Биография Дж.Р.Фёрса

  • Лекции
  • Научные работы
  • Домашнее обучение
  • docx
  • 28.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ФЁРС, ДЖОН РУПЕРТ (Firth, John Rupert) (1890–1960), также Фирс, английский лингвист, основатель и ведущий представитель Лондонской лингвистической школы. Наряду с А.Гардинером Фёрс был крупнейшим британским лингвистом-теоретиком, более того, в основном именно благодаря его усилиям в стране возникла школа теоретической лингвистики (ранее Великобритания была известна лишь фонетикой, компаративистикой и традициями изучения восточных языков). Наиболее значительными научными результатами Фёрса были создание концепции просодемы и расширение принимаемых во внимание при описании языка просодических признаков, а также введение понятия контекста ситуации и создание контекстуальной теории значения, изучающей зависимость значения от культуры, традиций, конкретных обстоятельств коммуникации и т.д., причем Фёрс положил начало весьма детальному исследованию таких контекстов и особенностей речевого взаимодействия в различных ситуациях, что в дальнейшем повлияло на современные исследования дискурса.реферат
Иконка файла материала Жаукина С.А.реферат Дж.Р. Ферс ИЛУ.docx
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет»  Факультет лингвистики и перевода Кафедра теории и практики английского языка РЕФЕРАТ «Дж.Р. Ферс» по дисциплине  «Общее языкознание и история лингвистических учений»                                     Выполнила студентка                                                                                        Жаукина Сауле Алимовна                             академическая группа ЛМАГ­104  курс 1Челябинск  2017 год ФЁРС, ДЖОН РУПЕРТ (Firth, John Rupert) (1890–1960), также Фирс,  английский лингвист, основатель и ведущий представитель Лондонской  лингвистической школы. Родился 17 июня 1890 в Кигли (гр. Йоркшир).  Первую научную степень получил по истории, непродолжительное время  занимался преподаванием истории, однако после военной службы в Африке  начал работать в качестве сотрудника Индийской образовательной службы и с 1920 по 1928 преподавал английский язык в Панджабском университете в  Лахоре (Британская Индия, ныне Пакистан). С 1928 до выхода в отставку в  1956 преподавал в Лондонском университете на отделении фонетики, а с 1944 заведовал первой в Великобритании кафедрой общей лингвистики. С 1932  работал в Школе восточных исследований (позднее – Школе восточных и  африканских исследований) в Лондоне, с 1938 – ее штатный сотрудник, с  1941 возглавлял там же отдел лингвистики и фонетики. Читал лекции в  Египте, Пакистане и США. Умер Фёрс в Линдфилде (гр. Сассекс) 14 декабря  1960. Наряду с А.Гардинером Фёрс был крупнейшим британским лингвистом­ теоретиком, более того, в основном именно благодаря его усилиям в стране  возникла школа теоретической лингвистики (ранее Великобритания была  известна лишь фонетикой, компаративистикой и традициями изучения  восточных языков). Наиболее значительными научными результатами Фёрса  были создание концепции просодемы и расширение принимаемых во внимание при описании языка просодических признаков, а также введение понятия  контекста ситуации и создание контекстуальной теории значения, изучающей  зависимость значения от культуры, традиций, конкретных обстоятельств  коммуникации и т.д., причем Фёрс положил начало весьма детальному  исследованию таких контекстов и особенностей речевого взаимодействия вразличных ситуациях, что в дальнейшем повлияло на современные  исследования дискурса. Фёрс был также автором работ по языкам Океании и др. Публиковался он  мало; из двух его книг – Речь (Speech, 1930) и Языки людей (The Tongues of  Men) вторая была популярной, а монографического описания своих основных  двух теорий он так и не оставил. В наибольшей степени его теоретическая  концепция представлена в книге Статьи по лингвистике (Papers in  Linguistics, 1951), включившей работы Фёрса за 1934–1951. Многие идеи  Фёрса были развиты М.А.К.Хэллидеем и школой системно­функциональной  лингвистики. Джон   Руперт   Фёрс   (1890­1960)   –   преподаватель   английского   языка   в Пенджабском университете (Индия), в Университетском колледже Лондона, а также   преподаватель   общей   лингвистики   Школы   ориенталистики   и африканистики   при   Лондонском   университете.   Он   сыграл   важную   роль   в становлении лингвистики как самостоятельной дисциплины, а также известен своими оригинальными исследованиями в области фонологии, семантики и теории перевода. Основной   интерес   для   Фёрса   как   для   лингвиста   представляли   4   темы: представление о том, что изучение «значения» и «контекста» должно занимать центральное место в лингвистике; рассмотрение спорных вопросов истории лингвистики;   фонология,   в   частности   –   работа   над   моделью,   получившей   лингвистические   описания   и название   «просодический   анализ»; энциклопедические статьи об индийских и южноазиатских языках, в том числе об их орфографии и фонологии.Фёрс   отрицал   существование   каких­либо   различий   между   «языком»   и «говорением»   (как   это   делал   до   него   Ф.   де   Соссюр),   а   также   между «компетенцией»   и   «речепроизводством»   (как   это   делал   уже   после   него И.Хомский),   поскольку   для   Фёрса   язык   не   являлся   самостоятельной сущностью   и,   следовательно,   не   заслуживал   изучения   как   отдельная ментальная система. Напротив,   Фёрс,   в   полном   соответствии   с   господствующими   в   то   время  бихевиористскими   и   позитивистскими   идеями,   рассматривал   язык   как последовательность   событий,   как   способ   ‘осуществления   действий»   – переходя к заключению о том, что лингвисты должны уделять свое внимание именно «речевым событиям». Тем самым Фёрс отвергал общее представление о   том,   что   речевые   акты   интересны   для   лингвистов   лишь   как   способ получения   доступа   к   ‘истинному’   объекту   исследований   –   лежащим   в   их основе грамматическим системам. Поскольку   речевые   акты   осуществляются   в   реальных   контекстах,   Фёрс утверждал,   что   их   значение   определяется   в   равной   степени   как последовательностью составляющих их звуков, так и реальной ситуацией, в которой эти звуки были произнесены. Эта теория, смешивающая речевой акт с физически присутствующими при этом объектами для выявления истинного значения   сказанного,   получила   известность   как   «контекстуальная   теория значения». Представления Фёрса о значении и смысле получили развитие в его статье под вводящим в заблуждение названием «Техника семантики» (1935). На   самом   деле,   главное   внимание   в   этой   статье   уделено   истории употребления   термина   ‘семантика’   и   изучению   значения   как лингвистического   явления.   Кроме   того,   Фёрс   опубликовал   ряд   статей   о фонологии гуджарати, телугу, бирманского и тамильского языков.Незадолго   до   своей   смерти   Фёрс   был   признан   центральной   фигурой   в современной британской лингвистике. Он стал президентом Филологического общества   и   был   удостоен   нескольких   почетных   научных   степеней, опубликовал   более   40   статей.   Многие   лингвисты   (главным   образом, последователи «прикладного» направления) открыто признают труды Фёрса источниками своего вдохновения. Его представления о значении и контексте активно   используются   в   анализе   дискурса,   корпусной   лингвистике   и социолингвистике. А   ряд   его   фундаментальных   идей   взял   на   вооружение   М.   Халлидей   – основатель системной функциональной лингвистики. Как и Фёрс, Халлидей рассматривает функцию языка в грамматическом контексте, уделяя особое внимание таким лингвистическим системам, как парадигматические наборы вариантов.  Активно   используются   и   фонологические   концепции   Фёрса  –  в частности, широкое признание получило его трактовка автономной фонемы как несостоятельного объекта. ЛОНДОНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЛОНДОНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ­  одно из направлений  структурной лингвистики. Сформировалась в 1930­е годы в Лондонском  университете, наиболее активный период деятельности школы относится к  1950­м годам. Основатель и крупнейший представитель школы – Дж.Р.Фёрс,  другие лингвисты, относимые к Лондонской лингвистической школе, –  У.Аллен (р. 1911), Р.Робинс (р. 1921), В.Хаас (р. 1912), Ф.Палмер (р. 1922); в  рамках этой школы начиналась деятельность одного из ведущих европейских  функционалистов последней трети 20 в. М.А.К.Хэллидея.Кроме идей Ф. де Соссюра, на становление идей школы повлияли концепции  британского фонетиста конца 19 – начала 20 в. Г.Суита (1845–1912) и  антрополога Б.Малиновского (1884–1942). Лингвисты Лондонской школы  стремились к выработке принципов синхронного анализа конкретных языков  различного строя, отвергая подход глоссематики как слишком абстрактный.  С Пражским лингвистическим кружком Лондонскую школу сближало  представление о языке как значащей деятельности, а также представлении о  целенаправленности языка, впоследствии развитое Хэллидеем. От других  направлений структурализма Лондонская лингвистическая школа отличалась  критическим отношением к восходящей к Ф. де Соссюру концепции  двусторонности знака; согласно Дж.Фёрсу, нет необходимости выделять в  качестве особых план содержания и план выражения и разграничивать  формальный и семантический анализ. Центральным для лингвистики, согласно положениям Лондонской школы,  является изучение значения. Значение той или иной лингвистической формы  может быть вскрыто лишь на основе анализа ее употребления. В связи с этим  вводится понятие контекста ситуации, включающее в себя наряду с  предметом речи признаки участников речевого акта и последствия этого акта. Значение той или иной формы определяется через ее контекст, или  контекстуализацию. Контекстуализация на лексическом уровне – это  типичное лексическое окружение (коллокация); контекстуализация на  грамматическом уровне – набор связанных с данной формой грамматических  категорий (коллигация). Таким образом, в Лондонской лингвистической  школе изучение значения той или иной единицы языка сводится прежде всего  к анализу ее окружения. Лондонская лингвистическая школа уделяла большое внимание проблеме  выделения языковых единиц. В области фонологии ее представители  критиковали другие направления структурализма за трактовку всехфонологических явлений исключительно в терминах фонемы, указывая, что  такой подход не применим ко многим языкам, в частности к языкам  Восточной и Юго­Восточной Азии. В связи с этим вводилось понятие  просодемы – особой единицы, накладывающейся на фонему или группу  фонем: для тех или иных языков выделялись просодемы назальности,  глоттальности и т.д. Особо рассматривались функции слога. В области  грамматики наряду с морфемами Лондонская лингвистическая школа изучала свойства слов и словосочетаний. Лингвистам Лондонской школы был  свойствен также интерес к изучению функционирования языка в социуме. Из всех направлений структурализма Лондонская школа была в наибольшей  степени ориентирована на изучение конкретных, в том числе малоизученных  языков, одним из ее центров была Школа восточных и африканских  исследований в Лондоне. Р.Робинс известен работами по истории  лингвистики. М.А.К.Хэллидей со временем вышел за рамки Лондонской  школы, создав свое собственное научное направление, получившее название  «системной лингвистики».Литература: 1. Фёрс Дж.Р. Техника семантики. – В кн.: Новое в лингвистике, вып. 2.  М., 1962 2. Кубрякова Е.С. Из истории английского структурализма.  Лондонская лингвистическая школа. – В кн.: Основные направления  структурализма. М., 1964 3. Халлидей М.А.К. Лингвистическая функция и литературный стиль. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. 9. М., 1980