Биология 8
Оценка 4.6

Биология 8

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
биология
8 кл
07.11.2017
Биология 8
• Иваньково-Ленинская основная общеобразовательная школа» Курс рассчитан на один год изучения. Количество часов в год -68 (34 учебных недели).Количество часов в неделю – 2.Количество лабораторных и практических работ -14. Цели: Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
биология 8 класс.docx
Муниципальное бюджетное общественное общеобразовательное учреждение «Иваньково – Ленинская основная общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики Рассмотрено                                         Согласовано                                        Утверждаю На заседании ШМО                             Зам. Директора по УВР                Директор школы Протокол № ___                                   _____________________             __________________  От «__» ___ 2017г.                                «___» ________ 2017г.                Приказ № ____ Руководитель ШМО____                                                                            от «__»______2017г. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по учебному предмету «Биология» для 8 класса                                                   Срок реализации программы: 2017­2018 учебный год                                             Составила: Кирилова Екатерина Анатольевна                                                 – учитель информатики и математики 2017 г. Раздел I. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно­правовыми документами: Закон от 29.12.2012  № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».    Санитарно­эпидемиологические   правила   и   нормативы   СанПиН   2.4.2.2821­10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189,   зарегистрировано   в   Минюсте   России   03.03.2011   г.,   регистрационный   номер 19993);  Учебный   план   МБОУ   «Иваньково­Ленинская     основная   общеобразовательная         Изучение   биологии   на   ступени   основного   общего   образования   направлено   на школа»  Курс рассчитан  на один год изучения. Количество  часов  в год ­68 (34 учебных недели).Количество часов в неделю – 2.Количество лабораторных и практических работ ­14. Цели:   достижение следующих целей: •         освоение   знаний   о   живой   природе   и   присущих   ей   закономерностях;   строении, жизнедеятельности   и   средообразующей   роли   живых   организмов;   человеке   как биосоциальном   существе;   о   роли   биологической   науки   в   практической   деятельности людей; методах познания живой природы; •       овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений   живой   природы,   жизнедеятельности   собственного   организма;   использовать информацию   о   современных   достижениях   в   области   биологии   и   экологии,   о   факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить   наблюдения   за   биологическими   объектами   и   состоянием   собственного организма, биологические эксперименты; •       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; •         воспитание   позитивного   ценностного   отношения   к   живой   природе,   собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; •       иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,   домашними   животными,   заботы   о   собственном   здоровье,   оказания   первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной   среде,   собственному   организму,   здоровью   других   людей;   для   соблюдения правил   поведения   в   окружающей   среде,   инорм   здорового   образа   жизни,   профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ­инфекции. Раздел II. Общая характеристика учебного предмета              Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся   представлений   об   отличительных   особенностях   живой   природы,   ее   многообразии   и эволюции,   человеке   как   биосоциальном   существе.   Отбор   содержания   проведен   с   учетом культуросообразного   подхода,   в   соответствии   в   которым   учащиеся   должны   освоить   основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды  и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни  и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция,   в   соответствии   с   которыми   выделены   блоки   содержания:   Признаки   живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи   организмов   и   окружающей   среды.   Основу   изучения   курса   биологии составляют   эколого­эволюционный   и   функциональный   подходы,   в   соответствии   с которыми   акценты   в   изучении   многообразия   организмов   переносятся   с   рассмотрения особенностей   строения   отдельных   представителей   на   раскрытие   процессов   их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Раздел III. Описание места учебного предмета Курс рассчитан на один год изучения. Общее количество часов – 68(2 часа в неделю, 34 учебных недель). Рабочая программа  рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю) из федерального компонента. Раздел IV. Содержание учебного предмета 1.Человек как биологический вид .Место и роль человека в системе органического мира,  его сходство с животными и отличие от них. 2.Происхождение человека. Биологические и социальные факторы антропогенеза.  Происхождение человека. Этапы его становления. Расы человека, их происхождение и  единство. 3.Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм  человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.  Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. 4.Общий обзор организма человека. Основные функции организма: питание, дыхание, выделение, движение, размножение,  раздражимость, барьерная. Система органов осуществляет одну основную функцию. Орган  – звено в выполнении этой функции. Основные системы органов (пищеварительная,  дыхательная, выделительная, опорно­двигательная, репродуктивная, органы чувств,  нервная, кожа), их состав и взаимное расположение. Орган и ткань. Типы тканей: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная,  репродуктивная. Клетка и ее строение. Основные органеллы клетки и их функции. Тканевая жидкость –  среда клеток организма. 5.Координация и регуляция . Функции, обеспечивающие целостность организма: кровеносная система, лимфатическая  система, нервная система, эндокринная система. Значение нервной системы в регуляции и  согласованности функций организма. Понятие о рефлексе. Центральная и периферическая  нервная система и их роль. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Рефлекторная дуга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних  органов. Кора больших полушарий. Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах и  путях их транспортировки к клеткам и тканям. Механизм воздействия гормонов.  Специфическая реакция клеток и тканей организма на воздействие гормонов. Роль нервной системы в регуляции желез внутренней секреции. Гипофиз и его роль в поддержании целостной работы организма. Щитовидная,  паращитовидная и поджелудочная железы, их роль в поддержании целостной работы  организма. Заболевания, вызванные нарушением функций щитовидной и поджелудочной  железы. Условия возникновения сахарного диабета. Надпочечники, их роль в поддержании  целостной работы организма. Внутрисекреторная функция половых желез. Вторичные  половые признаки. Органы чувств человека и окружающая среда. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор, его функционирование и значение. Ведущее значение зрения в  получении информации об окружающей среде. Строение глаза и зрение. Основные  нарушения и заболевания глаза. Слуховой анализатор, его функционирование и значение.  Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха. Обонятельный анализатор,  его функционирование и значение. Строение и функции органов обоняния. Вкусовой  анализатор. Язык и чувство вкуса. Органы равновесия, их расположение и значение.  Осязание. Гигиена органов чувств. 6.Опора и движение. Состав и строение опорно­двигательного аппарата. Важнейшие отделы скелета человека.  Функции скелета. Рост скелета. Типы соединения костей. Суставы. Хрящевая ткань  суставов. Влияние окружающей среды и образа жизни на образование и развитие скелета.  Переломы и вывихи. Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Статическая и динамическая  нагрузки мышц. Влияние ритма и нагрузок на работу мышц. Утомление при мышечной  работе, роль активного отдыха. Сухожилия. Растяжение связок. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, переломах и вывихах. Значение  физического воспитания и труда для формирования скелета и развития мышц.  Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Кровоснабжение мышц и костей. Роль нервной системы в управлении движением.                  7. Внутренняя среда организма. Кровь – соединительная ткань. Форменные элементы  крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма. Функции крови: транспортная,  газообменная, защитная, поддержание постоянной температуры тела, информационная.  Группы крови: АВО; резус­фактор. Переливание крови. Постоянство состава крови.  Болезни крови. Анализ крови и диагностика заболеваний. Свертывание крови. Строение и функции кровеносной системы. Сердце и его главная функция. Влияние  интенсивности работы организма и внешних воздействий на работу сердца. Сосуды:  артерии и вены. Капилляры. Артериальная и венозная кровь. Большой и малый круги  кровообращения. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа венозной кровью в  легких. Всасывание питательных веществ и поглощение кислорода тканями организма из  артериальной крови. Проникновение крови из артериального русла в венозное через  полупроницаемые стенки капилляров. Тканевая жидкость. 8. Транспорт веществ. Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и  кровеносные сосуды. Сердечно­сосудистые заболевания, причины и предупреждение.  Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и  лимфатической систем. 9.Дыхание. Биологическое значение дыхания. Воздухоносные пути и легкие, их строение и функции.  Механизм вдоха и выдоха, роль диафрагмы, межреберной мускулатуры и грудной клетки в этом процессе. Жизненная емкость легких. Роль нервной и эндокринной систем в  регуляции дыхания. Защита органов дыхания. Механизм газообмена в легких. Перенос  кислорода и углекислого газа кровью. Клеточное дыхание. Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания, их  профилактика. Вредное влияние курения. 10.Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Ротовая полость и первичная обработка  пищи. Желудочно­кишечный тракт и пищеварение. Биологический смысл переваривания  пищи. Всасывание питательных веществ в кровь. Внутриклеточное пищеварение.  Окисление органических веществ и получение энергии в клетке. АТФ. Белки, жиры и  углеводы пищи – источник элементарных «строительных блоков». Единство элементарных  строительных блоков всего живого в биосфере. Рациональное питание. Состав пищи. Витамины. Энергетическая и пищевая ценность  различных продуктов. Предупреждение глистных и желудочно­кишечных заболеваний,  пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них. 11.Обмен веществ. Обмен веществ на уровне организма. Роль пищеварительной и кровеносной систем в  обеспечении клеток питательными веществами. Роль дыхательной и кровеносной систем в  обеспечении клеток кислородом и выведении углекислого газа. Роль выделительной и  кровеносной систем, кожи в удалении растворимых конечных продуктов обмена веществ  клетки. Обмен веществ клеток. Пластический и энергетический обмен и их взаимосвязь. 12.Выделение. Удаление твердых, жидких и газообразных веществ из организма (кишечник,  выделительная система, кожа, легкие). Биологическое значение выделения продуктов  обмена веществ. Роль крови в выведении конечных продуктов обмена веществ клеток. Органы  мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний. 13. Покровы тела .                                                                                                                   Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и  окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. 14.Размножение и развитие. Биологический смысл размножения.  Первичные половые признаки. Половая система, ее строение и функции. Оплодотворение. Индивидуальное развитие.  Эмбриональное развитие человека. Развитие человека после рождения. Влияние алкоголя,  никотина и других факторов на потомство. 15.Высшая нервная деятельность . Высшая нервная деятельность. Учение о высшей нервной деятельности И.М. Сеченова и  И.П. Павлова. Безусловные и условные рефлексы и их значение. Биологическое значение  образования и торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание как функция мозга. Мышление. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Биологическое и социальное в поведении человека. Гигиена умственного труда. Познание окружающего мира. Ощущения. Анализ восприятий. Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Гигиена сна. Режим дня и здоровый образ жизни. Повторение. Раздел V. Тематическое планирование № п/п Разделы и тема  Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Человек как биологический вид Происхождение человека Краткая история развития знаний о человеке. Науки,  изучающие организм человека. Клеточное строение организма Координация и регуляция Опора и движение Внутренняя среда организма Транспорт веществ Дыхание Пищеварение Обмен веществ и энергии.  Витамины Выделение Покровы тела Размножение и развитие Высшая нервная деятельность Повторение Итоговое тестирование 2 3 1 4 11 8 4 4 5 5 2 2 3 3 5 3 1 Всего 68 Планируемые результаты изучения биологии     В результате изучения биологии ученик должен     знать/понимать •     признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов   растений,   животных,   грибов   и   бактерий;   популяций;   экосистем   и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; •     сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,  выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,   регуляция   жизнедеятельности   организма,   раздражимость,   круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; •     особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;     уметь •     объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира,   в   практической   деятельности   людей   и   самого   ученика;   родство,   общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);   роль   различных   организмов   в   жизни   человека   и   собственной   деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;   необходимость   защиты   окружающей   среды;   родство   человека   с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины   наследственности   и   изменчивости,   проявления   наследственных   заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; •       изучать   биологические   объекты   и   процессы:   ставить   биологические   эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; •    распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения   и   домашних   животных,   съедобные   и   ядовитые   грибы,   опасные   для   человека растения и животные; •   выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; •       сравнивать   биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы   и   системы   органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; •   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); •    анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на   здоровье,   последствий   деятельности   человека   в   экосистемах,   влияние   собственных поступков на живые организмы и экосистемы; •       проводить   самостоятельный   поиск   биологической   информации:   находить   в   тексте учебника   отличительные   признаки   основных   систематических   групп;   в   биологических словарях   и   справочниках   значения   биологических   терминов;   в   различных   источниках необходимую   информацию   о   живых   организмах   (в   том   числе   с   использованием информационных   технологий);   использовать   приобретенные   знания   и   умения   в практической деятельности и повседневной жизни для: •       соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых   растениями,   животными, бактериями,   грибами   и   вирусами;   травматизма,   стрессов,   ВИЧ­инфекции,   вредных привычек   (курение,   алкоголизм,   наркомания);   нарушения   осанки,   зрения,   слуха, инфекционных и простудных заболеваний; •       оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми   грибами,   растениями,   укусах животных;   при   простудных   заболеваниях,   ожогах,   обморожениях,   травмах,   спасении утопающего; •   рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; •     выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; •   проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Раздел VI. Описание материально­ технического обеспечения класса 1.Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Программа основного общего образования.  Биология.  5­9  классы. Концентрический курс» М.: Дрофа,2012;   (ФГОС). 2. Рабочая программа к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова   «Человек».8 класс. УМК  «Сфера жизни» Авт.­сост. Е.А.Сарычева. М. Дрофа 2013.   Календарно­тематическое планирование биология 8 класс. № урока Содержание Количество Примечание часов 1 2 3 4 5 Тема 1:Человек как биологический вид Место человека в системе органического мира Особенности человека Тема 2: Происхождение человека Происхождение человека. Этапы его становления. Происхождение человека. Этапы его становления. Расы человека, их происхождение и единство. 1 1 1 1 1 Тема 3: Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. 6 7 8 Историческое развитие знаний о строении и функциях  организма Тема 3: Общий обзор организма человека Клеточное строение организма Ткани и органы 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 22 23 24 25 26 27 28 Органы. Системы органов. Организм Взаимосвязь органов и систем органов. Тема 5: Координация и регуляция Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно ­  гуморальная регуляция, её нарушения Зачетный урок по темам  «Общий обзор организма  человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный  аппарат человека, его особенности». Нервная регуляция. Значение и строение нервной  системы Спинной мозг Строение и функции головного мозга Полушария большогомозга. Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.  Зрительный анализатор. Анализатор слуха и равновесия. Кожно ­ мышечная чувствительность. Обоняние, вкус. 21 Чувствительный анализатор. Взаимодействие  анализаторов. Обобщение знаний об органах чувств и  анализаторах. Тема6:  Опора и движение Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет  человека, его значение и строение. Строение, свойства костей, типы их соединений. Первая помощь при растяжении связок, вывихах  суставов, переломах костей. Мышцы, их строение и функции. Работа мышц Значение физических упражнений для формирования  аппарата опоры и движения. Взаимосвязь строения и функции опорно ­ двигательного аппарата. Роль двигательной  активности в развитии  аппарата опоры и движения человека. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Повторение и обобщение материала по теме «Опора и  движение» Тема 7:Внутренняя среда организма Внутренняя среда организма и её значение Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их  значение и функции Иммунитет Группа крови. Переливание крови. Донорство. Резус –  фактор. Тема8: Транспорт веществ Движение крови и лимфы в организме. Органы  кровообращения. Работ асердца Движение крови и лимфы по сосудам Заболевание сердечно ­ сосудистой системы, их  предупреждение. Первая помощь при кровотечении. Тема9:Дыхание Потребность организма человека в кислороде. Строение  органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и  их регуляция.  Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и  кровообращения. Повторение и обобщение материала по темам  «Транспорт веществ» и «Дыхание» Тема10:Пищеварение Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение в ротовой полости Пищеварение в желудке и кишечнике Гигиена питания и предупреждение желудочно кишечных заболеваний Определение белков, жиров и углеводов в пищевых  продуктах. Тема11:Обмен веществ и энергии.  Витамины 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Обмен веществ Витамины Тема12:Выделение Выделение. Строение и работа почек. Заболевание почек, их предупреждение. Тема13: Покровы тела Строение и функциикожи. Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви Тема14:Размножение и развитие Половая система человека. Возрастные процессы Повторение и обобщение материала по темам  «Пищеварение», «Обмен веществ», «выделение»,  «Покровы тела». «Размножение и развитие» Тема15:Высшая нервная деятельность Поведение человека. Рефлекс – основа нервной  деятельности, её виды, роль в приспособлении к  условиям жизни. Торможение. Его виды и значения. Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. Особенности высшей нервной деятельности человека.  Познавательный процесс. Типы нервной деятельности. Повторение и обобщение материала по темам «Опора и  движение», « Общий обзор строения  и функций  организма человека». Повторение и обобщение материала по темам:  «Координация и регуляция», « Высшая нервная  деятельность» Повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Повторение    1 66 67 68 Повторение Повторение Итоговое тестирование 1 1    1

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8

Биология 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017