• Иваньково-Ленинская основная общеобразовательная школа»
Курс рассчитан на один год изучения. Количество часов в год -68 (34 учебных недели).Количество часов в неделю – 2.Количество лабораторных и практических работ -14.
Цели:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
биология 8 класс.docx
Муниципальное бюджетное общественное общеобразовательное учреждение
«Иваньково – Ленинская основная общеобразовательная школа»
Алатырского района Чувашской Республики
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании ШМО Зам. Директора по УВР Директор школы
Протокол № ___ _____________________ __________________
От «__» ___ 2017г. «___» ________ 2017г. Приказ № ____
Руководитель ШМО____ от «__»______2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Биология»
для 8 класса
Срок реализации программы: 20172018 учебный год
Составила: Кирилова Екатерина Анатольевна
– учитель информатики и математики 2017 г.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативноправовыми документами:
Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.282110
(постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №
189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер
19993);
Учебный план МБОУ «ИваньковоЛенинская основная общеобразовательная
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на
школа»
Курс рассчитан на один год изучения. Количество часов в год 68 (34 учебных
недели).Количество часов в неделю – 2.Количество лабораторных и практических работ
14.
Цели:
достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой
помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к
природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения
правил поведения в окружающей среде, инорм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧинфекции.
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у
учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и
эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом
культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные
знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической
деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие
системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и
эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых
организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье;
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии
составляют экологоэволюционный и функциональный подходы, в соответствии с
которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения
особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их
жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания,
роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание
уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
Раздел III. Описание места учебного предмета
Курс рассчитан на один год изучения. Общее количество часов – 68(2 часа в неделю,
34 учебных недель). Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)
из федерального компонента.
Раздел IV. Содержание учебного предмета
1.Человек как биологический вид .Место и роль человека в системе органического мира,
его сходство с животными и отличие от них.
2.Происхождение человека. Биологические и социальные факторы антропогенеза.
Происхождение человека. Этапы его становления. Расы человека, их происхождение и
единство.
3.Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм
человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.
Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
4.Общий обзор организма человека.
Основные функции организма: питание, дыхание, выделение, движение, размножение,
раздражимость, барьерная. Система органов осуществляет одну основную функцию. Орган
– звено в выполнении этой функции. Основные системы органов (пищеварительная,
дыхательная, выделительная, опорнодвигательная, репродуктивная, органы чувств,
нервная, кожа), их состав и взаимное расположение.
Орган и ткань. Типы тканей: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная,
репродуктивная.
Клетка и ее строение. Основные органеллы клетки и их функции. Тканевая жидкость –
среда клеток организма.
5.Координация и регуляция .
Функции, обеспечивающие целостность организма: кровеносная система, лимфатическая
система, нервная система, эндокринная система. Значение нервной системы в регуляции и
согласованности функций организма. Понятие о рефлексе. Центральная и периферическая
нервная система и их роль. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Рефлекторная дуга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних
органов. Кора больших полушарий. Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах и
путях их транспортировки к клеткам и тканям. Механизм воздействия гормонов.
Специфическая реакция клеток и тканей организма на воздействие гормонов. Роль нервной
системы в регуляции желез внутренней секреции.
Гипофиз и его роль в поддержании целостной работы организма. Щитовидная,
паращитовидная и поджелудочная железы, их роль в поддержании целостной работы
организма. Заболевания, вызванные нарушением функций щитовидной и поджелудочной
железы. Условия возникновения сахарного диабета. Надпочечники, их роль в поддержании
целостной работы организма. Внутрисекреторная функция половых желез. Вторичные
половые признаки. Органы чувств человека и окружающая среда. Понятие об анализаторах.
Зрительный анализатор, его функционирование и значение. Ведущее значение зрения в
получении информации об окружающей среде. Строение глаза и зрение. Основные
нарушения и заболевания глаза. Слуховой анализатор, его функционирование и значение.
Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха. Обонятельный анализатор,
его функционирование и значение. Строение и функции органов обоняния. Вкусовой
анализатор. Язык и чувство вкуса. Органы равновесия, их расположение и значение.
Осязание. Гигиена органов чувств.
6.Опора и движение.
Состав и строение опорнодвигательного аппарата. Важнейшие отделы скелета человека.
Функции скелета. Рост скелета. Типы соединения костей. Суставы. Хрящевая ткань
суставов. Влияние окружающей среды и образа жизни на образование и развитие скелета.
Переломы и вывихи.
Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Статическая и динамическая
нагрузки мышц. Влияние ритма и нагрузок на работу мышц. Утомление при мышечной
работе, роль активного отдыха. Сухожилия. Растяжение связок.
Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, переломах и вывихах. Значение
физического воспитания и труда для формирования скелета и развития мышц.
Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Кровоснабжение мышц и костей. Роль нервной системы в управлении движением.
7. Внутренняя среда организма. Кровь – соединительная ткань. Форменные элементы
крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма. Функции крови: транспортная,
газообменная, защитная, поддержание постоянной температуры тела, информационная.
Группы крови: АВО; резусфактор. Переливание крови. Постоянство состава крови.
Болезни крови. Анализ крови и диагностика заболеваний. Свертывание крови.
Строение и функции кровеносной системы. Сердце и его главная функция. Влияние
интенсивности работы организма и внешних воздействий на работу сердца. Сосуды:
артерии и вены. Капилляры. Артериальная и венозная кровь. Большой и малый круги
кровообращения. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа венозной кровью в
легких. Всасывание питательных веществ и поглощение кислорода тканями организма из
артериальной крови. Проникновение крови из артериального русла в венозное через
полупроницаемые стенки капилляров. Тканевая жидкость.
8. Транспорт веществ.
Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и
кровеносные сосуды. Сердечнососудистые заболевания, причины и предупреждение.
Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и
лимфатической систем.
9.Дыхание.
Биологическое значение дыхания. Воздухоносные пути и легкие, их строение и функции.
Механизм вдоха и выдоха, роль диафрагмы, межреберной мускулатуры и грудной клетки в
этом процессе. Жизненная емкость легких. Роль нервной и эндокринной систем в
регуляции дыхания. Защита органов дыхания. Механизм газообмена в легких. Перенос
кислорода и углекислого газа кровью. Клеточное дыхание.
Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания, их
профилактика. Вредное влияние курения.
10.Пищеварение.
Строение и функции пищеварительной системы. Ротовая полость и первичная обработка
пищи. Желудочнокишечный тракт и пищеварение. Биологический смысл переваривания
пищи. Всасывание питательных веществ в кровь. Внутриклеточное пищеварение.
Окисление органических веществ и получение энергии в клетке. АТФ. Белки, жиры и
углеводы пищи – источник элементарных «строительных блоков». Единство элементарных
строительных блоков всего живого в биосфере.
Рациональное питание. Состав пищи. Витамины. Энергетическая и пищевая ценность
различных продуктов. Предупреждение глистных и желудочнокишечных заболеваний,
пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них.
11.Обмен веществ.
Обмен веществ на уровне организма. Роль пищеварительной и кровеносной систем в
обеспечении клеток питательными веществами. Роль дыхательной и кровеносной систем в
обеспечении клеток кислородом и выведении углекислого газа. Роль выделительной и
кровеносной систем, кожи в удалении растворимых конечных продуктов обмена веществ
клетки.
Обмен веществ клеток. Пластический и энергетический обмен и их взаимосвязь.
12.Выделение.
Удаление твердых, жидких и газообразных веществ из организма (кишечник,
выделительная система, кожа, легкие). Биологическое значение выделения продуктов
обмена веществ.
Роль крови в выведении конечных продуктов обмена веществ клеток. Органы
мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.
13. Покровы тела .
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и
окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
14.Размножение и развитие. Биологический смысл размножения.
Первичные половые признаки.
Половая система, ее строение и функции. Оплодотворение. Индивидуальное развитие.
Эмбриональное развитие человека. Развитие человека после рождения. Влияние алкоголя,
никотина и других факторов на потомство.
15.Высшая нервная деятельность .
Высшая нервная деятельность. Учение о высшей нервной деятельности И.М. Сеченова и
И.П. Павлова. Безусловные и условные рефлексы и их значение. Биологическое значение
образования и торможения условных рефлексов.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание как функция мозга. Мышление. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Биологическое и социальное
в поведении человека. Гигиена умственного труда.
Познание окружающего мира. Ощущения. Анализ восприятий.
Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Гигиена сна. Режим дня и здоровый образ
жизни.
Повторение.
Раздел V. Тематическое планирование
№ п/п
Разделы и тема
Количество часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Человек как биологический вид
Происхождение человека
Краткая история развития знаний о человеке. Науки,
изучающие организм человека.
Клеточное строение организма
Координация и регуляция
Опора и движение
Внутренняя среда организма
Транспорт веществ
Дыхание
Пищеварение
Обмен веществ и энергии. Витамины
Выделение
Покровы тела
Размножение и развитие
Высшая нервная деятельность
Повторение
Итоговое тестирование
2
3
1
4
11
8
4
4
5
5
2
2
3
3
5
3
1
Всего
68
Планируемые результаты изучения биологии
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении
биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с
млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и
окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и
животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на
готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и
системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,
органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов
и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные
растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека
растения и животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска
на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний; • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей
среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Раздел VI. Описание материально технического обеспечения
класса
1.Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Программа основного общего образования. Биология. 59
классы. Концентрический курс» М.: Дрофа,2012; (ФГОС).
2. Рабочая программа к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Человек».8 класс. УМК
«Сфера жизни» Авт.сост. Е.А.Сарычева. М. Дрофа 2013.
Календарнотематическое планирование биология 8 класс.
№ урока
Содержание
Количество
Примечание
часов
1
2
3
4
5
Тема 1:Человек как биологический вид
Место человека в системе органического мира
Особенности человека
Тема 2: Происхождение человека
Происхождение человека. Этапы его становления.
Происхождение человека. Этапы его становления.
Расы человека, их происхождение и единство.
1
1
1
1
1
Тема 3: Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.
6
7
8
Историческое развитие знаний о строении и функциях
организма
Тема 3: Общий обзор организма человека
Клеточное строение организма
Ткани и органы
1
1
1 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
Органы. Системы органов. Организм
Взаимосвязь органов и систем органов.
Тема 5: Координация и регуляция
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека,
его особенности.
Роль гормонов в обменных процессах. Нервно
гуморальная регуляция, её нарушения
Зачетный урок по темам «Общий обзор организма
человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный
аппарат человека, его особенности».
Нервная регуляция. Значение и строение нервной
системы
Спинной мозг
Строение и функции головного мозга
Полушария большогомозга.
Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.
Зрительный анализатор.
Анализатор слуха и равновесия.
Кожно мышечная чувствительность. Обоняние, вкус.
21
Чувствительный анализатор. Взаимодействие
анализаторов. Обобщение знаний об органах чувств и
анализаторах.
Тема6: Опора и движение
Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет
человека, его значение и строение.
Строение, свойства костей, типы их соединений.
Первая помощь при растяжении связок, вывихах
суставов, переломах костей.
Мышцы, их строение и функции.
Работа мышц
Значение физических упражнений для формирования
аппарата опоры и движения.
Взаимосвязь строения и функции опорно двигательного
аппарата. Роль двигательной активности в развитии
аппарата опоры и движения человека.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Повторение и обобщение материала по теме «Опора и
движение»
Тема 7:Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма и её значение
Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их
значение и функции
Иммунитет
Группа крови. Переливание крови. Донорство. Резус –
фактор.
Тема8: Транспорт веществ
Движение крови и лимфы в организме. Органы
кровообращения.
Работ асердца
Движение крови и лимфы по сосудам
Заболевание сердечно сосудистой системы, их
предупреждение. Первая помощь при кровотечении.
Тема9:Дыхание
Потребность организма человека в кислороде. Строение
органов дыхания.
Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и
их регуляция.
Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Первая помощь при нарушении дыхания и
кровообращения.
Повторение и обобщение материала по темам
«Транспорт веществ» и «Дыхание»
Тема10:Пищеварение
Пищевые продукты и питательные вещества.
Пищеварение в ротовой полости
Пищеварение в желудке и кишечнике
Гигиена питания и предупреждение желудочно кишечных
заболеваний
Определение белков, жиров и углеводов в пищевых
продуктах.
Тема11:Обмен веществ и энергии. Витамины
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Обмен веществ
Витамины
Тема12:Выделение
Выделение. Строение и работа почек.
Заболевание почек, их предупреждение.
Тема13: Покровы тела
Строение и функциикожи.
Роль кожи в терморегуляции организма.
Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви
Тема14:Размножение и развитие
Половая система человека.
Возрастные процессы
Повторение и обобщение материала по темам
«Пищеварение», «Обмен веществ», «выделение»,
«Покровы тела». «Размножение и развитие»
Тема15:Высшая нервная деятельность
Поведение человека. Рефлекс – основа нервной
деятельности, её виды, роль в приспособлении к
условиям жизни.
Торможение. Его виды и значения.
Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Познавательный процесс.
Типы нервной деятельности.
Повторение и обобщение материала по темам «Опора и
движение», « Общий обзор строения и функций
организма человека».
Повторение и обобщение материала по темам:
«Координация и регуляция», « Высшая нервная
деятельность»
Повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Повторение
1 66
67
68
Повторение
Повторение
Итоговое тестирование
1
1
1
Биология 8
Биология 8
Биология 8
Биология 8
Биология 8
Биология 8
Биология 8
Биология 8
Биология 8
Биология 8
Биология 8
Биология 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.