Блочная система работы над сочинением как средство развития коммуникативной компетенции
Оценка 4.8

Блочная система работы над сочинением как средство развития коммуникативной компетенции

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл—4 кл
04.06.2017
Блочная система работы над сочинением как средство развития коммуникативной компетенции
В статье раскрываются принципы, методика и результаты блочной системы работы над сочинением в начальной школе. Предлагается примерный недельный план работы над обучающим сочинением с описанием этапов подготовки на уроке и домашним заданием. Данная методика подходит для работы в начальной школе.В статье описана методика блочной системы работы над сочинением в начальной школе. Предлагается примерный недельный план работы над сочинением.
статья.docx
Артёмова Е.В. Артёмова Екатерина Викторовна, Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №55, г. Хабаровск   БЛОЧНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В   статье   раскрываются   принципы,   методика   и   результаты блочной   системы   работы   над   сочинением   в   начальной   школе. Предлагается примерный недельный план работы над сочинением.  Ключевые слова: сочинение, блочная система, коммуникативная компетентность, письменная речь. Приоритетной   задачей   школы   в   настоящее   время   является реализация   идей     федерального   государственного   образовательного стандарта   второго   поколения.   Одно   из   направлений   повышения качества   образования,   предусматриваемое   в   стандарте,   связано   с формированием   функциональной   грамотности   и   коммуникативной компетентности.   «Коммуникативная   компетенция   предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной   и   письменной   речи,   базовыми   умениями   и   навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и   ситуациях   общения»   [3,   с.   39]   Коммуникативная   компетенция– основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. А речь в любых её проявлениях является основным компонентом этой компетенции. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия   требуют   от   современного   человека   универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме.  Развитие   связной   речи   учащихся,   навыков   самостоятельной работы   по   созданию   текстов   разных   жанров   и   стилей   и   в   целом формирование коммуникативных компетенций – актуальная проблема современного   образования.   В   1928   г.   Л.С.   Выготский   писал:   "...В практике школьного обучения письмо занимает до сих пор слишком узкое место по сравнению с той огромной ролью, которую оно играет в процессе культурного развития ребенка. До сих пор обучение письму ставится   узко­практическим.   Ребенка   учат   выводить   буквы   и складывать  из них слова,  но  не обучают  его  письменной   речи. Сам механизм письма настолько выдвигается вперед, что заслоняет собой письменную речь, как таковую"[1]. Если сопоставить его высказывание с   тем,   что   происходит   в   современной   педагогической   практике,   то можно сделать вывод, что ситуация за последние 100 лет мало чем изменилась. В 90­х годах XX века Санкт­Петербургскими методистами было предложено   разбить   подготовку   к   написанию   сочинения   на   неделю. Это   позволяет   сделать   подготовку   учеников   к   сочинению   более качественной,   глубокой,   осмыслить   суть   проблемы,   проникнуться мотивом,   которым   направляется   создание   высказывания,   учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание   текста,   сформулировать   свои   мысли,   изложить   их   по порядку.   Написание   сочинения   –   это   сложный   процесс,   как   для ребенка,   так   и   для   взрослого   человека.   Кроме   того,   учащихся необходимо   обучать   различным   умениям:   собирать   материалы   для сочинений,   систематизировать   его,   располагать,   составлять   план   и писать   по   плану,   использовать   средства   языка   в   соответствии   с замыслом   и   речевыми   ситуациями   наблюдать   жизнь,   вдумываться   в смысл   происходящего,   находить   подтверждение   своим   мыслям   в поступках людей. В течение одного­двух уроков развить эти умения невозможно. В блочной системе работы над сочинением все этапы (они те же, что и в обычной методике) подготовки к сочинению пролонгированы на неделю. Всю неделю на каждом уроке выделяется от 7 до 15 мин. для   подготовки   к   сочинению   и   дается   домашнее   задание соответственно   этапу   подготовки.  Причем,  материал   для   сочинения может   быть   материалом   упражнения   для   изучения   или   закрепления учебной темы. Например: в теме урока «Правописание окончаний имен прилагательных»   материалом   для   упражнения   могут   стать прилагательные для описания осени, которые ученики выписывают из подобранных учителем стихотворений. Весь материал для сочинения ученики записывают в отдельную тетрадь (черновик). Приведем примерный план работы на неделю. День недели Этап подготовки Понедельник Вторник Создание речевой ситуации.  Обсуждение темы сочинения. Определение типа и стиля  текста. Выбор языковых средств.  Домашнее задание Подумать ­ о чем (о  ком) ты хотел бы  написать? Придумать, найти (обязательно указать  произведения)  подходящие  словосочетания,  эпитеты. Придумать свое  начало. Придумать конец. Наилучшим источником  пополнения словаря  школьников, несомненно,  служит литература,  классические образцы, речь  интеллигентных людей. Самое трудное – начать  сочинение. Беседа о том, как  можно начать сочинение  (загадка, вопрос, пословица,  отрывок из стихотворения,  исторический факт и т.д.)  Несколько вариантов  записываем. Обсуждение основной части. Пишем сочинение в классе по  материалам, подготовленным  за неделю (черновик). Первичная проверка учителем сочинений Проверка, редактирование,  исправление ошибок  учениками самостоятельно по  инструкции. Переписываем  начисто.  Среда Четверг Пятница Понедельник Школьное сочинение – это творчество учащихся, так как ученик создает свой оригинальный текст, то стоит отметить, что со временем пришлось   отказаться   от   плана­образца   учителя.   План   при необходимости составляет каждый ребенок для своего сочинения сам, соблюдая   общую   концепцию   построения   текста   (вводная   часть   ­ основная   часть   –   заключительная   часть).   Это   позволяет   уйти   от стандартизации, схематизма и однотипности сочинений. На протяжении всего обучения в школе дети пишут сочинения, но как показывает практика, этот вид работы часто вызывает у них трудности, а порой и негативное отношение, обусловленное не столько нежеланием   выражать   свои   мысли   и   чувства,   сколько   отсутствием зачастую   самых   элементарных   практических   приемов   в   выполнении этой   работы.   Поэтому   работать   над   развитием   письменной   речи необходимо в системе на каждом уроке. Это целый комплекс работ, концентрирующийся   в   нескольких   компонентах,   рекомендованный Валерией Ниорадзе [3]:  Беседы о значении письменной речи в жизни человека.  Развитие умения переносить мысленный образ в письменный.  Работа   над   выразительностью   устной   речи   и   интонированием письменной с помощью смысловых знаков.  Работа над образностью и красочностью слова.  Сочинение рассказов по картинкам.  Развитие   умения   самопроверки,   самооценки,   самоконтроля собственных письменных работ.  Нравственная   основа   художественных   текстов   в   воспитании лучших личностных качеств каждого школьника.  Подготовка   и   выпуск   газет,   коллективных   и   авторских сборников.  Выпуск коллективных сборников работ. В  XX  веке   Дж.Брунер   писал,   что   любой   материал     ребенок усвоит, только надо найти форму его подачи и дать детям способ действия. Таким способом может служить блочная система работы над   сочинением,   целью   которой   является   пробудить   в   детях способность выражать свои мысли и  чувства в письменной речи.  1 Выготский Л.С. История культурного развития нормального и  ненормального ребенка, рукопись, ", глава VII, 1928—29г.  [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/VUR/VUR­0731.htm]   2 Выготский, Л. С. Педагогическа психологи / Л. С. Выготский. М.:  Просве щение, 1991. С. 389­439. 3 Литневская, Е. И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания  русского языка в средней школе: Учеб. пособие для студентов  высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М.:  Академический проект, 2006. – 588 с. 4 Пути выращивания письменноречевой деятельности. Уроки  Валерии Ниорадзе. Книга для учителя. 2 класс. – М.: Издательский дом Шалвы Амонишвили, 2007. ­ 85 с.

Блочная система работы над сочинением как средство развития коммуникативной компетенции

Блочная система работы над сочинением как средство развития коммуникативной компетенции

Блочная система работы над сочинением как средство развития коммуникативной компетенции

Блочная система работы над сочинением как средство развития коммуникативной компетенции

Блочная система работы над сочинением как средство развития коммуникативной компетенции

Блочная система работы над сочинением как средство развития коммуникативной компетенции

Блочная система работы над сочинением как средство развития коммуникативной компетенции

Блочная система работы над сочинением как средство развития коммуникативной компетенции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017