Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положительные
эмоции возникают в связи с достижением успешмого резсльтАта и закреп-
ляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные
эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на
поиск новых приспособительных действий.
Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть
отражение мозгом силы потребности и вероятнные познавательные резуль-
таты, которые выражаются в трех формах мышления.
Биологическая и информационная теория эмоций
Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положительные
эмоции возникают в связи с достижением успешмого резсльтАта и закреп
ляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные
эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на
поиск новых приспособительных действий.
Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть
отражение мозгом силы потребности и вероятнные познавательные резуль
таты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) поня
тие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу
чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного
содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие
законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся
из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности
творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам,
к открытию новых знаний.
По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразде
ляется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.
Структурной единицей практического мышления является действие, а
коммуникативной единицей сигнал.
В художественном мышлении структурной единицей является образ, а
коммуникативной единицей символ. В научном мышлении соответственно
понятие и знак.
Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различ
ных операционных процедур.
Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установ
ленной последовательностью элементарных операций, необходимых для ре
шения задач данного класса.
Эвристическое мышление творческое решение нестандартных задач.
Дискурсивное мышление (рассудочное) мышление, носящее рассудочный
характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последователь
ный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим
и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к
выводному знанию.
В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка раз
личаются три сменяющие друг друга стадии виды мышления: 1) наглядно
действенное (сенсомоторное); 2) нагляднообразное; 3) абстрактнотео
ретическое.
Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается ин
дивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности,
последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотноше
нием анализа и синтеза аналитическое или синтетическое мышление ин
дивида.
Общие закономерности мышления
Мышление это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с
объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях
разрешения какойто проблемы, оно основано на анализе и синтезе и име
ет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать,
что проблемность, анализсинтез и обобщенность являются общими психо
логическими закономерностями мышления.
Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением
какойлибо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.
Проблемная ситуация это такое обстоятельство, в котором человек
встречается с чемто новым, непонятным с точки зрения имеющихся зна
ний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного позна
вательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в резуль
тате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для
достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказываетсянедостаточно.
Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается
с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются
лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недоста
точными для раскрытия преступления.
Проблема особая разновидность вопроса, ответ на который не содер
жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих прак
тических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше вни
мание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незна
нии).
Проблема это осознание необходимости нового познания. Не любая
умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая
задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятель
ность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неиз
вестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимо
связи, в которых эти свойства проявляются.
Мышление это познание того, что не дано непосредственно, но нахо
дится в определенном отношении к тому, что дано.
Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыс
лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основ
ным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и
синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.
На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.
Всякий поиск ответа на какойлибо вопрос требует и анализа и синтеза в
их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными
операциями являются абстракция и обобщение).
Анализ выделение тех сторон объекта, которые существенны для ре
шения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его
структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение
существенного от несущественного.
Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определен
ными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь
выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение.
Результаты анализа объединяются, синтезируются.
Синтез объединение элементов, частей, сторон на основе установле
ния существенных в определенном отношении связей между ними.
Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является
анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осу
ществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В про
цессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи
и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в
новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все
новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей
стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непре
рывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности
явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза восприятия
нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа
осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом це
лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего
глубокого анализа и т.д.
Анализ вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют
существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом
проявляются такие закономерности мышления как селективность избира
тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность
контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с
самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви
вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле
ния антиципация предвосхищение возможного наступления новых собы
тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути
решения проблемы дивергентность мышления.
Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех
или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су
щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных
предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше
нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие
правила.
В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное
выражение общего.