БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы
Оценка 4.8

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
биология
9 кл
20.02.2019
БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы
Тема: Основные направления эволюционного процесса. Класс: 9абв Цели урока: - Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления эволюционного процесса; - Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами из мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы; продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других. - Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях Планируемые результаты: учащиеся должны уметь характеризовать основные направления эволюции и пути биологического прогресса. Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений, дидактический материал. Тип урока: урок изучение и первичного закрепления знаний. Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная. Этапы урока: 1. Орг. момент 2 мин. 2. Актуализация знаний. 3 мин. 3. Изучение нового материала. 10 мин. 4. Закрепление знаний 12 мин. 5. Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин. 6. Домашнее задание. 2 мин. Ход урока: 1. Орг. момент. Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень. Проблемный ситуация: «Недавно в сети Интернет появилось объявление о том, что Государственный Дарвиновский музей – крупнейший музей России набирает группу экскурсоводов для работы в зале "Макроэволюции". Требование к соискателю: знание закономерностей макроэволюции ». Я, предлагаю вам пройти краткосрочное обучение и «поучаствовать» в этом конкурсе (в конце изучения темы в форме зачетного урока). Ну, как, согласны? …Тогда, полный вперед! Название нашего курса: Основные направления эволюционного процесса (записать в тетрадь) 2. Актуализация знаний. Беседа о том, что на сегодняшний день изучили (показывается запись на слайде после обсуждения)? Давайте вспомним, что нам известно о макроэволюции. - Эволюция? (историческое развитие живых организмов) Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами: микроэволюцией и макроэволюцией. - Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов) - Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга) Что должны узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)? Объявление целей урока (показывается на слайде) Цель: сформировать знания о макроэволюции, основных направлениях эволюционного процесса. В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради. 3. Изучение нового материала. Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы: - В чем различия биологического регресса и дегенерации. - Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют в настоящее время? Объясните почему. Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим. Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса. Это лишь одно из направлений эволюций. - Существует еще два направления эволюции. Какие? Биологический регресс, стабилизация. Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова. - Как вы думаете, какие признаки характеризуют регресс? Слайд 5 - По каким причинам происходит биологический регресс? Слайд 6 Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса. Слайд 7, 8,9 Какие признаки характерны для стабилизации? Слайд 10, 11 А стабилизация характеризуется – сохранением численности в определенных пределах, сохранение ареала без значительного расширения. Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые" - Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологической стабилизации. Слайд 12, 13,14, 15 - Назовите признаки биологического прогресса. Слайд 16 - Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологического прогресса. - Какие пути биологического прогресс известны: Слайд 17 • Ароморфоз или арогенез – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е. ведущее к морфофизиологическому регрессу. Слайд 18, 19, 20 Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения. Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.  По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения, при которых повышается общая энергия жизнедеятельности.  По представлениям И.И. Шмальгаузена, ароморфозы дают возможность использования новых ресурсов среды. Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника к 2-, 3-, 4-камерному у позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких. Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп. • Идиоадаптация или алломорфоз приспособления к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов. Слайд 21, 22, 23 Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых он обитает. Крайняя степень идиоадаптации - специализации.(питание одним видом пищи, обитание в однородной среде) • Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда функции и выполняющих их органов. Слайд 24, 25 Связана с переходом к пещерному (редукция зрения, снижение активности., отсутствие пигментации), сидячему и паразитическому( редукция кишечника, ротового и анальных отверстий нервной системы.) образу жизни. Соотношение путей достижения биологического прогресса Слайд 26, 27  В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга.  Взаимоотношения трех основных направлений эволюции, их чередование А.Н.Северцов изобразил в виде схемы Ароморфозы охватывают краткие периоды в процессе эволюции, поднимают уровень организации и открывают новые возможности. Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции. Дегенерация является частным случаем идиоадаптации, приспособление к более простым условиям. Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока. Слайд 28. 4. Закрепление материала Выполнение лабораторной работы Тема: Выявление ароморфозов у растений. Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов. Оборудование: гербарные экземпляры растений основных отделов. Ход работы: 1. Рассмотрите гербарные образцы растений: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны (ели), цветкового растения. 2. Выявите изменения во внешнем (появление новых органов) и внутреннем строении (появление новых тканей). 3. Внесите данные в таблицу. Признаки водоросли мхи папоротники голосеменные покрытосеменные Корень ------------ ризоиды Корневище с придаточными корнями Корневая система Стержневая и мочковатая корневая система Стебель ------------ Есть стебель Есть стебель Хорошо развит Хорошо развит Листья ----------- Есть стебель Ваий крупные пересторассеченные листья Хвоя-игольчатые листья Простые и сложные листья Способ размножения спорами спорами спорами семенами семенами Ткани Нет тканей Слабо дифференцированы (покровная, проводящая) Более совершенные (покровных, механическая и проводящая) Хорошо развитые ткани Дифференцированные и хорошо развитые ткани 4. Сделать вывод о роли ароморфных изменений в эволюции растений. Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания. 5. Контроль и взаимопроверка знаний Выполните 5 тестовых задания. На работу отводится 3-4 мин. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения тестовых заданий. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. У какого на 5, 4, 3. Наша работа на курсах подходит к завершению, соответственно мы должны оценить свою деятельность. У вас на столах лежат сертификаты об окончании курсов, в которых вы должны поставить себе оценки, за тест, за лабораторную работу, работу в парах. Свои сертификаты, и все работы сдайте, они будут оценены и поставлена окончательная оценка. (учащиеся оценивают индивидуально свою деятельность на уроке, в паре). Оценивается работа отдельных учащихся (заполняются сертификаты о прохождении краткосрочных курсов, в них выставляются оценки за работу на уроке). Объявляется итог урока: «Первое испытание вами пройдено успешно. Окончательное решение о «приеме» вас на работу в Государственный Дарвиновский музей будет принято позднее; после сдачи вами зачета по теме «Закономерности макроэволюции» 6. Домашнее задание § 32 ответить на вопросы Продумать примеры направлений эволюции (использование электронных презентаций только поощряется) Подготовить сообщения об адаптациях к среде обитания у растений и животных.
9 кл осн.напр эв.docx
Тема: Основные направления эволюционного процесса. Класс: 9абв Цели урока:   ­ Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления эволюционного процесса;  ­     Развивающая:   формирование   умения   иллюстрировать   рассказ   примерами     из   мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы;  продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других. ­  Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование  добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных  взаимодействиях          Планируемые  результаты: учащиеся должны уметь характеризовать  основные   направления эволюции  и пути биологического прогресса.          Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений, дидактический материал. Тип урока: урок изучение и первичного закрепления знаний.  Методы  обучения:  словесный, объяснительно­иллюстративный, проблемный,  исследовательский.  Формы   организации   учебной   деятельности:   индивидуальная,    в    парах, фронтальная. Этапы урока: 1. Орг. момент 2 мин. 2. Актуализация знаний. 3 мин. 3. Изучение нового материала. 10 мин. 4. Закрепление знаний 12 мин. 5. Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин. 6. Домашнее задание. 2 мин. Ход урока: 1. Орг. момент. Добрый  день!  С  каким  настроением  вы  сегодня  пришли  на урок?  Надеюсь,  что мы  с  вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что­то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень. Проблемный ситуация: «Недавно в сети Интернет появилось объявление о том, что  Государственный Дарвиновский музей – крупнейший музей России набирает группу  экскурсоводов для работы в зале "Макроэволюции". Требование к соискателю: знание   закономерностей макроэволюции ». Я, предлагаю вам пройти краткосрочное обучение и  «поучаствовать» в этом конкурсе (в конце изучения темы в форме зачетного урока). Ну, как,  согласны? …Тогда, полный вперед! Название нашего курса: Основные направления эволюционного процесса (записать в тетрадь) 2. Актуализация знаний.  Беседа   о   том,   что   на   сегодняшний   день   изучили   (показывается   запись   на   слайде   после обсуждения)? Давайте вспомним, что нам известно  о макроэволюции.  ­  Эволюция? (историческое развитие живых организмов)  Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами:  микроэволюцией и макроэволюцией.   ­ Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов)  ­ Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга) Что должны  узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)?   Объявление целей урока  (показывается на слайде) Цель: сформировать знания о макроэволюции,   основных направлениях эволюционного процесса. В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради. 3. Изучение нового материала. Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы: ­  В чем различия биологического регресса и дегенерации. ­ Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют  в настоящее время? Объясните почему. Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим. Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса. Это лишь одно из направлений эволюций.  ­ Существует еще два направления эволюции. Какие? Биологический  регресс, стабилизация. Современные   представления   о   направлениях   эволюции     основываются   на   работах   Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова. ­ Как вы думаете, какие признаки характеризуют  регресс? Слайд 5 ­ По каким причинам происходит биологический регресс? Слайд 6 Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса. Слайд 7, 8,9 Какие признаки характерны для стабилизации? Слайд 10, 11 А   стабилизация   характеризуется   –   сохранением   численности   в   определенных   пределах, сохранение ареала без значительного расширения.  Мощный   стабилизирующий   отбор   способствует   сохранению   таксонов.   Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые"  ­ Примеры животных   и растений, находящихся в состоянии   биологической стабилизации. Слайд 12, 13,14, 15 ­ Назовите признаки биологического прогресса. Слайд 16 ­ Примеры животных  и растений,  находящихся в состоянии  биологического прогресса. ­ Какие пути биологического прогресс известны: Слайд 17  Ароморфоз или арогенез – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е. ведущее к морфофизиологическому регрессу. Слайд 18, 19, 20 Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения. Ароморфные   изменения   дают   преимущества   в   борьбе   за   существование   и   открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной   среды обитания. По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения, при которых повышается общая энергия жизнедеятельности. По   представлениям   И.И.   Шмальгаузена,   ароморфозы   дают   возможность использования новых ресурсов среды. Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника   к 2­, 3­, 4­камерному у позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких.  Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп. Идиоадаптация   или   алломорфоз     приспособления   к   специальным   условиям   среды, полезное   в   борьбе   за   существование,   но   не   изменяющее   уровня   организации   данной   группы    организмов. Слайд 21, 22, 23 Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых он обитает.       Крайняя степень идиоадаптации ­  специализации.(питание одним видом пищи, обитание в однородной среде)  Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда функции и выполняющих их органов. Слайд 24, 25 Связана   с   переходом   к   пещерному   (редукция   зрения,   снижение   активности.,   отсутствие пигментации),   сидячему   и   паразитическому(   редукция   кишечника,   ротового   и   анальных   отверстий  нервной системы.) образу жизни. Соотношение путей достижения биологического прогресса Слайд 26, 27 В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга. Взаимоотношения   трех   основных   направлений   эволюции,   их   чередование   А.Н.Северцов изобразил в виде схемы Ароморфозы   охватывают   краткие   периоды     в   процессе   эволюции,   поднимают   уровень организации и открывают новые возможности. Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции.  Дегенерация   является   частным   случаем   идиоадаптации,   приспособление   к   более   простым условиям. Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока. Слайд 28. 4. Закрепление материала  Выполнение лабораторной работы  Тема: Выявление ароморфозов у растений. Задачи:   сформировать   умение   использовать   знания   о   направлении   эволюции   для   анализа строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов. Оборудование:  гербарные экземпляры растений основных отделов. Ход работы: Рассмотрите гербарные образцы растений: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны (ели), цветкового растения. Выявите   изменения   во   внешнем   (появление   новых   органов)   и   внутреннем   строении (появление новых тканей). Внесите данные в таблицу. 1. 2. 3. Признаки водоросл мхи папоротники голосеменны покрытосеменны Корень и ­­­­­­­­­­­­ ризоиды Корневище с  е Корневая  е Стержневая и  придаточными  система мочковатая  корнями Стебель ­­­­­­­­­­­­ Есть стебель Есть стебель Листья ­­­­­­­­­­­ Есть стебель Ваий крупные  корневая  система Хорошо развит Простые и  Хорошо  развит Хвоя­ Способ  спорами спорами пересторассеченны игольчатые  сложные листья е листья спорами листья семенами семенами размноже ния Ткани Нет  Слабо  Более совершенные Хорошо  Дифференцирова тканей дифференциров (покровных,  развитые  нные и хорошо  аны механическая и  ткани развитые ткани (покровная,  проводящая) проводящая) 4. Сделать вывод о роли ароморфных изменений в эволюции растений. Ароморфные   изменения   дают   преимущества   в   борьбе   за   существование   и   открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной   среды обитания. 5. Контроль и взаимопроверка  знаний  Выполните 5 тестовых задания. На работу отводится 3­4 мин.  Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения тестовых заданий. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. У какого на 5, 4, 3. Наша работа на курсах   подходит к завершению, соответственно мы должны оценить свою деятельность.   У   вас   на   столах   лежат   сертификаты   об   окончании   курсов,   в   которых   вы должны поставить себе оценки, за тест, за лабораторную работу, работу в парах.  Свои  сертификаты,  и  все   работы  сдайте,   они  будут  оценены   и  поставлена  окончательная оценка. (учащиеся  оценивают  индивидуально свою деятельность на уроке, в паре). Оценивается работа отдельных учащихся (заполняются сертификаты о прохождении краткосрочных курсов, в них выставляются оценки за работу на уроке).  Объявляется итог урока: «Первое испытание    вами пройдено успешно. Окончательное  решение о «приеме» вас на работу в Государственный Дарвиновский  музей будет принято  позднее; после сдачи вами зачета по теме «Закономерности макроэволюции» 6. Домашнее задание § 2.1, ответить на вопросы Продумать примеры направлений эволюции (использование электронных презентаций только поощряется)  Подготовить сообщения об адаптациях к среде обитания у растений и животных.

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы

БИОЛОГИЯ "Основные направления эволюционного процесса" 9 класс основной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019