БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
биология
9 кл
20.02.2019
Тема: Основные направления эволюционного процесса.
Класс: 9абв
Цели урока:
- Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления эволюционного процесса;
- Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами из мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы;
продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других.
- Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь характеризовать основные направления эволюции и пути биологического прогресса.
Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений, дидактический материал.
Тип урока: урок изучение и первичного закрепления знаний.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах,
фронтальная.
Этапы урока:
1. Орг. момент 2 мин.
2. Актуализация знаний. 3 мин.
3. Изучение нового материала. 10 мин.
4. Закрепление знаний 12 мин.
5. Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин.
6. Домашнее задание. 2 мин.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень.
Проблемный ситуация: «Недавно в сети Интернет появилось объявление о том, что Государственный Дарвиновский музей – крупнейший музей России набирает группу экскурсоводов для работы в зале "Макроэволюции". Требование к соискателю: знание закономерностей макроэволюции ». Я, предлагаю вам пройти краткосрочное обучение и «поучаствовать» в этом конкурсе (в конце изучения темы в форме зачетного урока). Ну, как, согласны? …Тогда, полный вперед!
Название нашего курса: Основные направления эволюционного процесса (записать в тетрадь)
2. Актуализация знаний.
Беседа о том, что на сегодняшний день изучили (показывается запись на слайде после обсуждения)?
Давайте вспомним, что нам известно о макроэволюции.
- Эволюция? (историческое развитие живых организмов)
Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами: микроэволюцией и макроэволюцией.
- Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов)
- Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга)
Что должны узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)?
Объявление целей урока (показывается на слайде)
Цель: сформировать знания о макроэволюции, основных направлениях эволюционного процесса.
В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради.
3. Изучение нового материала.
Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы:
- В чем различия биологического регресса и дегенерации.
- Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют в настоящее время? Объясните почему.
Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим.
Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса. Это лишь одно из направлений эволюций.
- Существует еще два направления эволюции. Какие?
Биологический регресс, стабилизация.
Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова.
- Как вы думаете, какие признаки характеризуют регресс? Слайд 5
- По каким причинам происходит биологический регресс? Слайд 6
Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса. Слайд 7, 8,9
Какие признаки характерны для стабилизации? Слайд 10, 11
А стабилизация характеризуется – сохранением численности в определенных пределах, сохранение ареала без значительного расширения.
Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые"
- Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологической стабилизации. Слайд 12, 13,14, 15
- Назовите признаки биологического прогресса. Слайд 16
- Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологического прогресса.
- Какие пути биологического прогресс известны: Слайд 17
• Ароморфоз или арогенез – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е. ведущее к морфофизиологическому регрессу. Слайд 18, 19, 20
Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения.
Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.
По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения, при которых повышается общая энергия жизнедеятельности.
По представлениям И.И. Шмальгаузена, ароморфозы дают возможность использования новых ресурсов среды.
Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника к 2-, 3-, 4-камерному у позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких.
Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп.
• Идиоадаптация или алломорфоз приспособления к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов. Слайд 21, 22, 23
Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых он обитает.
Крайняя степень идиоадаптации - специализации.(питание одним видом пищи, обитание в однородной среде)
• Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда функции и выполняющих их органов. Слайд 24, 25
Связана с переходом к пещерному (редукция зрения, снижение активности., отсутствие пигментации), сидячему и паразитическому( редукция кишечника, ротового и анальных отверстий нервной системы.) образу жизни.
Соотношение путей достижения биологического прогресса Слайд 26, 27
В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга.
Взаимоотношения трех основных направлений эволюции, их чередование А.Н.Северцов изобразил в виде схемы
Ароморфозы охватывают краткие периоды в процессе эволюции, поднимают уровень организации и открывают новые возможности.
Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции.
Дегенерация является частным случаем идиоадаптации, приспособление к более простым условиям.
Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока. Слайд 28.
4. Закрепление материала
Выполнение лабораторной работы
Тема: Выявление ароморфозов у растений.
Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов.
Оборудование: гербарные экземпляры растений основных отделов.
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарные образцы растений: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны (ели), цветкового растения.
2. Выявите изменения во внешнем (появление новых органов) и внутреннем строении (появление новых тканей).
3. Внесите данные в таблицу.
Признаки
водоросли мхи папоротники голосеменные покрытосеменные
Корень
------------ ризоиды Корневище с придаточными корнями Корневая система Стержневая и мочковатая корневая система
Стебель
------------ Есть стебель Есть стебель Хорошо развит Хорошо развит
Листья
----------- Есть стебель Ваий крупные пересторассеченные листья Хвоя-игольчатые листья Простые и сложные листья
Способ размножения спорами спорами спорами семенами семенами
Ткани
Нет тканей Слабо дифференцированы
(покровная, проводящая) Более совершенные (покровных, механическая и проводящая) Хорошо развитые ткани Дифференцированные и хорошо развитые ткани
4. Сделать вывод о роли ароморфных изменений в эволюции растений.
Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.
5. Контроль и взаимопроверка знаний
Выполните 5 тестовых задания.
На работу отводится 3-4 мин.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения тестовых заданий.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
У какого на 5, 4, 3.
Наша работа на курсах подходит к завершению, соответственно мы должны оценить свою деятельность. У вас на столах лежат сертификаты об окончании курсов, в которых вы должны поставить себе оценки, за тест, за лабораторную работу, работу в парах.
Свои сертификаты, и все работы сдайте, они будут оценены и поставлена окончательная оценка.
(учащиеся оценивают индивидуально свою деятельность на уроке, в паре). Оценивается работа отдельных учащихся (заполняются сертификаты о прохождении краткосрочных курсов, в них выставляются оценки за работу на уроке).
Объявляется итог урока: «Первое испытание вами пройдено успешно. Окончательное решение о «приеме» вас на работу в Государственный Дарвиновский музей будет принято позднее; после сдачи вами зачета по теме «Закономерности макроэволюции»
6. Домашнее задание
§ 32 ответить на вопросы
Продумать примеры направлений эволюции (использование электронных презентаций только поощряется)
Подготовить сообщения об адаптациях к среде обитания у растений и животных.
9 кл осн.напр эв.docx
Тема: Основные направления эволюционного процесса.
Класс: 9абв
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления
эволюционного процесса;
Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами из мира
растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и
делать выводы;
продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других.
Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование
добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных
взаимодействиях
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь характеризовать основные
направления эволюции и пути биологического прогресса.
Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений,
дидактический материал.
Тип урока: урок изучение и первичного закрепления знаний.
Методы обучения: словесный, объяснительноиллюстративный, проблемный,
исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах,
фронтальная.
Этапы урока:
1. Орг. момент 2 мин.
2. Актуализация знаний. 3 мин.
3. Изучение нового материала. 10 мин.
4. Закрепление знаний 12 мин.
5. Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин.
6. Домашнее задание. 2 мин.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами
сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще
лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем чтото новое, еще неизвестное
и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень. Проблемный ситуация: «Недавно в сети Интернет появилось объявление о том, что
Государственный Дарвиновский музей – крупнейший музей России набирает группу
экскурсоводов для работы в зале "Макроэволюции". Требование к соискателю: знание
закономерностей макроэволюции ». Я, предлагаю вам пройти краткосрочное обучение и
«поучаствовать» в этом конкурсе (в конце изучения темы в форме зачетного урока). Ну, как,
согласны? …Тогда, полный вперед!
Название нашего курса: Основные направления эволюционного процесса (записать в тетрадь)
2.
Актуализация знаний.
Беседа о том, что на сегодняшний день изучили (показывается запись на слайде после
обсуждения)?
Давайте вспомним, что нам известно о макроэволюции.
Эволюция? (историческое развитие живых организмов)
Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами: микроэволюцией и макроэволюцией.
Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов)
Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга)
Что должны узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)?
Объявление целей урока (показывается на слайде)
Цель: сформировать знания о макроэволюции, основных направлениях эволюционного процесса.
В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради.
3. Изучение нового материала.
Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы:
В чем различия биологического регресса и дегенерации.
Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют в
настоящее время? Объясните почему.
Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса,
то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм
жизни к высшим.
Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса.
Это лишь одно из направлений эволюций.
Существует еще два направления эволюции. Какие?
Биологический регресс, стабилизация.
Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана
Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова. Как вы думаете, какие признаки характеризуют регресс? Слайд 5
По каким причинам происходит биологический регресс? Слайд 6
Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса. Слайд
7, 8,9
Какие признаки характерны для стабилизации? Слайд 10, 11
А стабилизация характеризуется – сохранением численности в определенных пределах,
сохранение ареала без значительного расширения.
Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов.
Известны
многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые"
Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологической стабилизации.
Слайд 12, 13,14, 15
Назовите признаки биологического прогресса. Слайд 16
Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологического прогресса.
Какие пути биологического прогресс известны: Слайд 17
Ароморфоз или арогенез – эволюционное преобразование строения и функций организмов,
имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е.
ведущее к морфофизиологическому регрессу. Слайд 18, 19, 20
Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и
являются приспособлениями широкого значения.
Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают
возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.
По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения,
при которых повышается общая энергия жизнедеятельности.
По представлениям И.И.
Шмальгаузена,
ароморфозы дают возможность
использования новых ресурсов среды.
Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника к 2, 3, 4камерному у
позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких.
Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп.
Идиоадаптация или алломорфоз приспособления к специальным условиям среды,
полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы
организмов. Слайд 21, 22, 23 Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения
уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых
он обитает.
Крайняя степень идиоадаптации специализации.(питание одним видом пищи, обитание в
однородной среде)
Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда
функции и выполняющих их органов. Слайд 24, 25
Связана с переходом к пещерному (редукция зрения, снижение активности., отсутствие
пигментации), сидячему и паразитическому( редукция кишечника, ротового и анальных
отверстий нервной системы.) образу жизни.
Соотношение путей достижения биологического прогресса Слайд 26, 27
В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между
собой и сменяя друг друга.
Взаимоотношения трех основных направлений эволюции, их чередование А.Н.Северцов
изобразил в виде схемы
Ароморфозы охватывают краткие периоды
в процессе эволюции, поднимают уровень
организации и открывают новые возможности.
Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции.
Дегенерация является частным случаем идиоадаптации, приспособление к более простым
условиям.
Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока. Слайд 28.
4.
Закрепление материала
Выполнение лабораторной работы
Тема: Выявление ароморфозов у растений.
Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа
строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов.
Оборудование: гербарные экземпляры растений основных отделов.
Ход работы:
Рассмотрите гербарные образцы растений: водоросль, мох, лист папоротника, веточку
сосны (ели), цветкового растения.
Выявите изменения во внешнем (появление новых органов) и внутреннем строении
(появление новых тканей).
Внесите данные в таблицу.
1.
2.
3. Признаки
водоросл
мхи
папоротники
голосеменны
покрытосеменны
Корень
и
ризоиды
Корневище с
е
Корневая
е
Стержневая и
придаточными
система
мочковатая
корнями
Стебель
Есть стебель
Есть стебель
Листья
Есть стебель
Ваий крупные
корневая
система
Хорошо развит
Простые и
Хорошо
развит
Хвоя
Способ
спорами
спорами
пересторассеченны
игольчатые
сложные листья
е листья
спорами
листья
семенами
семенами
размноже
ния
Ткани
Нет
Слабо
Более совершенные
Хорошо
Дифференцирова
тканей
дифференциров
(покровных,
развитые
нные и хорошо
аны
механическая и
ткани
развитые ткани
(покровная,
проводящая)
проводящая)
4.
Сделать вывод о роли ароморфных изменений в эволюции растений.
Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают
возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.
5. Контроль и взаимопроверка знаний
Выполните 5 тестовых задания.
На работу отводится 34 мин.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения тестовых заданий.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
У какого на 5, 4, 3.
Наша работа на курсах подходит к завершению, соответственно мы должны оценить свою
деятельность. У вас на столах лежат сертификаты об окончании курсов, в которых вы
должны поставить себе оценки, за тест, за лабораторную работу, работу в парах.
Свои сертификаты, и все работы сдайте, они будут оценены и поставлена окончательная
оценка. (учащиеся оценивают индивидуально свою деятельность на уроке, в паре). Оценивается работа
отдельных учащихся (заполняются сертификаты о прохождении краткосрочных курсов, в них
выставляются оценки за работу на уроке).
Объявляется итог урока: «Первое испытание вами пройдено успешно. Окончательное
решение о «приеме» вас на работу в Государственный Дарвиновский музей будет принято
позднее; после сдачи вами зачета по теме «Закономерности макроэволюции»
6. Домашнее задание § 2.1, ответить на вопросы
Продумать примеры направлений эволюции (использование электронных презентаций только
поощряется)
Подготовить сообщения об адаптациях к среде обитания у растений и животных.
БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы
БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы
БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы
БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы
БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы
БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы
БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.