Блокада Ленинграда

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Блокада Ленинграда Цель урока: Урок призван дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады. Задачи: образовательные: • Объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов; • познакомить с жизнью блокадного города; • привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; • дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии. коррекционно-развивающие: • Развивать умения слушать, связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников. воспитательные: • Воспитывать чувство восхищения ленинградцами, которые проявили беззаветное служение своему городу, были примером стойкости и мужества для всех русских людей; • воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу своей страны.
Иконка файла материала Блокада Ленинграда.doc
Блокада Ленинграда Цель урока: Урок призван дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни  блокады. Задачи: образовательные:  Объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов;    познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях  Советской армии. коррекционно­развивающие:  Развивать умения слушать, связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе  нескольких источников. воспитательные:  Воспитывать чувство восхищения ленинградцами, которые проявили беззаветное служение  своему городу, были примером стойкости и мужества для всех русских людей; воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу своей страны.  Оборудование: Мультимедийная установка, карта «Великая Отечественная война». Термины и понятия: Блокада, Дорога жизни. Тип урока: комбинированный. Ход урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся № Врем слайд а я Рапорт дежурного I. Организационный момент. Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке, взаимное приветствие. Настрой учащихся на работу, определение  отсутствующих, организация внимания; проверка  готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза,  внешний вид). II. Целеполагание и мотивация. Цель: Сообщение темы и цели урока. Звучит музыка (отрывок из Седьмой симфонии Д.Д.  Шостаковича) Сегодня на уроке мы продолжим разговор о Великой  Отечественной войне, о героической борьбе русского  народа против фашистской Германии. В частности о том, как происходила защита  легендарного города – города на Неве, в то время  носившего название Ленинград. III. Проверка домашнего задания. Цель: Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Фронтальный опрос. Какую тему изучали на прошлом уроке? Кто руководил Государственным Комитетом Обороны страны? Зачем эвакуировали промышленные предприятия  вглубь страны? Дают ответы             №2   №3 №1 0.5   №1 1 5Какое оружие было создано инженерами­ конструкторами в годы войны? Какую помощь фронту оказывали граждане страны? Какие новые слова встретились вам на уроке? Работа с Лентой времени Назовите даты, отмеченные на Ленте времени (при помощи манипулятора  мышь ученик соединяет  значения слов со словами) Один ученик отвечает другие  слушают, проверяют   №4 IV. Объяснение нового материала. Цель: Дать учащимся конкретное представление о том, как защищали город Ленинград жители  страны. Изложить новый материал. Город Санкт­Петербург называют городом трех имен. Рассказ учителя Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград. И это не  случайно.  В Ленинграде находились крупнейшие военные  предприятия;  Ленинград являлся крупным морским портом;  Ленинград был несколько веков столицей  Российского государства. Там находилось  огромное количество архитектурных  памятников. В великолепных дворцах хранятся  картины, скульптуры и другие произведения  искусства;  Ленинград был гордостью советской страны,  поэтому Гитлер хотел разрушить этот город. Гитлер направил против Ленинграда удар огромной  силы. Фашисты планировали взять город штурмом. Все подступы к городу были захвачены врагом. Ленинград  оказался в кольце окружения. 8 сентября 1941 г.  началась блокада города. Фашисты пытались  прорваться в Ленинград. Шли кровопролитные бои за  каждый метр ленинградской земли. На помощь  солдатам в городе стали формироваться отряды  ополченцев из мирных жителей. Все ленинградцы, кто  способен был держать в руках оружие, вышли на  защиту города. Силами бойцов Красной армии и  ополченцев натиск врага был остановлен. Врагу не  удалось войти в город. Тогда гитлеровцы избрали  своим оружием голод и холод, уничтожение города  авиацией и тяжелой артиллерией. Началась незабываемая зима 1941/42 года в  осажденном городе. Ленинградцы и воины фронта должны были найти в  себе силы и уменье для того, чтобы справляться с  самыми непредвиденными трудностями. Экран выключается О том, как жители города переносили все тяготы  блокады прочитаем учебнике стр. 184 – Беседа по прочитанному: Что предпринимали Ленинградцы для защиты своего  города? Подготовленный ученик  рассказывает об истории  названий города. 1703 г. – считается годом  основания Санкт Петербурга  Петром I.В переводе с  немецкого Санкт­Петербург  означает город святого Петра – апостола, небесного  покровителя Петра I. 1914 г.– время Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений Санкт­Петербург переименован на русский манер в Петроград 1924 г. Умирает В.И. Ленин. В  память о вожде революции  Петроград переименован в  Ленинград 1991 г. Городу вернули его  историческое название. Остальные слушают доклад. Читают значение слова блокада и записывают значение слова в  словарь. Читают ученики на выбор  учителя Ответы учеников Слушают учителя                     Смотрят видеохронику     №8­10   №5   №6       №7                   №11                     №12 №13 №14 №15                       3       4         4             2                     3№16   №17       №18               №19     №20           №21   №22   №23 №24                   3           2 3                 2               1 1   1 – Какие трудности и лишения переносили жители  города? – Какое испытание было самым тяжелым? Ответы учеников учитель дополняет слайдами с  фотографиями тех времён В 1984 году в Ленинграде вышла «Блокадная книга»,  ее авторы Д. Гранин и А. Адамович, писатели­ фронтовики. В ней они собрали воспоминания  ленинградцев, переживших блокаду. Самым тяжелым,  по мнению всех блокадников, было испытание  голодом. Голод – наемный убийца, ­ называли его. Я зачитаю выдержки из книги. Блокадница Ел. Мих.  Никитина вспоминает: «Съели всех кошек, съели всех собак, какие были.  Умирали сначала мужчины…Но и женщины тоже  умирали, хотя они все таки были более стойкими…  Люди превращались в каких то…стариков…» «Есть приходилось что попало. Помню, приходила  домой, и мне так хотелось кушать…. У меня там  дрова лежали около печки,. И вот я взяла это  полено и стала грызть... Вот грызу, грызу это  полено, смола выступила. А этот запах смолы мне  какое то наслаждение доставлял, что хоть что то я погрызу. Надо было что то кушать, иначе  неминуема смерть от голода, а это еще хуже, чем  от обстрела. От голода очень тяжелая смерть…» Авторы книги пишут: Слово «хлеб» обрело,  восстановило среди всего этого свой символический  смысл — хлеб насущный. Хлеб как образ жизни, хлеб  как лучший дар земли, источник сил человека.  Неслучайно блокадница Таисия Васильевна  Мещанкина … вспоминает :«Когда умирал человек и ты к нему подходил, он ничего не просил — ни  масла, ни апельсина, ничего не просил. Он только  тебе говорил: дай крошечку хлеба! И умирал!. Вот  сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и говорю:  помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не  дождались досытья поесть хлеба. А я сказала себе:  когда у меня будет хлеб оставаться, я буду самый  богатейший человек». Из­за голода была самая высокая смертность  населения. Подтверждение этому кадры видеохроники тех лет: До нас дошел и уникальный документ того  времени «Дневник Тани Савичевой», который вела  девочка в блокадном Ленинграде. Дневник представлял обычную записную книжку,  принадлежащую сестре Тани Нине. Нина вела в нем  свои записи, а вторая половина с алфавитом была  свободна. Именно здесь были записаны даты смерти  близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и                                        Читает подготовленный  ученик «Щи из подорожника   Пюре из крапивы и  щавеля  Котлеты из свекольной  ботвы  Биточки из лебеды  Шницель из капустного  листа  Печень из жмыха  Торт из дуранды  Соус из рыбнокостной  муки  Оладьи из казеина  Суп из дрожжей  Соевое молоко (по  талонам)». Рассмаривают фотографию  Ольги Берггольц     Смотрят видеоотрывок Дают ответ.               Записывают основные даты из  хронологии событий блокадыЛенинграда В это время звучит  отрывок из симфонии  Шостаковича двух дядей с декабря 1941 по май 1942 года. На странице под буквой «Ж» Таня написала: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.» на странице с буквой «Б» Таня написала: Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. На букве «Л» Таня, в спешке объединив два слова в  одно, написала: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.» Таня на букве «Д» сделала соответствующую запись,  которая получилась не очень правильной и сбивчивой: «Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г Страница на букву «Л» уже была занята записью про  Леонида и поэтому Таня сделала запись на развороте  слева. По неизвестным причинам слово «умер» Таня  почему­то пропустила: «Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.» На листке под буквой «М» Таня сделала  соответствующую запись и слово «умерла» тоже  почему­то пропустила: «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г. У Тани оставались еще старший брат Михаил и сестра  Нина. Но они были на фронте Со смертью матери Таня потеряла надежду, что  Михаил и Нина когда­нибудь вернутся домой, поэтому на букве «С» она пишет и она пишет: «Савичевы умерли» на букве «У» «Умерли все» На – «О» Осталась одна Таня» Таня была вывезена из блокадного Ленинграда в  поселок Шатки, Горьковской области в августе 1942 г. В эвакуации за ее жизнь боролись почти 2 года. Но  спасти девочку не удалось. Организм был истощен,  кроме дистрофии у Тани был обнаружен туберкулез.  Болезни, нервное потрясение, – все это обернулось  гибелью маленькой ленинградки в мае 1944 года. Благодаря сестре Нине дневник был найден и  сохранен. Сейчас он хранится в музее истории  Ленинграда. А после окончания войны, когда шел суд  над фашистами в городе Нюрнберге, этот дневник  побывал и там. И был одним из документов,  свидетельствовавших о преступлениях фашистов. Связь города с Большой землей сохранялась благодаря единственной дороге – дороге через Ладожское озеро,  которое расположено недалеко от Ленинграда. Осенью на баржах и пароходах под непрерывным обстрелом  противника в Ленинград через Ладогу (так еще  называют Ладожское озеро) доставляли  продовольствие. С наступлением холодов вода сталазастывать и баржи проходить уже не могли.  Государственный комитет обороны принял решение  проложить дорогу в город по льду Ладожского озера..  Но лед был еще не настолько крепок, чтобы по нему  могли пройти груженые машины. И вот 17 ноября 1941 года лед Ладога окончательно замерз. Первыми по  льду озера прошли санный обоз, но истощённые  лошади, запряженные в сани, могли перевезти не так  много груза, потом пустые машины, полуторки, как их  называли в войну и только потом решили пустить  машины с продовольствием. Чтобы облегчить давление на лед с машин поначалу снимали все лишнее и даже  кабины. Сейчас трудно представить шофера, который  едет без кабины в 30­градусный мороз навстречу  ветру. Итак, по льду Ладожского озера пошли первые  автомобили с продовольствием и медикаментами.  Обратно на них отправляли истощенных голодом  женщин и детей. Эта дорога действовала всю зиму,  пока весной лед не растаял. Но она помогла горожанам выжить. За это ладожскую дорогу жители города  назвали «Дорогой жизни». Пришла весна и сама земля стала кормить  ленинградцев. Вот меню заводской столовой весной  1942 г.: ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (экран выключается,  проводится гимнастика для глаз, гимнастика для  тела) В «Блокадной книге» читаем: «Казалось, хлеб, прежде всего хлеб, ну еще вода и  тепло! И все говорили и думали, что все желания  сосредоточились только на этом, на самом насущном.  Так ведь нет. В иссушенном  организме душа,страдающая и униженная голодом,  тоже искала себе пищи. Жизнь духа  продолжалась. Человек порой сам себе удивлялся,  своей восприимчивости к слову, музыке, театру. Стихи стали нужны». В осажденном фашистами Ленинграде находилась  поэтесса Ольга Берггольц. Как и все ленинградцы она  стойко переносила все ужасы блокады и писала об  этом стихи. До войны она была малоизвестным  автором детских книжек и стихов. И вдруг Ольга  Берггольц стала поэтом, олицетворяющим стойкость  Ленинграда. Она читала свои стихи по радио,  поддерживая жителей города: Дорогой жизни шел к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле страшней и радостней дороги, – эти строки посвятила поэтесса дороге, проводящей  по льду Ладожского озера в стихотворении  «Ленинградская поэма» 1942 г.Прослушаем видеоотрывок из этого стихотворения.  Его читает интернет­пользователь Алексей Корчагин – Какой подвиг совершил шофер, везший хлеб в  Ленинград? 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде  прозвучала знаменитая Седьмая (Ленинградская)  симфония композитора Дмитрия Шостаковича.  Шостакович был ленинградцем. Первая часть  симфонии была написана до войны. В сентябре 1941  года, уже в блокированном Ленинграде Шостакович  написал вторую часть и начал работу над третьей. 1  октября композитор вместе с семьёй был вывезен из  Ленинграда. В эвакуации 27 декабря 1941 года была  закончена симфония. В Ленинграде репетиции  симфонии начались в марте 1942 г., в живых осталось  15 ослабевших музыкантов. Чтобы пополнить оркестр, отзывали музыкантов из военных частей. Зал Ленинградской филармонии был полон. Несмотря  на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены  все люстры. Во время исполнения симфония  транслировалась по радио, а также по  громкоговорителям городской сети. Её слышали не  только жители города, но и осаждавшие Ленинград  немецкие войска. Как потом говорили, немцы  обезумели все, когда это слышали. Они­то считали,  что город мёртвый. Спустя годы немцы признавались:  «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что  проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную  преодолеть голод, страх и даже смерть…» 900 дней и ночей продолжалась блокада  Ленинграда. 18 января 1943 г. Советские войска  смогли прорвать блокаду. Прорыв блокады позволил  установить постоянную железнодорожную связь с  Большой землей. В Ленинград стали приходить поезда, улучшилось снабжение продовольствием, карточки на  хлеб не были отменены, но норма хлеба увеличилась  вдвое. Еще целый год ленинградцы страдали налетов  вражеской авиации и артиллерийских бомбёжек,  которые усилились с прорывом блокады Никогда ленинградцы не забудут день 27 января 1944  года. С волнением и радостью слушали они по радио  обращение Военного совета Ленинградского фронта:  «Город Ленинград полностью освобожден от  вражеской блокады. Работа с Лентой времени V. Первичное закрепление знаний. Цель: Закрепит знания и умения, учить применять знания в жизни. Подведем итоги нашему разговору. – Какую тему изучали сегодня на уроке? – Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград? – Какие трудности и лишения пережили ленинградцы? Отвечают на вопросы   5– Где проходила Дорога жизни? – Почему дорогу через Ладожское озеро назвали  дорогой жизни? – Сколько времени длилась блокада? VI. Подведение итогов урока. Цель: Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся,  выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке. Учитель выставляет оценки за урок. Делает вывод предшествующему разговору: Сравнять Ленинград с землей, полностью  истребить его население», – гласила секретная  директива Гитлера. Но подвиг ленинградцев вызван  не угрозой уничтожения…Нет, тут было другое:  простое и непреложное желание защитить свой  образ жизни. Мы не рабы, рабы не мы, мы должны  были схватиться с фашизмом, стать на его пути,  отстоять свободу, достоинство людей. Вот в чем  оправдание и смысл подвига Ленинграда. А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга» VII. Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы  (устно). Индивидуально: прочитать абзацы, рассказывающие о  «Дороге жизни».       0.5 1