Одновременно со сказочными героями много веков существовали и герои былин, так что обойти их вниманием художники-сказочники никак не могли. Былинами называют особый вид песен. Нет у них ни музыки, ни рифмы - только своеобразный, медленный и величавый ритм:
Помолился Илья скоро-на-скоро,
И садился в седло быстро-на-быстро,
Распалил-разогнал коня доброго
На татарскую рать, на кромешную.
Даже непривычный к исполнению былин человек поневоле начнёт произносить эти слова на распев и с некоторой торжественностью. А если ещё подобрать к ним музыкальный аккомпанемент, получится самая настоящая песнь.
Богатырская сказка Васнецова
Одновременно со сказочными героями много веков
существовали и герои былин, так что обойти их вниманием
художникисказочники никак не могли. Былинами
называют особый вид песен. Нет у них ни музыки, ни
рифмы только своеобразный, медленный и величавый
ритм:
Помолился Илья скоронаскоро,
И садился в седло быстронабыстро,
Распалилразогнал коня доброго
На татарскую рать, на кромешную.
Даже непривычный к исполнению былин человек поневоле
начнёт произносить эти слова на распев и с некоторой
торжественностью. А если ещё подобрать к ниммузыкальный аккомпанемент, получится самая настоящая
песнь.
Слушание: Бородин. Симфония № 2 си минор
«Богатырская». Часть IV. Finale. Allegro (фрагмент).
Былины не случайно так торжественны: в большинстве из
них рассказывается о делах серьёзных о подвигах
богатырей. «Богатырь, написано в словаре В. И. Даля,
человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный
силач». Но это сказано слабовато. Если богатырь правой
рукой махнёт среди вражеского войска образуется улица,
а если левой махнёт переулочек. А войска вражеские ему
встречаются не маленькие: «Серому волку в три дня не
обскакать, чёрному ворону в день не облететь». Палица
богатырская (а у него ещё и другое оружие есть) весит до
девяноста пудов. Пуд шестнадцать килограмм.Если произвести некоторые арифметические подсчёты,
получается, что богатырь может легко поднять одной
рукой примерно 25 мешков картошки сразу. Если богатырь
выпивает чару «Зелена вина», то вина в чару входит
полтора ведра. Если он заснёт то на двенадцать дней. А
если на коне поскачет, то первый скок коня – на много
вёрст, а второй скок найти нельзя. Слушатели былин не
сомневались, что именно так всё и было, только давно.
На самом деле у богатырей – своё волшебное пространство,
существующее параллельно с тридевятым царством;
называется Киевская Русь. Вообщето Киевская Русь
явление не сказочное; о ней говорится в учебниках истории,
а солидные учёные посвящают ей научные книги.
Это времена, когда русские земли подчинялись князю,
правившему в Киеве. Может, в те времена, очень от нас
далёкие, и были сложены первые былины. Но даже в техбылинах, которые, как точно установлено, появились
позже, действие все равно происходит в Киевской Руси:
былины превратили её в особую страну, где вечно княжит
Владимир Красное Солнышко и вечно воюют богатыри.
Былинные богатыри известны поимённо. Главное их дело
охранять Русь от врага, поэтому в былинах они частенько
стоят заставой на границе, поглядывают, не идёт ли
вражеское войско. До двенадцати героев собиралось на
таких заставах, но сильнейшими, самыми заслуженными и
прославленными богатырями во все времена были трое:
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. У
каждого в биографии победа над чудищем: Илья Муромец
сразил Идолище Поганое, Добрыня Змея, Алёша
Тугарина Змеевича.
Жаль, что уже не осталось сказителейисполнителей былин;
а то можно было бы записать с их слов ещё пару песен обогатырских подвигах. Одна бы называлась «Три богатыря
и Васнецов», а другая «Васнецов в подводном царстве».
Если учесть выдающиеся способности богатырей и то, что
кони их перемещаются «выше леса стоячего, чуть пониже
облака ходячего», то, в общем, надо признать, что
перемахнуть из волшебной Киевской Руси в настоящую
Россию 1871 года было им вполне по силам, так, ещё один
подвиг.
Совершив этот «скок», все трое явились Васнецову, тогда
ещё студенту Петербургской академии художеств:
посредине Илья Муромец, слева Добрыня Никитич,
справа Алёша Попович. Васнецов к визиту был отчасти
готов: он как раз пристрастился к чтению былин. Он
схватился за карандаш, сделал на листочке набросок и
отложил: для такой картины требовались богатырские
силы, которых он в себе ещё не чувствовал. Спустя тригода настойчивые богатыри в том же составе нагнали его в
Париже. Васнецов был в тот момент в гостях, но, к
счастью, у художника, своего друга Василия Поленова.
Хозяин дома дал ему кисть и масляные краски, и Васнецов
сделал эскиз картины. И снова отложил, но на этот раз
вслух пообещал, что картину напишет.
С тех пор богатыри преследовали его около двадцати лет,
напоминая, чтоб сдержал обещание. Это было нелегко,
потому что картину Васнецов задумал богатырских
размеров. Ведь каждый герой выше обычного
человеческого роста, да и конь под ним огромный.
Когда художник начал, наконец, в Абрамцеве картину,
Савве Мамонтову пришлось выстроить для неё отдельную
мастерскую, переделав сенной сарай. Лошади у Мамонтова
в хозяйстве были – не богатырские, конечно, но всё же
пригодились: Васнецов наблюдал, как они стоят, наклоняютголовы, свешивая гривы, чтобы правильно изобразить
былинных коней. Для сидящих на лошадях фигур
художнику позировал друг Поленов, которому обещан был
в подарок парижский эскиз. Труднее пришлось с лицами:
их Васнецов написать по памяти не мог. Пришлось искать
похожие в жизни.
Быстрее всего «нашёлся» Алёша Попович: для него
Васнецову, к зависти остальной абрамцевской молодёжи,
позировал сын Мамонтова, Андрей.
Илью Муромца художник случайно встретил в Москве,
проходя мимо биржи ломовых извозчиков. Богатырь стоял
возле своей богатырской лошади тяжеловоза,
запряжённой в повозку, ждал, когда комунибудь
понадобится перевозить тяжёлый груз. Звали его, правда,
не Илья, а Иван Петров, зато он оказался землякомбылинного героя тоже «из того ли города из Мурома, из
того ли из села да Карачарова».
Что касается Добрыни, то все, увидев готовую картину,
дружно подумали, что это – автопортрет Васнецова. Только
годы спустя искусствоведы обнаружили этюд – голову
неизвестного крестьянина. Черты его лица в точности
повторяли портрет Добрыни на картине.
Гдето купил Васнецов настоящую кольчугу и с тех пор
держал дома она пригодилась потом и для других картин.
Подходящий пейзаж нашёлся в Абрамцеве. Всё было
готово, и всётаки работа продвигалась медленно, в
былинном темпе. Только в 1898 году Васнецов счёл
картину законченной.
С момента первого «видения» прошло 27 лет.Слушание: Бородин. Симфония № 2 си
минор «Богатырская». Часть I. Allegro.
Теперь победителибогатыри красуются в Третьяковской
галерее в Москве в том же порядке, в каком явились
когдато Васнецову. В центре Илья Муромец,
принципиальный и суровый. Не берёт он за свои подвиги
подарков ни «золотой казны несметной», ни «сёл с
присёлками», ни «городов с пригородками»; бескорыстно
защищает Русскую землю. И не скажешь, глядя на него, что
первые тридцать лет и три года своей жизни провёл он на
печи, болея, пока странникиволшебники не вылечили его и
не дали силу богатырскую. Слева Добрыня Никитич,
благородный и дипломатичный. Помимо воинского, он
славится в былинах и другими талантами: Добрыня
отличный шахматист и мастер играть на гуслях. Правда,
гусли Васнецов отдал Алёше Поповичу, жизнелюбу исердцееду, наверное, чтоб не скучал на богатырской
заставе.
А четвёртый богатырь – художник подписался в правом
нижнем углу полотна. 27 лет былинные герои неотлучно
были с ним в жизни, теперь же он навсегда с ними в
волшебной Киевской Руси на богатырской заставе.
Вообщето, если быть точными, то не все былины – о
богатырях, и первым из былинных героев в живопись попал
не силач и защитник, а новгородский гусляр Садко.
Слушание: РимскийКорсаков. Песня Садко «Заиграйте
мои гусельки» из оперы «Садко».
«По пирам ходилиграл Садко», а когда на пиры не звали,
шёл к Ильменьозеру, садился на белгорюч камень и играл
просто так. А в озере проживал царь морской, большой
поклонник его таланта. Царь морской пожелал наградитьмузыканта за игру, и Садко сказочно разбогател. Стал он не
просто гусляр, а «Садко купец, богатый гость». Поплыл он
однажды с товаром по Ильменьозеру. Вдруг поднялся
встречный ветер – встали корабли. Понял Садко, что это
неспроста: богатеть он богател, а дани царю морскому не
платил. Бросил в озеро серебро, бросил золото ветер не
утих. Тогда Садко взял свои гусли и отправился к
морскому царю сам.
Три дня играл Садко для царя морского, три дня плясал
царь под его музыку, да так, что вода в Ильменьозере
ходила ходуном, и волны корабли переворачивали. Народ
стал молиться Миколе Можайскому, покровителю
мореходов. И вот музыканта тронул за плечо неизвестно
откуда взявшийся старичок: «Хватит играть, Садко».
Гусляр ответил, что не по своей воле играет. «А ты струны
то повыдерни», подсказал старичок. А ещё подсказал, чтостанет царь морской предлагать Садко в жёны разных
подводных красавиц, чтоб остался он навсегда в его
морском царстве. Но старичок предупредил:
«Перво триста девиц пропусти,
А друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти;
Позади идёт девицакрасавица,
Красавицадевица Чернавушка,
Бери тую Чернаву за себя замуж...
Будешь, Садко, во Новеграде».
И Садко все в точности исполнил.
Ещё не был написан «Ковёрсамолёт» и три богатыря
успели совершить всего один богатырский «скок» к
Васнецову, когда эта былина неожиданно вспомнилась
художнику Илье Репину... в Париже. В Париж он приехалпосле путешествия по Италии и Германии, где знакомился с
зарубежным искусством. Много было вокруг разных
диковинок, а хотелось домой.
Слушание: РимскийКорсаков. Сцена появления лебедей и
их волшебного превращения в девушек из оперы «Садко».
Потому, возможно, и взялся Репин писать Садко, перед
которым проходят вереницей подводные красавицы.
(Должно быть, это последние триста, потому что видна уже
и красавицадевица Чернавушка на картине она в левом
верхнем углу).
Картина эта особенная, пророческая. Сам автор остался ею
недоволен: в душе он был совсем не сказочником, а
реалистом. Он посчитал, что както не удался ему этот
сюжет, придуманный в далёком прошлом, срочно вернулся
в Россию и стал писать то, что видел в настоящем. И непонял Репин, а вслед за ним критики и зрители, что
неожиданно он заглянул в будущее в будущее сказочной
живописи.
Для фигуры Садко в подводном царстве ему позировал...
первый художниксказочник Виктор Михайлович Васнецов!