Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
"Дворец творчества детей и молодежи" города Магнитогорска
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Занимательная экология» ПО ТЕМЕ:
«Биологическая оценка качества почвы»
(для обучающихся 8-14 лет)
Автор-составитель:
Латыпова Зиля Шарифулловна, педагог дополнительного образования
Магнитогорск, 2024
Пояснительная записка
Занятие «Биологическая оценка качества почвы» входит в раздел «Биоиндикации»
Почва — это верхний плодородный слой земли. Почва состоит из различных компонентов: песка, глины, перегноя, воздуха, воды. Также неотъемлемая часть почвы — живые организмы: животные, растения (их корни), грибы, бактерии, лишайники. Песок и глина — твёрдая часть почвы, её основа. Плодородие– это способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, в оздухе и др. Благодаря этому почва участвует в возобновлении биомассы, в том числе и урожая сельскохозяйственных культур. Различают естественное и искусственное плодородие. Естественное плодородие образуется в результате длительного процесса почвообразования и тесно связано с действием природных факторов.
На занятиях в разделе «Биоиндикация» обучающиеся проводят комплексный анализ всех природных сред, включая почву.
Ф.И.О. педагога: Латыпова Зиля Шарифулловна
Название программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная экология».
Дата: 01.03.2022
Тема занятия: Биологическая оценка качества почвы
Тип занятия: изучение новой темы в рамках лабораторной работы
Форма проведения занятия: практическая работа
Участники: обучающиеся в возрасте 8-14 лет
Цель занятия: создать условия для обучения обучающихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведённого анализа. Научить обучающихся проводить почвы при помощи Цифровой лаборатории анализировать результаты.
Предметные:
-познакомить с методиками анализа почвы
- сформировать у обучающихся умение правильно применять методику постановки и проведения опытов по анализу почвы Метапредметные:
- научить применять методики,
- развивать умение работать с лабораторным оборудованием,
-развивать навыки наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования,
- развивать рефлексивно-оценочные умения.
Личностные:
- развивать познавательную и творческую деятельность.
Планируемые результаты:
Обучающиеся будут знать: какие методы применяются для анализа почвы
Обучающиеся будут уметь: анализ почвы.
У обучающихся будут сформированы: навыки аналитического мышления.
Методы: наглядные (беседа, объяснение, игра, творческие задания, обратная связь) и практические (групповая работа, выполнение практических заданий).
Оборудование: почв. дистиллированная вода, химический стакан, лупа, фильтр, воронка, штатив, пипетка, стеклянная палочка, воронка, ноутбук, цифровая лаборатория
Дидактический материал: заготовки карточек для анализа почвы.
План (этапы) занятия
№ |
Этапы занятия |
Время |
1.
2.
3. 4. |
Организационный момент. Основная часть. - Методы анализа почвы Практическая часть. - анализ воды при помощи цифровой лаборатории
Защита своих работ. Рефлексия. |
2 мин.
10 мин.
20 мин.
8 мин. 5 мин. |
Ход занятия
Этап занятия, задача |
Содержание деятельности, действия педагога |
Действия детей |
Формы, методы |
Матери алы, оборуд ование |
I. Организа ционный момент. Введение в тему занятия.
|
Добрый день. Сегодня мы продолжим изучение тем по разделу «Биоиндикация» Почва — один из наиболее ценных ресурсов на Земле, без которого существование человечества невозможно. Но ежегодно из-за загрязнения ее качество ухудшается. Загрязнение почвы — это деградация верхнего плодородного слоя Земли в результате хозяйственной деятельности человека, накопление химических веществ, изменение состава и ухудшение его качества От состояния почвы также зависит качество питьевой воды, здоровье людей, доступность антибиотиков — более 500 антибиотиков получают из микроорганизмов, которые живут в почве. Я просила каждого принести образец почвы, собранной возле вашего дома. На сегодняшнем занятии мы проведём анализ почвы при помощи нашей цифровой лаборатории.
|
Здравству йте!
Обучающ иеся отвечают
|
фронтал ьная, наглядн ый
|
ноутбу к |
II. Основная часть.
|
Да, ребята, мы сегодня познакомимся с методами анализа почвы. Попытаемся проанализировать полученн ые нами результаты, сделать соответствующие выводы и оформить свои результаты в отчетные карточки. Для выполнения исследования, вы объединитесь в группы, и будете проводить анализ проб почвы. Каждая группа выполняет практические исследования, проводит анализ полученных данных и делает выво |
Обучающ иеся знакомятс я с методами , описанны ми в карточках Проводят анализ |
|
Ноутбу к. Цифров ая лаборат ория |
|
ды.
|
проб почв при помощи датчиков оборудова ния цифровой лаборатор ии.
|
Практич еская работа
|
|
|
|
Обучающ иеся выполняю т задание в команде |
Практич еская работа |
|
III. Практиче ская |
Анализ проб почвы при помощи датчиков цифровой лаборатории |
Обучающ иеся выполняю |
|
Ноутбу к, цифров |
часть. Анализ проб почв
|
|
т задания на карточках |
|
ая лаборат ория, химиче ская посуда |
IV. Защита своих работ |
На данном этапе все группы провели анализ своих проб почвы, данные занесены в карточки и все готовы озвучить результаты своей работы. |
Защита работы |
Беседа |
Ноутбу к |
V. Итог занятия. Рефлекси я. |
Подскажите, пожалуйста, какая сегодня была тема занятия? Чему вы сегодня научились? Какие открытия сделали для себя?
|
Обучающ иеся отвечают |
Беседа |
|
Литература:
1. Иванов В.И. Плодородие почв. Москва, 2018.
2. Кузин М.С. Лабораторные исследования почвы.
Москва.Просвещение 2015.
3. Лужин Е.В. Теория и практика химического анализа почв— ГЕОС Москва, 2016.
4. Метельникова, Е.А. «Химический анализ почв и использование аналитических данных. Лабораторный практикум. Учебное пособие» - 2014.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.