Библиотека в системе научных коммуникаций
Оценка 4.7

Библиотека в системе научных коммуникаций

Оценка 4.7
Документация
docx
другое
8 кл—11 кл +1
14.04.2022
Библиотека в системе научных коммуникаций
Основная цель деятельности библиотек - удовлетворение информационных потребностей пользователей - реализуется посредством осуществления коммуникации между документом и пользователем, поэтому данную функцию резонно назвать коммуникационной. Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно-временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.
Мартынова Е.Д. Библиотека в системе научных коммуникаций.docx

Библиотека в системе научных коммуникаций

 

Под влиянием интенсивного внедрения информационных технологий система научных коммуникаций меняет свою структуру, появляются новые средства коммуникаций. При этом научные коммуникации становятся все более важным механизмом развития науки. Будучи вне системы коммуникаций, исследователь может перестать ориентироваться – находится ли он на переднем крае или на периферии развития современной науки.

Основная цель деятельности библиотек - удовлетворение информационных потребностей пользователей - реализуется посредством осуществления коммуникации между документом и пользователем, поэтому данную функцию резонно назвать коммуникационной. Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно-временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документом массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь с библиотекарем.

Библиотека выполняет также коммуникационную функцию, когда организует процесс коммуникации непосредственно между пользователями, минуя процесс создания документов. В этом случае часть пользователей, являющихся носителями социально значимой информации, одновременно выступает и в качестве реальных или потенциальных авторов документов.

Данный вид коммуникации осуществляется во время проведения разнообразных мероприятий (встреч, дискуссий, «круглых столов», конференций и иных) с участием ученых, писателей, поэтов, политиков и других обладателей интересующей пользователей библиотеки информации. Названные мероприятия, как правило, сочетают в себе устное общение с применением различных видов документов. Они характерны для библиотек разных типов, однако формы их проведения разнообразны и специфичны. Так, в публичных библиотеках эти мероприятия чаще связаны с ознакомлением с художественными литературными произведениями и другими видами искусства, встречами с писателями, режиссерами, композиторами, обсуждением актуальных социальных вопросов с политиками, экономистами, юристами, организацией свободного времени пользователей.

Профессиональная интеграция российских учёных в мировое научное сообщество не превышает 40 %. Причин тут много, начиная от финансовых трудностей, заканчивая не сложившейся информационной культурой.

Коммуникации ученых в пределах своей области знаний превышают 80%, но при взаимодействии со смежными областями они уже составляют менее 30%. Эти цифры свидетельствуют об изолированности научных сотрудников, ориентации только на уровень замкнутой коммуникационной системы. В то время как развитие постнеклассической науки предполагает, что эффективность исследований, внесение инновационных идей возможны на стыке наук, различных областей знаний. Иными словами на лицо два существенных обстоятельства: невысокий уровень интегрированности в мировую систему научных коммуникаций и некая обособленность, замкнутость в ограниченной коммуникационной среде.

Есть еще обстоятельства, непосредственно связанные с библиотеками, и так или иначе влияющие на всю систему научной коммуникации.

Свыше 60% ученых используют библиотеки (преимущественно – научные и библиотеки вузов) как источники информации. Эта цифра настраивает на оптимистический лад, однако обращаемость документов в библиотеках составляет 1,5 (стандарт ИФЛА –5). Согласно рекомендациям ИФЛА фонды должны обновляться в течение каждых 10 лет на 2/3. В них должно присутствовать не менее 10% изданий, вышедших за 2 последних года, и не менее 30% за последние 5 лет. К сожалению, эти рекомендации не всегда могут быть реализованы в наших библиотеках. Приблизительно 50% изданий, имеющихся в фондах библиотек, среди которых справочная, научная, деловая литература, имеют возраст свыше 20 лет. Эти данные еще раз свидетельствуют о том, что фонды наших библиотек устарели.

Издательства Российской Федерации в 2004 году выпустили около 90 тысяч названий книг, в 2005 – 95, 5 тысяч, то есть прирост названий книг по сравнению с прошлыми годами составил 8 – 12 тысяч. При этом общий тираж составляет чуть менее 700 млн. книг, а это предполагает, что на душу приходится 5 книг (в Европе – 11 –12, в СССР до 1991 года –11 книг).

Несмотря на, казалось бы, положительные сдвиги в формировании издательских показателей, есть и негативный момент: среди издаваемых книг резко сократилось количество научной литературы. 2/3 печатной продукции научные издательства делают на заказ в ущерб научной книге. Научная литература издается в среднем в количестве 17 тысяч названий в год. 70 % всей издаваемой научной литературы приходится на издательства Москвы и Санкт-Петербурга, и только 30 % на региональные издательства.

Сбыт книг в библиотеки РФ составляет 10 % от общего количества изданий. Из 30 % региональных научных изданий, которые в основном являются малотиражными, в лучшем случае 10 – 15 % попадает в федеральные национальные библиотеки, в другие библиотеки страны эти издания не поступят никогда. Это и есть существование в замкнутом коммуникационном пространстве. Если в ряде областей библиотеки наладили контакты с региональными издательствами, то на общегосударственном уровне этот вопрос остается нерешенным.

Обращение к электронным сетям в научной среде колеблется от 6 до 40%, в зависимости от области научных знаний, географической расположенности научных учреждений, возраста ученых, степени владения иностранными языками и т.д. Тем не менее, отмечается устойчивая тенденция, свидетельствующая об увеличении доли компьютерных сетей в системе коммуникаций.

Все выше перечисленные обстоятельства, в своей совокупности, ставят перед библиотеками и органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности библиотек, принципиально новые задачи.

Несмотря на огромные возможности Интернета, библиотеки остаются основным хранилищем, а также наиболее надежным и стабильным коммуникационным каналом научных знаний.

Библиотеки имеют в своем распоряжении не только издания в печатной форме, но и электронные издания, в том числе – сетевые, которые библиотеки отбирают, систематизируют, архивируют, обеспечивают адекватное отражение, предоставляют в пользование на основе определенных систем навигации.

Признавая первостепенную значимость проблем, связанных с комплектованием фондов библиотек и их сохранности, обратим все же внимание на освоение и распространение электронных средств коммуникации.

Бесспорно, что новые средства научных коммуникаций увеличивают потенциальную возможность расширения профессиональных контактов, влияют на развитие самого характера научной деятельности.

Некоторые исследователи считают, что новые средства электронных коммуникаций вовлекают в коммуникационную среду тех, кто находится на периферии научного сообщества, чей научный статус еще не очевиден, т.е. речь идет о распространении научного знания в обществе за счет развития пользовательской среды.

Главная задача, стоящая перед библиотеками в контексте развития коммуникаций, заключается в обеспечении доступности достоверной и качественной информации и научных знаний.

Ключом к достижению означенной задачи является использование современных средств научных коммуникаций: баз данных, электронных публикаций, электронных библиотек, электронных коллекций, сайтов и др.

Базы данных, содержащие библиографическую и реферативно–библиографическую информацию, создаваемые в библиотеках, помимо выполнения информационных функций, могут быть использованы для оценки развития науки как социальной системы.

Как известно, публикации в научной литературе служат главным механизмом оповещения научного сообщества о результатах научных исследований. В настоящее время электронные публикации сосуществуют наравне с печатными, но уже все более интенсивно способствуют распространению знаний в обществе благодаря своей доступности. Библиотеки традиционно обеспечивают не только доступ к информации о существующих публикациях через системы каталогов, базы данных, электронные реферативные и библиографические издания, электронные дайджесты, но и содействуют процессу создания системы публикаций самих научных работ путем их размещения на сайтах, включения в электронные библиотеки. Процесс этот постепенно набирает силу.

Таким образом, библиотеки располагают всеми возможностями, чтобы предоставлять на своих сайтах ученым платформу для научных публикаций. Обращаемость к сайтам библиотек довольно высока, так как они могут предоставить гарантию точности воспроизведения оригинальных текстов, соблюдение авторских прав. Очень важно, чтобы появление научных публикаций на сайтах библиотек считалось престижным для научных сотрудников. Для достижения этого необходимо налаживать коммуникации с научным сообществом – вузами, научно-исследовательскими институтами, при этом сайты могли бы быть тематическими. Проблема авторского права может быть преодолена при заключении договоров с авторами, как это, например, делается в РГБ при создании электронной библиотеки диссертаций.

Речь идет о необходимости создания на базе библиотек легитимного, бесперебойно функционирующего, обновляемого, профессионально структурированного коммуникационного средства для распространения научной информации и знаний в информационном пространстве, повышения уровня профессионального общения ученых. Это, безусловно, система электронных ресурсов, которые могут быть организованы в форме электронных публикаций и представлены в электронных библиотеках, на сайтах.

Электронная библиотека, создаваемая при поддержке государства – наиболее эффективная форма информационно – библиотечного обеспечения науки, интеграции ресурсов.

РГБ выступила с инициативой создать национальную электронную библиотеку. Этот проект успешно реализуется совместно с РНБ при поддержке Роскультуры. Цель Национальной электронной библиотеки (НЭБ) – формирование централизованного электронного фонда документов, в который другие библиотеки, организации и частные лица могут передавать электронные копии публикаций для их постоянного хранения, обновления и предоставления доступа. Частью НЭБ является Электронная библиотека диссертаций (ЭБД). В рамках проекта создается фонд электронных диссертаций, которые доступны для читателей не только в залах РГБ, но и за ее пределами. В настоящее время открыто 173 виртуальных зала диссертаций по всей стране и в ряде других странах СНГ.

Ежегодное пополнение Электронной библиотеки диссертаций составляет 30000 оцифрованных текстов (сегодня объем национальной электронной библиотеки - около 82000, а объем электронной библиотеки РГБ - около 109 тыс. документов.). Электронная библиотека диссертаций является одним из важных элементов в системе научных коммуникаций, способствующих своевременному информированию пользователей, расширению коммуникативной среды ученых, распространению научных знаний, их популяризации.

Электронные коллекции, входящие в массив электронных библиотек или существующие в форме баз данных, наиболее последовательно формируются в библиотеках. Цель их, помимо обеспечения сохранности, состоит в предоставлении открытого доступа к полнотекстовым ресурсам широкому кругу пользователей. Особую значимость электронные коллекции имеют для социально-гуманитарного знания. В настоящее время эти ресурсы рассеяны в сети и доступ к ним весьма трудоемок. Одной из попыток преодолеть эту разрозненность является учреждение Российской ассоциации создателей электронных библиотек, предпринятой по инициативе РГБ в рамках проекта создания национальной электронной библиотеки. Среди многочисленных задач, стоящих перед ассоциацией – «Обеспечение устойчивого взаимодействия образовательных, научных, культурно-просветительных организаций, органов НТИ и библиотек при реализации проектов, направленных на формирование электронных коллекций; формирование среды, обеспечивающей взаимодействие и оперативное обсуждение актуальных общих проблем».

Вопросам научной коммуникации в электронной среде и месте библиотеки в ней посвящено немало исследований. Прогнозы - взаимоисключающие, от самых неблагоприятных, по отношению к библиотеке, до весьма оптимистичных.

В настоящее время в библиотечном научном сообществе идет работа над формированием вероятностных моделей развития библиотек в коммуникационной среде.

Например:

·        Библиотеки утрачивают свое значение для потенциальных пользователей как коммуникационный канал в электронной среде. Существуют самые крайние суждения («Новое книжное обозрение») – «Библиотеки или мертвы или парализованы».

·        Библиотеки доминируют в обеспечении доступа к электронным ресурсам, информации и знаниям на основе интенсивного внедрения информационных технологий и благодаря своей стабильности как коммуникационного канала, легитимности, доверия к ним граждан

·        Библиотеки занимают паритетное место в системе коммуникаций наряду с другими участниками коммуникационных процессов.

То, какая модель будет воспринята и востребована обществом, зависит от многих факторов. Стабильность работы библиотеки, ее надежность как коммуникационного канала, уверенное, постепенное завоевание всего места в информационном пространстве, доверие населения – все это свидетельствует в пользу библиотек.

Тенденция объединения информационных ресурсов библиотек на внутригосударственном и международном уровне (достаточно упомянуть систему LIBER, LIBWEB, LIBNET, RUSLANET, а также OCLC – интерактивный компьютерный библиотечный центр, TEL – Европейская электронная библиотека и др.) – очень серьезное обстоятельство, позволяющее с надеждой смотреть на будущее библиотек. Это связано с тем. что корпоративность при формировании информационных ресурсов повышает уровень полноты предоставляемой информации и обеспечивает большие возможности пользователям по ее доступности. (Только упомянутый электронный каталог Центра OCLC располагает более, чем 35 млн. записей).

Таким образом, у современных библиотек есть потенциальные и реальные возможности для позитивного развития в системе коммуникаций. Не последнее место в, наборе факторов занимает позиция государственных органов, регулирующих библиотечную деятельность.

Совместные усилия библиотек и органов управления в сфере культуры могли бы переломить ситуацию и направить библиотеки по оптимистичному сценарию развития.


 

Библиотека в системе научных коммуникаций

Библиотека в системе научных коммуникаций

Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы

Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы

Так, в публичных библиотеках эти мероприятия чаще связаны с ознакомлением с художественными литературными произведениями и другими видами искусства, встречами с писателями, режиссерами, композиторами, обсуждением актуальных…

Так, в публичных библиотеках эти мероприятия чаще связаны с ознакомлением с художественными литературными произведениями и другими видами искусства, встречами с писателями, режиссерами, композиторами, обсуждением актуальных…

Эти данные еще раз свидетельствуют о том, что фонды наших библиотек устарели

Эти данные еще раз свидетельствуют о том, что фонды наших библиотек устарели

Все выше перечисленные обстоятельства, в своей совокупности, ставят перед библиотеками и органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности библиотек, принципиально новые задачи

Все выше перечисленные обстоятельства, в своей совокупности, ставят перед библиотеками и органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности библиотек, принципиально новые задачи

Базы данных, содержащие библиографическую и реферативно–библиографическую информацию, создаваемые в библиотеках, помимо выполнения информационных функций, могут быть использованы для оценки развития науки как социальной системы

Базы данных, содержащие библиографическую и реферативно–библиографическую информацию, создаваемые в библиотеках, помимо выполнения информационных функций, могут быть использованы для оценки развития науки как социальной системы

Это, безусловно, система электронных ресурсов, которые могут быть организованы в форме электронных публикаций и представлены в электронных библиотеках, на сайтах

Это, безусловно, система электронных ресурсов, которые могут быть организованы в форме электронных публикаций и представлены в электронных библиотеках, на сайтах

Особую значимость электронные коллекции имеют для социально-гуманитарного знания

Особую значимость электронные коллекции имеют для социально-гуманитарного знания

Библиотеки занимают паритетное место в системе коммуникаций наряду с другими участниками коммуникационных процессов

Библиотеки занимают паритетное место в системе коммуникаций наряду с другими участниками коммуникационных процессов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2022