Тема: Октябрьская революция 1917 года – историческое, экономическое и культурное значение
Цели:
Образовательные: обобщить знания учащихся о причинах, основных событиях и значении российской революций 1917 года.; подвести учащихся к пониманию, осознанию исторической и экономической закономерности Октябрьской революции, ее объективных и субъективных предпосылок; создать условия для осознания учащимися эпохальности данного события.
Развивающие: сформировать умения сравнивать, анализировать, аргументировать или опровергать спорные утверждения; воспитывать способности всесторонне оценивать изучаемый материал, воспринимать альтернативные взгляды на экономические и культурные события; построить логическую связь между событиями революции, показать их преемственность.
Воспитательные: способствовать воспитанию стремления осознанно воспринимать прошлое на основе анализа мотивов поведения людей; способствовать дальнейшему развитию чувства уважения и интереса к истории своей страны; формировать навыки самоконтроля, межличностного и группового взаимодействия.
Форма проведения: бинарный урок
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения (схемы, сообщения, презентации, видеоролики), репродуктивный, эвристический
Формы работы: вступительное слово преподавателя экономики, фронтальная беседа с учащимися, изложение нового материала преподавателями в сочетании с самостоятельным выполнением заданий по инструкциям, общее обсуждение и формулировка выводов проблемных заданий и вопросов.
Межпредметные связи: история, экономика, обществознание, литература, правоведение
Обеспеченность занятия: проектор, компьютер, презентация, отрывки из видеофильмов, стихотворения,
ПЛАН УРОКА:
1. Экономическое положение царской России в начале ХХ века и причины свержения монархии
2. Обобщение событий революционного 1917 года в истории России
3. Формирование новой государственности
4. Отображение революционных событий в произведениях русской литературы начала ХХ века
ХОД УРОКА:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный урок.
В этот день ровно сто лет назад 7 ноября 1917 года (или 25 октября по старому стилю) произошло событие, которое коренным образом повлияло не только на развитие России и всего мира, но и во многом определила политическую, экономическую, социальную картину XX века, повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории.
Речь Ленина – видео (14с)
В России произошла Октябрьская революция. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков РСДРП (б) (Российская социал-демократическая партия большевиков), ведомая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий). В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного, страну возглавило пролетарское правительство.
Наша задача сегодня – понять причины этого крупнейшего политического события ХХ века, в результате которого началась Гражданская война в России, было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики (РСДРП (б)).
Мы не стремимся дать оценку тем событиям, но мы не вправе отказаться и от нашей истории – какой бы она не была. А тот народ, который не знает свою историю – в будущем обречен. Поэтому главная цель нашего занятия –это не столько изучение самих событий, сколько попытаться рассмотреть проблемы связанные с ним и последствия.
Чтобы прочувствовать настроение населения, нужно погрузиться в обстановку того времени, мы ее изучали на предыдущих уроках экономики, обществознания, истории и литературы. Вы получили групповые задания – подготовить сообщения по блокам. И сейчас, мы с вами, рассмотрим с экономической точки зрения положение России в начале ХХ века.
Какова была Россия тогда? Мощная европейская держава с успешно развивающейся экономикой или, как говориться, колос на глиняных ногах? Ответ на этот вопрос заключается, прежде всего в том, чтобы прояснить положение с экономическим развитием России 100 лет назад. Представляла ли тогда Россия быстро развивающуюся экономику или была одной из беднейших стран Европы? Это ключевой вопрос для нашего современного мировоззрения. В ответе на него сталкиваются многие полярные точки зрения или подходы.
Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции и её последствий для страны. Для одних это была национальная катастрофа, перечеркнувшая естественный ход развития предреволюционной России и приведшая к гражданской войне, отставанию от других государств и установлению в России тоталитарной системы правления (либо, наоборот, к гибели Великой России как империи). Для других Октябрьская революция – величайшее прогрессивное событие в истории человечества, оказавшее огромное влияние на весь мир, а России позволившее выбрать некапиталистический прогрессивный путь развития, вырвать Россию из вековой отсталости, обеспечить невиданные ранее темпы роста экономики, науки, промышленности и сельского хозяйства, ликвидировать феодальные пережитки и непосредственно в 1917 году спасшее её от катастрофы.
Давайте обратимся к фактам. Слово предоставляется учащейся
Из доклада видно, что все было хорошо. Так напрашиваются вопросы – почему же все-таки произошла Октябрьская революция? Каковы были ее главные цели? Кто стоял у истоков революции? И могло ли случится так, что революции можно было бы избежать?
Слово предоставляется преподавателю истории
Причины революции
Цели октябрьской революции 1917 года
Главный девиз социалистической революции 1917 года «Каждому по потребностям, от каждого по труду»
Лозунги революции
Объективные причины Октябрьской революции 1917 года
Субъективные причины Октябрьской революции 1917 года
Методы построения нового общества
Октябрьская революция 1917 г. положила начало периоду формирования и практического опробования нового типа хозяйственной организации общества - государственного монополизма, тяготеющего к концентрации управленческих и контролирующих функций в руках государственного аппарата. Взяв власть в свои руки, большевики в 1917-1918 гг. предпринимали попытки реализации наиболее радикальных идей управления государственной экономикой, тем более, что объективная необходимость экономической стабилизации, преодоления хаоса войны и разрухи формально совпадала с программными установками партии по замене рыночной стихии народнохозяйственной планомерностью.
Разработка плана создания основ социалистической экономики принадлежала В.И.Ленину и была предпринята в ряде его работ и выступлений. Суть его состояла в стремлении наиболее полно реализовать те тенденции общественного производства, которые, как считал Ленин, обрекали капитализм на гибель. Сущность ленинского плана заключалась во всемерном развитии производительных сил социализма на базе крупной машинной индустрии. На первый план выдвигалась задача организации всенародного контроля и учета над производством и распределением продуктов. Важным условием создания основ социалистической экономики Ленин считал достижение более высокой по сравнению с капитализмом производительности труда, основанной на личной заинтересованности рабочих в успешной работе принадлежащих им предприятий.
Более детально этот вопрос осветит нам преподаватель спецдисцплин
Революции не возникают беспричинно, без объективных и субъективных предпосылок. Интеллигенция была рядом с теми, кто приближал революцию. Как же она её приняла? Отражало ли общественное мнение предчувствие революции, бунта, чего-то непредсказуемого для развития страны? Нашло ли это отражение в русской литературе? Рассмотрим этот вопрос на примере творчества изучаемых нами писателей.
Слово предоставляется литературоведам во главе с преподавателем литературы
Поэты о революции
Не только в ссылках, эмиграции, подполье готовилась русская революция. В салонах, в поэтических кафе, в редакциях эстетских журналов мечтали о революции, призывали ее. И Серебряный век перьями своих лучших поэтов готовил для нее психологическое (и идеологическое) обеспечение.
В 1905-1907 годах свои вязанки дров к революционному костру споро несли Гиппиус, Мережковский, Сологуб и многие другие. Когда началась Мировая война, поэты (опять же в большинстве) оказались пацифистами, что тоже способствовало росту их революционных настроений. Революцию ждали, революцию хотели. И даже странно, что один только Маяковский почти угадал в 1915-м: «Где глаз людей обрывается куцо/ Главой голодных орд/ в терновом венке революций/ грядет шестнадцатый год».
Чтобы петь революцию, вовсе необязательно было вступать в ряды большевиков. Из больших поэтов, кстати, был партийным опять же Маяковский, ставший членом РСДРП(б) в 1908-м. И Брюсов, получивший партбилет уже в 1919-м. Да и не в партийности было дело. Хотелось свободы, обновления, перемен. А то и лихого разгула, как у футуриста Василия Каменского: «Сарынь на кичку! Ядреный лапоть/ Чеши затылок у перса-пса./ Зачнем с низовья/ Хватать царапать/ И шкуру драть/ Парчу с купца./ Сарынь на кичку!/ Кистень за пояс./ В башке зудит/ Разгул до дна./ Свисти – глуши,/ Зевай — раздайся!/ Слепая стерва — не попадайся! / Вввва!». Это удалое «Вввва!» можно расценивать как красочный уголовный фермент в психологии нации. А при желании – как чисто литературную игру и дионисийский восторг, по Ницше.
Тогда в России все читали Ницше. Он был «крестным отцом» Серебряного века» и в этом качестве осенял благородным светом уголовные порывы и настроения. Блок, как и Ницше, страстно уповал на «варварские массы», «более свежие», чем цивилизованные люди. Как и Ницше, он ставил на «дух музыки» и призывал «слушать ту великую музыку будущего, звуками которой наполнен воздух, и не выискивать отдельных визгливых и фальшивых нот в величавом реве и звоне мирового оркестра» — музыку Революции.
Для Андрея Белого революция — это «Мировая Мистерия», теургическое средство изменения мира: «Сначала источник бьет грязно; и косность земли взлетает сначала в струе, но струя очищается, революционное очищение – организация хаоса в гибкость движения новорождаемых форм». Он верил: распятая Россия воскреснет, как Христос, со славою. И принимал Советы депутатов за начало соборной радости.
«Крестьянский поэт» Клюев, вопреки своему сусальному облику, был по-революционному агрессивен, по-большевистски жесток и беспощаден. Он сочинял революционные песни: «За Землю, за Волю, за Хлеб трудовой/ Идем мы на битву с врагами». Искренне восхищался Лениным: «Есть в Ленине Керженский дух,/ Игуменский окрик в декретах,/ Как будто истоки разрух/ Он ищет в поморских ответах». Что, возможно, и соответствовало истине. Упивался кощунством: «Убийца красный святей потира…». Потом диктатура пролетариата окончательно разрушит его мечту о Древней Руси, а сам он сгинет в нетях ГУЛАГа.
Во времена революции многие пророчили. «Верю и знаю, что нынешняя лихорадка России на пользу… — пишет Ходасевич в письме 15 декабря 1917 года. — Будет у нас честная трудовая страна умных людей, ибо умен только тот, кто трудится…». Тогда же, в декабре, в стихотворении «Путем зерна» он поэтически формулирует свое отношение к Великой Октябрьской социалистической:
И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, —
Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти путем зерна.
Сам Ходасевич, правда, «путем зерна» идти не захотел и вскоре эмигрировал. Успев сказать (в письме к тому же адресату): «Быть большевиком не плохо и не стыдно. Говорю прямо: многое в большевизме мне глубоко по сердцу».
Что до эксцессов, то о них сказал тоже Блок: «Что же вы думали? Что революция — идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ — паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит?..»
Но не все испытывали восторг, слушая музыку революции в исполнении большевиков. Эренбург в музыке революции слышал «крики убиваемых, пьяный смех, треск револьверов, винтовок, пулеметов, плач «подайте хлебушка, милостивец»,… много голосов, но нет среди них радостного…» Осуждал большевиков и Горький: «Реформаторам из Смольного нет дела до России, они хладнокровно обрекают ее в жертву своей грезе о всемирной или европейской революции».
Бальмонт приветствовал Февраль, но «хаос» и «ураган сумасшествия» Октября привели его в ужас. Он как-то сразу понял, точнее – ощутил, что большевики – носители разрушительного начала, подавляющие личность.
Пастернак сравнивал две революции не в пользу Октябрьской:
Теперь ты — бунт. Теперь ты — топки полыханье.
И чад в котельной, где на головы котлов
Пред взрывом плещет ад Балтийскою лоханью
Людскую кровь, мозги и пьяный флотский блев.
Для Гиппиус (и Мережковского) Октябрь был «предательством и святотатством». «Как скользки улицы отвратные,/ Какая стыдь!/ Как в эти дни невероятные/ Позорно — жить!/ Лежим, заплёваны и связаны/ По всем углам./ Плевки матросские размазаны/ У нас по лбам».
Волошин в ноябре 1917-го, как бы в ответ на блоковского «чародея», пишет о «бездомной, гулящей, хмельной, во Христе юродивой Руси»: «Поддалась лихому подговору,/ Отдалась разбойнику и вору,/ Подожгла посады и хлеба,/ Разорила древнее жилище,/ И пошла поруганной и нищей/ И рабой последнего раба».
Октябрьскую революцию он воспринял как судьбоносную грандиозную мистерию, но без всякого восторга. Революция обострила его дар – чутким стало его восприятие, горестно точным – его слово:
С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах…
Мандельштам тоже принял Февраль и поэтому вначале осуждал Октябрь вкупе с Лениным: «Когда октябрьский нам готовил временщик/ Ярмо насилия и злобы,/ И ощетинился убийца-броневик/ И пулеметчик низколобый/ — Керенского распять! – потребовал солдат,/ И злая чернь рукоплескала…». Однако чуть позже он уже воспевал «народного вождя» в темных (если не сказать — двусмысленных) стихах, но всё-таки воспевал:
…Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
В ком сердце есть – тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет.
Цветаева говорила: «Самое главное с первой секунды Революции понять: всё пропало. Тогда – всё легко!». Она напрочь отказывала революции в музыкальности. Не приняла Февраль: «И проходят – цвета пепла и песка — / Революционные войска./…… Нету лиц у них и нет имен, — / Песен нету!». Октябрь ощутила как конец всему: «Идет по луговинам лития./ Таинственная книга бытия/ Российского – где судьбы мира скрыты -/ дочитана и наглухо закрыта./ И рыщет ветер, рыщет по степи:/ — Россия! – мученица! – С миром – спи!»
Революция, помимо прочих измерений, была сражением «мы» против «я», коллективного против личности. Кто победил – известно.
Часть и целое, индивид и коллектив, гражданин и государство – всем этим антиномиям предстояло разрешиться в пользу большего. И вот что интересно. Революция разрушала до основания прежние формы государственности, чтобы на новом месте возникло «более государственное государство» (Мережковский), объявившее себя диктатурой пролетариата.
Кроме русского мессианства, в приятии революции огромную роль сыграл и русский коллективизм (иногда его называют соборностью). Поэты – индивидуалисты и бунтари! – слишком уж охотно готовы были слиться с чем-то большим, чем собственное «Я», раствориться в массе, коммуне, государстве, партии. Возможно, их завораживала эстетика больших чисел. Или они поддавались напору, энергии стихии. Или просто поэты были инфантильны.
Ода революции
Владимир Владимирович Маяковский
Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя ещё звали?
Как обернешься ещё, двуликая?
Стройной постройкой,
грудой развалин?
Машинисту,
пылью угля овеянному,
шахтёру, пробивающему толщи руд,
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человечий труд.
А завтра
Блаженный *
стропила соборовы
тщетно возносит, пощаду моля,
твоих шестидюймовок тупорылые боровы
взрывают тысячелетия Кремля.
«Слава». *
Хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! —
и моё,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная! —
Николай Асеев
Это революция
Революция — это ревы улиц,
это топот толп, прочтенный вслух.
Только в революцию можно стать под пули,
грудью их отвеяв, словно пух.
Революция — это души настежь!
Сердце сбило всех обид замки,
и в пустые ребра, как очей ни застишь,
небо набивает синевы комки.
Революция! Кто сказал, что труд встал?
Что сегодня найден трудный путь?
Революция — именем беспутства —
спины повелела разогнуть.
Революция — это праздник праздных,
тем, кто не у дел был — даль привет:
только в революцию за дело казни,
за безделье ж казней нет!
Революция! Это сразу радость,
это без отказу — все зараз!
В темном переулке — это завтра — крадусь,
а сегодня солнца — тысяч глаз.
В темном переулке я тебя забуду —
петля ли у шеи, сталь ли у виска,
революция! Но сегодня всюду,
всю до переулка тебя искать.
Вывод:
Мы никогда не узнаем, что стало бы с Россией, если бы не случилось Великой Октябрьской социалистической революции. Но мы знаем, что принесли России коммунисты, марксисты, троцкисты, меньшевики, эсеры, большевики и прочие.
Да, среди них были разные люди. Между ними были споры, была борьба, перед ними стояли сложные задачи, у них было много врагов, внутренних и внешних. В итоге пролилось немало крови, пострадало немало людей, которые не должны были пострадать. Сегодня мы знаем, кто пострадал незаслуженно, а кто получил по заслугам. Но смогли бы мы сами лучше разобраться в ситуации и принять более правильные решения, окажись на месте руководства молодой советской республики?
Покажите государство, которое строилось без ошибок без несправедливо осуждённых, без жертв! На протяжении веков монархи казнили или отправляли в монастыри членов своих семей — чем это было лучше? Была ли бескровной французская революция?
Была ли бескровной история Германии, Испании в первой половине 20-го века?
Говорить, что советская власть в первые двадцать лет была более жестокой, кровавой и деспотичной, чем власти других европейских государств, могут лишь те, кто не знает историю или пытается преднамеренно исказить её.
Отрицать ошибки и трагичные эпизоды ранней советской истории — глупо; но ещё глупее — утверждать, что другая власть избежала бы ошибок, войн и репрессий. А вот смогла бы другая власть добиться тех же успехов, которых добилась советская власть за 70 лет?
Октябрьская революция, безусловно, оказала огромное влияние на мировую историю, в частности - на социально-экономическое развитие человечества. Причем влияние это было двояким:
Во-первых, после революции и Гражданской войны на обломках Российской империи возникло принципиально новое по своему типу государство - Советский Союз. До этого в мире не было ни одного крупного государства, провозгласившего курс на строительство социализма. Ни в одной стране мира до этого не была реализована советская модель управления (насколько она работала в СССР - вопрос отдельный, но раньше никому не удавалось хотя бы выстроить организованную и устойчивую систему Советов). Также относительным новшеством была однопартийная система и последовательное внедрение плановой экономики.
Во-вторых, хотя этот факт менее очевиден, Октябрьская революция и возникновение затем СССР сильно повлияли на социально-экономическое развитие в странах Запада и косвенно привели к возникновению социального государства. Европейская буржуазия осознала, что если вовремя не остановиться и не пойти на уступки рабочему движению, может произойти взрыв, подобный тому, который произошел в России в 17-м году. В свою очередь, многие европейские социалисты, увидев последствия Октябрьской революции, стали все больше склоняться к эволюционному пути преобразований и легальной борьбе за права трудящихся. Все это в конечном итоге привело к возникновению модели государства всеобщего благосостояния. Таким образом, можно сказать, что Октябрьская революция прямо или косвенно привела к возникновению сразу двух новых социально-экономических моделей и двух новых типов государства.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.