Биологическая и информационная теория эмоций

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положительные эмоции возникают в связи с достижением успешмого резсльтАта и закреп- ляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий. Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятнные познавательные резуль- таты, которые выражаются в трех формах мышления.
Иконка файла материала Биологическая и информационная теория эмоций.doc
Биологическая и информационная теория эмоций    Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положительные  эмоции возникают в связи с достижением успешмого резсльтАта и закреп­ ляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные  эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на  поиск новых приспособительных действий.    Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть  отражение мозгом силы потребности и вероятнные познавательные резуль­ таты, которые выражаются в трех формах мышления.    Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) поня­ тие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу­ чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного  содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие  законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся  из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности  творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам,  к открытию новых знаний.    По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразде­ ляется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.    Структурной единицей практического мышления является действие, а  коммуникативной единицей ­ сигнал.    В художественном мышлении структурной единицей является образ, а  коммуникативной единицей ­ символ. В научном мышлении соответственно ­  понятие и знак.    Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различ­ ных операционных процедур.    Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установ­ ленной последовательностью элементарных операций, необходимых для ре­ шения задач данного класса.    Эвристическое мышление ­ творческое решение нестандартных задач.    Дискурсивное мышление (рассудочное) ­ мышление, носящее рассудочный  характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последователь­ ный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим  и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к  выводному знанию.    В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка раз­ личаются три сменяющие друг друга стадии ­ виды мышления: 1) наглядно­ действенное (сенсомоторное); 2) наглядно­образное; 3) абстрактно­тео­ ретическое.    Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается ин­ дивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности,  последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотноше­ нием анализа и синтеза ­ аналитическое или синтетическое мышление ин­ дивида.                      Общие закономерности мышления    Мышление ­ это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с  объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях  разрешения какой­то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и име­ ет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать,  что проблемность, анализ­синтез и обобщенность являются общими психо­ логическими закономерностями мышления.    Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением  какой­либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.    Проблемная ситуация ­ это такое обстоятельство, в котором человек  встречается с чем­то новым, непонятным с точки зрения имеющихся зна­ ний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного позна­ вательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в резуль­ тате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для  достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказываетсянедостаточно.    Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается  с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются  лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недоста­ точными для раскрытия преступления.    Проблема ­ особая разновидность вопроса, ответ на который не содер­ жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих прак­ тических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше вни­ мание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незна­ нии).    Проблема ­ это осознание необходимости нового познания. Не любая  умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая  задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятель­ ность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неиз­ вестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимо­ связи, в которых эти свойства проявляются.    Мышление ­ это познание того, что не дано непосредственно, но нахо­ дится в определенном отношении к тому, что дано.    Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыс­ лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основ­ ным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и  синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.    На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.  Всякий поиск ответа на какой­либо вопрос требует и анализа и синтеза в  их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными  операциями являются абстракция и обобщение).    Анализ ­ выделение тех сторон объекта, которые существенны для ре­ шения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его  структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение  существенного от несущественного.    Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определен­ ными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь  выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение.  Результаты анализа объединяются, синтезируются.     Синтез ­ объединение элементов, частей, сторон на основе установле­ ния существенных в определенном отношении связей между ними.    Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является  анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осу­ ществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В про­ цессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи  и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в  новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все  новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей  стороной, в нем выявляются все новые свойства.    Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непре­ рывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности  явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза ­ восприятия  нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа  осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом це­ лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего  глубокого анализа и т.д.    Анализ ­ вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют  существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом  проявляются такие закономерности мышления как селективность ­ избира­ тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность ­  контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с  самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви­ вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле­ ния ­ антиципация ­ предвосхищение возможного наступления новых собы­ тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ­ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути  решения проблемы ­ дивергентность мышления.    Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех  или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су­ щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных  предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше­ нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие  правила.    В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное  выражение общего.