Биография Дж.Р.Фёрса
Оценка 4.6

Биография Дж.Р.Фёрса

Оценка 4.6
Домашнее обучение +2
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
28.04.2017
Биография Дж.Р.Фёрса
ФЁРС, ДЖОН РУПЕРТ (Firth, John Rupert) (1890–1960), также Фирс, английский лингвист, основатель и ведущий представитель Лондонской лингвистической школы. Наряду с А.Гардинером Фёрс был крупнейшим британским лингвистом-теоретиком, более того, в основном именно благодаря его усилиям в стране возникла школа теоретической лингвистики (ранее Великобритания была известна лишь фонетикой, компаративистикой и традициями изучения восточных языков). Наиболее значительными научными результатами Фёрса были создание концепции просодемы и расширение принимаемых во внимание при описании языка просодических признаков, а также введение понятия контекста ситуации и создание контекстуальной теории значения, изучающей зависимость значения от культуры, традиций, конкретных обстоятельств коммуникации и т.д., причем Фёрс положил начало весьма детальному исследованию таких контекстов и особенностей речевого взаимодействия в различных ситуациях, что в дальнейшем повлияло на современные исследования дискурса.реферат
Жаукина С.А.реферат Дж.Р. Ферс ИЛУ.docx
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет»  Факультет лингвистики и перевода Кафедра теории и практики английского языка РЕФЕРАТ «Дж.Р. Ферс» по дисциплине  «Общее языкознание и история лингвистических учений»                                     Выполнила студентка                                                                                        Жаукина Сауле Алимовна                             академическая группа ЛМАГ­104  курс 1 Челябинск  2017 год ФЁРС, ДЖОН РУПЕРТ (Firth, John Rupert) (1890–1960), также Фирс,  английский лингвист, основатель и ведущий представитель Лондонской  лингвистической школы. Родился 17 июня 1890 в Кигли (гр. Йоркшир).  Первую научную степень получил по истории, непродолжительное время  занимался преподаванием истории, однако после военной службы в Африке  начал работать в качестве сотрудника Индийской образовательной службы и с 1920 по 1928 преподавал английский язык в Панджабском университете в  Лахоре (Британская Индия, ныне Пакистан). С 1928 до выхода в отставку в  1956 преподавал в Лондонском университете на отделении фонетики, а с 1944 заведовал первой в Великобритании кафедрой общей лингвистики. С 1932  работал в Школе восточных исследований (позднее – Школе восточных и  африканских исследований) в Лондоне, с 1938 – ее штатный сотрудник, с  1941 возглавлял там же отдел лингвистики и фонетики. Читал лекции в  Египте, Пакистане и США. Умер Фёрс в Линдфилде (гр. Сассекс) 14 декабря  1960. Наряду с А.Гардинером Фёрс был крупнейшим британским лингвистом­ теоретиком, более того, в основном именно благодаря его усилиям в стране  возникла школа теоретической лингвистики (ранее Великобритания была  известна лишь фонетикой, компаративистикой и традициями изучения  восточных языков). Наиболее значительными научными результатами Фёрса  были создание концепции просодемы и расширение принимаемых во внимание при описании языка просодических признаков, а также введение понятия  контекста ситуации и создание контекстуальной теории значения, изучающей  зависимость значения от культуры, традиций, конкретных обстоятельств  коммуникации и т.д., причем Фёрс положил начало весьма детальному  исследованию таких контекстов и особенностей речевого взаимодействия в различных ситуациях, что в дальнейшем повлияло на современные  исследования дискурса. Фёрс был также автором работ по языкам Океании и др. Публиковался он  мало; из двух его книг – Речь (Speech, 1930) и Языки людей (The Tongues of  Men) вторая была популярной, а монографического описания своих основных  двух теорий он так и не оставил. В наибольшей степени его теоретическая  концепция представлена в книге Статьи по лингвистике (Papers in  Linguistics, 1951), включившей работы Фёрса за 1934–1951. Многие идеи  Фёрса были развиты М.А.К.Хэллидеем и школой системно­функциональной  лингвистики. Джон   Руперт   Фёрс   (1890­1960)   –   преподаватель   английского   языка   в Пенджабском университете (Индия), в Университетском колледже Лондона, а также   преподаватель   общей   лингвистики   Школы   ориенталистики   и африканистики   при   Лондонском   университете.   Он   сыграл   важную   роль   в становлении лингвистики как самостоятельной дисциплины, а также известен своими оригинальными исследованиями в области фонологии, семантики и теории перевода. Основной   интерес   для   Фёрса   как   для   лингвиста   представляли   4   темы: представление о том, что изучение «значения» и «контекста» должно занимать центральное место в лингвистике; рассмотрение спорных вопросов истории лингвистики;   фонология,   в   частности   –   работа   над   моделью,   получившей   лингвистические   описания   и название   «просодический   анализ»; энциклопедические статьи об индийских и южноазиатских языках, в том числе об их орфографии и фонологии. Фёрс   отрицал   существование   каких­либо   различий   между   «языком»   и «говорением»   (как   это   делал   до   него   Ф.   де   Соссюр),   а   также   между «компетенцией»   и   «речепроизводством»   (как   это   делал   уже   после   него И.Хомский),   поскольку   для   Фёрса   язык   не   являлся   самостоятельной сущностью   и,   следовательно,   не   заслуживал   изучения   как   отдельная ментальная система. Напротив,   Фёрс,   в   полном   соответствии   с   господствующими   в   то   время  бихевиористскими   и   позитивистскими   идеями,   рассматривал   язык   как последовательность   событий,   как   способ   ‘осуществления   действий»   – переходя к заключению о том, что лингвисты должны уделять свое внимание именно «речевым событиям». Тем самым Фёрс отвергал общее представление о   том,   что   речевые   акты   интересны   для   лингвистов   лишь   как   способ получения   доступа   к   ‘истинному’   объекту   исследований   –   лежащим   в   их основе грамматическим системам. Поскольку   речевые   акты   осуществляются   в   реальных   контекстах,   Фёрс утверждал,   что   их   значение   определяется   в   равной   степени   как последовательностью составляющих их звуков, так и реальной ситуацией, в которой эти звуки были произнесены. Эта теория, смешивающая речевой акт с физически присутствующими при этом объектами для выявления истинного значения   сказанного,   получила   известность   как   «контекстуальная   теория значения». Представления Фёрса о значении и смысле получили развитие в его статье под вводящим в заблуждение названием «Техника семантики» (1935). На   самом   деле,   главное   внимание   в   этой   статье   уделено   истории употребления   термина   ‘семантика’   и   изучению   значения   как лингвистического   явления.   Кроме   того,   Фёрс   опубликовал   ряд   статей   о фонологии гуджарати, телугу, бирманского и тамильского языков. Незадолго   до   своей   смерти   Фёрс   был   признан   центральной   фигурой   в современной британской лингвистике. Он стал президентом Филологического общества   и   был   удостоен   нескольких   почетных   научных   степеней, опубликовал   более   40   статей.   Многие   лингвисты   (главным   образом, последователи «прикладного» направления) открыто признают труды Фёрса источниками своего вдохновения. Его представления о значении и контексте активно   используются   в   анализе   дискурса,   корпусной   лингвистике   и социолингвистике. А   ряд   его   фундаментальных   идей   взял   на   вооружение   М.   Халлидей   – основатель системной функциональной лингвистики. Как и Фёрс, Халлидей рассматривает функцию языка в грамматическом контексте, уделяя особое внимание таким лингвистическим системам, как парадигматические наборы вариантов.  Активно   используются   и   фонологические   концепции   Фёрса  –  в частности, широкое признание получило его трактовка автономной фонемы как несостоятельного объекта. ЛОНДОНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЛОНДОНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ­  одно из направлений  структурной лингвистики. Сформировалась в 1930­е годы в Лондонском  университете, наиболее активный период деятельности школы относится к  1950­м годам. Основатель и крупнейший представитель школы – Дж.Р.Фёрс,  другие лингвисты, относимые к Лондонской лингвистической школе, –  У.Аллен (р. 1911), Р.Робинс (р. 1921), В.Хаас (р. 1912), Ф.Палмер (р. 1922); в  рамках этой школы начиналась деятельность одного из ведущих европейских  функционалистов последней трети 20 в. М.А.К.Хэллидея. Кроме идей Ф. де Соссюра, на становление идей школы повлияли концепции  британского фонетиста конца 19 – начала 20 в. Г.Суита (1845–1912) и  антрополога Б.Малиновского (1884–1942). Лингвисты Лондонской школы  стремились к выработке принципов синхронного анализа конкретных языков  различного строя, отвергая подход глоссематики как слишком абстрактный.  С Пражским лингвистическим кружком Лондонскую школу сближало  представление о языке как значащей деятельности, а также представлении о  целенаправленности языка, впоследствии развитое Хэллидеем. От других  направлений структурализма Лондонская лингвистическая школа отличалась  критическим отношением к восходящей к Ф. де Соссюру концепции  двусторонности знака; согласно Дж.Фёрсу, нет необходимости выделять в  качестве особых план содержания и план выражения и разграничивать  формальный и семантический анализ. Центральным для лингвистики, согласно положениям Лондонской школы,  является изучение значения. Значение той или иной лингвистической формы  может быть вскрыто лишь на основе анализа ее употребления. В связи с этим  вводится понятие контекста ситуации, включающее в себя наряду с  предметом речи признаки участников речевого акта и последствия этого акта. Значение той или иной формы определяется через ее контекст, или  контекстуализацию. Контекстуализация на лексическом уровне – это  типичное лексическое окружение (коллокация); контекстуализация на  грамматическом уровне – набор связанных с данной формой грамматических  категорий (коллигация). Таким образом, в Лондонской лингвистической  школе изучение значения той или иной единицы языка сводится прежде всего  к анализу ее окружения. Лондонская лингвистическая школа уделяла большое внимание проблеме  выделения языковых единиц. В области фонологии ее представители  критиковали другие направления структурализма за трактовку всех фонологических явлений исключительно в терминах фонемы, указывая, что  такой подход не применим ко многим языкам, в частности к языкам  Восточной и Юго­Восточной Азии. В связи с этим вводилось понятие  просодемы – особой единицы, накладывающейся на фонему или группу  фонем: для тех или иных языков выделялись просодемы назальности,  глоттальности и т.д. Особо рассматривались функции слога. В области  грамматики наряду с морфемами Лондонская лингвистическая школа изучала свойства слов и словосочетаний. Лингвистам Лондонской школы был  свойствен также интерес к изучению функционирования языка в социуме. Из всех направлений структурализма Лондонская школа была в наибольшей  степени ориентирована на изучение конкретных, в том числе малоизученных  языков, одним из ее центров была Школа восточных и африканских  исследований в Лондоне. Р.Робинс известен работами по истории  лингвистики. М.А.К.Хэллидей со временем вышел за рамки Лондонской  школы, создав свое собственное научное направление, получившее название  «системной лингвистики». Литература: 1. Фёрс Дж.Р. Техника семантики. – В кн.: Новое в лингвистике, вып. 2.  М., 1962 2. Кубрякова Е.С. Из истории английского структурализма.  Лондонская лингвистическая школа. – В кн.: Основные направления  структурализма. М., 1964 3. Халлидей М.А.К. Лингвистическая функция и литературный стиль. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. 9. М., 1980

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса

Биография Дж.Р.Фёрса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017