Блокада Ленинграда
Цель урока: Урок призван дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
образовательные:
• Объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов;
• познакомить с жизнью блокадного города;
• привести примеры мужества и стойкости ленинградцев;
• дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.
коррекционно-развивающие:
• Развивать умения слушать, связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.
воспитательные:
• Воспитывать чувство восхищения ленинградцами, которые проявили беззаветное служение своему городу, были примером стойкости и мужества для всех русских людей;
• воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу своей страны.
Блокада Ленинграда
Цель урока: Урок призван дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни
блокады.
Задачи:
образовательные:
Объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов;
познакомить с жизнью блокадного города;
привести примеры мужества и стойкости ленинградцев;
дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях
Советской армии.
коррекционноразвивающие:
Развивать умения слушать, связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе
нескольких источников.
воспитательные:
Воспитывать чувство восхищения ленинградцами, которые проявили беззаветное служение
своему городу, были примером стойкости и мужества для всех русских людей;
воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу своей страны.
Оборудование: Мультимедийная установка, карта «Великая Отечественная война».
Термины и понятия: Блокада, Дорога жизни.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся №
Врем
слайд
а
я
Рапорт дежурного
I. Организационный момент.
Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке, взаимное приветствие.
Настрой учащихся на работу, определение
отсутствующих, организация внимания; проверка
готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза,
внешний вид).
II. Целеполагание и мотивация.
Цель: Сообщение темы и цели урока.
Звучит музыка (отрывок из Седьмой симфонии Д.Д.
Шостаковича)
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о Великой
Отечественной войне, о героической борьбе русского
народа против фашистской Германии.
В частности о том, как происходила защита
легендарного города – города на Неве, в то время
носившего название Ленинград.
III. Проверка домашнего задания.
Цель: Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки
обнаруженные пробелы в знаниях. Фронтальный опрос.
Какую тему изучали на прошлом уроке?
Кто руководил Государственным Комитетом Обороны
страны?
Зачем эвакуировали промышленные предприятия
вглубь страны?
Дают ответы
№2
№3
№1
0.5
№1
1
5Какое оружие было создано инженерами
конструкторами в годы войны?
Какую помощь фронту оказывали граждане страны?
Какие новые слова встретились вам на уроке?
Работа с Лентой времени
Назовите даты, отмеченные на Ленте времени
(при помощи манипулятора
мышь ученик соединяет
значения слов со словами)
Один ученик отвечает другие
слушают, проверяют
№4
IV. Объяснение нового материала.
Цель: Дать учащимся конкретное представление о том, как защищали город Ленинград жители
страны. Изложить новый материал.
Город СанктПетербург называют городом трех имен.
Рассказ учителя
Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска
начали крупное наступление на Ленинград. И это не
случайно.
В Ленинграде находились крупнейшие военные
предприятия;
Ленинград являлся крупным морским портом;
Ленинград был несколько веков столицей
Российского государства. Там находилось
огромное количество архитектурных
памятников. В великолепных дворцах хранятся
картины, скульптуры и другие произведения
искусства;
Ленинград был гордостью советской страны,
поэтому Гитлер хотел разрушить этот город.
Гитлер направил против Ленинграда удар огромной
силы. Фашисты планировали взять город штурмом. Все
подступы к городу были захвачены врагом. Ленинград
оказался в кольце окружения. 8 сентября 1941 г.
началась блокада города. Фашисты пытались
прорваться в Ленинград. Шли кровопролитные бои за
каждый метр ленинградской земли. На помощь
солдатам в городе стали формироваться отряды
ополченцев из мирных жителей. Все ленинградцы, кто
способен был держать в руках оружие, вышли на
защиту города. Силами бойцов Красной армии и
ополченцев натиск врага был остановлен. Врагу не
удалось войти в город. Тогда гитлеровцы избрали
своим оружием голод и холод, уничтожение города
авиацией и тяжелой артиллерией.
Началась незабываемая зима 1941/42 года в
осажденном городе.
Ленинградцы и воины фронта должны были найти в
себе силы и уменье для того, чтобы справляться с
самыми непредвиденными трудностями.
Экран выключается
О том, как жители города переносили все тяготы
блокады прочитаем учебнике стр. 184
– Беседа по прочитанному:
Что предпринимали Ленинградцы для защиты своего
города?
Подготовленный ученик
рассказывает об истории
названий города.
1703 г. – считается годом
основания Санкт Петербурга
Петром I.В переводе с
немецкого СанктПетербург
означает город святого Петра –
апостола, небесного
покровителя Петра I.
1914 г.– время Первой мировой
войны на волне патриотических
и антинемецких настроений
СанктПетербург переименован
на русский манер в Петроград
1924 г. Умирает В.И. Ленин. В
память о вожде революции
Петроград переименован в
Ленинград
1991 г. Городу вернули его
историческое название.
Остальные слушают доклад.
Читают значение слова блокада
и записывают значение слова в
словарь.
Читают ученики на выбор
учителя
Ответы учеников
Слушают учителя
Смотрят видеохронику
№810
№5
№6
№7
№11
№12
№13
№14
№15
3
4
4
2
3№16
№17
№18
№19
№20
№21
№22
№23
№24
3
2
3
2
1
1
1
– Какие трудности и лишения переносили жители
города?
– Какое испытание было самым тяжелым?
Ответы учеников учитель дополняет слайдами с
фотографиями тех времён
В 1984 году в Ленинграде вышла «Блокадная книга»,
ее авторы Д. Гранин и А. Адамович, писатели
фронтовики. В ней они собрали воспоминания
ленинградцев, переживших блокаду. Самым тяжелым,
по мнению всех блокадников, было испытание
голодом.
Голод – наемный убийца, называли его.
Я зачитаю выдержки из книги. Блокадница Ел. Мих.
Никитина вспоминает:
«Съели всех кошек, съели всех собак, какие были.
Умирали сначала мужчины…Но и женщины тоже
умирали, хотя они все таки были более стойкими…
Люди превращались в каких то…стариков…»
«Есть приходилось что попало. Помню, приходила
домой, и мне так хотелось кушать…. У меня там
дрова лежали около печки,. И вот я взяла это
полено и стала грызть... Вот грызу, грызу это
полено, смола выступила. А этот запах смолы мне
какое то наслаждение доставлял, что хоть что то
я погрызу. Надо было что то кушать, иначе
неминуема смерть от голода, а это еще хуже, чем
от обстрела. От голода очень тяжелая смерть…»
Авторы книги пишут: Слово «хлеб» обрело,
восстановило среди всего этого свой символический
смысл — хлеб насущный. Хлеб как образ жизни, хлеб
как лучший дар земли, источник сил человека.
Неслучайно блокадница Таисия Васильевна
Мещанкина … вспоминает :«Когда умирал человек и
ты к нему подходил, он ничего не просил — ни
масла, ни апельсина, ничего не просил. Он только
тебе говорил: дай крошечку хлеба! И умирал!. Вот
сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и говорю:
помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не
дождались досытья поесть хлеба. А я сказала себе:
когда у меня будет хлеб оставаться, я буду самый
богатейший человек».
Изза голода была самая высокая смертность
населения. Подтверждение этому кадры видеохроники
тех лет:
До нас дошел и уникальный документ того
времени «Дневник Тани Савичевой», который вела
девочка в блокадном Ленинграде.
Дневник представлял обычную записную книжку,
принадлежащую сестре Тани Нине. Нина вела в нем
свои записи, а вторая половина с алфавитом была
свободна. Именно здесь были записаны даты смерти
близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и
Читает подготовленный
ученик
«Щи из подорожника
Пюре из крапивы и
щавеля
Котлеты из свекольной
ботвы
Биточки из лебеды
Шницель из капустного
листа
Печень из жмыха
Торт из дуранды
Соус из рыбнокостной
муки
Оладьи из казеина
Суп из дрожжей
Соевое молоко (по
талонам)».
Рассмаривают фотографию
Ольги Берггольц
Смотрят видеоотрывок
Дают ответ.
Записывают основные даты из
хронологии событий блокадыЛенинграда В это время звучит
отрывок из симфонии
Шостаковича
двух дядей с декабря 1941 по май 1942 года.
На странице под буквой «Ж» Таня написала:
«Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.»
на странице с буквой «Б» Таня написала:
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
На букве «Л» Таня, в спешке объединив два слова в
одно, написала:
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.»
Таня на букве «Д» сделала соответствующую запись,
которая получилась не очень правильной и сбивчивой:
«Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г
Страница на букву «Л» уже была занята записью про
Леонида и поэтому Таня сделала запись на развороте
слева. По неизвестным причинам слово «умер» Таня
почемуто пропустила:
«Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.»
На листке под буквой «М» Таня сделала
соответствующую запись и слово «умерла» тоже
почемуто пропустила:
«Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.
У Тани оставались еще старший брат Михаил и сестра
Нина. Но они были на фронте
Со смертью матери Таня потеряла надежду, что
Михаил и Нина когданибудь вернутся домой, поэтому
на букве «С»
она пишет и она пишет:
«Савичевы умерли»
на букве «У»
«Умерли все»
На – «О»
Осталась одна Таня»
Таня была вывезена из блокадного Ленинграда в
поселок Шатки, Горьковской области в августе 1942 г.
В эвакуации за ее жизнь боролись почти 2 года. Но
спасти девочку не удалось. Организм был истощен,
кроме дистрофии у Тани был обнаружен туберкулез.
Болезни, нервное потрясение, – все это обернулось
гибелью маленькой ленинградки в мае 1944 года.
Благодаря сестре Нине дневник был найден и
сохранен. Сейчас он хранится в музее истории
Ленинграда. А после окончания войны, когда шел суд
над фашистами в городе Нюрнберге, этот дневник
побывал и там. И был одним из документов,
свидетельствовавших о преступлениях фашистов.
Связь города с Большой землей сохранялась благодаря
единственной дороге – дороге через Ладожское озеро,
которое расположено недалеко от Ленинграда. Осенью
на баржах и пароходах под непрерывным обстрелом
противника в Ленинград через Ладогу (так еще
называют Ладожское озеро) доставляли
продовольствие. С наступлением холодов вода сталазастывать и баржи проходить уже не могли.
Государственный комитет обороны принял решение
проложить дорогу в город по льду Ладожского озера..
Но лед был еще не настолько крепок, чтобы по нему
могли пройти груженые машины. И вот 17 ноября 1941
года лед Ладога окончательно замерз. Первыми по
льду озера прошли санный обоз, но истощённые
лошади, запряженные в сани, могли перевезти не так
много груза, потом пустые машины, полуторки, как их
называли в войну и только потом решили пустить
машины с продовольствием. Чтобы облегчить давление
на лед с машин поначалу снимали все лишнее и даже
кабины. Сейчас трудно представить шофера, который
едет без кабины в 30градусный мороз навстречу
ветру. Итак, по льду Ладожского озера пошли первые
автомобили с продовольствием и медикаментами.
Обратно на них отправляли истощенных голодом
женщин и детей. Эта дорога действовала всю зиму,
пока весной лед не растаял. Но она помогла горожанам
выжить. За это ладожскую дорогу жители города
назвали «Дорогой жизни».
Пришла весна и сама земля стала кормить
ленинградцев. Вот меню заводской столовой весной
1942 г.:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (экран выключается,
проводится гимнастика для глаз, гимнастика для
тела)
В «Блокадной книге» читаем:
«Казалось, хлеб, прежде всего хлеб, ну еще вода и
тепло! И все говорили и думали, что все желания
сосредоточились только на этом, на самом насущном.
Так ведь нет. В иссушенном
организме душа,страдающая и униженная голодом,
тоже искала себе пищи. Жизнь духа
продолжалась. Человек порой сам себе удивлялся,
своей восприимчивости к слову, музыке, театру. Стихи
стали нужны».
В осажденном фашистами Ленинграде находилась
поэтесса Ольга Берггольц. Как и все ленинградцы она
стойко переносила все ужасы блокады и писала об
этом стихи. До войны она была малоизвестным
автором детских книжек и стихов. И вдруг Ольга
Берггольц стала поэтом, олицетворяющим стойкость
Ленинграда. Она читала свои стихи по радио,
поддерживая жителей города:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги,
– эти строки посвятила поэтесса дороге, проводящей
по льду Ладожского озера в стихотворении
«Ленинградская поэма» 1942 г.Прослушаем видеоотрывок из этого стихотворения.
Его читает интернетпользователь Алексей Корчагин
– Какой подвиг совершил шофер, везший хлеб в
Ленинград?
9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде
прозвучала знаменитая Седьмая (Ленинградская)
симфония композитора Дмитрия Шостаковича.
Шостакович был ленинградцем. Первая часть
симфонии была написана до войны. В сентябре 1941
года, уже в блокированном Ленинграде Шостакович
написал вторую часть и начал работу над третьей. 1
октября композитор вместе с семьёй был вывезен из
Ленинграда. В эвакуации 27 декабря 1941 года была
закончена симфония. В Ленинграде репетиции
симфонии начались в марте 1942 г., в живых осталось
15 ослабевших музыкантов. Чтобы пополнить оркестр,
отзывали музыкантов из военных частей.
Зал Ленинградской филармонии был полон. Несмотря
на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены
все люстры. Во время исполнения симфония
транслировалась по радио, а также по
громкоговорителям городской сети. Её слышали не
только жители города, но и осаждавшие Ленинград
немецкие войска. Как потом говорили, немцы
обезумели все, когда это слышали. Онито считали,
что город мёртвый. Спустя годы немцы признавались:
«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что
проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную
преодолеть голод, страх и даже смерть…»
900 дней и ночей продолжалась блокада
Ленинграда. 18 января 1943 г. Советские войска
смогли прорвать блокаду. Прорыв блокады позволил
установить постоянную железнодорожную связь с
Большой землей. В Ленинград стали приходить поезда,
улучшилось снабжение продовольствием, карточки на
хлеб не были отменены, но норма хлеба увеличилась
вдвое. Еще целый год ленинградцы страдали налетов
вражеской авиации и артиллерийских бомбёжек,
которые усилились с прорывом блокады
Никогда ленинградцы не забудут день 27 января 1944
года. С волнением и радостью слушали они по радио
обращение Военного совета Ленинградского фронта:
«Город Ленинград полностью освобожден от
вражеской блокады.
Работа с Лентой времени
V. Первичное закрепление знаний.
Цель: Закрепит знания и умения, учить применять знания в жизни.
Подведем итоги нашему разговору.
– Какую тему изучали сегодня на уроке?
– Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?
– Какие трудности и лишения пережили ленинградцы?
Отвечают на вопросы
5– Где проходила Дорога жизни?
– Почему дорогу через Ладожское озеро назвали
дорогой жизни?
– Сколько времени длилась блокада?
VI. Подведение итогов урока.
Цель: Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся,
выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
Учитель выставляет оценки за урок.
Делает вывод предшествующему разговору:
Сравнять Ленинград с землей, полностью
истребить его население», – гласила секретная
директива Гитлера. Но подвиг ленинградцев вызван
не угрозой уничтожения…Нет, тут было другое:
простое и непреложное желание защитить свой
образ жизни. Мы не рабы, рабы не мы, мы должны
были схватиться с фашизмом, стать на его пути,
отстоять свободу, достоинство людей. Вот в чем
оправдание и смысл подвига Ленинграда.
А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга»
VII. Сообщение домашнего задания.
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы
(устно).
Индивидуально: прочитать абзацы, рассказывающие о
«Дороге жизни».
0.5
1