Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса
Оценка 4.6

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
биология
5 кл—11 кл
14.07.2017
Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса
Задачи экскурсий: Познакомить учащихся с основными типами антропогенного загрязнения окружающей среды; Выявить антропогенное воздействие на конкретное природное сообщество; Научить их определять положительное и отрицательное воздействия человека на природное сообщество; Продолжить формирование умений и навыков проводить наблюдения, сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы, составлять отчеты, делать коллекции; продолжить нравственное воспитание школьников. Оборудование: рулетки, линейки, колышки, листы белой бумаги, липкая лента (скотч), карандаши, блокноты, карточки с заданиями для самостоятельной работы. Экскурсия проводится в ближайшее к школе природное сообщество (луг, лес) или её маршрут может быть выбран так, чтобы посетить несколько сообществ с целью выявления степени антропогенного воздействия на них. В зависимости от выбора маршрута для самостоятельной работы учащихся могут быть выбраны все или только отдельные задания.
биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса.docx
Цель: формировать у учащихся умения видеть последствия воздействия  человека на природные и антропогенные ландшафты и воспитывать у ребят  потребность бережного отношения к природе. Задачи: Познакомить учащихся с основными типами антропогенного загрязнения  окружающей среды; Выявить антропогенное воздействие на конкретное природное сообщество; Научить их определять положительное и отрицательное воздействия человека на  природное сообщество; Продолжить формирование умений и навыков проводить наблюдения,  сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы,  составлять отчеты, делать коллекции; продолжить нравственное воспитание  школьников.  Оборудование: рулетки, линейки, колышки, листы белой бумаги, липкая лента  (скотч), карандаши, блокноты, карточки с заданиями для самостоятельной  работы.  Экскурсия проводится в ближайшее к школе природное сообщество (луг, лес)  или её маршрут может быть выбран так, чтобы посетить несколько сообществ с  целью выявления степени антропогенного воздействия на них. В зависимости от  выбора маршрута для самостоятельной работы учащихся могут быть выбраны  все или только отдельные задания.  Ход экскурсии: По дороге к месту экскурсии учитель напоминает правила поведения в природе.  Он обращает внимание на конкретные природные сообщества, встречаемые на маршруте, и предлагает учащимся назвать каждое из них, перечислив признаки,  на основе которых они определили эти сообщества. Первая остановка планируется на участке, мало подвергшемуся антропогенному  воздействию. Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы: как называется это  природное сообщество? Какое это сообщество – естественное или  искусственное? Какие экологические факторы воздействуют на него? В ходе  беседы учащиеся подводятся к выводу о том, что данное сообщество – это  сложный комплекс живой и неживой природы, для которого характерно  разнообразие связей, обеспечивающих поддержание его жизнедеятельности. Вторая остановка планируется в той части сообщества, где обнаруживается  четко выраженное воздействие человека на природу. Учитель проводит фронтальную беседу с учащимися по вопросам: что  вкладывают в понятие “антропогенное воздействие”? Каковы возможные  последствия антропогенного воздействия? Какие виды деятельности человека  могут привести к отрицательным последствиям в окружающей среде? Затем учитель предлагает школьникам привести конкретные примеры  воздействия человека на данное природное сообщество и определить  последствия этого влияния (продолжительность жизни организмов: растений и  животных, их видовое разнообразие). Находясь на рекреационной территории, примыкающей к школе, учитель  предлагает обследовать санитарное состояние произрастающих здесь деревьев и  кустарников. С этой целью учащиеся объединяются в группы и выполняют  задания. Задание 1. 1. Изучите деревья, произрастающие на данном участке. Определите их  название и занесите в таблицу 3. 2. Изучите санитарное состояние деревьев. Определите, какие виды  повреждений встречаются наиболее часто. 3. Подсчитайте количество деревьев с различными видами повреждений.  Предположите, к каким последствиям для деревьев эти повреждения  могут привести. 4. Подумайте, что вы могли бы сделать для сохранения этих деревьев. 5. По результатам исследования заполните таблицу 3. Таблица 3. Состояние деревьев обследуемого сообщества. Название деревьев  Количество деревьев Количество поврежденных деревьев Количество здоровых деревьев Задание 2. 1. Изучите кустарники, произрастающие на данном участке. Определите их  название и количество. Сведения занесите в таблицу 4. 2. Изучите санитарное состояние кустарников. Определите, какие виды  повреждений встречаются чаще всего.  3. Подсчитайте количество кустарников с различными видами повреждений.  Предположите, к каким последствиям эти повреждения могут привести. 4. Подумайте, что вы могли бы сделать для сохранения кустарников. 5. По результатам заполните таблицу 4. Таблица 4. Состояние кустарников обследуемого сообщества. Название кустарников  Количество всего Количество поврежденных кустарников Количество здоровых кустарников После выполнения заданий учитель обращает внимание школьников на значение  санитарного состояния древесно­кустарниковой растительности, которая  выполняет защитную роль, поглощая шумовое загрязнение и собирая на листовой поверхности большое количество пыли. Чтобы доказать это экспериментальным  путем, учитель предлагает выполнить следующее задание.  Задание 3. 1. Определите степень запыленности воздуха в различных участках:  примыкающих к автомобильной дороге, около школы, в жилом секторе.  Для этого соберите в указанных учителем местах листья с разных видов  деревьев и приложите их к поверхности клеящуюся прозрачную пленку.  Затем снимите пленку и той стороной, где отпечатался контур листа  вместе с пылью, прикрепите на лист белой бумаги. Сравните степень  запыленности листьев разных мест, сделайте соответствующие выводы.  2. Подсчитайте примерно, какое количество пыли способны задержать  деревья, произрастающие на обследующем участке. Для этого подсчитайте количество деревьев каждого вида, произрастающих на обследуемом  участке, и, используя следующий справочный материал, произведите  расчеты (дома). На листовой поверхности взрослого вяза за летний период  осаждается до 23 килограмм пыли, на иве – до 38 килограмм, на клене – до 34 килограмм, на ясене – до 27 килограмм, на сирени – до 1,6 килограмм,  на акации – до 0,2 килограмма. На основании произведенных расчетов  сделайте вывод о роли деревьев в улучшении микроклимата территории.  Далее учитель отмечает большую роль травянистого покрова в создании  микроклимата территории. Он обращает внимание учеников на способность  травянистых растений испарять большое количество водяного пара, что  способствует повышению влажности воздуха. Учитель предлагает обследовать  травянистый покров, определить процент вытоптанной территории. С этой целью учащиеся выполняют задание.  Задание 4.  1. Подсчитайте количество тропинок на обследуемом участке. 2. Определите прощать вытоптанной поверхности. Для этого измерьте длину  каждой тропинки, её среднюю ширину. 3. Визуально определите, какой примерно процент территории вытоптан.  4. Изучите растения, произрастающие в непосредственной близости от  тропинок. Каково их санитарное состояние? 5. Подумайте, что можно сделать, чтобы предотвратить вытаптывание  травянистого покрова. Особое внимание в ходе экскурсии учитель уделяет вопросам механического  загрязнения природных сообществ. С этой целью он предлагает учащимся  выполнить следующее задание.

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса

Биологические экскурсии в природу в условиях мегаполиса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2017