Тема урока: «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Картина-портрет»
Цели урока:
· Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.
· Осознать единство темы: выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику
· Познакомить учащихся с жанром портрета, его разновидностями, изображением человека в жанровых, исторических картинах, парадным портретом как разновидностью жанра;
· учить отражать пропорции и мимику лица в портрете;
· рисовать портрет, развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус, умение анализировать рисунок, самостоятельно планировать собственную деятельность;
ЗАДАЧИ:
1. Раскрытие образа Божьей Матери и образа матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;
2. Развитие умения сравнивать, вокально-хоровые навыки;
3. Способствование расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.
4. Привитие чувства уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.
5. Формирование целостного представления о жанре портретной живописи и её непосредственной связи с повседневной жизнью людей.
1. Орг. момент. Вступительное слово
– Сегодня у нас необычный урок. Урок музыки и изобразительного искусства.
2. Актуализация знаний Слайд1,2
- Перед вами великое произведение искусства Сикстинская Мадонна Рафаэля Санти.
- Кому посвящена эта картина? (мать Иисуса Христа, дева Мария,)
-Она посвящена самой известной матери – матери Иисуса Христа.
- К какому жанру искусства относится эта картина? (Портрет)
- К какому виду портретов можно отнести эту картину? (?)
- Скажите, о чем и о ком пойдет речь на нашем уроке музыки и изобразительного искусства? (о матери, о портрете)
3. Тема урока Слайд 3
- Есть особые произведения в искусстве раскрывающие великие, вечные темы. Тема материнства из века в век волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.
-Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать!
4.Работа по теме слайд 4
- Ребята, перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно было написано 500 лет назад (1515 году) великим художником Рафаэлем Санти. В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).
- Этой женщине, явившей Христа посвящено много произведений искусства. Афанасий Фет сложил стихотворение «Аве Мария», что значит “Славься, Мария”.
«Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха
- Я предлагаю вам на несколько минут стать «композиторами» и подобрать музыку для этого стихотворения. Подберём средства выразительности.
- Каким будет характер музыки?
- Темп?( быстрый, медленный, спокойный)
- Динамика? (громко, тихо..)
- Голос? (мужской,женский,детский)
- Какова окраска голоса? (звонкий,яркий или мягкий.теплый)
Инструменты? ( )
- Сейчас послушайте миниатюрный шедевр австрийского композитора Франца Шуберта на протяжении вот уже почти 2 веков любим публикой и исполнителями во всем мире, в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти (его называли золотым ребенком за уникальный голос) – Аве Мария.
ЗВУЧИТ АВЕ МАРИЯ
- Совпали средства выразительности, которые выбрал композитор с нашими средствами выразительности?
- Какая музыка по характеру? (мягкая, тихая, спокойная, нежная).
5. Виды портретов
- Итак перед нами портрет богоматери.
Портрет – это жанр изобразительного искусства, где воспроизводится индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера.
- К какому же виду портретов относится данное произведение?
- Портреты бывают: погрудные, поясные, в рост, групповые, индивидуальные и авторские(автопортрет).
- Так к какому виду относится эта картина? (групповой, в рост)
-Попробуйте найти лишний портер и объяснить почему. Слайд 5,6,7
Все портреты, которые вы видели женские.
- Скажите, какой праздник наша страна будет отмечать в последнее воскресенье ноября? (День матери)
- Чей портрет мы с вами будем рисовать? (мамы)
6. Объяснение рисования портрета. Рисование портрета матери. Слайд 8
- Посмотрите, как рисовать портрет человека.
- А что нам нужно передать в этом портрете? (внешнее сходство, свое отношение, чувства, которые испытываем).
- О чем надо помнить, чтобы картина была насыщена, колоритна? (о фоне)
РИСУЮТ ПОД МУЗЫКУ
7. Итог урока ( выставка работ)
- Ребята, найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери.
Какие слова можно подобрать, характеризуя образ Матери?
Мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота, благородство, тишина. достоинство
А сейчас попробуйте и вы передать эти чувства в своем исполнении. Песня про маму.
ПЕСНЯ «МАМА»
-В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья.
Ребята, берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.
8. Домашнее задание.
- Наверняка, у каждого из вас, после просмотра картин, прослушивания музыки на уроке, остались свои впечатления. Найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.