Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению
Оценка 5

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Оценка 5
Занимательные материалы +1
doc
история +2
Взрослым
10.07.2018
Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению
Вблизи школы находится уникальный памятник "Беломорские петроглифы", использование его в образовательном процессе позволяет расширить представления о прошлом нашего края и дает возможность усилить познавательный интерес к истории малой родины. В брошюре представлены сценарии проведения уроков и внеклассных мероприятий, творческие задания по теме.
О чем нам камни говорят.doc
1 Беломорский     муниципальный район      Республики   Карелия Муниципальное общеобразовательное учреждение «Золотецкая основная общеобразовательная школа» О ЧЕМ НАМ КАМНИ ГОВОРЯТ Из опыта работы по пропаганде  историко­культурного памятника  «Беломорские петроглифы» 2 п. Золотец 2018 3 Опыт обобщен Тухкиной Ниной Петровной ­ учителем  высшей категории. Образование   ­   высшее.   Окончила Ленинградский   ордена   Дружбы   народов государственный   институт   культуры   им.   Н.К. Крупской,   16.05.1981   г.   Специальность   – организатор­методист культпросветработы. В данном учреждении являюсь учителем технологии,   изобразительного   искусства, предмета   Моя   Карелия,   курса   проектной   и исследовательской деятельности.  Руковожу   школьным   музеем,   опыт музейной работы обобщен в книге « Я поведу тебя в музей» . 4                                                                Над Залавругой плывут тысячелетья, Здесь в песчинки превращаются века, Не устану с восхищением смотреть я, Первобытная что высекла рука.                                                                                                                    В.Мище нко Одной   из   важнейших   задач   всего   общества   и   в   том   числе современного   образования     является   воспитание   российской гражданской   идентичности:   патриотизма,   уважения   к   Отечеству, именно   на   это   ориентированы   ФГОС   ООО.   В   решении   этих   задач важнейшим   воспитательным   фактором   является   краеведение, направленное   на   всестороннее   изучение   своей   малой   родины,   через знакомство социально­экономическими, историческими и культурными  объектами села, города, района,   края.  Задача   образовательного   учреждения   ­   использовать   весь краеведческий   материал   в   учебном   процессе   и   внеурочной деятельности.    политическими,     с Наша   школа   находится   в   уникальном   месте,   где   уживаются первобытная, поморская и современная культуры. Особое место среди них принадлежит  первобытной. Здесь, на берегах реки Выг, что несет свои   воды   в   Белое   море,     расположены   свидетельства   жизни первобытного человека – это Беломорские петроглифы. Высеченные на поверхности скал лодки, сцены охоты на лесных зверей и птиц, морских животных и другие изображения каменной книги поведали нам о том, что  в  те  далекие   времена  человек  не  выделял  себя   из  окружающего мира,   был  ее частью, а петроглифы  ­ частью  его духовной жизни. Расположение       археологического   памятника   вблизи     школы позволяет при изучении тем региональной направленности и реализации регионального   компонента     расширить   представления   о   прошлом нашего   края   и   дает   возможность   усилить   познавательный   интерес   к истории малой родины.  Я   работаю   в   МОУ   «Золотецкая   основная   общеобразовательная школа»   Беломорского   района   Республики   Карелия   более   20   лет. Предметы,  которые   я   преподаю,     тесно   связаны   с   краеведением.  На уроках Моя Карелия, изобразительное искусство, основы проектной и исследовательской деятельности при изучении тем о первых жителях Карелии,   о   древнем   искусстве   предков,   я     знакомлю   учащихся   с Беломорскими петроглифами. 5 За   это   время   мною   разработаны   разнообразные   материалы   по теме,   в   том   числе   уроки, внеклассные   мероприятия, экскурсии, творческие   и   тестовые   задания,   виртуальные   экскурсии.   Материалы успешно   адаптированы.   Музейно­образовательное   занятие     «О   чем рассказывает книга редчайших каменных листов» стало победителем IV республиканского   конкурса   музейно­образовательных   занятий   и программ «Наследие ­ детям» (2012г).   С   2005   года   назад   в   стенах   нашей   школы     работает   В   экспозиции   «Беломорские   петроглифы» краеведческий   музей.   представлены творческие   работы, выполненные учащимися под моим руководством   на   уроках   технологии,       материал   об     археологах   – исследователях, литература о петроглифах  и т.д.  Музейная экспозиция  создает  условия для создания учащимися работ   исследовательского   характера,   помогает   развитию   творческой инициативы.  Музей   пополнили   исследовательские     работы   учащихся: буклеты туристических маршрутов,  путеводители от школьного музея через   старинную   поморскую   деревню   Выгостров,   скопления петроглифов  Бесовы следки, Ерпин Пудос, Залавруга к лабиринту.    Тайны   создания   петроглифов  интересны   детям,   поэтому   стало традицией   чтение   учащимися   4­5   классов   книги   А.М.Линевского «Листы   каменной   книги»   и   проведение   мероприятий,   связанных   с событиями в ней.   Исследовательскую   работу   «Листы   каменной   книги:   мифы   и реальность» подготовили учащиеся 8 класса, успешно представили ее на муниципальной конференции «Шаг в  будущее» (победители, 2015г). Команда краеведов школы  победитель в муниципальной краеведческой игре   в   рамках   XVI   краеведческой   конференции   «Мое   Отечество   – 2016» в номинации «Тайны петроглифов». Школьный музей стал местом проведения музейных уроков  «Тропа в прошлое», «По страницам повести «Листы каменной книги»,  «Книга редчайших каменных листов».         Предлагаю   для   использования   в   работе   свои   материалы   и разработки   о   Беломорских   петроглифах,   они  могут   быть   полезны учителям   школ,   классным занимающимся   краеведением, руководителям, педагогам дополнительного образования. 6 «О чем рассказывает книга   редчайших                   каменных листов» музейно­образовательное занятие для учащихся 4­6 классов   Цель урока: Расширение   знаний   о   историко­культурном   памятнике «Беломорские Петроглифы».       Задачи урока: Образовательные: Систематизировать   знания   по   теме,     применить   их   в   различных ситуациях. Развивающие:  Развивать интерес к историко­культурному наследию через игровые технологии. Воспитательные:      Воспитывать чувство любви к малой Родине. Ход урока. Орг.момент : Приветствие. Деление класса на две команды.           Звучат барабаны. Учитель 1:       Мы   приглашаем вас на берег красивой северной реки   Выг,   несущей   свои   воды   в   Белое   море.   Здесь   наши     предки оставили   свидетельства   о   своей   жизни   в   листах  «каменной   книги»  ­ петроглифах.  Через тысячелетия скалы донесли до нас удивительные, своеобразные и во многом загадочные послания людей.  Учитель  2:        Петроглиф   –   слово   греческого   происхождения: «petra» ­ камень,   glyphe  – резьба ­ «резьба по камню». Петроглифы, возраст которых 6­5 тысяч лет тому назад, выбивали на горизонтальных 7 или слегка наклонных скалах. В Беломорье  их насчитывается около 2 тысяч.  Первобытные художники отразили в них важнейшие события их жизни,   в   правдивых   изображениях   лодок,   морских   животных,   лосей, людей.  Учитель 1 и 2:                    Была стоянка человека В низовьях древней речки Выг… Из книги каменного века Я предка узнаю язык. Пернато­зверий, полусвязный, Подобный выкрику во сне. Величественно­безобразный Мой дальний предок мчал в челне. Потом художник гениальный, Сам зверобой, сам следопыт, В изображениях наскальных Векам запечатлел свой быт. На зверя что ревел зловеще, Один ходил он на один, И потому не встретишь женщин На километрах тех картин. Есть рыбаки и звероловы, И лося бег во весь опор. Полет копья. И камнелобый В межглазье врубленный топор. Во тьме веков, удачи – мигом Он жил среди зверей, лесов, Как нам свидетельствует книга Редчайших каменных листов. Это   стихотворение   карельский   поэт   Борис   Шмидт   написал   о   самых древних петроглифах «Бесовы следки».   Учитель   1:  Г.П.Матросов,   Летом   1926   года   житель   Выгострова,   старовер     отвез   на   лодке   студента   Ленинградского 8     географического   института   Александра   Линевского   на   гранитный островок у порога Шойрукша на середине реки Выг. Учитель 2:   Здесь   он   показал   будущему   знаменитому   археологу   и писателю   "чудо":   свыше   300   выбитых   на   красноватой   скале изображений, среди которых выделялись фигура беса и семь отпечатков его   ступни.   Позже  Александр   Михайлович   в   своих   работах   привел убедительные доказательства, что фигура беса была выбита  позднее   других   изображений.   Линевский   считает,   что   первобытный художник     создал   изображение   духа,   а   следы   босых   ног   человека обозначают "дорогу духа".            А теперь мы предлагаем вам проникнуться духом того времени и почувствовав   себя   настоящими   молодыми   охотниками,   пройти некоторые испытания, получив за каждую победу перо. Для этого вам необходимо разделиться на две команды, придумать название и выбрать капитана. Учитель 1:     А мы продолжим свое путешествие вниз по реке и выходим на скальные выступы, где расположены более поздние рисунки по времени создания и открытия. Учитель 2:    В  1936 году Равдоникас открыл петроглифы на Большом Малинином острове,   в 1963году  Ю.Савватеев продолжил эту работу, открыв уникальные по содержанию рисунки. А как называется это место мы узнаем, когда ответим на вопросы кроссворда:            Ключевое слово        ЗАЛАВРУГА За каждое правильно отгаданное слово команда получает перо. Учитель 1:     Представим, что мы находимся на этом замечательном   месте, здесь была   стоянка  древнего  племени. Мужчины  племени  были  искусными охотниками, об этом свидетельствует  каменная летопись. Учитель 2:     В   книге   А.М.Линевского   читаем,  что   охота   на   морского   зверя   была самой   трудной   и   опасной,   к   такой   охоте   готовились   заранее   и подходили   очень   ответственно:   ремонтировали   лодки,   обшивали   их шкурами.   Заранее   выбирали   огромное   дерево,   чтобы   сделать   новую лодку.   Очень   хорошо   сохранилась   на   Новой   Залавруге   лодка   с 9 охотниками   на   морского   зверя.   Давайте   попробуем   составить   это изображение и вспомнить название такой лодки.   (  команде,   первой   собравшей   изображение,   отгадавшей   название лодки вручаются перья) Учитель поясняет: Охота на морского зверя была летней, нужно было выходить   в   открытое   море,   Александр   Михайлович   считает,   что охотники   должны   были   обязательно   убить   морское   животное,   иначе племя ждала голодная смерть.  Учитель 1:     Рядом   с   изображением   лодки   находится   еще   одно   довольно известное   изображение  «Зимняя   охота».  Посмотрите,  пожалуйста,  на экран и ответьте на вопросы:  Когда она проходила?   Сколько человек в ней участвовало?  Была ли она удачной?  Присутствуют   ли   на   рисунках   средство передвижения Приглашаем   вас   принять   участие   в   соревнованиях:   пройти дистанцию на лыжах­снегоступах и  поразить стрелой условного лося.  (За каждое попадание в лося команда получает перо) Учитель 1 (поясняет):     Мы   убедились   с   вами,   что   это   было   очень   трудным   делом.   Ученые считают, что в Карелии наиболее эффективной была индивидуальная охота на лосей в феврале­марте по насту. В это время года охотник, используя   лыжи­снегоступы,   мог   догнать   проваливающихся   в   снег животных,   которые   для   защиты   от   волков   нередко   объединялись   в небольшие стада. Наиболее эффективным оружием был лук, но судя по рисункам, охотники нередко убивали обессиленных животных копьями и дротиками. Учитель 2:      Очень интересна сцена охоты на гусей, рассматривая ее, на что можно обратить   внимание?   Правильно,   на   головной   убор   охотника.   Как   вы 10 думаете, почему он был таким странным? Конечно потому, чтобы птицы приняли охотника за своего. Давайте изготовим похожий головной убор из тех перьев, которые вы получили за участие в предыдущих конкурсах (изготовление головного убор) Учитель 1:     Стать   настоящим   охотником   было   почетно,   но   нужно   было   пройти испытания, которые не каждый подросток мог выдержать. Чем же он тогда должен был заняться?  Правильно,  помогать женщинам. В книге «Листы каменной книги» А.М.Линевский описывает такой случай, как Мэй,   не   выдерживший   испытание   стать   охотником,   был   отправлен лепить   горшки   с   женщинами,   он   посчитал,   что   это   очень   легко,   но женщины лепили их особым способом, и оказалось это не таким уж легким делом.  Прочтите как это описывает автор и попробуйте изготовить горшок. Учитель 2:     А как вы думаете, почему в наскальных рисунках не рассказывается о рыбалке,   сборе   ягод,   грибов,   изготовлении   горшков?   Да,   это   было обычным делом, поэтому и не изображали на камнях этой работы. Учитель 1 и 2:            Горели зори севера лимонно,     До окон доносился моря гул.                     Художник мой петроглифы любовно                                    В большую галерею развернул.                     В ней, словно в древнем                     Каменном сосуде,                     Навек остекленевшая вода.                     Картины эти светятся по сути                     Заглавной темой вечного труда.                     Все чувства в них –                     От радости до горя –                     Запечатлеть умельцу удалось.                     Челнок упрямо режет волны моря,                     От гибели себя уносит лось.                   …Ни буйство волн,                     Ни вихрь столетий резкий                     Не тронули бесценные труды. 11                     Летит копье.                     В его полете дерзком                     Еще не чует сонный зверь беды.                     Стремится лыжник,                     Вскинув лук высоко.                     На задних лапах движется медведь.                     Жизнь голодна, сурова и жестока,                     Но надо побеждать – не умереть.                     Достать одежду, заготовить пищу,                     Хворь одолеть,                     И страх в грозу унять:                                  Соорудить надежное жилище,                     Добыть огонь                     И сумрак разогнать.                     Художник                      Отразил с большой охотой                     Рубилом острым (в поисках добра)                     Удачную загонную охоту                     И пляску человека у костра.                     Умелец                      Средь своих житейских хло                     Охотник, глинобит и древодел,                     Вложил в свои творенья личный опыт,                     А темы у природы подглядел. выбираем Учитель 2:    Приглашаем обе команды встать в круг  водящего.                    Игра «Белый камень» У   одного   из   игроков   в   сомкнутых   ладонях   лежит   камень.   Все говорят такие слова: Где купался Иванушка?             Возле белого камушка,             Белый камень у меня             Покажите на меня, на меня. Водящему нужно угадать у кого в руках камень. Если отгадал, то меняются местами. 12 Думаем,   что   так   же   дружно   могли   играть   древние   мальчишки   и девчонки.  Спасибо. Займите свои места Учитель 1:     Наш урок подошел к завершению, подведем итоги:   Самый богатый головной убор у команды______________________ .   Самый красивый горшок у команды _____________   Победила команда _______________________________ Награждение команд медалями. Учитель 2:     Хотелось бы узнать ваше мнение о нашем уроке, пожалуйста, поднимите зеленые   кружки     те,   кому   было   интересно   на   уроке,   красные   –   не интересно, желтые те, кто остался сегодня равнодушным.     «Тропа в прошлое»      Музейный урок ­  путешествие               Для учащихся 4­8 классов                  Цель урока: Формирование чувства любви к малой родине на основе изучения исторического наследия первобытной культуры.      Задачи урока: 13 Образовательные: Расширить знания   об истории микрорайона и   применить  их в различных ситуациях. Развивающие: Повысить   интерес   к   историко­культурному   наследию   через игровые технологии. Воспитательные: Прививать бережное отношение к историческому,  культурному и природному наследию Продолжительность занятия: 45 минут. Место проведения занятия: школьный музей (класс) Методический   репертуар   занятия:   игровые   технологии,   элементы виртуальной экскурсии, компьютерная презентация. Научно­методические   пособия:  компьютерные/мультимедийные презентации. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Ход  занятия:   иллюстрации,   фото­   и   видеоряд, Организационный момент: Предлагаем     учащимся   разделиться   на   две   команды «Искатели» и «Археологи». Учитель 1:  Здравствуйте! Мы живем на   берегу реки Выг.                          (показ видеоролика «Река Выг»). Учитель 2:  Мы гордимся, что в нашем микрорайоне остались следы первобытного человека.  Это не только останки древних стойбищ, но и памятники первобытной культуры – петроглифы. Учитель 1: На месте строительства Выгостровской ГЭС были найдены следы   стоянки   древнего   человека,   а   водосброс     по   рекомендации археологов   был   поставлен   так,     чтобы   сохранить   самые   древние наскальные рисунки «Бесовы следки». Учитель 2: Кроме Бесовых следков, наскальные рисунки расположены по старому руслу реки Выг еще в нескольких местах. 14 Звучат голос птицы.  Учитель   1:  Приглашаем   вас   совершить   путешествие   в   прошлое,   на самое большое скопление  петроглифов. Скажите, голос какой птицы пригласил нас в путешествие?   Мы пройдем    по  живописной  тропе, по  пути  нам будут встречаться растения, называйте их, получайте очки.            Видеоролик «Прогулка по тропе на Залавругу».  Учитель 2:  Мы достигли     места расположения   галереи наскальных рисунков.  Как  называется это место? Вы узнаете, если соберите слово из букв, которые у вас на столе      (собрать слово из букв «Залавруга») Учитель   1:  Да,   тропа   привела   нас   на   Залавругу,   в   этом   году исполняется   80   лет   со   дня   открытия   Старой   Залавруги   археологом Равдоникасом   ,   а   еще   через   30   лет   была   открыта   новая   группа петроглифов Ю.А.Савватеевым «Новая Залавруга». Учитель 2:  Следы исчезнувшего мира нам суждено открыть Потомкам древних поколений, хранивших тайну лет. Здесь в этих каменных картинах хранится жизни нить. Вы «Искатели» и «Археологи» и мы приглашаем вас  открыть Галерею наскальных рисунков 1 4 2 5 3 6 В ней спрятано  из 6  известных сцен.  Чтобы открыть каждую из них  нужно выполнить задания и ответить на вопросы. Выполняем задания, чтобы открыть сцену 1  («Охота на гусей»)                1.  В каких случаях древние люди делали головной убор из  перьев?      2.  Каких птиц называют перелетными? Назовите этих птиц.      3.  Какая из этих птиц является священной?      4.  Впишите в клеточки кроссворда названия птиц Карелии 15 а е л а с и р к н о о ф и к п т и ц а с о с т и е н р е в (по ходу ответов открываем сцену, если ответила команда «Искатели» ­ устанавливаем желтую карточку, если «Археологи» ­ оранжевую. Задания к сцене 2  (Схватка с медведем) 1. Каких животных изобразили на скалах? (лисы, выдры, волки, собаки, змеи­редко) 2. Кого из животных Карелии называют хозяином леса? 3. Сложить пазл «Охота на медведя» 4. Почему на изображении охотник изображен с двумя руками и ногами? Задания к сцене 3 (Охота промысловую птицу)                        1. Какое дерево выросло первым после отступления ледника?              2. Определите,  это ветки каких деревьев?              3. Определите возраст  деревьев?              4. Какую птицу мог выбить первобытный человек на верхушке дерева? Задания к сцене 4.  (Охота на морского зверя) 1.Назовите виды охоты первобытных охотников? 2.Какая главная добыча была в морской охоте? (Белуха– малый кит)    3.Назовите орудия охоты древних людей? 4.Собирите сцену охоты на лодках. Задание к сцене 5.(Транспортные средства) 1. На   Залавруге   много   изображений   лодок,   но   принцип   их изготовления один, как назывались такие лодки вы узнаете, если соберете лодку, то узнаете ее название. 2. Как делали такие лодки? 16 3. Какие лыжи были у древних людей?  (ступательные – овальные по форме,   сплетенные   из   прутьев,   небольшие   с     отверстиями   для пропуска   воды;     скользящие   –   подбиты   мехом,   одна   короче другой) 4. Испытание: преодолеть препятствие на лыжах. Задание к сцене 6. (Зимняя охота) 1.Следы каких животных можно увидеть среди петроглифов?                    2. Найдите четыре признака зимы на сцене «Зимняя охота на лосей».             3. Как древний человек­художник изобразил, что на охоте   не один охотник постепенно убивает трех лосей?           4. Что можно сказать о результатах охоты? И   так   мы   открыли   с   вами   6   групп   петроглифов,   а   каких археологов, которые открыли петроглифы,  вы знаете?  Недаром он усердствовал, Художник первобытный,­ И рыбы вам, и звери вам Положены на плиты. Рукою волосатою владело вдохновенье, Меж тем как эта самая Луна ходила в небе. Родную твердь гранитную Он украшал навеки  И камень каждой линией  Поет о человеке. Осенью  один  турист  побывал   на Залавруге   и свои   впечатления изложил в рассказе. Прочитайте этот рассказ и исправьте в нем ошибки. А   теперь   представьте,   что   у   вас   есть   возможность   нанести изображение на скалу, чтобы вы  изобразили?  (творческая работа) Подведение итогов. Награждение победителей. 17  «Листы каменной книги»  Урок­КВН по книге А.М.Линевского Для учащихся среднего звена.                              Цель   урока:    обобщение   знаний   по   содержанию   повести А.Линевского «Листы каменной книги»    Задачи:   ­ обучающие:   развивать умения анализировать текст художественного произведения; ­ развивающие: привитие навыков   самостоятельности  и самоконтроля учащихся,   способствовать   повышению   познавательного   интереса учащихся;   ­   воспитательные:       воспитание   чувства   гордости   и   уважения   к прошлому мой родины и  нашим предкам.        Место проведения – школьный музей.  Оборудование: компьютер, телевизор, карточки и творческие задания, лук и стрелы, удочки.        Ход урока. Учитель:   Здравствуйте,   ребята! Прошу вас разделится на две команды и занять места за игровыми столами.  Сегодня   у   нас   необычный   урок,   мы   проведем   его   в   нашем школьном музее у экспозиции «Беломорские петроглифы». 18 Что   такое   ПЕТРОГЛИФЫ?     Петроглиф   слово   греческого происхождения в переводе – резьба по камню.  Беломорские   петроглифы   находятся   на   Залавруге,   Ерпином   Пудосе, Бесовых   следках   –   это   историческое   достояние   и   археологические памятники.   А какое историческое место был открыто первым?       Да, это   Бесовы   следки,     с   незапамятных   времен   известные   местным жителям, а научное открытие принадлежит   Александру Михайловичу Линевскому.   Лизунова   Настя   нам   о   нем   расскажет. Презентация о А.М.Линевском  Уроку   предшествовало   чтение     писателя   «Листы каменной   книги»   и   сегодня   мы   определим,   какая   команда   лучше запомнила содержание повести и сможет лучше выполнить творческие задания.    повести   1. Задание: На ваших столах лежат буквы, соберите из них название вашей команды. 2. Задание: Скажите, где  происходят события в книге «Листы каменой книги»? События книги происходят в стойбище, а какое значение в жизни имела Священная скала, мы узнаем через героев повести и это, прежде всего герои, которых вам нужно узнать.  Заполните карточку: «Составь слово» 1. Первая буква – первая буква наименования священной птицы 2. Вторая буква – последняя буква имени главного охотника 3. Третья буква – вторая буква в названии морского животного 4. Последняя буква в имени шестого сына Белой Куропатки  (Льок) По описанию автора повести: «Он был обыкновенный круглолицым подростком   с   вздернутым   по­ребячьи   носом   и   светлыми   глазами,   в которых то и дело загорались задорные огоньки». 19        А кем он должен был стать? Да, КОЛДУНОМ. Почему именно он стал   колдуном?     (он   был   7   ребенком   в   семье,   в   которой   не   было девочек). В   гл.3,   на   с.18   найдите   «   Какие   обязанности,   по   мнению   автора повести, были у колдуна»? (Добиваться у духов удачи в промысле, заклинаниями   охранять   сородичей   от   болезней,   голода   и   мора.   Он должен дружить с духами,  чтобы вовремя предупредить об опасности, грозящей роду). С магией и колдовством связаны и другие герои повести, узнайте их: 1. У   самого   костра   стояла   на   коленях   старуха   с   разрисованным кровью лицом. Ее седые волосы были заплетены в девять косиц. Выпиленный из черепа оленя обруч с ветвистыми рогами плотно охватывал голову.  (Лисья Лапа) 2. Она   заплела   волосы   в   семь   косичек,   в   конец   каждой   вплела выточенные из рябины фигурки лебедя, гагару, утку – священных птиц женского колдовства и животных – покровителей колдуний: лису,   выдру,   бобра.   В   конец   средней   косы   самой   толстой   она прикрепила   человеческую   фигурку.   Надела   матицу,   сшитую   из шкур молодых оленей.                                (Белая Куропатка) 3 Задание: Почему Белая Куропатка беспокоилась о Льоке?  Что   она   для   этого   предприняла?   Чтобы   ответить   на   этот   вопрос выполните  творческое   задание:   «Вставьте   пропущенные   слова»,   воспользуйтесь словами для справок. Карточка:                      Белая Куропатка принялась ________. Она бросила перед собой короткие деревянные палочки, пытаясь узнать, будет ли ее сыну________. Перемешав их между ладонями, гадальщица быстро разъединила руки и зорко следила, как и куда упал _________ сучок, означающий колдуна; в благоприятном   ли положении __________ палочка,   обещающая   удачу;     куда   упала   осина,   знак________ _________;   какое   место   занимает   ___________,   предшественница 20 добрых   покровителей,   и   ограждает   ли   она   Льока   от   покушений _______  – дерева темных и злых сил. Десятки   раз   разлетались   деревяшки   то   в   сторону   тьмы     – ___________, то в сторону Света – ________________; иногда они  падали   к   Теплу   –   _______,     иногда   к   Холоду   –.   Всякий   раз   они ложились   по   иному,   и   женщина   не   могла   понять,   какую   учесть предвещает ее гадание сыну. Слова для вставки: Черемуховый, гадать, березовая, горькой доли, сосна, ели,   удача 4.Задание  1­й команде: Каким образом удалось Льоку помогать охотникам в промысле (выбить фигурки птиц и животных на Священной скале)? 2­й команде:  Какой первый рисунок выбил Льюк, и каких еще птиц он выбил и зачем  метал в птиц дубинкой?   Конкурс «Попасть в лебедя дубинкой». 1­й команде:  Как и чем ловили семгу? (на плотах гарпуном на плоту) 2­й   команде:  Какое   основное   транспортное   средство   было   у первобытных охотников? 5.Задание:   Сложите   пазл   и   на   обратной   стороне   прочтите   название     лодки. Вспомните,   как   делали   такие   лодки,   согласно   текста     повести Линевского.  6.Задание: 1­й   команде:  Какие   орудия   для   промысла   готовил   главный охотник? (гарпун, наконечники для копий, топоры) 2­й   команде:  Через   сколько   лет   получил   гарпун   молодой охотник?  (5лет) 7.Задание:     Сложите пазл «Охота на лодках». 21 В Сорокскую губу приходят косяки сельди, в них   врезались морские животные, а как их называли древние охотники? Карточка: Кит  Белуха  Морж  Тюлень           8.Задание: А кого называли «хозяйками еды»? (женщин в стойбище) Чем они занимались? А ходили ли на рыбалку? Какую ?   Гора жира и мяса Белый червь Усатый старик Пестрая мышь Конкурс «Рыбалка».          9.Задание:  Конкурс «Охота из лука на лося». 10. Итоговое задание: По мнению Линевского петроглифы – реальные звери, птицы, предметы, что является  воплощением чего? 5 1 2 3 4 6 7 8 9 1­6 первые буквы должности Кремня. 7 – первая буква имени маленьких детей – Као и Птички. 8 и 9 – средние буквы в имени Главной колдуньи 1 2 3 4 5 1   буква   ­   1   буква   имени   мальчика,   не   прошедшего   испытания посвящения в охотники. 2 буква – 1 буква молодого охотника. 3 буква – 1 буква названия   птицы, выбитой Льоком у ступни друга охотников. 4 буква – 2 буква в названии морского животного. 5 буква – последняя буква должности Лисьей Лапы.                                                 Ответ:    охотничья магия. 22 И так, по мнению А.Линевского петроглифы – это воплощение  охотничей магии.   А теперь подведем итоги. По количеству выполненных заданий  победителем стала команда ___________________________________ Оценить вашу работу в командах вам предстоит самим с помощью булав(на столах разложены заранее), если ответ ваш – «да», показываете булаву цветной стороной, «нет» ­ черную. 1. Все ли задания вам оказались под силу?  2. Хорошо ли вы справились с заданиями? 3. Понравилась вам ваша работа на уроке? Спасибо за ответы.  Домашние задание :      разгадайте кроссворд                  Краеведческий проект Авторы:  Аникин Даниил, Копылова Валентина, Печкина Елизавета Текстовое сопровождение защиты проекта 1.Уважаемые   коллеги,   разрешите   заседание   нашей   кафедры считать открытой. Тема нашего заседания «Беломорские петроглифы: письмо в будущее». Главный   вопрос,   на   который   мы   должны   ответить   в   ходе обсуждения: «Зачем древние люди оставили нам петроглифы?» Начнем с  характеристики  предмета нашего исследования. Прошу вас, коллега! 2.   Наскальные   изображения   Белого   моря   («Бесовы   Следки», «Ерпин  Пудос»,   «Залавруга»),   находятся   на   живописных   островах   в низовьях   р.   Выг.     На   выбитых     пологих   скалах       изображены   люди группами и по одиночке, с луками и копьями, гарпунами, на лыжах и в 23 лодках.   Здесь   можно   увидеть   наиболее   древний   в   Европе   «рисунок» человека на лыжах. На скалах  изображены водоплавающие птицы, лесные и   морские   звери,   рыбы     ­   все   это   объекты   охоты   древнего   человека, впечатляют сцены охоты на лося, медведя, морского зверя, белуху. 3.       Недаром он усердствовал,            Художник первобытный, ­            И рыбы вам, и звери вам            Положены на плиты.  Рукою волосатою  Владело вдохновенье!  Родную твердь гранитную  Он украшал навеки.  И камень каждой линией            Поет о человеке! 1.Да,   действительно!   Древний   человек   донес   нам   важнейшую информацию о свой жизни. Наскальные рисунки Залавруги, которые находятся вблизи нашего поселка, дают возможность   сделать вывод, что одним из важных дел его жизни была охота,   от ее результатов почти       полностью зависит существование человека.   1. Я   думаю,   что   мы   можем   говорить   о   том,   что   на   скалах изображены   реальные   события,   потому   что     рисунки выполнены   в динамике: лыжники передвигаются с помощью лыж,   на   лодке,   орудия   охоты   выполнены   так,   что   вот   так полетит копье, гарпун, стрела… Мы видим следы животных… 3. Я поддерживаю коллегу и хочу отметить, что по петроглифам прослеживается   и   время     года,   запечатленных   сцен   охоты:   если изображены лыжники – зимняя охота, лодки – лето либо межсезонье. Сцену охоты на гусей я представляю так:  «Осенью гуси готовятся к дальнему перелету на юг, им нужно основательно подкрепиться и теперь каждый вечер они собираются у речной глади реки, кормятся, барахтаются в воде, скоро в теплые края! Охотники ближайшей деревни давно приметили, что гусей здесь собирается много, они до самого утра держаться вместе. 24 На охоту собрались вдвоем на маленькой лодочке, которая чуть слышно двигается на воде. На голове у охотников необычные головные уборы из перьев птиц, это поможет не привлекать внимание к ним и принесет   удачу.   Один   охотник   на   берегу   среди   деревьев,   другой   в лодке, среди камышей. Луки наготове. Летит стрела, другая, третья… На водной глади теперь плавают птицы пораженные стрелой!» 1. Замечательно, мы видим, что первобытный человек, способный и талантливый,   находил   время   не   только   для   охоты,   но   и   для искусства,   нелегко   такую   сцену   было   передать   в   каменных рисунках, и это доказывает, что человек в совершенстве владел каменным «пером» и обладал способностями художника. 2. Но давайте  ответим на основополагающий вопрос "зачем?", для этого предлагаю обратиться к доводам археологов, изучающих Беломорские петроглифы.    Так,   Владислав Иосифович Равдоникас     считал, что появление рисунков   вызвано   потребностями   культа   –   что  связано   с поклонением  небесным светилам и  культу мертвых. Для  Александра Михайловича Линевского  петроглифы  ­  реальные  звери, птицы, предметы, что является воплощением   охотничьей магии. Юрий Александрович Савватеев считает, что наскальные изображения своеобразный   «иконостас» древних святилищ – центров их духовной жизни.   В   изображениях   хранился   и   предавался   из   поколения   в поколение накопленный опыт, связанный с развитием мироощущения и мировосприятия древнего человека.  3. Мы внимательно выслушали точки зрения известных археологов, я считаю,   что     теория   Александра   Михайловича   Линевского,   более приемлема   к   наскальным   рисункам   Залавруги:     правдоподобно изображены человек и животные, отображена   основная   деятельность древнего   человека   ­   охотничий   промысел.     Свою   теорию   Александр Михайлович   развивает   в   повести   «Листы   каменной   книги»,   где описывает,   какое   значение   имели   наскальные   рисунки   для   молодого колдуна   первобытного   племени,   он     выбивал   рисунки   для   всех охотников племени ­ на удачу. Я познакомилась с историей создания повести и теперь мне понятно, почему археолог­писатель несколько раз ее переписывал. 1:  Но он не дал ответа на вопрос зачем  петроглифы выбивал древний человек. Ваши предположения. 25 2.   Я считаю, что в своих картинах художник передал важные события своей жизни: охота и изобразил на кого охотились, какими орудиями охоты пользовались. 3.   Думаю, что не только для этого, а и потому, что древний охотник перед   выходом     на   охоту   веря   в   удачу,   хотел   задобрить     лесного повелителя или поблагодарить его за удачу после успешной охоты. 1.Коллега, а почему вы считаете, что   именно хотели задобрить  или поблагодарить за удачу? 3:    Об этом могу с уверенностью сказать потому, что на Залавруге  нет среди рисунков магических знаков. 2:   Так   же   хочу   обратить   ваше   внимание   на   то,   что   в   петроглифах древний художник передал  нам,   как и где  проходила  охота, рельеф местности.  Примером может служить  сцена охоты трех охотников на лосей,   это подтверждает изображение  лыжни, проходящей  по холмам, направление  движения животных, их следы, следы от палок и лыж.  3.Я согласен с вашими доводами, но хотелось бы выдвинуть еще одну версию ­  первобытные люди в петроглифах  хотели показать не только   отношение   к   зверям   и   птицам,   но   и   свое   превосходство   над окружающей природой и окружающим его миром.   Ведь не случайно много изображений на скалах людей в действии. 1: Не кажется ли вам, коллеги, что все выдвинутые версии имеют место быть, ведь  первобытные люди, населявшие много тысяч лет назад Карелию, внешне и по своим способностям не отличались от нас, но жили   в   труднейших   условиях.   Не   кажется   ли   вам,   что   они   хотели научить выживать в  этих условиях подрастающее поколение.  И     я   выдвигаю   еще   одну     версию:   место,   где   находятся петроглифы было  местом знакомства с местностью и местом обучения подрастающего поколения навыкам охоты и рыболовства.  2.Мне   кажется   эта   версия   очень   интересной   и   практически значимой для первобытного человека. 3.Коллеги,   мы   выдвинули   несколько   версий,   давайте   делать выводы: 26 ­   художники   эпохи   неолита   оставили   нам   наскальные   изображения, чтобы показать, как был устроен мир древнего человека, определить свое место в этом мире,  передать свой опыт следующим поколениям. 1.       Во тьме веков,               Удачи мигом Он жил среди зверей, лесов, Как нам свидетельствует книга Редчайших каменных листов.        Песка морского скинув полог Там, где мой предок обитал, С твоей подсказкой, археолог, Я эту книгу прочитал, 2. 3.        В которой нам оставил предок Топор, кирку и черепки И выбил камнем напоследок На скалах «Бесовы следки» 1. И мы благодарны   древнему человеку  за то что, не смотря на труднейшие условия для жизни в те времена, он находил время для искусства и создал бесценные полотна. 27 28 29                                   Творческие задания. Кроссворды 2 9 а 1 8 л 3 4 6 7 т 5 а т По горизонтали: 1. Обряды, с помощью  которых древний человек  пытался повлиять на силы природы 2. Местонахождение  петроглифов Беломорья 3. Река, на которой находятся  петроглифы 4. Предмет, оберегающий  владельца 5. Персонаж по которому  названы петроглифы  Беломорья и Онежского  озера 6. Маг и фокусник в древнем  племени 7. Главное занятие древнего  человека По вертикали: 8. Птица, которую любили  изображать древние люди 9. Ученый, открывший Новую  Залавругу 10. Сооружение из камня на  берегах Белого моря Ответы:          Магия, Залавруга, Выг, амулет, бес, шаман, охота, лебедь,  Савватеев, лабиринт 30               «Первые люди Карелии» 2 1 4 5 6 п е т р о г л и ф 4 7 8 9 1. Место захоронения усопших. 2. Предмет, наделяющий главу племени силой. 3. Место рыбной ловли. 4. Предметы домашнего обихода. 5. Занятие древних людей. 6. Вера в волшебную силу 7. Наука, изучающая историческое прошлое. 8. Временное поселение древних людей. 9. Характеристика неровностей поверхности земли. Ответы:  погребение, жезл, тоня, утварь, охота, магия, археология,  стойбище, рельеф 31 «Беломорские петроглифы»  творческая работа учащихся 6 класса (школьный музей)                                      «Залавруга» 2. 4. 5. 7. 6. 1. 3. 8. 9. 1. Символическое изображение небесного светила. 2. Основное занятие древних людей. 3. Птица, которую любили изображать древние люди. 4. Транспортное средство древних людей. 5. Автор книги «Листы каменной книги». 6. Город, в окрестностях которого находятся петроглифы. 7. Оружие для охоты на морского зверя. 8. На этом камне выбиты наскальные рисунки. 9. Загадочное изображение древних людей. Ответы: Звезда, охота, лебедь, лодка, Линевский, Беломорск, гарпун,  гранит, лабиринт 32   Герои повести «Листы каменной книги» 1 2 4 5 6 1. Автор повести «Листы каменной книги» 2. Главный герой повести 3. Название порога, у которого ловили семгу 4. Главный охотник 5. Друг охотников, горбун с большой ступней 6. Молодой охотник, шестой сын Белой Куропатки Определите, чья землянка в охотничьем лагере Землянка  усатого старика Белестящая стрела Жилище лесного человека А Б В Только что  посвященные  охотники Старые охотники Самые сильные  охотники 3 1 2 3 33 1 ­          ;         2 ­       ;         3 ­          ; 34                                            Сочинение «Беломорские петроглифы» Одной   из   наиболее   ярких   достопримечательностей   Карелии являются   петроглифы.   Так   называют   изображения,   нарисованные древними людьми на скалах и камнях. Петроглифы известны в Карелии во   многих   местах,   но   наиболее   известные   скопления   рисунков располагаются недалеко от устьев рек Черная (Онежское озеро) и Кемь (Белое море).  Петроглифами   эти   рисунки   назвали   в   честь   Петра   1,   который многократно   бывал   в   Карелии   и   основал   город   Петрозаводск. Петроглифы относятся к глубокой древности и датируются учеными эпохой палеолита, примерно 25 тысяч лет тому назад.  Древний   человек   изобразил   на   скалах   сцены   охоты   и   рыбной ловли. На скалах  мы видим множество лосей, морских зверей, птиц, рыб, мужчин, женщин, детей, жилища и домашнюю утварь, деревья и многое   другое,   позволяющее   нам   узнать,   чем   занимались   жители Карелии много тысяч лет тому назад.  На   Белом   море   много   реалистичных   сцен   на   морского   зверя, китов,   лосей,   войны   между   группами   людей.   Там   преобладают изображения лодок, людей и рыб.  Ученые   давно   разгадали   смысл   этих   изображений,   с   помощью которых   древний   человек   оставил   нам   рассказы   о   своих   любимых занятиях и подвигах. 35 Задание:         Найдите, какие ошибки допустил турист в сочинении.                            Расшифруй послание. Древний человек, не умея писать, тем  не менее,  постарался с  помощью некоторых деталей рисунков рассказать нам свои истории так, что если мы будем наблюдательными, то сможем расшифровать их  послание. На скалах Залавруги есть удивительная картина, рассказывающая  нам об охоте на лосей. Определите: 1. В какое время года происходит охота? 2. Почему лыжня в сцене охоты местами становится прерывистой? 3. Как древний человек­художник изобразил, что в охоте принимает  участие трое людей, а не один человек постепенно убивает трех  лосей? 4. Что можно сказать о результатах охоты? 36 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Предлагаемые   мной   материалы, предусматривают предварительное   знакомство   с   историческим   памятником   через различные формы: экскурсии, виртуальные путешествия, презентации, уроки   Моя   Карелия     по   теме   «Первые   жители   Карелии»,   а   так   же знакомство с книгой А.Линевского «Листы каменной книги» и другой литературой о петроглифах.    Сценарии   уроков     могут   быть   использованы   для   обобщающих уроков после изучения темы,  отдельные творческие задания  из уроков, кроссворды, викторины и т.д. самостоятельно для проверки знаний на уроках. 37                        Наш край уникальный, он несет в себе пласт первобытной культуры,   изучение   которой   имеет   важное   значение   для   повышения интереса к истории малой родины. «Беломорские петроглифы» экспозиция школьного музея Список использованной литературы: 1.   Жульников,   А.М.   Петроглифы:   образ   мира   и   миры   образов   / Жульников ; Карел. гос. краевед. музей. ­ Петрозаводск : Скандинавия, 2006. ­ 222, [1] с., [4] л. цв. ил. 2. Костин, И. Золотец : стихи и поэма / И. Костин. — Петрозаводск, 1968. — 86 с. 3. Кутьков, Н.П. Моя Карелия. Путешествие по родному краю : кн. для уч­ ся 5­го кл. / Н.П.Кутьков. – Петрозаводск: Фонд творч. инициативы, 2010. ­ С.49 ­51. 38 4.   Линевский,   А.М.   Листы   каменной   книги   :   повесть.   ­   Петрозаводск, Карелия, 1989. ­ 248 с.: ил. 5. Моя Карелия: учеб. для уч­ся 6 кл. / Т.А.Бабакова и др. – Петрозаводск: Фонд творч. инициативы, 2010. ­ С.79­85. 6. На пороге древнего мироздания : музейно­образов. проект: [комплект : в 5 вып. [Вып. 1] : Выставка. Залы 1­2. Материалы для учителя : [в 2 ч.], ч. 1. ­ Петрозаводск : Карел. гос. краевед. музей, 1999. ­ 15 с. 7. Поморское селение Выгостров / сост.Н.П.Тухкина. –Беломорск, 2011. ­ 70 с. 8. Савватеев, Ю.А. Каменная летопись Карелии : петроглифы Онежского озера и Белого моря / Ю.А.Савватеев. – Петрозаводск: Карелия, 1990. ­ 118 с. : ил. 9. Шмидт, Б.А. Бесовы следки : стихотворение / Б.А.Шмидт // Шмидт, Б.А.И   жизнь,   и   слезы,   и   любовь   :   стихи,   поэма   /   Б.А.Шмидт.   ­ Петрозаводск : Карелия, 1972 . ­ С.136­137. 10.   Зайцева,   О.Б.   Роль   краеведческой   работы   в   формировании образовательных   компетенций. //   nsportai.ru./shkoia/kraevedenie/library/2013/15/rol­kraevedcheskoy­raboty­v­ formirovanii­obrazovateinykh   Режим   доступа   https:   ­ 11.  Приоритетный  национальный  проект  «Образование».  –  Режим   доступа  http:// mon.qov.ru/pro/pnpo Оглавление. Введение                                                                                                         3 «О чем рассказывает книга редчайших каменных листов» музейно­ образовательное занятие                                                                               5 «Тропа в прошлое» музейный урок – путешествие                                 11 39 «Листы каменной книги» урок­квн по книге А.Линевского «Листы  каменной книги»                                                                                         15 Краеведческий проект «Петроглифы – письма в будущее»                   20 Поле чудес                                                                                                    24 Звездный час                                                                                                25 Викторина                                                                                                    26 Творческие задания                                                                                     27 Послесловие                                                                                                 34 Список использованной литературы                                                             35

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению

Брошюра "О чем нам камни говорят" из опыта работы по краеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2018