Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе
Оценка 4.7

Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
28.02.2018
Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе
Тема урока: Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и в литературе. Цели урока: Учебная цель: познакомить учащихся с богатырскими образами через различные виды искусств. Развивающая цель: Развитие интереса к русской художественной культуре и литературе XIX века. Воспитательная цель: Воспитание у детей эстетического чувства, интереса и любви к музыке, литературе и живописи, на примере творческой личности А. П. Бородина, В.Васнецова, героев русских былин. Задачи урока: • показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию богатырских образов, защитников Отечества; • осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи; • познакомить с основными событиями творческой биографии А.П. Бородина и его с инструментальными и вокальными произведениями; • понять и осознать значимость А.П.Бородина, как “могучей” личности XIX века; • закрепить понятия: симфония, симфонический оркестр; • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся; • формировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни; • совершенствовать вокально-хоровые навыки; • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; • воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником. Тип урока: изучение нового материала.
Богатырские образы в разных видах искусства.doc
Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе Тема урока: Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и в литературе. Цели урока: Учебная цель: познакомить учащихся с богатырскими образами через различные виды искусств. Развивающая цель: Развитие интереса к русской художественной культуре и литературе XIX века. Воспитательная цель: Воспитание у детей эстетического чувства, интереса и любви к музыке, литературе и  живописи, на примере творческой личности А. П. Бородина, В.Васнецова, героев русских былин. Задачи урока:    показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию  богатырских образов, защитников Отечества; осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи; познакомить с основными событиями творческой биографии А.П. Бородина и его с инструментальными и  вокальными произведениями; понять и осознать значимость А.П.Бородина, как “могучей” личности XIX века; закрепить понятия: симфония, симфонический оркестр; развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;     формировать умение давать эмоционально­образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;    совершенствовать вокально­хоровые навыки; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать нравственно­эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация “Жизнь и творчество А.П.Бородина”,  баян, фонограмма, портреты А. П. Бородина и его современников, художника В.Васнецова, репродукции картин  русских художников XIX – XX в, отрывки из русских былин. Музыкальный материал:   “Богатырская симфония” А.П.Бородин “Былина о Добрыне Никитиче”; Ход урока I. Организационный момент учащихся на урок. Вход под песню “Богатырская наша сила” II. Музыкальное приветствие: “Музыка здравствуй” III. Основной момент: Учитель литературы: В начале урока прозвучала песня. О чем  песня?  (о Богатырской силе). Мы продолжаем  тему четверти. Можем ли мы увидеть музыку?” И вот сегодня мы попробуем найти ответь на этот вопрос.  Тема  нашего урока: “ Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и в литературе”. Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при  этом каждое из них отличается своеобразием, спецификой выразительных средств, особенностями композиции и  формы. Три разных искусства – музыка, ИЗО и литература не иллюстрируют друг – друга, а дополняют. (Слайд №1) (Слайд №2,3) Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина,  в картинах В.Васнецова, в русских народных былинах. Узнаем, как музыка, как кисть художника, как слово могут  передать богатырские образы.   Давайте подумаем, а что означает слово Богатырь? (Крепкий, сильный, большой…).  Какой корень в этом слове? (Богат). Чем богаты эти люди? (Силой, умом, ловкостью, богом одаренный). Богатырь 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. Витязь – в Древней Руси: отважный, доблестный воин. (Толковый словарь Ожегова). Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычный силач, смелый и удачливый, храбрый и  счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия) Можно ли по внешнему виду сказать, человек­богатырь? (Да, крепкого телосложения, высокого роста.) Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря:   человек крепкого телосложения; сильный,  храбрый, умный, ловкий; воин, защитник. С давних пор “богатырская тема” звучала в русском искусстве: в народном творчестве, в поэзии, в литературе, в  музыке, в живописи. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть  нашими землями и поработить наш народ. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ защитника  Родины. Назовите произведения, в которых изображается или описывается богатырь? (Былины, сказки) Что такое былина? ( Былина – героическая песня)             Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали  сказители­гусляры, которые ходили из города в город. (Слайд №4) Ребята, а чем отличаются сказки от былин? (не верят в реальность, композиция индивидуальная,  единообразная; герои – люди, богатыри. А в сказках верят в герои, царевичи и животные). А что общего между ними? (Вымысел). (Слайд №5) (Слайд №6) А теперь обратимся к творчеству композиторов, чья же музыка вобрала в себя былинные образы. Учитель музыки: Ребята в начальном классе мы с вами говорили о былинах. Давайте вспомним про эти былины?  Ответ детей: “Былина о Добрыне Никитиче”;  Песня Баяна из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”;  Напев из песни Садко “Высота, высота ль поднебесная” из оперы Н.Римского­Корсакова. (Слайд №7,8) А теперь послушаем “Былину о Добрыне” (Слушание) Обратите внимание на построение мелодии, ей характерны плавные спады и подъёмы, умеренный темп, остановка в  конце фраз. Напевы былин величаво спокойны, близки к разговорной речи – декламации. В старину былины пелись  под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих  былинах. Исполнение былин было доступно не каждому – требовались певческий голос, его большая выносливость,  огромная память: былины подчас включали в себя до 500 стихов. Посмотрим на портрет композитора, который написал “Богатырскую симфонию”, узнаем о его жизни и деятельности и послушаем фрагменты из “Богатырской симфонии”. Ребята, какие выразительные средства и музыкальные  инструменты используют композиторы, чтобы передать силу богатырей? (ответы детей) Презентация о композиторе. (Слайд №9) Учитель музыки: Александр Порфирьевич Бородин (1833­1887) – русский композитор, проявил себя и как  крупный учёный, общественный деятель. Он был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделён этот замечательный человек.  Вошёл в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик – учённый и педагог, и как активный  общественный деятель. (Слайд №10 – 12) Незаурядным было его литературное дарование: оно проявилось в написанном им либретто оперы “Князь Игорь”, в  собственных текстах романсов и в письмах. Успешно он выступал в качестве дирижёра и музыкального критика.  Очень разносторонне и его творчество и включает образцы разных жанров: оперу, симфонии, симфоническую  картину, квартеты, фортепианные пьесы, романсы, на собственные слова: “Спящая княжна”, “Морская царевна”, “Песня тёмного леса”, “Фальшивая нота” и вокальная баллада “Море”. 1867 г.– создание двух крупных произведений – опера­фарс “Богатыри” и симфония №1 1869 г. – работа над “делом всей жизни” – оперой “Князь Игорь”, в основе которой “Слово о полку Игореве” В.В.Стасов писал так: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе.  Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость,  соединённая с изумительной страстностью, нежностью и красотой”. В начале урока звучала богатырская симфония А.П.Бородина. Симфония №2 “Богатырская” была написана в 1876  году, которая состоит из четырёх частей. (Слайд №13) (Слайд №14) 1 часть “Собрание богатырей”, си­минор, сонатная форма, экспозиция былинных и лирических образов. 2 часть “Состязание богатырей”, Фа­мажор, Скерцо, сложная трёхчастная форма, где крайние разделы написаны в  сонатной форме. 3 часть “Песнь Баяна”, Ре­бемоль­мажор, лирико­эпическое сказание, сонатная форма. 4 часть “Пир богатырей”, Си­мажор, народно­жанровый финал, сонатная форма. Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”,  “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией. Что такое симфония? (Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра) (Слайд №15) А что такое симфонический оркестр? (Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих  инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров –  это симфонический). А теперь, ребята, послушаем фрагмент из этой симфонии.  (Звучит фрагмент из этой симфонии) Учитель музыки: Слово симфония, часто пугает тех, кто непривык слушать серьезную музыку.Им кажется, что  это длинное и скучное произведение. На самом деле это совсем не так. Экспозиция, представьте, это как в музее, вы  приходите посмотреть картины; в музыке – это есть показ двух основных тем симфонии, главной и побочной.  Определите характер каждой из них и покажите поднятием руки, когда начнётся побочная тема. Звучит Экспозиция 2 симфонии Бородина. Учитель музыки: Что можно сказать о характере и качестве главной темы? (Яркий, могучий, широкий,  решительный, суровый, маршевый… Побочная, вторая тема певучая и мягкая, песенная.) Какая из них рисует нам богатырский образ? (Первая, то есть главная). Таким образом, можно сделать вывод, что в музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а  во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине. ( Первая, то есть главная) Еще раз послушаем экспозицию первой части и в своём воображении представим свою картину. Повторное слушание симфонии. Ответы детей. Мы очень хорошо поработали, а теперь отдохнём. ФИЗМИНУТКА – игра “Буги­вуги” Учитель ИЗО: Ребята, а как вы думаете, связаны ли музыка и  изобразительное искусство? Как? А кто может вспомнить известную картину художника Виктора Васнецова, как она называется? (“Богатыри” Виктора Васнецова.) Слайд №16 с изображением картины. У человека есть не только внутренний слух (способность услышать “мысленно”, “внутри себя” то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и внутреннее зрение (способность увидеть “мысленно”, “внутри себя” то, чего на самом  деле в этот момент нет перед глазами). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал  "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Решенная в монументально­декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев  былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные  особенности. Ученик: Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из­под руки.  В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово. Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное. (Слайд №17) Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр. (Слайд №18) (Слайд №19) – Чем богаты эти люди? (Илья Муромец – силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью) Учитель: "Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", –  выразил общее мнение Стасов, – “здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и  выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для  народа". Учитель: А что вы знаете о самом художнике? Слайд №20 с портретом В.Васнецова Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной  семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на  посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения  будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к  искусству,  к народному эпосу. Учитель ИЗО: Именно в Вятке – Кирове находится Художественный музей имени братьев Васнецовых и памятник художникам. – Чем похожа музыка и картина? (характером содержания) – С помощью чего в картине выражается богатырский характер? (цвет, композиция) – При помощи, каких средств выразительности композитор и художник нарисовали свои образы? (Слайд №21) Музыка Картина 1. Интонация, регистр, ритм – предают музыке  уверенность и мощь. 1. Композиция мощная, крепкая, устойчивая 2.Минорный лад предаёт музыке суровость и  сдержанность. 2. Мало контраста, близкие по цвету, краски предают  картине могучий характер и суровость. Итог урока. Учитель: Какие виды искусства затронула богатырскую тему? Дети: Музыка, литература, театр, живопись, кино… Учитель: Можем ли мы увидеть музыку? Дети: Да, можем. Слушая музыку Бородина, мы представляем себе героев­богатырей, защитников нашей Родины.  “Богатырей” Васнецова, маленького трубача и других русских солдат, которые в трудную минуту, не задумываясь,  готовы защищать свою Родину. Нужны ли в наше время богатыри? Какими вы их представляете? Дети: Да, и в наше время нужны такие богатыри для защиты нашей Родины.

Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе

Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе

Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе

Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе

Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе

Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе

Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе

Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018