«Биологическая оценка качества почвы»

  • pdf
  • 10.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Konspekt_biologicheskaya_otsenka_kachestva_pochvy_-_kopia.pdf

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования 

"Дворец творчества детей и молодежи" города Магнитогорска

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Занимательная экология» ПО ТЕМЕ:

«Биологическая оценка качества почвы»

(для обучающихся 8-14 лет)

 

 

 

 

Автор-составитель: 

Латыпова Зиля Шарифулловна, педагог дополнительного образования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2024

Пояснительная записка

Занятие «Биологическая оценка качества почвы» входит в раздел «Биоиндикации»

Почва — это верхний плодородный слой земли. Почва состоит из различных компонентов: песка, глины, перегноя, воздуха, воды. Также неотъемлемая часть почвы — живые организмы:  животные, растения (их корни), грибы, бактерии, лишайники. Песок и глина — твёрдая часть почвы, её основа. Плодородие–  это способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, в оздухе и др. Благодаря этому почва участвует в возобновлении биомассы, в том числе и урожая сельскохозяйственных культур. Различают естественное и искусственное плодородие. Естественное плодородие образуется в результате длительного процесса почвообразования и тесно связано с действием природных факторов.

На занятиях в разделе «Биоиндикация» обучающиеся проводят комплексный анализ всех природных сред, включая почву.

Ф.И.О. педагога: Латыпова Зиля Шарифулловна

Название программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная экология».

Дата: 01.03.2022

Тема занятия: Биологическая оценка качества почвы

Тип занятия: изучение новой темы в рамках лабораторной работы

Форма проведения занятия: практическая работа

Участники: обучающиеся в возрасте 8-14 лет

Цель занятия: создать условия для обучения обучающихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведённого анализа. Научить   обучающихся   проводить     почвы  при помощи Цифровой лаборатории   анализировать результаты.  

Предметные:

-познакомить с методиками анализа почвы

-   сформировать   у обучающихся   умение   правильно   применять   методику постановки и проведения опытов по  анализу почвы Метапредметные: 

-   научить применять методики, 

-   развивать умение работать с лабораторным оборудованием,

-развивать навыки наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования,

-   развивать рефлексивно-оценочные умения. 

Личностные: 

-   развивать познавательную и творческую деятельность.

Планируемые результаты:

Обучающиеся будут знать: какие методы применяются для анализа почвы 

Обучающиеся будут уметь: анализ почвы. 

У обучающихся будут сформированы: навыки аналитического мышления.

Методы: наглядные (беседа, объяснение, игра, творческие задания, обратная связь) и практические (групповая работа, выполнение практических заданий).

Оборудование: почв. дистиллированная вода, химический стакан, лупа, фильтр, воронка, штатив, пипетка, стеклянная палочка, воронка, ноутбук, цифровая лаборатория

Дидактический материал: заготовки карточек для анализа почвы. 

 

План (этапы) занятия

Этапы занятия

Время

1.

 

2.

 

 

 

 

 

3.

4.

Организационный момент. 

Основная часть.  - Методы анализа почвы Практическая часть. 

- анализ воды при помощи цифровой лаборатории

 

 

 

Защита своих работ.

Рефлексия.

2 мин.

 

10 мин.

 

20 мин.

 

 

 

8 мин.

5 мин.

 

 

Ход занятия

Этап занятия, задача

Содержание деятельности, действия педагога

Действия детей

Формы, методы

Матери алы,

оборуд ование

I.

Организа ционный момент. Введение в тему занятия.

 

Добрый день. Сегодня мы продолжим изучение тем по разделу «Биоиндикация» Почва — один из наиболее ценных ресурсов на Земле, без которого существование человечества невозможно. Но ежегодно из-за загрязнения ее качество ухудшается. Загрязнение почвы — это деградация верхнего плодородного слоя Земли в результате хозяйственной деятельности человека, накопление химических веществ, изменение состава и ухудшение его качества От состояния почвы также зависит качество питьевой воды, здоровье людей, доступность антибиотиков — более 500 антибиотиков получают из микроорганизмов, которые живут в почве. 

Я просила каждого принести образец почвы, собранной возле вашего дома. На сегодняшнем занятии мы проведём анализ почвы  при помощи нашей цифровой лаборатории.

 

 

Здравству йте!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающ иеся отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтал ьная,

наглядн ый

 

 

 

ноутбу к

II.

Основная часть. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, ребята, мы сегодня  познакомимся с методами анализа почвы.

Попытаемся проанализировать полученн ые нами результаты, сделать  

соответствующие   выводы   и   оформить   свои   результаты   в   отчетные карточки. Для выполнения исследования, вы объединитесь в группы,   и будете проводить анализ проб почвы. Каждая   группа  выполняет   практические   исследования, проводит 

анализ полученных данных и делает выво

 

Обучающ

иеся

знакомятс

я с

методами

,

описанны ми в карточках Проводят анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноутбу

к.

Цифров ая

лаборат ория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ды. 

 

 

проб почв при помощи датчиков оборудова ния цифровой лаборатор ии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Практич еская

работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающ

иеся

выполняю т задание в команде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практич еская работа

 

III.

Практиче ская

Анализ проб почвы при помощи датчиков цифровой лаборатории

Обучающ

иеся

выполняю

 

Ноутбу к,

цифров

 

часть. Анализ проб почв

 

 

 

т задания на карточках

 

ая

лаборат ория,

химиче ская посуда

IV.

Защита своих работ

На данном этапе все группы провели анализ своих проб почвы, данные занесены в карточки и все готовы озвучить результаты своей работы. 

Защита работы

Беседа

Ноутбу к

V. Итог занятия. Рефлекси

я.

Подскажите, пожалуйста, какая сегодня была тема занятия? Чему вы сегодня научились? Какие открытия сделали для себя?

 

Обучающ иеся отвечают

Беседа

 


 

Литература:

1.                 Иванов В.И. Плодородие почв. Москва, 2018.

2.                 Кузин         М.С. Лабораторные     исследования      почвы.

Москва.Просвещение 2015. 

3.                 Лужин Е.В. Теория и практика химического анализа почв— ГЕОС Москва,  2016. 

4.                 Метельникова, Е.А. «Химический анализ почв и использование аналитических данных. Лабораторный практикум. Учебное пособие» - 2014.