Урок № 32
Тема:
Борьба кыргызского народа против захватнической политики
Кокандского ханства
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Рассказать учащимся о народном восстании против Кокандского ханства.
Материальное оснащение урока: Карта мира и Кыргызстана, схемы, рисунки, плакаты
Содержание и ход урока
I. Организационная часть:
1. Проверка готовности кабинета.
2. Отметить отсутствующих на уроке.
II. Повторение пройденного материала:
1. Расскажите об образовании Кокондского ханства.
2. Кто такие Акбото бий и Кубат бий?
3. Когда и как завоевали кокандцы южный Кыргызстан?
4. Почему кокандцы без труда захватили северный Кыргызстан?
III. Сообщение новых знаний:
1. Иго Кокандского ханства.
2. Тайлак батыр.
3. Смерт тайлак батыра.
IV. Задание на дом: Прочитать и
конспектировать по книге Дж. Осмонова История
Кыргызстана с древнейших времен до
наших дней. Б., 2014 г.
V. Закрепление знаний:
1. Как в Кокандском ханстве управляли захваченными территориями?
2. Какими налогами облагали кыргызов кокандские наместники?
3. Для каких целей были построены крепости?
4. Расскажите о подвигах Тайлак баатыра?
VI. Итог и
оценивание: Провести итог занятия и оценивать ответы студентов и
ставить оценки.
Борьба кыргызского народа против захватнической политики. В первой половине XIX века Кокандское владение превратилось в одно из крупных ханств Средней Азии. Его территории расширились от Тянь-Шаня до озера Балхаш и Аральского моря, а численность населения значительно увеличилось за счет казахов, кыргызов, узбеков и таджиков. В середине 3 0 -х годов XIX века все кыргызские племена находились под властью Кокандского ханства, которое было разделено на области - вилаеты. Городами управляли беки, хозяйством и кишлаках руководили аксакалы. Крупными племенами правили манапы и бии. Среди кыргызских кочевников бии выполняли также обязанности судей. Среди оседлых земледельцев судебная класть находилась в руках казы (казиев). Казы судебные дела пели по шариату, а кыргызские бии - на основе народных традиций и обычаев.
Для удержания своего господства кокандцы на кочевых территориях кыргызов возводят ряд крепостей: в Чуйской долине - Бишкек, Токмок, Мерке; в Центральном Тянь-Шане -Куртка, Тогуз-Торо, Жумгал; на Алае - Кызыл-Коргон, Дараут- Коргон. Эти крепости являлись военными, управленческими и торговыми пунктами кокандских захватчиков.
Кыргызы платили кокандцам такие виды налогов, как «тюндюк зекет», (подворный налог), «кой зекет» (овечий налог), «харадж» (земельный налог) и другие обременительные налоги.
К тому же кыргызы должны были поставлять продовольствие для содержания крепостей при передвижениях и срочных сборах войск кокандцев. В их обязанности входил также бесплатный ремонт дорог, разрушенных мостов и крепостей. Представителям духовенства, проповедующим исламскую религию, платили дополнительные налоги «ушур» и «фитир».Беки крепостей, сборщики налогов с целью обогащения самовольно устанавливали размер государственных налогов. Кокандцы установили традицию набирать и насильно отправлять кыргызских девушек якобы для службы в ханском дворце. Земельный вопрос был решен так: на юге Кыргызстана отбирали у кыргызов плодородные земли, а их самих оттесняли в предгорья. Ханская власть держалась только на силе. Не выдерживая таких кабальных порядков, народ постоянно боролся за свою свободу.
Тайлак-батыр. Кокандцам, наступавшим с огромным войском, не так-то просто было покорить свободолюбивых кыргызов: с самого начала кыргызы оказывали упорное сопротивление. Особой храбростью отличались племена саяк и черик в Нарынской долине. Их возглавляли отважные братья Тайлак-батыр и Атантай.
Против семитысячного войска Хаккулы вышло неравное посиле кыргызское ополчение. В решающей схватке защитники Отечества терпят поражение, а их предводители Тайлак-батыр и Атантай попадают в плен. Но кокандский хан, признав их
высокий авторитет среди народа, через некоторое время освобождает предводителей.
Невыносимо тяжелое положение соплеменников, двуличная политика Кокандского ханства снова заставили Тайлак-батыра подняться на борьбу за свободу. Тайлак-батыр со своими джигитами направляется к крепости Куртка, ставшей опорой Кокандского ханства в Нарынской долине.
Крепость Куртка, с трех сторон окруженная высокой глинобитной стеной, была построена на крутом правом берегу реки Нарын. У двух ворот были установлены пушки, вокруг выставлен караул. Внутри крепости распологались дом бека, казарма для войска, склад для собираемых налогов, мечеть и тюрьма-зиндан. Тайлак-батыр окружил крепость с помощью двухсот всадников-сарбазов, набранных из андижанских кыргызов. Беком крепости был трусливый, бездарный человек по имени Ташмат. Осада была непродолжительной: кыргызы, находящиеся в крепости, тотчас, перешли на сторону Тай лак-батыра. Ташмат, едва уцелев, бежал в Коканд. Узнав о разгроме крепости кыргызами, хан направляет туда своего видного военачальника Арап-батыра с 500 сарбазами. Тайлак-батыр со своими джигитами выходит навстречу и в местности Быган (Тогуз-Торо) побеждает их. Потеряв свыше 400 сарбазов, кокандцы обратились в бегство. Тайлак-батыр, настигнув пх на перевале, побеждает Арап-батыра в личном единаборстве и убивает его. С тех пор эта местность носит название «Араптын бели» («Перевал Арапа»). Захватив Куртку, Тайлак-баатыр посылает к кокандскому хану своего посла с требованием возвратить скот и имущество, а также кыргызских девушек. Не сумев победить Тайлак-батыра силой, кокандцы задумывают уничтожить его коварством.
Смерть Тайлак-батыра. Для устранения Тайлак-батыра кокандцы отправляют к нарынским кыргызам под видом лекаря-целителя лазутчика Кёр Акима. Три года пробыв среди соплеменников Тайлак-батыра, он входит к ним в доверие как целитель. Однажды Тайлак-батыр устроил большой той с национальными играми. Во время игры в ордо у него внезапно случается приступ-головные боли. Приглашенный в качестве лекаря, Кёр Аким наконец-то осуществляет с кой коварный замысел, пустив Тайлак-батыру кровь с помощью отравленного ножа. Убедивишсь в том, что дело сделано, пекарь тот час же скрывается. Так в 1838 году скончался Тайлак-батыр, смело защищавший свой народ от кокандцев и других врагов. Похоронили его на месте слияния реки Куртка с Нарыном. Там же был похоронен его брат Атантай.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.