«Боговдохновенный глагол» в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»
Оценка 4.8

«Боговдохновенный глагол» в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
30.03.2019
«Боговдохновенный глагол»  в стихотворении А.С. Пушкина  «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»
Цели: 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Развитие умений понимания автора, смысла его высказывания, его позиции, слов, которыми он эту позицию выразил, поиск значимых формальных элементов. 3. Воспитание отзывчивости на слово, понимания его красоты, сопереживания мыслям и чувствам автора. Планируемые результаты: Личностные: ученик учится сопереживать мыслям и чувствам автора, отзываться на слово. Метапредметные: на основе нового видения и понимания ученик-читатель вступает в диалог с автором произведения. Предметные: понимание произведения как «сложно построенного смысла». Тип урока: комбинированный урок. Оборудование: портреты А.С. Пушкина, Н. Гончаровой, текст стихотворения.
Конспект урока Просучкова М.Г..docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 6 ст. им. С. Т.Куцева ст. Кущёвской Краснодарского края Конспект урока литературы в 9 классе «Боговдохновенный глагол»  в стихотворении А.С. Пушкина  «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» подготовила  учитель русского языка и литературы Просучкова Марина Геннадьевна ст. Кущёвская 2019                                      КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Боговдохновенный глагол» в стихотворении А.С.Пушкина  «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» Предмет: литература Класс: 9 Цели: 1. Формирование эмоционально­оценочного отношения к прочитанному. 2. Развитие умений понимания автора, смысла его высказывания, его позиции, слов,  которыми он эту позицию выразил, поиск значимых формальных элементов. 3. Воспитание отзывчивости на слово, понимания его красоты, сопереживания мыслям  и чувствам автора. Планируемые результаты:  Личностные: ученик учится сопереживать мыслям и чувствам автора, отзываться на  слово. Метапредметные: на основе нового видения и понимания ученик­читатель вступает в  диалог с автором произведения. Предметные: понимание произведения как «сложно построенного смысла». Тип урока: комбинированный урок. Оборудование: портреты А.С. Пушкина, Н. Гончаровой, текст стихотворения. Содержание Формирование УУД  Этапы урока I.Оргмомент II. Цель урока. III.   Работа   с текстом. 1.Первичное  чтение  стихотворения 2.Формулировка темы урока. 3.Основополагаю щий вопрос.  Цель урока: открыть смысл обычного слова, которое по воле  поэта превращается в боговдохновенный глагол. Пушкин занимает  совершенно особое место в русской  литературе и русской культуре в целом. Русский читатель ещё  ребёнком начинает знакомство  с классической литературой с  произведений Пушкина и затем всю жизнь идёт к глубинному  постижению их смысла, к личным открытиям и прозрениям. Выразительное чтение стихотворения. Памятник как завещание или прощание с поэтом? Материалом для пушкинского «памятника нерукотворного»  самому себе служили, конечно же, слова. Но какие понятия  этим словам соответствовали?  Регулятивные  УУД 1. Самостоятельно  формулировать  тему, проблему и  цели урока. 2. В диалоге с  учителем  вырабатывать  критерии оценки  своей работы. Познавательные  УУД 1. Самостоятельно  вычитывать все виды 4.Гипотеза Есть мнение и оно отнюдь не единственное, что это помяник, в переводе с церковного языка означает поминальную книгу. 5.Биографическ ий   контекст   или хроника событий и дат. IV.   Работа   с текстом   во время   чтения. Анализ текста. 1.Движение  лирического  сюжета. Первая  строфа. Поэт наверняка знал, что это стихотворение станет  прощальным.  В 1830 году поэт женился, зная при этом, что его жена молода, прекрасна и светская жизнь ей не чужда. Николай I,  увлечённый красотой жены Пушкина, дарует поэту звание  камер­юнкера, что позволяет семейной паре бывать на  светских балах и приёмах. А.С. Пушкин в негодовании –  подобное звание даётся юнцам, начинающим свою карьеру. Он  догадывается, что причиной внимания со стороны царя  является его жена. Начинается самое тяжёлое для Пушкина  время. В свете распускаются сплетни о любовном романе  жены поэта и царя.     31 декабря 1836 года  на новогоднем балу Пушкин читает  роковое для него стихотворение «Я памятник воздвиг себе  нерукотворный», написанное им 21 августа 1836 года. Это  был точно выверенный удар по самолюбию Николая, после  чего Пушкин был обречён, и он знал и ждал этого момента.     27 января 1837 года возникает долгожданная ссора и  назначается дуэль, в её основе созданная самим поэтом  интрига. Своей жене он предоставил право единственного  выбора из двух возможных: оставаться на балах без мужа, не  имея возможности покинуть бал. Его игра или интрига с  собственной женой дали нужный результат – государь обратил внимание на «постоянное и прекрасное» одиночество Натальи  Николаевны.     Наказанием за данную интригу стала смерть Пушкина 29  января 1837 года. Акцент делаем на семантическое поле слова. Выясняем, в  какие ассоциативные ряды входит слово поэта.  Анализируем словесный ряд в строке от последнего до  первого слова, так как ключевым словом в стихе будет  рифмованное слово.                        Я памятник себе воздвиг нерукотворный,                        К нему не зарастёт народная тропа,                        Вознёсся выше он главою непокорной                                  Александрийского столпа.     Слово «нерукотворный» вызвало в памяти у читателя  образ Христа – праздник третьего Спаса (16 августа).  Спас  Нерукотворный – это памятный, прижизненный образ, в основе которого особая схема изображения одного лишь лика Христа, смотрящего прямо на зрителя. Лик есть поверхность, по  которой что­то разливается (ли­цо) + концентрация энергии  через глаз.      Глас и глаз – пара слов, звучащих одинаково, напоминает  нам об огромных возможностях человека  прозревать в себе и  вокруг Божественное начало. текстовой  информации –  фактуальную,  текстовую и  концептуальную.  2. Пользоваться  приёмами  изучающего чтения.  3. Извлекать  информацию,  представленную в  разных формах  (сплошной текст,  несплошной текст:  иллюстрация,  таблица, схема). 4. Пользоваться  приёмами  ознакомительного и  просмотрового  чтения.  5. Излагать  содержание  прочитанного  (прослушанного)  текста подробно,  сжато, выборочно. 6. Пользоваться  словарями,  справочниками. 7. Осуществлять  анализ и синтез. 8. Устанавливать  причинно­ следственные связи. 9. Строить  рассуждения. Коммуникативны е УУД 1. Учитывать разные  мнения и стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве. 2. Формулировать  собственное мнение  и позицию,  аргументировать её. 3. Осознавать  важность  коммуникативных  умений в жизни  человека. 4. Оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме с  учётом речевой  ситуации, создавать  тексты различного  типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и  обосновывать свою  точку зрения. 6. Слушать и  слышать других,  пытаться принимать  другую точку зрения, быть готовым  корректировать свою точку зрения.  7. Выступать перед  аудиторией  сверстников с  сообщениями. Личностные  результаты 1. Формирование  эмоционально­ оценочного  отношения к  прочитанному. 2. Формирование  восприятия текста  как произведения  искусства.     У слова «воздвиг» по В. Далю более узкое значение –  «подымать, возносить». Вспомним праздник  Воздвижения (14  сентября),  посвящённый «обретению царицею Еленою креста  Господня, воздвигнутого ею на поклонение».     Слово «памятник» во втором значении по словарю В. И.  Даля означает книгу. На вселенских панихидах – это  поминальная книга.      Памятниками в Древней Руси называли и рукописные  произведения.      Произнося гордое  «Я» («гордый внук славян»), человек  должен помнить, что он является носителем коллективного  разума людей, живущих на планете Земля («всяк сущий в ней  язык»).     Звук  [ЙА] зафиксирован буквой  Я в современной азбуке.  Первая буква в славянской азбуке именовалась «Аз» и  означала  «личность человека». И человек понимал, что ему  предстоит рассмотреть самого себя, своё собственное «Я».  Здесь речь идёт о личности предельно обозначившей себя в  имени Александр. Скажем иначе – кем им прихожусь Я?      В память Александра I установлена колонна в Петербурге  на Дворцовой площади. Другая колонна воздвигнута в  египетском городе Александрии на могиле Александра  Македонского.     Пушкину был свойствен личный путь и особый удел –  предстояние перед Богом в поэтическом служении.      В слове столп  выступает образ подвижника Симеона  Столпника (1 сентября), который провёл 80 лет на столпе,  чтобы быть ближе к Богу.                   Нет, весь я не умру – душа в заветной лире                  Мой прах переживёт и тленья убежит –                   И славен буду я, доколь в подлунном мире                            Жив будет хоть один пиит.     Лира символически изображала Самого Христа и сказанные Им слова.      В слове « заветный» обозначены Заповеди радости или  блаженства – ими задан точный критерий самочувствия  человека, пожелавшего следовать по этому Пути: ­ Праведная жизнь  ­ «чувства добрые я лирой пробуждал». ­ Молитва ­ «милость к падшим призывал».  ­ Покаяние ­ «не требуя венца». ­ Смирение  ­ «будь послушна». ­ Бодрствование  ­ «хвалу и клевету приемли равнодушно». ­ Терпение  ­ «не оспаривай глупца». ­ Бесстрашие  ­ «обиды не страшась».    Активное сознание человека, постигшего Истину, пребывает  в абсолютной ровности, в абсолютном психическом покое, но  в то же время этот человек деятелен, он не покидает мир, а  активно в нём действует, ведомый Волей Божию.             «Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца,  2.Вторая строфа. который в вас? – скажите им: это движение и покой.   Пусть тот, кто ищет, не перестаёт искать до тех пор,  пока не найдёт» (Евангелие от Фомы). Вспомним строки Поэта: «Счастье есть покой и воля».     Пушкин совершил свой духовно­жизненный путь от  разочарованного безверия – к вере и молитве.     «Путь – это всегда расставание с домом. Духовный путь,  паломничество ­ всегда расставание с собою прежним и  обретение себя нового» (И.Ильин).     А смерть ­ всего лишь мера. Человек умеряется или входит  в другое измерение. Моцарт и Сальери.     Муза Поэта послушна велению Божию: начертание буквы И, как направление творческой энергии, которая  от подлунного  мира в горний мир перемещается. Буква «И»  связывает землю с небом – её двойное присутствие обнаружим в слове пиит  (сравни Иисус).     Летает Поэт, когда пишет стихи. Летает во сне душа,  преодолевая границу между миром видимым и невидимым.  Ощущение полёта есть ощущение задуманного Творцом о  человеке.     Буквы алфавита – указательные столбы к источнику жизни – свету, солнцу, энергии Земли, надёжные проводники к  принципам гармоничной жизни. Таким проводником от земли  к небу является наша душа. Вот и поэт взлетел.               «Если вам говорят: Откуда вы произошли? –  скажите им: Мы пришли от Света» (Евангелие от Фомы).     Славяне – люди слова. Слово и слава – пара одинаково  звучащих слов. Если Христос был Посланец Неба и был  Божиим Словом, то люди славянской (словенской группы)  несут в имени своём изначальное христианское  предназначенье.                       Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,                      И назовёт меня  всяк сущий в ней язык,                      И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой                             Тунгус, и друг степей калмык.     Пушкинская внутренняя рифма тунгус и по Руси  объединила все языки или народы. Русь – древнее и краткое  название России, и слово это может быть зеркальным  отражением слова  «сурь», что означает цвет, и он «красный»,  а внутренний смысл слова таков:  «с племенем ура», то есть   солнечным племенем. Русский народ – это все, кто жил, живёт  и будет жить в России, для России и в чьём характере  заложено неуничтожимое стремление к взаимопомощи,  коллективизму, жить по правде, по совести и справедливости.  Что теперь в Европе именуют Русским миром. Русский  богатырь (богат духом) протягивает руку помощи всем  нуждающимся.                      И долго буду тем любезен я народу, 3.Третья строфа. 4.Четвёртая и пятая строфы. 5.Строфика. VI. Работа с  текстом после  чтения.                      Что чувства добрые я лирой пробуждал,                      Что в мой жестокий век восславил я Свободу                            И милость к падшим призывал.     Восславить Свободу значит восхвалить за возможность  совместно разговаривать. Предлагается мирное  взаимодействие. Иной смысл приобретает и слово в молитве,  или мы неправильно его читаем. Надо бы говорить: человек  жив не одним хлебом, а единым. В идеале это беседующее,  звенящее, поющее царство  славного  Гвидона.     Россия (сияние Ра) ­ страна солнечных людей. И от этого  своего солнечного начала России, и всем вовлечённым в её  духовную орбиту народам, никуда не деться.      Первой строкой стихотворения задан точный ориентир  в  «науке о душе» ­ через личность Христа даётся представление  об идеальном образе человека. А подобием Его каждый  человек должен стать в течение всей своей жизни.  Уподобление совершается в непрестанном труде над собой,  в  нравственном возрастании.     Иисус предвидит наступление таких дней, когда люди  забудут главное, а станут довольствоваться лишь почитанием  Его как иконы и упованием на Его милость, но палец о палец  не ударят, чтобы искренне следовать заповедям Его и открыть  Христа в себе.     По отзыву Вяземского, Евангелие Пушкин все  последние  годы читает запоем, заучивает наизусть, как самую  свободолюбивую книгу в истории.     Ошибочно считать, что Пушкин времён «Гаврилиады» и  «Отцов пустынников – это чуть ли не два разных человека.  Человек один и цель одна – освобождение от пут,  стягивающих человеческий дух. Просто, будучи  последователен и искренен в своём желании, он перебрал все  способы, пока не обнаружил источник нашей свободы – Бога.  «Мне казалось, что подчинение закону есть унижение, всякая  власть – насилие, каждый монарх – угнетатель. Но всему своя  опора и свой срок… всё ребяческое слетело прочь, сердце  заговорило с умом словами Небесного откровения…»  (А.С.Пушкин).                         Веленью божию, о муза, будь послушна                         Обиды не страшась, не требуя венца;                         Хвалу и клевету приемли равнодушно                                     И не оспаривай глупца. Пентограмма – пятиконечная звезда. В христианской  символике означает звезду Иисуса. Однажды поэта Н. Н. Матвееву спросили: «Каков замысел у  Господа, когда Он посылает в мир поэта? Зачем? Для чего?..».  Матвеева задумалась, а потом ответила: «Наверно всё­таки  для пробуждения совести в людях. Чтобы человек помнил о  своём бессмертии, и о Нём, о Боге помышлял. Поэты, если они настоящие поэты, они где­то близки к священникам. Они  торопят нас к добру…» Биографический контекст. VII.Итог урока.  Рефлексия. VIII.Домашнее задание.  Стихи – лишь эпиграф к деланию добра, но порой без этих  нескольких строчек трудно сделать первый шаг.    Выстрел. Смертельно раненный, Пушкин упал на шинель, но  сумел приподняться и нажать на курок. Узнав, что противник  ранен, Пушкин грустно сказал: «Я думал, что его смерть  доставит мне удовольствие; теперь как будто мне это  причиняет страдание».      Подлость публики, оклеветанная жена… Сердце Пушкина  ещё жгло оскорбление. Но всё было кончено. Потом, уже дома он скажет своему секунданту Данзасу: «Требую, чтобы ты не  мстил за мою смерть; прощаю и хочу умереть христианином».     Пушкин погиб, встав на защиту своего очага. Но Господь не  попустил ему победить. Железом и пролитием чужой крови  зла не истребить. Дуэль сравнивают с самоубийством, забывая  про 45 часов, которые были отпущены Пушкину для покаяния. Умирал он в жутких физических муках. Так Господь очищает  людей от грехов здесь, в земной жизни. Духовно он всё  возвышался. Просили позвать священника. Не какого­то  маститого, а «первого, ближайшего». Послали за отцом  Петром из Конюшенной церкви. Священник не заставил себя  долго ждать. Исповедал, причастил, вышел к друзьям  Пушкина, по словам дочери Карамзина, княгини Мещерской,  потрясённый со словами: «Я стар, мне уже недолго жить,  зачем мне обманывать. Вы можете мне не поверить, но я  скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».     Иногда страдания отступали, он впадал в забытье.  За  несколько минут до смерти схватил руку врача В.И. Даля:  «Ну, подымай же меня, пойдём, да выше, выше  ну, пойдём!»  Последнего его вздоха Даль не расслышал. Но лицо умершего  стало вдруг спокойным, торжественным. Жуковский писал,  что это выражение бывало у Пушкина и прежде, но никогда в  такой чистоте.     Гоголь, который был в это время за границей, узнав о смерти  поэта, произнёс: «Пушкин! Пушкин! Какой прекрасный сон мне приснился в жизни». 1. 2. 3. Дома учащиеся учат наизусть стихотворение А.С. Пушкина и  пишут сочинение «Образ памятника в стихотворения М.В.  Ломоносова, Г.Р. Державина и А.С. Пушкина. Что нового узнали на уроке? Что удалось, что помогло этому? Что не удалось, почему?

«Боговдохновенный глагол» в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол»  в стихотворении А.С. Пушкина  «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол» в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол»  в стихотворении А.С. Пушкина  «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол» в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол»  в стихотворении А.С. Пушкина  «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол» в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол»  в стихотворении А.С. Пушкина  «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол» в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол»  в стихотворении А.С. Пушкина  «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол» в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол»  в стихотворении А.С. Пушкина  «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол» в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Боговдохновенный глагол»  в стихотворении А.С. Пушкина  «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019