ФЁРС, ДЖОН РУПЕРТ (Firth, John Rupert) (1890–1960), также Фирс, английский лингвист, основатель и ведущий представитель Лондонской лингвистической школы. Наряду с А.Гардинером Фёрс был крупнейшим британским лингвистом-теоретиком, более того, в основном именно благодаря его усилиям в стране возникла школа теоретической лингвистики (ранее Великобритания была известна лишь фонетикой, компаративистикой и традициями изучения восточных языков). Наиболее значительными научными результатами Фёрса были создание концепции просодемы и расширение принимаемых во внимание при описании языка просодических признаков, а также введение понятия контекста ситуации и создание контекстуальной теории значения, изучающей зависимость значения от культуры, традиций, конкретных обстоятельств коммуникации и т.д., причем Фёрс положил начало весьма детальному исследованию таких контекстов и особенностей речевого взаимодействия в различных ситуациях, что в дальнейшем повлияло на современные исследования дискурса.реферат
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Факультет лингвистики и перевода
Кафедра теории и практики английского языка
РЕФЕРАТ
«Дж.Р. Ферс»
по дисциплине
«Общее языкознание и история лингвистических учений»
Выполнила студентка
Жаукина Сауле Алимовна
академическая группа ЛМАГ104
курс 1Челябинск
2017 год
ФЁРС, ДЖОН РУПЕРТ (Firth, John Rupert) (1890–1960), также Фирс,
английский лингвист, основатель и ведущий представитель Лондонской
лингвистической школы. Родился 17 июня 1890 в Кигли (гр. Йоркшир).
Первую научную степень получил по истории, непродолжительное время
занимался преподаванием истории, однако после военной службы в Африке
начал работать в качестве сотрудника Индийской образовательной службы и с
1920 по 1928 преподавал английский язык в Панджабском университете в
Лахоре (Британская Индия, ныне Пакистан). С 1928 до выхода в отставку в
1956 преподавал в Лондонском университете на отделении фонетики, а с 1944
заведовал первой в Великобритании кафедрой общей лингвистики. С 1932
работал в Школе восточных исследований (позднее – Школе восточных и
африканских исследований) в Лондоне, с 1938 – ее штатный сотрудник, с
1941 возглавлял там же отдел лингвистики и фонетики. Читал лекции в
Египте, Пакистане и США. Умер Фёрс в Линдфилде (гр. Сассекс) 14 декабря
1960.
Наряду с А.Гардинером Фёрс был крупнейшим британским лингвистом
теоретиком, более того, в основном именно благодаря его усилиям в стране
возникла школа теоретической лингвистики (ранее Великобритания была
известна лишь фонетикой, компаративистикой и традициями изучения
восточных языков). Наиболее значительными научными результатами Фёрса
были создание концепции просодемы и расширение принимаемых во внимание
при описании языка просодических признаков, а также введение понятия
контекста ситуации и создание контекстуальной теории значения, изучающей
зависимость значения от культуры, традиций, конкретных обстоятельств
коммуникации и т.д., причем Фёрс положил начало весьма детальному
исследованию таких контекстов и особенностей речевого взаимодействия вразличных ситуациях, что в дальнейшем повлияло на современные
исследования дискурса.
Фёрс был также автором работ по языкам Океании и др. Публиковался он
мало; из двух его книг – Речь (Speech, 1930) и Языки людей (The Tongues of
Men) вторая была популярной, а монографического описания своих основных
двух теорий он так и не оставил. В наибольшей степени его теоретическая
концепция представлена в книге Статьи по лингвистике (Papers in
Linguistics, 1951), включившей работы Фёрса за 1934–1951. Многие идеи
Фёрса были развиты М.А.К.Хэллидеем и школой системнофункциональной
лингвистики.
Джон Руперт Фёрс (18901960) – преподаватель английского языка в
Пенджабском университете (Индия), в Университетском колледже Лондона, а
также преподаватель общей лингвистики Школы ориенталистики и
африканистики при Лондонском университете. Он сыграл важную роль в
становлении лингвистики как самостоятельной дисциплины, а также известен
своими оригинальными исследованиями в области фонологии, семантики и
теории перевода.
Основной интерес для Фёрса как для лингвиста представляли 4 темы:
представление о том, что изучение «значения» и «контекста» должно занимать
центральное место в лингвистике; рассмотрение спорных вопросов истории
лингвистики; фонология, в частности – работа над моделью, получившей
лингвистические описания и
название «просодический анализ»;
энциклопедические статьи об индийских и южноазиатских языках, в том числе
об их орфографии и фонологии.Фёрс отрицал существование какихлибо различий между «языком» и
«говорением» (как это делал до него Ф. де Соссюр), а также между
«компетенцией» и «речепроизводством» (как это делал уже после него
И.Хомский), поскольку для Фёрса язык не являлся самостоятельной
сущностью и, следовательно, не заслуживал изучения как отдельная
ментальная система.
Напротив, Фёрс, в полном соответствии с господствующими в то время
бихевиористскими и позитивистскими идеями, рассматривал язык как
последовательность событий, как способ ‘осуществления действий» –
переходя к заключению о том, что лингвисты должны уделять свое внимание
именно «речевым событиям». Тем самым Фёрс отвергал общее представление
о том, что речевые акты интересны для лингвистов лишь как способ
получения доступа к ‘истинному’ объекту исследований – лежащим в их
основе грамматическим системам.
Поскольку речевые акты осуществляются в реальных контекстах, Фёрс
утверждал, что их значение определяется в равной степени как
последовательностью составляющих их звуков, так и реальной ситуацией, в
которой эти звуки были произнесены. Эта теория, смешивающая речевой акт с
физически присутствующими при этом объектами для выявления истинного
значения сказанного, получила известность как «контекстуальная теория
значения». Представления Фёрса о значении и смысле получили развитие в его
статье под вводящим в заблуждение названием «Техника семантики» (1935).
На самом деле, главное внимание в этой статье уделено истории
употребления
термина ‘семантика’ и изучению значения как
лингвистического явления. Кроме того, Фёрс опубликовал ряд статей о
фонологии гуджарати, телугу, бирманского и тамильского языков.Незадолго до своей смерти Фёрс был признан центральной фигурой в
современной британской лингвистике. Он стал президентом Филологического
общества и был удостоен нескольких почетных научных степеней,
опубликовал более 40 статей. Многие лингвисты (главным образом,
последователи «прикладного» направления) открыто признают труды Фёрса
источниками своего вдохновения. Его представления о значении и контексте
активно используются в анализе дискурса, корпусной лингвистике и
социолингвистике.
А ряд его фундаментальных идей взял на вооружение М. Халлидей –
основатель системной функциональной лингвистики. Как и Фёрс, Халлидей
рассматривает функцию языка в грамматическом контексте, уделяя особое
внимание таким лингвистическим системам, как парадигматические наборы
вариантов. Активно используются и фонологические концепции Фёрса – в
частности, широкое признание получило его трактовка автономной фонемы
как несостоятельного объекта.
ЛОНДОНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
ЛОНДОНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА одно из направлений
структурной лингвистики. Сформировалась в 1930е годы в Лондонском
университете, наиболее активный период деятельности школы относится к
1950м годам. Основатель и крупнейший представитель школы – Дж.Р.Фёрс,
другие лингвисты, относимые к Лондонской лингвистической школе, –
У.Аллен (р. 1911), Р.Робинс (р. 1921), В.Хаас (р. 1912), Ф.Палмер (р. 1922); в
рамках этой школы начиналась деятельность одного из ведущих европейских
функционалистов последней трети 20 в. М.А.К.Хэллидея.Кроме идей Ф. де Соссюра, на становление идей школы повлияли концепции
британского фонетиста конца 19 – начала 20 в. Г.Суита (1845–1912) и
антрополога Б.Малиновского (1884–1942). Лингвисты Лондонской школы
стремились к выработке принципов синхронного анализа конкретных языков
различного строя, отвергая подход глоссематики как слишком абстрактный.
С Пражским лингвистическим кружком Лондонскую школу сближало
представление о языке как значащей деятельности, а также представлении о
целенаправленности языка, впоследствии развитое Хэллидеем. От других
направлений структурализма Лондонская лингвистическая школа отличалась
критическим отношением к восходящей к Ф. де Соссюру концепции
двусторонности знака; согласно Дж.Фёрсу, нет необходимости выделять в
качестве особых план содержания и план выражения и разграничивать
формальный и семантический анализ.
Центральным для лингвистики, согласно положениям Лондонской школы,
является изучение значения. Значение той или иной лингвистической формы
может быть вскрыто лишь на основе анализа ее употребления. В связи с этим
вводится понятие контекста ситуации, включающее в себя наряду с
предметом речи признаки участников речевого акта и последствия этого акта.
Значение той или иной формы определяется через ее контекст, или
контекстуализацию. Контекстуализация на лексическом уровне – это
типичное лексическое окружение (коллокация); контекстуализация на
грамматическом уровне – набор связанных с данной формой грамматических
категорий (коллигация). Таким образом, в Лондонской лингвистической
школе изучение значения той или иной единицы языка сводится прежде всего
к анализу ее окружения.
Лондонская лингвистическая школа уделяла большое внимание проблеме
выделения языковых единиц. В области фонологии ее представители
критиковали другие направления структурализма за трактовку всехфонологических явлений исключительно в терминах фонемы, указывая, что
такой подход не применим ко многим языкам, в частности к языкам
Восточной и ЮгоВосточной Азии. В связи с этим вводилось понятие
просодемы – особой единицы, накладывающейся на фонему или группу
фонем: для тех или иных языков выделялись просодемы назальности,
глоттальности и т.д. Особо рассматривались функции слога. В области
грамматики наряду с морфемами Лондонская лингвистическая школа изучала
свойства слов и словосочетаний. Лингвистам Лондонской школы был
свойствен также интерес к изучению функционирования языка в социуме.
Из всех направлений структурализма Лондонская школа была в наибольшей
степени ориентирована на изучение конкретных, в том числе малоизученных
языков, одним из ее центров была Школа восточных и африканских
исследований в Лондоне. Р.Робинс известен работами по истории
лингвистики. М.А.К.Хэллидей со временем вышел за рамки Лондонской
школы, создав свое собственное научное направление, получившее название
«системной лингвистики».Литература:
1. Фёрс Дж.Р. Техника семантики. – В кн.: Новое в лингвистике, вып. 2.
М., 1962
2. Кубрякова Е.С. Из истории английского структурализма.
Лондонская лингвистическая школа. – В кн.: Основные направления
структурализма. М., 1964
3. Халлидей М.А.К. Лингвистическая функция и литературный стиль. –
В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. 9. М., 1980