курок: ждала, пока ласточка   чиркнет   над   самой   ямой.   Хап!   ­   и   цапнет   лапой   на   лету. («Беспризорная кошка»)    3.   На   другое   утро   хозяйка,   как   всегда,   поставила   на   землю   тарелку   с рублеными яйцами и ушла. ­ Ну, смотрите, ­ сейчас я буду драться с вашей стрекозой. («Храбрый утенок») 4. ….. встал на все четыре лапы и насторожился. Он почти весь состоял из головы – как будто морда на четырёх ножках, и морда вся эта состояла из пасти, а пасть из зубов. («Про Волка») 5.   Лазала   она,   как   обезьяна;   у   неё   лапки,   как   ручки.   Цепкие,   ловкие, проворные. Она совсем меня не боялась. Я выпустил её на палубу погулять, на солнце. Она сразу по­хозяйски всё обнюхала и бегала по палубе так, будто она и сроду нигде больше не была и тут её дом. («Мангуста») 6. Головка у неё маленькая, собачья, стоит и кулачками пошевеливает ­ и около самой фуражки. Тут распорядитель махнул рукой, и барабан в оркестре ударил дробь. («Кенгура») 7. «Мальчик взял сеточку ­ плетёный сачок ­ и пошёл на озеро рыбу ловить. Первой   поймал   он   голубую   рыбку.   Голубую,   блестящую,   с   красными перышками, с круглыми глазками. Глазки ­ как пуговки. А хвостик у рыбки ­ совсем   как   шёлковый:   голубенький,   тоненький,   золотые   волоски.   Взял мальчик   кружечку,   маленькую   кружечку   из   тонкого   стекла.   Зачерпнул   из озера водицы в кружечку ­ пусть плавает пока рыбка...»    («Кружечка под елочкой») Молодцы ребята, отлично справились с заданиями. Надеюсь, вы поняли, что рассказы Бориса Степановича Житкова о животных говорят читателю, о том, как важно не просто любить животных и любоваться ими, но и понимать их, и уметь с ними общаться, ухаживать за ними и нести за них ответственность. Наберитесь   терпения,   впереди   вас   ждет   сюрприз,   а   пока,   еще   немного поговорим   о   книгах.  Я   расскажу   вам   о   произведениях   детских   писателей, надеюсь что, представленные книги вам захочется поскорее прочитать. Мы сегодня уже говорили, какое огромное количество произведений написал Борис Житков, но с особенной любовью и трепетом он рассказывал о пестром мире всего живого. Если вам понравились его рассказы о природе и животных, тогда   вам   обязательно   нужно   прочитать   книги,   которые   представлены   на нашей   выставке.   Добрые   и   веселые   сказки   и   рассказы,   знакомящие   с таинственным и привлекательным миром животных, где открывается для нас, что­то новое и удивительное, написаны и другими писателями. О жизни животных в своих замечательных рассказах и сказках знакомит нас Виталий Бианки, в своей книге «Лесные происшествия». Всё   свое   творчество   посвятил   природе   Николай   Иванович   Сладков, представляем вам сборник «Бюро лесных услуг», в который вошли рассказы «Как   Медведя   переворачивали»,   «Лесные   тайнички»,   «Медовый   дождь»   и многие другие. Вы читали книгу «Серая шейка»? Этот известный рассказ написал Дмитрий Наркисович Мамин ­ Сибиряк. Сказки он начал писать для своей маленькой дочки, увлекся творчеством для детей и создал множество рассказов и сказок. Обязательно познакомьтесь со сборником «Рассказы старого охотника». О повадках животных, дружбе человека и зверя нам также рассказывают Вера Чаплина, Евгений Чарушин,  Михаил Пришвин». А   теперь   для   вас   сюрприз,   предлагаю     вам   посмотреть   замечательный мультфильм «Пудя», который создан по мотивам рассказа Бориса Житкова. Просмотр мультфильма «Пудя» Библиотекарь : Замечательный   рассказ,   хотя   и   немного   грустный,   заставил,     наверное, каждого из вас задуматься, что трусость и предательство ­ некрасивые черты характера.   Посмотрев   мультфильм,   с   переживанием     и   сочувствием   к невиновному, каждый  из  вас, я надеюсь, сделал  правильный  вывод –  быть честным и справедливым.  Домашнее задание: А теперь запишите задание на дом, у каждого из вас появилась возможность проявить   себя   в   качестве   художника.   И   сегодня   вашим   заданием   будет   ­ подумать и нарисовать иллюстрации для произведений Б. Житкова. Заключительное  слово:  ­ И так, сегодня мы с вами вспомнили о Борисе Степановиче Житкове – о человеке­путешественнике,   о   его   вкладе   в   разных   профессиях,   о   его замечательных   детских   книгах   и   близких   героях.   Надеюсь,   что   если   ваш взгляд остановиться на книге этого автора, ваша рука обязательно потянется за   ней,   и   вы   вновь   с   удовольствием   окунётесь   в   мир   приключений   Б.   С. Житкова. Список используемой литературы: 1. Б.С. Житков:[биография]. www.krugosvet.ru  2. Житков Борис Степанович//Кто есть кто. – М. Слово, Олма­Пресс, 2003.  3. Ильчук, Надежда. Житков Борис Степанович. http://www.bibliogid.ru/. 4. Глоцер В. О Борисе Житкове// Житков Б.С. Избранное. ­ Краткий очерк   жизни и творчества. – М.: Просвещение, 1989. 5. Детская литература: Учебное пособие для уч­ся пед.уч­щ./В.П. Аникин и  др.; ­ Под ред. Е.Е. Зубаревой. – 3­е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. 6. Черненко, Г. Две жизни Бориса Житкова//Я познаю мир: Литература. ­ Б.С.  Житков. ­ М., 2000.­С.: 181­184. 7. Житков Борис Степанович. http://videouroki. net 8. Любые издания книг Б. Житкова.

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Библиотечный урок