Урок 3. Отношения Бога и человека в православии
(слайд № 1 - заголовок)
Вы узнаете:
- Какие дары Бог дал человеку
- Как вера в Бога может влиять на поступки людей
(слайд № 2 – злая собака)
Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от собаки:
- А тебе не страшно было?
- Поначалу было…
- А потом?
- А потом я кое-что вспомнил…
- Вспомнил? Что? О чем? Кого? - наперебой загалдели друзья.
(слайд № 2 – ангел)
- Вспомнил, что с Богом бояться не надо.
Ребята в недоумении замолчали.
Быстрее всех на новое слово отозвалась Леночка:
- Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было!
Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным:
(слайд № 3 – священник (монах))
- В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог…
Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал:
(слайд № 3 – «руки» Господни)
- Ну не смогу я это объяснить. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно чувствую что-то доброе…
Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом – «Что такое Бог?!» (слайд № 4 – Бог – Кто или что?)
Краткое разъяснение детям, что Бог – не природа и не часть ее, не какое-то субстанциональное существо, а Личность.
Учитель ответил по-ученому:
- Мир культуры – это мир человеческих творений. (слайд № 5 – цветок) Однако и в былые века и сегодня есть немало людей (в том числе и выдающихся ученых), которые полагают, что и сам мир природы – это тоже творение. Правда, не человеческое, а Божественное. (слайд № 5 – надпись «Бог – Творец мира») Эти люди Творцом всего мира и человеческого рода считают Бога. Отношения человека и созданной им культуры они переносят на отношения мира и Бога. (слайд № 5 – модель Солнечной системы) Они говорят: представьте себе модель Солнечной системы. Это как бы глобус из тонких прутиков. На прутья нанизаны шарики-планеты. В центре светильник-солнце. Вокруг шарика, обозначающего нашу Землю, вращается Луна. Планеты можно передвигать по прутьям и выстраивать из них разные сочетания. Могла ли такая модель возникнуть сама собой, или у нее есть автор – мастер, который ее придумал и изготовил? Может эти прутики и шарики появились постепенно? Может, шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились? А центральный шарик решил еще и засветиться? (слайд № 5 – игрушка «Солнечная система») Но если даже для простой игрушки все же нужен творец, то, по убеждению религиозных людей, тем более Творец необходим для создания нашего огромного сложнейшего и прекрасного мира. (слайд № 6 – мир и человек)
(слайд № 6 – мир) Я и сам считаю, что Бог дал миру законы природы. (слайд № 6 – скрижали) А человеку он дал законы добра и способность творить.
Бог – Творец: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Человек же создан по образу и подобию Божьему. Поэтому способность к созиданию также присуща и человеку. В каждом человеке есть потребность творить и радоваться результатам этого процесса и самому процессу. Наше творчество – это отражение нашей внутренней сущности. И как мы познаем Бога через созданный Им мир, также мы соприкасаемся с душой человека через его творения и дела.
Предлагаем детям разобрать слово «творить», подводя их к пониманию, что характер наших поступков зависит от состояния нашей души (слайды № 7-11 + песня «Твори добро» Шуры и Н. Морозова (1 куплет и припев)).
Возвращаемся к рассказу учителя физики.
Камни просто подчиняются законам природы. Им для этого свобода не нужна.
Но если человека заставить сделать добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым? (слайд № 12) Вот Ваня палкой отогнал собаку. Он свободно решился на этот поступок и его поступок стал добрым. Котенку, которого защитила Ванина палка, тоже стало лучше. Ну а сама-то палка разве стала от этого чем-то лучше? Вот и человек, если действует несвободно как бездумная палка в чьих-то руках, не может стать лучше. (слайд № 13 – свобода выбора) Добро рождается только тогда, когда человек сам свободно выбрал свой поступок. Поэтому ради умножения добра человеку Бог дал ещё и свободу.
(слайд № 14 – добро и зло) Но свободный несмышленыш может быть опасен. Поэтому к свободе полагается еще и разум. Но если рядом с умом нет ни совести, ни любви, то может получиться просто хитрый преступник. Поэтому людям также даны совесть, доброта, любовь.
(слайд № 15 – свойства Бога) Ну, а тот, кто такие дары дает, сам, конечно, ими обладает. Итак, можно сказать, что Бог - это свободный и разумный Творец, Который создал мир и любит Свое творение. Поэтому Бога называют ещё Творцом и Любовью.
Тут подошла учительница русского языка и присоединилась к беседе:
(слайд № 16 – картина Городничева А.В. «Семнадцатый век») - Честно говоря, в моей жизни Бог мне не встречался. Но я знаю, что вера в Бога всегда вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки… Великий итальянский поэт Данте именно о Боге сказал, что это – «Любовь, что движет солнце и светила».
А русский поэт А. Толстой писал:
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
Хорошо, что вам интересна религиозная культура. А Ваня молодец. Человек, верящий в Бога, очень часто именно благодаря своей вере совершает светлые, добрые и отважные поступки. И если он верит в любовь и в Бога, то это придаёт ему силу, и он сам становится добрее.
(слайд № 17 – слово Бог) И ещё всё, что связано с именем Бога, - продолжила учительница, - даже на письме оформляется особым образом! Загляните в нашу «Копилку знаний».
(слайд № 18 – слово Бог) – А Бог сам сказал, что его надо звать Богом? - поспешила уточнить Лена.
– Нет, это слово, созданное людьми. В русский язык оно вошло из очень древнего языка, на котором несколько тысяч лет назад говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем языке бага или бхага означало – доля, порция, удел, часть. В том числе – богатство. Затем же это слово стало обозначать Того, Кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.
(слайд № 19 – слово убогий) Попробуйте понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение? Кто хранит убогого? Можно ли сказать, что убогий — тот, кто находится у Бога, с Богом?
(слайд № 20 – икона «Всевидящее Око»)
- А сейчас Бог нас видит?
Физик авторитетно подтвердил:
- Пожалуй, да.
Дети стали тревожно осматриваться…
- Так Бог за нами подглядывает!
Привыкший к точности физик не согласился:
- Нет! Подглядывать значит делать что-то втайне. А Бог и не скрывает от людей, что Он всегда здесь. Чтобы кому-то помочь, надо же видеть, что происходит и быть рядом! Кроме того, подглядывают чужаки. А когда на тебя смотрит тот, кто любит тебя и тот, кого любишь ты – это же не шпионство!
- А откуда мы можем знать, что Бог любит нас?
- Все, что касается любви, не объяснить одними словами. Но люди как-то умеют это ощущать. Наверно, если бы Ваня не верил и не чувствовал, что он любим и храним Богом – он бы и к собаке не решился подойти. Правда, Вань?
Ответа никто не услышал. Ваня так смутился от того, что его тайна вышла наружу, что незаметно убежал. Похоже, что и котенка он унес с собою.
(слайд № 21 – отец и сын)
И все же немного понять, как Бог нас любит, мы можем. Мы уже говорили, что Бог – Личность, а человек создан по подобию Божию. Значит отношения между Богом и человеком, как двумя личностями, мы можем понять через отношение людей (личностей) между собой. Но, так как Бог - это Любовь, то для понимания нужно смотреть на отношения любящих людей. Например, на отношения между родителями и детьми. Ведь семья строится на любви и ее называют малой Церковью. (В глазах маленького ребенка папа и мама все могут, всегда помогут, все видят и все знают).
Вопросы детям: Почему Бог называет Себя Отцом? Кого Бог называет Своими детьми?
(слайд № 22 – свойства Бога)
(слайд № 23 –26 - пословицы о Боге (на выбор))
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Большая буква
Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы.
Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка: «Тогда Он сказал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…».
ВРЕЗКА
И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И вещим сердцем понял я,
Что все рожденное от Слова*,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
(Алексей Толстой 1852)
* Слово с большой буквы – это Бог
Вопросы и задания:
1. Почему Бога называют Творцом?
2. Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?
3. Можно ли назвать Ваню религиозным человеком? Как его религиозные убеждения проявились в его поступке?
Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?
4. Попроси родителей, других взрослых рассказать тебе о православии. Вместе подумайте над вопросом: Что значит быть православным человеком?
Заметки в помощь учителю:
…Отношения Бога и человека – это основополагающая ось, вокруг которой вращается вся Вселенная. Иными словами, от качества этих отношений зависит в прямом смысле все вокруг: наша жизнь, наше вечное бытие, качество любви и гармонии в нашей семье, отношения с друзьями и коллегами, развитие и процветание народов стран, вопросы экологии и бедствий… Все зависит от этого ключевого вопроса!
«Основополагающее утверждение православного христианства гласит, что Бог существует и что Он может и должен быть познан. Для православного христианина познание Бога – единственная истинная цель жизни. И в самом деле, согласно православному вероучению, в этом и состоит жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3)». (Протопресвитер Фома Хопко)
«Слово "Бог" указывает не на объективное понятие, а на личное отношение. Мы познаем Бога не через изучение Его как некой концепции, а вступая в отношение с Ним. Всякое бытие определяется отношением, что предполагает согласие и диалог. Разделение или объективирование препятствует установлению личных отношений. Вхождение в отношение, по сути, оживотворяет бытие, делая его подлинным и осуществленным.
Наше осознанное и осмысленное бытие осуществляется, потому что побуждающее к любви движение нашей природы трансформируется в личное отношение. Впервые это происходит, когда в сфере иного по отношению к нам бытия мы ощущаем первый признак желания - это желание присутствия матери. Личность рождается с первым радостным проблеском любви.
…Поскольку личностный характер бытия свойствен как Богу, так и человеку, имеется сходство в том, как видят мир Бог и человек. Человек может познавать окружающий мир как бы глазами Бога, и наоборот, через Его творение приближаться к познанию Самого Творца. Хотя непосредственность отношений Бога и человека была нарушена первородным грехом, люди не были лишены возможности познания Бога и примирения с Ним. Также осталась и возможность относиться к окружающему миру и воспринимать его так, как это сделал бы Бог.
…Подобие или аналогия человека с Богом - это не аналогия бытия (analogia entis), а аналогия отношений (analogia relationis). Это означает, что отношение Бога и человека - это не человеческий удел; это не способность, а возможность или устройство его бытия, это данное и установленное (Богом) взаимоотношение». (Священник Георгий Завершинский)
«…человек - существо не только духовное, ему свойственно все свои чувства, переживания и мысли облекать в определенные внешние формы. Вся наша жизнь в самых разнообразных ее проявлениях облечена в обряды. Слово "обряд" происходит от "обрядить", "облечь". Радость и горе, повседневные приветствия, и одобрение, и восхищение, и негодование - все это принимает в человеческой жизни внешние формы». (http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/basis/catechism/at3)
_____________________________________
Отношения Бога и человека по православному учению носят личностный характер, причем движение навстречу должно быть обоюдным, т.е. именно диалогом, приводящим к согласию. Встреча с Богом происходит в душе человека: «Царство Божие внутрь вас есть» (потому и сказано, что «узок путь» и не каждый его находит; «широкий» путь – это обращение вовне – к миру). Бог – это чистота (добро), потому и со стороны человека должны прилагаться усилия по очищению души, т.е. доброделание – это «уборка», а со стороны Бога даются силы и «средства для чистки». В результате такого совместного действия (диалога) и достигается соединение (согласие).
К сравнению, в католичестве взаимоотношения Бога и человека носят юридический, правовой характер: Господь своей крестной смертью внес за человечество плату (искупление), добрые дела (заслуги) со стороны человека – это возвращение долга (можно сказать, что и выплата кредита). Т.е. последствия греха (зло в душе) уничтожены помимо воли человека (по католическому учению, грех не повредил саму природу человека, а стал вроде «одежды», которую и «снял» Господь). В результате доброделание меняет характер с внутреннего на внешний. Идет подражание больше внешней жизни Иисуса Христа, внутренняя же борьба практически игнорируется. Как следствие появляются «сверхдолжные заслуги» (кстати, сами католики не могут объяснить, что в них входит) - как правило, у святых. Эти «сверхплановые» заслуги идут в общую «копилку», а потом перераспределяются. Отсюда и было появление индульгенций (покупка заслуг), которые привели в 16 веке к возникновению протестантизма.
В протестантизме (особенно в более поздних отделениях) произошло еще большее упрощение отношений Бога и человека до односторонних (участие человека крайне ограничивается): поверил – спасен. Больше со стороны человека ничего не требуется, а добрые дела – это результат веры. Поверил – и стал добрым? Помимо воли? Нет добрых дел – плохо веришь!? Причем доброделание сводится в основном к внешней благотворительности.
(В светской школе, конечно, разбор конфессиональных учений неуместен).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.