Борьба за независимость Индии в 1920-1940 гг.
Оценка 4.6

Борьба за независимость Индии в 1920-1940 гг.

Оценка 4.6
Лекции
docx
06.11.2023
Борьба за независимость Индии в 1920-1940 гг.
Борьба за независимость Индии в 1920..docx

Борьба за независимость Индии в 1920-1940 гг.

1. ИНК и борьба за независимость Индии в 1920 гг.

В 1920-е гг. в национальном движении Индии конкурировали ме­жду собой ИНК, Мусульманская лига (пользовавшаяся поддержкой колониальных властей) и религиозная индуистская организация Хинду Маха Сабха, добивавшаяся увеличения влияния индуистской религии и даже насильственного обращения в индуизм местных му­сульман. Опасения религиозного раскола усилили в ИНК сторон­ников Мотилала Неру, которые считали, что необходимо отказать­ся от массовых кампаний неповиновения, сосредоточившись на за­воевании мест в законодательных собраниях провинций. Тем не менее, в 1928 г. началась вторая кампания гражданского неповино­вения, вызванная отказом англичан включить представителей круп­нейших индийских организаций в «комиссию Саймона», которая должна была выяснить, какие реформы и изменения в структуре управления необходимы для Индии.

На этот раз кампания состоялась на фоне мирового экономиче­ского кризиса и подъёма массовых движений. В марте 1930 г. Ганди опубликовал «11 пунктов»: требования к колониальным властям о создании более благоприятных условий для развития экономики Индии и об освобождении политических заключённых. Получив отказ, сторонники Конгресса во главе с Ганди отправились на побе­режье Аравийского моря, чтобы там публично нарушить монопо­лию англичан на выпаривание соли. Арест руководителей Конгрес­са немедленно вызвал волну массовых выступлений крестьян и «по­граничных племён». Властям пришлось прекратить репрессии и амнистировать участников движения, после чего кампания была прекращена. 

Провал переговоров о предоставлении Индии статуса доминио­на в 1931 г. вызвал к жизни новую кампанию неповиновения. Внут­ри ИНК в это время усилились позиции более решительно настро­енных активистов во главе с Субхасом Чандра Босом и Джавахарлалом Неру. Неру, ставший президентом ИНК в 1936 г., успешно провёл избирательную кампанию на основе новой Конституции Индии. В 1937 г. в восьми из одиннадцати провинций страны конгрессисты полу­чили право формировать правительства. Ещё три провинции и ряд княжеств оказались под контролем Мусульманской лиги. ИНК и Лига продолжали сопер­ничать, и это соперничество лишь усилилось, когда Лига предложила в 1940 г. разделить Индию на госу­дарства индусов и мусульман (Пакистан).

В 1942 г. после отказа британских властей создать национальное индийское правительство, Ганди вы­двинул лозунг «Вон из Индии!» и взял курс на полную независимость страны.

2. Компания гражданского несотрудничества в Индии 1930-1933 гг.

26 января 1930 г. по решению Конгресса во всей стране был отмечен День независимости. По замыслу его организаторов степень участия патриотических сил в организованных конгрессистами манифестациях должна была служить своего рода показателем готовности страны к новой кампании несотрудничества.

В марте того же года были опубликованы знаменитые 11 пунктов Ганди, имевшие требования к английским властям об изменении экономической политики в пользу индийской буржуазии, а также освобождении политических заключенных, которые не обвинялись в насильственных преступлениях.

Поскольку вице-король не дал положительный ответ на предложения Ганди, тот объявил о начале в апреле 1930 г. новой кампании гражданского несотрудничества. Она проходила примерно по той же программе, что и в начале 20-х годов. Новым было включение в нее пункта о нарушении государственной соляной монополии. Эта мера хотя и не вносила радикальных изменений, тем не менее, сразу же создавала популярность кампании и ее организаторам в самых широких слоях индийского населения.

Английские власти, запретили проведение кампании, объявили Конгресс и некоторые другие национальные организации вне закона, после чего в стране начались массовые аресты. В мае был арестован и Ганди и Неру. Всего к концу 1930 г. тюремному заключению подверглось около 60 тыс. человек.

В течение 1930—1931 гг. во многих крупнейших центрах страны, в том числе в Бомбее, Калькутте, Мадрасе, Дели, Карачи, прошли политические забастовки.

В течение всего периода 1931 — 1933 п. было организованно крестьянское движение в Соединенных провинциях: Пенджабе, Бихаре, Бешгалии, Карнатаке и Андхре, которое проходило главным образом в форме агитационно-пропагандистской деятельности за неуплату государственных налогов. В округе Аллахабад борьба переросла в вооруженные выступления крестьянских отрядов.

В отличие от первоначального периода крестьянское движение в 1929—1933 гг. имело более организованный характер. В большинстве провинций были созданы местные крестьянские союзы, в основном объединявшие зажиточное и среднее крестьянство. Во многих районах страны, особенно в Соединенных провинциях и Бихаре, серьезное влияние на крестьянские союзы оказывали коммунисты и мелкобуржуазные революционные демократы, которые начали борьбу с Конгрессом за руководство крестьянским движением.

Развитие национально-освободительною движения в Британской Индии оказало воздействие на внутреннее положение в княжествах. В некоторых из них в 1931 — 1933 гг. началась освободительная борьба, переросшая в вооруженные восстания.

Наибольшего размаха движение достигло в княжестве Кашмир. В княжестве, где большинство населения мусульмане, власть была сосредоточена в руках князя и его окружения по национальности индусы раджпуты. Феодальный гнет в Кашмире превратился в религиозный, национальной и кастовый. Дискриминации подвергли кашмирцев. Власть князя здесь поддерживалась английским колониализмом, представленным резидентом.

В 1932 г. был опубликован Закон об общинном представительстве в индийских законодательных органах.

Достичь соглашения с Мусульманской лигой так и не удалось. В октябре начались переговоры между общинными организациями индусов и мусульман, которые не дали никаких результатов.

Однако Ганди удалось закрепить достигнутые соглашения между организациями «кастовых индусов» и «неприкасаемых». Ганди в декабре 1932 — начале 1933 г. провел общеиндийскую кампанию по борьбе с дискриминацией «неприкасаемых». В пропагандистских целях он стал называть их «хариджан» (божьими людьми). Широкое распространение получила издававшаяся им газета под тем же названием.

Осенью 1932 г. в Лондоне состоялась третья конференция «круглого стола», но как и первая, без участия Конгресса. На конференции были окончательно сформулированы предложения по новому конституционному устройству Индии.

По причине жестокого подавления массового движения и разгрома восстания в княжествах, а также постепенного ослабления «сатьяграхи» в мае 1933 г. Ганди приостановил кампанию гражданского неповиновения. Так Индийская национальная революция утихла.

3. Конституция 1935 г. и ее характеристика

В 1935 году английские колонизаторы навязали Индии антидемократическую конституцию — «Закон об управлении Индией». Эта конституция предусматривала превращение Индии в федерацию провинций и княжеств при сохранении всей полноты власти в руках английского вице-короля (так называемая федеральная схема).

Треть мест в общеиндииских органах власти отводилась представителям княжеств, назначаемым князьями, хотя население княжеств составляло лишь 24% населения всей Индии. В провинциях создавались выборные законодательные собрания, но эти собрания и так называемые провинциальные правительства, должны были подчиняться английским губернаторам.

Право голоса на выборах в провинциальные собрания получали лишь 10% населения всей Индии; население княжеств вовсе лишалось избирательных прав. В основу системы выборов был положен куриальный религиозно-общинный принцип.

В целом конституция 1935 года, как и прежние акты управления Индией, имела целью разжигание борьбы между различными религиозными группами и закрепление бесправия индийского народа. Английские колонизаторы продолжали свою старую политику «разделяй и властвуй».

Опубликование конституции вызвало огромное недовольство среди различных слоев индийского общества. Народ назвал ее «рабской конституцией». Особенно большое возмущение вызвала та ее часть, которая касалась формирования общеиндийских органов власти. Бурные протесты заставили английских колонизаторов отказаться от реализации «федеральной схемы» и сделать заявление, что конституция будет проведена в жизнь только в отношении статута провинций.

Она предусматривала сохранение центральной власти в руках вице-ко­роля, поэтому была названа «рабской».Вице-король по-прежнему назна­чался английским королем и обладал всей полнотой исполнительной власти: мог приостановить действие Конституции и ввести чрезвычай­ное положение. Но одновременно в Индии создавалась провинциальная автономия:в провинциях расширялись полномочия органов власти, со­здавались ответственные перед местными Законодательными собрания­ми правительства, имущественный ценз резко снижался, благодаря чему общее число избирателей выросло сразу в 4 раза.

Таким образом, индийские политические партии в случае победы на выборах получали возможность сформировать свои правительства в 11 провинциях. Иными словами, это означало передачу местной вла­сти в руки индийцев.Англичане, видимо, в будущем готовились поки­нуть Индию.

Индия становилась федерацией провинций и княжеств: назначен­цы князей получали V3 мест в Центральном законодательном собра­нии и 2/5 мест в Госсовете. В Конституции зафиксировано также право князей самостоятельно решать, будут они присоединяться к независи­мой Индии или останутся в рамках своего княжества.

И все же Индия по-прежнему оставалась колонией: Центральный исполнительный совет нес ответственность не перед Центральным законодательным собранием, а перед Государственным советом, ко­торый был тесно связан с колониальной администрацией. О будущем политическом статусе Индии не упоминалось вообще.

4. Индия в годы Второй мировой войны и национальная борьба против английского господства

Мировая война резко обострила противоречия между индийским народом и британскими империалистами. В годы войны Англия намного усилила эксплуатацию Индии, используя и материальные, и людские ресурсы колонии. По размерам военных расходов Индия заняла второе место (после самой Англии) в Британской империи. На военные фронты отправлялось большое количество продовольствия, обмундирования, снаряжения, оружия, строительных материалов. Общая стоимость этих поставок и другие затраты Индии на нужды войны составили, по официальным данным, более 200 млн. ф. ст. Множество крестьянских хозяйств разорилось; крестьяне-собственники превращались в арендаторов, арендаторы - в бесправных издольщиков и батраков. Общий уровень земледелия снизился, урожаи значительно сократились.  К концу войны Индию постиг голод, сопровождавшийся тяжелой эпидемией гриппа - «испанки». От голода и эпидемии умерли 12-13 млн. человек.

Колониальная зависимость, господство английского капитала уродовали развитие индийской экономики. Тяжело сказывался неэквивалентный характер внешней торговли. Цены на импортные товары увеличились за годы войны на 168%, а на экспортные - всего на 50%. Правда, промышленность Индии выросла. Этому способствовала военная конъюнктура: сокращение импорта из-за границы и повышение конкурентоспособности индийских изделий на местном рынке, рост цен на промышленные товары, а также заинтересованность самих английских империалистов в увеличении продукции некоторых отраслей индийской промышленности, обслуживавших фронт. 

Нищета, голод, политическое бесправие, упадок культуры - все это было результатом колониального закабаления Индии британским империализмом. Колониальная зависимость от Англии сделалась невыносимой и для индийской национальной буржуазии. Окрепшая в годы войны, она болезненно переживала свое экономическое и политическое неравенство. Ее противоречия с английским империализмом крайне обострились, а национально-патриотические тенденции в ее политике усилились.

Вторая мировая война, являясь самой массовой войной за историю человечества не могла, не затронуть Индию, которая на тот момент была Британской колонией. 

К началу XX века население Индийского субконтинента (включающего современные Бирму, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланку и собственно Индию) составляло пятую часть от населения всего Земного шара. К тому же, в Индии проживало 150 000 британцев включая военнослужащих и их семьи.

На 1 сентября 1939 года Британская индийская армия насчитывала 194 373 человека и состояла из 18 кавалерийских полков и 96 пехотных батальонов. То есть войск в Индии было даже меньше, чем к началу Первой мировой войны. На всем огромном пространстве этого субконтинента располагалось целых восемь зенитных орудий и ни одной противотанковой пушки. Генералы в Лондоне вполне логично рассуждали, что ближайшие самолеты и танки потенциальных противников Британской империи отделены тысячами километров от границ Индии.

Первые бои Второй мировой войны для индийских солдат начались далеко на территории Франции. Здесь в мае 1940 года среди прочих британских войск под удар немецких танков попали индийские части, сформированные из пенджабских раджпутов. Одна из рот этих воинов почти целиком попала в плен, остальные были эвакуированы в ходе поспешного бегства англичан под Дюнкерком.

К концу войны Индия почти на 90 % сама обеспечивала все потребности своих вооруженных сил в оружии и снаряжении. Всего в 1939-45 годах военную форму надели свыше двух с половиной миллионов солдат из Индии. Это были не призывники, а наемные добровольцы, которые обходились британской короне дешевле мобилизованных «белых», тем более что все расходы по их обеспечению и вооружению несла сама Индия. Каждый четвертый солдат воюющей Британской империи был индийцем. В истории человечества «Британская индийская армия» периода Второй мировой войны считается самой большой наемной армией мира.

В июне 1946 года де-юре все еще британская Индия занялась выборами в Учредительное собрание, с которого фактически и ведет отсчет местная история независимости. Освободившиеся от англичан мусульмане и индийцы вскоре забудут про ненасилие.

Главным образом вторая мировая известна индийцам как важный этап к борьбе за независимость.

5. Национально-освободительная борьба в Индии 1945-1947 гг. и независимость индии по плану Мауннбеттена

Массовые выступления 1945-1946 гг., охватившие всю Индию, давление ведущих политических партий, тяжелейшая экономическая ситуация в стране делали неизбежным уход англичан из Индии. Годы войны ознаменовались в Индии продовольственным кризисом, перешедшим в тяжелый голод. Увеличение налогообложения, арендной платы, рост цен на продовольственные товары, усиление ростовщического гнета привели к обезземеливанию и обнищанию основной массы крестьянства.

Ситуация грозила стать взрывоопасной для британский властей, не делающих ничего для нормализации экономики.

15 марта 1946 года премьер-министр Эттли издал декларацию об индийской политике лейбористов, в которой говорилось о предоставлении Индии статуса доминиона, а в апреле состоялись выборы в провинциальные законодательные собрания. ИНК получил абсолютное большинство голосов по индусской курии во всех провинциях.

Состоявшиеся в июне 1946 г. выборы в Учредительное собрание были бойкотированы мусульманской лигой и сикхами, считавшими, что англичане в процессе передачи власти делают основную ставку на ИНК. Это было началом борьбы Мусульманской лиги за Пакистан. 

В феврале Эттли издал 3-ю декларацию о политике в Индии, в которой было заявлено об окончательном уходе англичан из Индии, в которой было заявлено об окончательном уходе англичан из Индии не позднее июля 1948. 

В начале июня был опубликован План Маунтбэттена о разделе Индии на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Для осуществления этого был создан комитет по разделу под представительством вице-короля и равного числа членов ИНК и МЛ, а также департаменты по разделу финансов, армии и прочего. Допущенные при проведении линии границы неточности в будущем стали причинами многих трений и споров. Одна треть населения Бенгалии и Пенджаба осталась в Индии, две трети - в Пакистане. Разногласия также возникали и при делении финансов. 

В августе 1947 английский парламент утвердил План Маунтбэттена в качестве закона о независимости Индии.

Процесс интеграции княжеств с доминионом в ряде регионов был затруднен. Как правило, такая обстановка была характерна для провинций с высокой концентрацией мусульманского населения. Столкновения на конфессиональной почве повсеместно вспыхивали. Кульминацией этих столкновений стало убийство Ганди в 1948 году, который выступал за объединение мусульман и индусов. 

В ноябре 1949 года Учредительное собрание одобрило проект конституции Индии. Конституция была введена в действие в 1950 году 26 января.   

6. Конституция Индийского республики 1950 г.

Конституция Индии была принята Учредительным собранием в ноябре 1949 года, через 2 года после достижения Индией независимости (1947 г.), вступила в силу в 1950 г. и продолжает действовать и в настоящее время.

Конституция 1950 г. учредила в Индии парламентскую республику, которая испытала заметное влияние парламентского строя Великобритании. Государственный строй парламентской республики основан на принципах народного суверенитета, разделения властей, верховенства прав и свобод личности, федерализме. Правда, формы реализации провозглашенных принципов государственного строя в Индии имеют свою специфику, обусловленную национальными, языковыми, религиозными, кастовыми различиями. Так, например, состав высших органов государственной власти – это в основном представители высших каст.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который, подобно британскому, состоит из трех институций: президента Индии – главы государства; верхней палаты – Совета штатов, выражающей интересы субъектов индийской федерации; нижней палаты – Народной палаты, представляющей интересы всего индийского общества. Статус палат неодинаков, большими полномочиями наделена Народная палата, которая избирается на основе прямых выборов сроком на пять лет. Общее число – 547 депутатов, из них 525 избирается в штатах, 20 – в союзных территориях, а два назначаются президентом и представляют интересы англо-индийской общины (это лица от смешанных браков англичан и индийцев, их насчитывается порядка 150 тыс. человек). Из общего числа депутатов за наиболее отсталыми слоями населения – племенами и кастами, зарегистрированными в списках, резервируются 38 мест (за племенами) и 37 мест (за кастами). Народная палата может быть досрочно распущена президентом по "совету" премьера. Руководит работой Народной палаты спикер, наделенный широкими полномочиями: имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий, определяет регламент, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов, ведет заседание и т.д. Он избирается из состава Палаты и на время руководства выходит из состава партии, чтобы быть беспристрастным. Депутаты не обладают иммунитетом, но пользуются индемнитетом, в частности получают небольшое жалование (2,5 тыс. рупий в месяц). Они группируются по партийным фракциям, во главе каждой стоит лидер ("кнут"). В зависимости от партийного представительства распределяются посты председателей постоянных комиссий.

Верхняя палата – Совет штатов – имеет сравнительно небольшие полномочия. Наиболее значимое – право отлагательного вето на законопроекты нижней палаты на срок до б месяцев, кроме финансовых законов. Правда, Совет штатов не может быть досрочно распущен. Его работой руководит вице-президент. 232 члена Совета штатов из 244 избираются путем косвенных выборов коллегией выборщиков, т.е. выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий на шесть лет, остальные 12 – назначаются президентом из числа выдающихся общественных деятелей, людей науки, искусства. Представительство от штатов и союзных территорий колеблется от одного до 34 членов и не является ни равным, ни пропорциональным. Каждые два года треть состава Совета штатов обновляется. Члены Совета штатов также организованы по партийным фракциям.

Исполнительная власть принадлежит правительству – Совету министров, состоящему из премьер-министра, министров. Он играет ведущую роль в осуществлении политической власти. В соответствии с Конституцией президент обязан назначить премьер-министром лидера партии, победившей на парламентских выборах. Правительство опирается в этом случае на поддержку парламентскою большинства. Министры должны быть членами палат парламента. На практике сложилось различие между Советом министров, куда входит до 60 министров, и Кабинетом – узкой коллегией наиболее важных административных руководителей – 15–17 человек. Компетенция правительства в Конституции не определена, однако, в ней сказано, что этот орган учреждается для оказания помощи и дачи советов президенту при выполнении им своих функций. Па практике именно правительство осуществляет функции, формально принадлежащие президенту.

В Индийской республике существует самостоятельная судебная власть. Причем судебная система не единая, а двухуровневая, централизованная, несмотря на федеративную форму государственного устройства.

По форме государственного устройства Индия – федерация с высокой степенью централизации. Первоначально индийская федерация была основана на территориальном принципе, включала 28 штатов, которые не учитывали национально-лингвистические особенности населения. В 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов, в соответствии с ним индийская федерация была перестроена по национально-лингвистическому признаку. Были созданы 26 штатов и 6 союзных территорий, не обладающих статусом штата. Был ликвидирован институт правителей штатов из феодальных князей.

Конституция Индии гарантирует единое и равноправное для всех гражданство на всей территории Индии. Каждый человек, проживающий на территории Индии на момент принятия Конституции (26 января 1950 г.), а также: (а) рожденные на территории Индии или (б) родители которого родились на территории Индии или (в) являющийся резидентом на территории Индии в течение не менее 5 лет сразу после принятия Конституции, становится гражданином Индии. Положение о гражданстве, принятое в 1955 году, обеспечивает приобретение и прекращение гражданских прав после принятия Конституции.

В Конституции прописано отрицательное отношение к социальному неравенству и стремление к его преодолению. В Конституции подчеркивается, что государство должно заботиться о благосостоянии граждан, защищая и поддерживая общественный порядок, в котором правосудие – социальное, экономическое и политическое – должно быть приоритетом всех государственных учреждений. Государство должно направлять свою политику таким образом, чтобы обеспечить людей адекватными средствами к существованию, одинаковым заработком за выполнение аналогичного рода деятельности, и правом на получение работы и образования, а также помощи от государства в случае безработицы, болезни, достижения пенсионного возраста или нетрудоспособности. Государство также должно прилагать усилия с тем, чтобы обеспечить занятое население прожиточным минимумом, нормальными условиями труда, приличными условиями существования и полной занятости.

Конституция закрепляет принцип смешанной экономики, где государственный сектор играет важную роль. Осуществляя свою политику в экономическое сфере, Государство должно обеспечить распределение собственности и контролировать материальные ресурсы общества таким образом, чтобы содействовать общему благосостоянию, а также следить за тем, чтобы операции в экономической сфере не привели к концентрации богатства и средств производства в одних руках, что наносит ущерб обществу. Таким образом, Конституция предусматривает ограничение и упразднение крупных монополий, введение специального антимонопольного законодательства.

Особенностью государственного устройства является сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права.

Конституция провозглашает политику поддержания всеобщего мира и международной безопасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы, ввиду наличия у Индии ядерного оружия.

7. По желанию доклад по 1 из личностей (- Мотилал Неру - Джавахарлал Неру - Субхас Чандра Бос - Мухаммед Али Джинна - Абул Калам Азад - Бхимрао Амбедкар)

Мотилал Неру

Индийский адвокат и политический деятель, один из лидеров индийского национального движения в 1920-х годах. Президент Индийского национального конгресса в 1919—1920 и 1928—1929 годах. Является основателем политической династии Неру-Ганди и отцом Джавахарлала Неру, первого премьер-министра Индии.

Семья Неру принадлежала к этнорелигиозной группе кашмирских пандитов. Отец Мотилала, Гангадхар Неру был последним котвалом (начальником городской стражи) Дели. Во время восстания 1857 года он бежал из Дели в Агру, где вскоре скончался. Семью возглавили старшие братья Мотилала — Бансидхар и Нандалал. Мотилал рос в княжестве Джайпур, где Нандалал Неру занимал должность главного министра. Позднее семья переехала в Аллахабад, где Мотилал Неру окончил колледж. Он продолжил образование и смог получить степень в Кембридже. По возвращении на родину в 1883 году он стал преуспевающим адвокатом.

Мотилал женился в первый раз, когда ему было 20 лет. Однако его жена скончалась после родов сына, который вскоре тоже умер. Вторично Мотилал женился на 14-летней девушке из семьи кашмирских брахманов. Ее звали Тхуссу, но после свадьбы, по обычаю, она получила новое имя Сваруп Рани. Их первый ребенок – сын – умер вскоре после рождения. 14 ноября 1889 г. Сваруп Рани вновь родила сына. Его назвали Джавахарлал (драгоценный камень). Рождение сына в индийской семье имеет большое значение. Он – наследник и продолжатель рода, хранитель семейных ценностей. Поэтому в детстве Джавахарлал был окружен особой любовью и заботой. Мать оказала на него большое влияние. С самого раннего детства она рассказывала ему о замечательном Кашмире, его природе, заснеженных горах, долинах, усыпанных многоцветными тюльпанами. О древнем и гордом народе, населяющем этот рай на земле.

Вскоре Мотилал получил возможность переселиться в престижный район Аллахабада, населенный англичанами и англоиндийцами. В то время увлеченность Мотилала всем английским привела к тому, что он даже настаивал, чтобы дома разговаривали на английском языке. Однако от этого пришлось отказаться, так как большинство женщин и детей в семье не знали английского и продолжали общаться на хиндустани.

Мотилал Неру начал принимать участие в деятельности Индийского Национального Конгресса с 1888 года. В 1890-е-1900-е гг. М. Неру принадлежал к умеренному крылу ИНК и выступал за ограниченное самоуправление в рамках Британской Империи. Однако в 1910-е годы его взгляды заметно радикализируются. Мотилал Неру попадает под влияние идеологии Ганди. Семья Неру, которая ранее вела исключительно европейский образ жизни отказывается от английской одежды в пользу индийского домотканого платья. Мотилал Неру был одним из лидеров сатьяграхи 1919 года. На сессии ИНК в Амритсаре в том же году он был избран президентом партии. Мотилал Неру принимает участие в организации первого Всеиндийского Конгресса Профсоюзов, пытается организовать крестьянское движение. Его дом в Аллахабаде, которому он дал название «Ананд Бхаван» (Обитель радости), вскоре превратился в штаб-квартиру национально-освободительной борьбы всей страны.

Мотилал Неру – сторонник социальных реформ Мотилал Неру разделял взгляды Гокхале и также придерживался умеренных позиций. Кроме того, он был сторонником идей Ранаде о важности проведения социальных реформ. Он исходил из того, что при британском правлении такая возможность существовала, но не была реализована. Это касалось кастового разделения общества, положения женщин, в том числе ранних браков, вторичного замужества вдов и других острых проблем. Благодаря «Брахмо самадж» (Брахмоистскому обществу), основанному в 1828 г. Раммоханом Раем, и «Арья самадж» (Обществу просветленных), созданному в 1875 г. Дайянандой Сарасвати, были достигнуты лишь некоторые успехи на этом пути. Но эти результаты не соответствовали масштабам проблем из-за недооценки социальных вопросов, которые считались менее важными, чем политические. В этой связи Мотилал Неру выражал свое несогласие с теми, кто заявлял, что в первую очередь должны быть решены проблемы политические и только затем – социальные. Он считал, что достижение политической свободы невозможно без освобождения от многих социальных болезней общества. Наличие небольшой группы образованных, талантливых людей в океане неграмотных, невежественных масс, подверженных предрассудкам, никогда не приведет к созданию нации в истинном значении этого слова. А для этого, считал Мотилал Неру, нужно отказаться от кастовой системы, разделения общества по религиозному признаку на индусов и мусульман, освободить женщин из тюремных стен зенаны (женской половины), дать им образование, предоставить равные с мужчинами права, покончить с обычаем детских браков, когда не достигшие половой зрелости девочки и такие же мальчики рождают детей. Только тогда индийское общество встанет в один ряд с наиболее продвинутыми нациями в мире.

В 1927 году вместе с сыном Джавахарлалом посетил СССР. Мотилал обращал внимание на необходимость использования советского опыта в развитии экономики и культуры Индии после её освобождения. В 1928 году Мотилал Неру во второй раз был избран президентом ИНК. В том же году конгрессистская комиссия под его руководством опубликовала проект будущего устройства Индии в виде конституции, в противовес докладу бойкотируемой ИНК комиссии Саймона. Проект Неру был раскритикован Мусульманской лигой и прочими общинными партиями так как в нём не предполагалось выделение мест для религиозных меньшинств. Проект предполагал предоставление Индии статуса доминиона, по примеру Австралии, Новой Зеландии и Канады.

Мотилал Неру был арестован в своем доме 30 июня 1930 г. по обвинению в организации движения несотрудничества и отправлен в тюрьму Наини. Там уже находился Джавахарлал. Мотилал Неру был серьезно болен, и тюремные власти разрешили ему получать домашнюю пищу. Начались муссонные дожди. Крыша тюрьмы протекала. Тюремная обстановка подрывала здоровье Мотилала Неру. Джавахарлал делал все возможное, чтобы помочь отцу. Мотилал писал из тюрьмы младшей дочери Кришне: «Пожалуйста, говори всем, что я в полном порядке…»

В тюрьме здоровье Мотилала Неру резко ухудшилось, он кашлял кровью. Тюремный доктор рекомендовал властям освободить его из заключения. Но Мотилал Неру телеграфировал вице-королю Ирвину, что он не хочет, чтобы ему были оказаны какие-либо предпочтения. Тем не менее, вице-король приказал освободить его, полагая, что смерть одного из лидеров Конгресса в тюрьме навредит правительству. 8 сентября Мотилал был освобожден по состоянию здоровья. Дочери Виджая Лакшми и Кришна забрали отца из тюрьмы и вывезли его на лечение в предгорье Гималаев – в прохладный курортный город Миссури, подальше от изнурительной жары в Аллахабаде.

6 февраля 1931 г. Мотилал Неру скончался в Лакхнау, куда его привезли из Аллахабада на консультацию и лечение. Вся семья Неру собралась у его смертного одра. Вместе с ними был Махатма Ганди. Он прикоснулся к ногам Мотилала. Затем подошел к его вдове и сказал: «Мотилал не умер. Такие, как он, не умирают. Он будет жить долго».

Тело Мотилала Неру обернули в национальный флаг и перевезли в Аллахабад для кремации на берегу Ганга.

 

 

 

 

Литература:

1.     Девяткина Т.Ф. Индийский национальный конгресс. М., 1975.

2.     Неру Джавахарлал. Автобиография. М., 1955.

3.     Неру Джавахарлал. Взгляд на всемирную историю. Т. 1-3. М., 1981.

4.     Юрлов Ф.Н. От восхода до заката. Династия Неру–Ганди. Книга первая. Мотилал и Джавахарлал

5.     Юрлов Ф.Н. От восхода до заката. Династия Неру–Ганди. Книга первая. Мотилал и Джавахарлал Неру. – М.: Институт востоковедения РАН, 2015. 520 с. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Борьба за независимость Индии в 1920-1940 гг

Борьба за независимость Индии в 1920-1940 гг

Субхасом Чандра Босом и Джавахарлалом

Субхасом Чандра Босом и Джавахарлалом

Английские власти, запретили проведение кампании, объявили

Английские власти, запретили проведение кампании, объявили

Дискриминации подвергли кашмирцев

Дискриминации подвергли кашмирцев

Треть мест в общеиндииских органах власти отводилась представителям княжеств, назначаемым князьями, хотя население княжеств составляло лишь 24% населения всей

Треть мест в общеиндииских органах власти отводилась представителям княжеств, назначаемым князьями, хотя население княжеств составляло лишь 24% населения всей

Таким образом, индийские политические партии в случае победы на выборах получали возможность сформировать свои правительства в 11 провинциях

Таким образом, индийские политические партии в случае победы на выборах получали возможность сформировать свои правительства в 11 провинциях

Индию постиг голод, сопровождавшийся тяжелой эпидемией гриппа - «испанки»

Индию постиг голод, сопровождавшийся тяжелой эпидемией гриппа - «испанки»

На всем огромном пространстве этого субконтинента располагалось целых восемь зенитных орудий и ни одной противотанковой пушки

На всем огромном пространстве этого субконтинента располагалось целых восемь зенитных орудий и ни одной противотанковой пушки

Массовые выступления 1945-1946 гг

Массовые выступления 1945-1946 гг

В августе 1947 английский парламент утвердил

В августе 1947 английский парламент утвердил

Статус палат неодинаков, большими полномочиями наделена

Статус палат неодинаков, большими полномочиями наделена

Представительство от штатов и союзных территорий колеблется от одного до 34 членов и не является ни равным, ни пропорциональным

Представительство от штатов и союзных территорий колеблется от одного до 34 членов и не является ни равным, ни пропорциональным

Был ликвидирован институт правителей штатов из феодальных князей

Был ликвидирован институт правителей штатов из феодальных князей

Таким образом, Конституция предусматривает ограничение и упразднение крупных монополий, введение специального антимонопольного законодательства

Таким образом, Конституция предусматривает ограничение и упразднение крупных монополий, введение специального антимонопольного законодательства

Он продолжил образование и смог получить степень в

Он продолжил образование и смог получить степень в

Мотилал Неру принимает участие в организации первого

Мотилал Неру принимает участие в организации первого

В 1927 году вместе с сыном Джавахарлалом посетил

В 1927 году вместе с сыном Джавахарлалом посетил

Миссури, подальше от изнурительной жары в

Миссури, подальше от изнурительной жары в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023