БРЯНСКИЙ КРАЙ
В истории КОСМОНАВТИКИ
И РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ
Важнейшим научно-техническим достижением человечества второй половины ХХ века, а может быть в всего новейшего времени, стали космические полеты. Минуло лишь полвека космической эры, но уже трудно представить наш повседневный быт без «рименения космических технологий. Связь, телевидение, наблюдение за ПОГОдоЙ (а значит и регулярные и более точные ее прогнозы), системы глобального позиционирования, стоящие почти в каждом автомобиле, — все это было бы невозможно без освоения космоса. Дам застежки-«липуджи», непригорающее тефлоновое покрытие на кастрюлях и сковородках, даже детские памперсы — все это досталось нам благодаря космическим технологиям.
Всем известен знаменитый титановый памятный обелиск «Покорителям космоса», взметнувшийся на десятки метров на Проспекте Мира в Москве. Но-почти никто не знает, что на фасаде основания обелиска — сгилобата - начертаны поэтические строки, написанные нашим земляком, родившимся в селе Лопушь Выгоничского района, Николаем Матвеевичем Грибачевым:
«И наши тем награждены усилья, Что, поборов бесправие и тьму,
Своей стране
И веку своему!»
Казалось бы, далеко от Брянска расположены наши ворота в космос - космодромы Байконур, Плесецк, Капустин Яр. Не рядом лежит и знаменитый Звёздный городок с Центром Подготовки Космонавтов. Однако, наша Брянская земля, наши земляки имеют прямое отношение, как к современной космонавтике, так и к становлению этого направления человеческой деятельности, начавшемуся еще с первых ракетных проектов XlX века.
1. Пионеры ракетостроения
С нашей Брянской землёй связано имя пионера ракетной техники, выдающегося русского ученого, генерал-лейтенанта Константина Ивановича Константинова — внебрачного сына Великого князя Константина Павловича (младшего брата императора Александра и французской актри' сы Клары-Анны де Лоран.
Труд К. И. Константинова «О боевых ракетах»
КМ. Константинов сделал немало изобретений в военной сфере, однако основная его деятельность была связана с разработкой и совершенствованием ракет. В 1853—1855 годах Санкт-Петербургский ракетный завод под его руководством изготовил тысячи усовершенствованных Константиновым боевых ракет для нужд Крымской войны. Пока продолжались военные действия, потребность в снабжении войсковых частей ракетами возрастала. Так, в феврале 1854 г. в в Бугский уланский полк, противостоящий турецкой кавалерии, было отправлено две тысячи константиновских ракет. Для их использова ния были сформированы 24 конные команды с пусковыми станками. Это помогло к июлю того же года разгромить втрое превосходящие силы противника.
В состав Черноморских казачьих частей в эту пору были включены шесть конных и столько же пеших ракетных команд. Такие же команды имелись при знаменитых Кавказском и Тенгинском полках, сражавшихся на Кавказе. Поле боевого применения ракет Константинова было обширно: от Ревеля до Плевны и Карса, от Бухары (1868 г.) до Хивы (1871-1881 гг.), от Бухареста до Туркестана, куда в 1871 г. было отправлено полторы тысячи ракет, а спустя два года - более шести тысяч,
В 1856 году Константинов опубликовал труд «Воздухоплавание», где впервые рассмотрел идею применения ракетных двигателей для движеНия и управления аэростатом. В 1860 году он читал курс лекций «О боевых ракетах» в МихайловскоЙ артиллерийской академии. Год спустя его лекции были опубликованы в Париже на французском языке, а в 1864 переведены на русскиЙ. С 1864 года Константинов руководил строительством спроектированного им нового Николаевского ракетного завода. Открыт завод был уже без него: в ночь на 12 января 1871 года Константин Иванович скоропостижно скончался и был похоронен в своем имении, в селе Нивное Мглинского уезда Боевая ракета КМ. Константинова Черниговской губернии (ныне на пусковом станке
- Суражский район Брянской области). На долгое время его имя ушло с переднего края российской науки, было незаслуженно забыто. Даже выдающиеся ученые следующих поколений, работавшие в области ракетной и космической техники, мало знали о трудах Константинова.
рис. 4. Обратная сторона Луны.
Красной стрелкой показан кратер Константинов
В годы Гражданской войны, когда под лозунгами классовой борьбы разоряли дворянские имения и усыпальницы, большевики взломали склеп Константиновых и выбросили останки. Лишь недавно удалось найти его Прах и. после временного нахождения в Воскресенском соборе Брянска, 17 Июля 2012 с почестями перезахоронить на воинском мемориале в Нивном. Русская Православная Церковь возвела неподалеку часовню, посвященную святому покровителю нашего выдающегося земляка — Константину Великому. Ныне именем Константина Ивановича Константинова названы кратер на поверхности Луны, улица в Москве. В соседней Украине, где Константин Иванович строил свой ракетный завод, выпущена посвященная ему почтовая марка.
В 1932 году созданная в Москве Группа по изучению реактивного движения (ГИРД) под руководством ученого-энтузиаста Фридриха Артуровича Цандера организовала курсы по теории реактивного движения. По примеру ленинградцев и москвичей движение за организацию местных ГИРД развернулось в ряде советских городов, среди которых был и наш Брянск. Это дало толчок для разработки оригинальных проектов экспериМентальных ракет. Заметим, что в ГИРД при исследованиях реактивного движения широко использовался прибор, изобретенный уже Известным нам КМ. Константиновым - баллистический маятник. С его помощью Константинов впервые установил конструктивные зависимости движущей силы ракет и закон изменения ее во времени от начала и до конца горения ракетного топлива. Для записи показаний прибора использовалось автоматическое электромагнитное устройство.
К сожалению, деятельность ГИРД, вскоре создавшей первые советские ракеты на жидком топливе, не была по достоинству оценена сталинским режимом. Начальник московской ГИРД С.П. Королёв — будущий Главвый конструктор космической техники - был после пыток и истязаний в застенках НКВД отправлен в концлагерь под Магадан. Однако страшные времена миновали, Сергей Павлович был выпущен из концлагеря и, ознакомившись с трофеями, добытыми советскими войсками на секретной военной базе разгромленного гитлеровского Третьего Рейха - Пенюменде (там делали боевые ракеты ФАУ-2), с энтузиазмом принялся за создание ракетной техники для защиты страны и, конечно, для покорения космоса. В команде высококлассных специалистов, собранных Главным Конструктором оказались и наши земляки.
2. Брянчане — создатели ракетно-космической техники
Одним из тех, кто в уже первые послевоенные годы оказался в коМанде Сергея Павловича Королева, стал брянчанин по рождению АнатолиЙ Викторович Брыков — довоенный студент Брянского института транспортного машиностроения (ныне БГТУ), уже после войны окончивший Московский механический инженерно-физический институт.
А.В. Брыкав
— 30.11.2007) - ветеран Великой Отечественной воЙны, лауреат Ленинской премии, Доктор технических наук, профессор, акаДелик АкаДемии космонавтики им. К.Э. Циолковского, заслуженный Деятель науки и техники - выдающийся неный-баллистик, ПаствовавшиЙ в разработке советской ракетно•косличестой техники.
Работал в секретном Научно-исследовательском институте № 4, пройдя путь от младшего научного сотрудника До начальника лаборатории и ведущего научного сотрудника.
Основным занятием была баллистика - наука о движении снарядов, ракет и космических аппаратов. Особо важной работой стали расчеты траекторий косми-
ческих аппаратов, отправлявшихся к Луне - от «Луны-1» (первой в истории искусственной планеты),
Космический зонд «Луна 9» на советской почтовой марке
«Луны-2», впервые достигшей поверхности нашего спутника и «Луны-9», совершившей первую в истории мягкую посадку на поверхность Луны, до готовившихся в конце 1960-х — Начале 1970-х годов советских пилотируемых полетов к нашей небесной соседке. По рассчитанным им траекториям успешно достигли Луны и два отечественных «Лунохода», а также несколько раз был доставлен на Землю роботами лунный грунт, За эту работу наш земляк был награжден орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени. Кроме лунной программы Анатолий Викторович занимался расчетами траекторий полета космических аппаратов к Марсу и Венере. Он создал свою научную школу, подготовив 21 кандидата наук. Опубликовал более 250 научных работ, в том числе 22 авторских свидетельства на изобретения, пять монографий.
Создателем и заместителем Начальника Координационно-вычислительного центра (ныне - Центра Управления космическими полётами, расположенного в г. Королёв, Московской области) стал наш земляк - Валерий Дмитриевич Сороколетов, родившийся в семье токаря Брянского машиностроительного завода.
В.Д. Сороколетов
ВалериЙ Дмитриевич Сороколетов (09.11.1937— 10.05.2003) — создатель поДмосковного Центра
Управления космическими полетали, лауреат Государственной премии СССР, награждён орденом Трудового Красного Знамени, канДиДат технических наук (с 1974 г.), автор более 25 научных трудов, нескольких авторских свидетельств и патентов на изобретения.
Космический корабль «Зонд».
На таких корабтях советские космонавты планировали Достичь Луны.
Несктиько полетов «Зонды» совершили только в беспилотнаи варианте.
Центр управления космическими полётами.
В центре слева — ВЛ. Сорокилетов
В 1961 году он окончил Московское Высшее техническое училище имени Баумана, с 1960-го по 1965 годы работал в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва, занимаясь проектированием и лётными испытаниями телеметрических систем космических аппаратов. После смерти СЛ. Королёва трудился Сороколетов в Научно-исследовательском институте Машиностроения. Там он участвовал в проведении обработки телеметрической информации, поступавшей с автоматических межпланетных станций сеРИЙ «Луна», «Венера». космических кораблей типа «Зонд», самоходного аппарата «Луноход-1» и других.
Окончил В 1959 гощу Брянский институт транспортного машиностроения (ныне БГТУ), Сергей Александрович Аверкин (р. 21.10.1934), ставший конструктором специальной железнодорожной техники для транспортировки ракетно-космических изделий. Это платформы, установщики, вагоны для перевозки ракет и их составных частей и блоков по магистралям, и кислорододобывающие поезда-заводы, и агрегаты для заправки ракет, и поезда для обслуживания космодромов. Принимал он со своим конструкторским бюро участие И в работах над знаменитым боевым железнодорожным ракетным комплексом Б)КРК «Молодец». За заслуги перед Родиной награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Железнодорожная транспортировка на стартовую площадку тяжелой ракеты-носителя «Прогон»
Боевой железнодорожный стратегический ракетный комплекс «Молодец»
Выдающийся конструктор аэрокосмической техники Наум Семенович Черняков родился в посаде Климов Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне - город Климово Брянской области).
Наум Семёнович Черняков (1915—1998) - выДающийся советский конструктор авиационной и кослическои техники, кавалер орДена Ленина, профессор, Доктор технических наук.
После окончания Московского авиационного института с 1939 года он работал в ОКБ-301 (Конструкторское бюро СА. Лавочкина), затем — заместителем генерального конструктора академика В. Челомея и в конструкторском бюро П. Сухого. В 1940-х годах участвовал в конструировании истребителей Ла-9 и Ла-11„ На несколько лет был отлучен от любимого дела органами НКВД, объявившими молодого талантливого инженера «врагом народа». Однако даже в это время он не сидел без дела вместо любимых самолетов он смог спроектировать первый в СССР цель-
14д. «
нометаллический троллейбус. Который вышел на линии страны в 1946 году. В начале 1950-х Наум Семенович стал одним из главных конструкторов первой в Советском Союзе управляемой ракеты класса «Земля—воздух» для системы противовоздушной обороны Москвы (С-25). В 1950—60-х Черняков руководил созданием сверхзвуковых крылатых ракет, в том числе первой в мире ракеты класса «Земля — земля» стратегического назначения (системы «Буря»), способной донести боевой заряд в 2,35 тонны до территории США. При подходе к цели ракета должна была совершить противозенитныЙ маневр, подняться на высоту 25 километров и оттуда резко спикировать на цель.
Крылатая ракета «Буря»
Среди наиболее важных и сложных технических проблем, решённых Черняковым, можно отметить создание для «Бури» сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя и астронавигационной системы, Кроме того, На этой ракете впервые нашёл применение новый тогда для советского ракетостроения материал - титан. Гриф «Совершенно секретно» с многих его работ до сих пор не снят.
Всегда [Читалось, что самые быстрые самолеты — это истребители, способные обогнать звук дважды. В 1972 году в СССР была построена машина, за которой не могли угнаться истребители: она обгоняла звук в 3 раза! Его называли «Изделие 100» Или Т-4. Черняков, даже лежа в больнице после инфаркта, продолжал работу над новым проектом. Единственный уцелевший экземпляр «Сотки» стоит сегодня у Центрального музея ВВС в Монино, поражая посетителей совершенством форм и необычным космическим обликом.
и уничтожения обнаруженных наземных целей. Первый полёт совершил в 1991 году. Ныне «Коршун» совершенствуется уже новым поколением конструкторов.
Беспилотный летательный аппарат «Коршун»
уроженец города Стародуба — инженер-полковник, доктор технических наук Рувим Евелевич Соркин — один из пионеров в создании отечественных баллистических ракет с твердотопливным двигателем. Преимущество твердотопливных ракет в военной сфере очевидно: их не нужно заправлять непосредственно перед стартом, а значит, они постоянно находятся практически в полной боевой готовности. Начинал РЕ. Соркин, однако, с артиллерии.
С 1932 года он 10 лет служил в Артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления и участвовал в разработке и испытаниях пушек для легендарного танка Т-34. Именно по предложению Соркина был сконструирован газодинамический дульный тормоз, исключавший опрокидывание танка при выстреле. С 1942 г. в НИИ ракетной техники он занимается разработкой новых образцов артиллерийского вооружения и теоретическими исследованиями по внешней баллистике ракет. В 19431944 гг. Соркин занимается исследованием работы советского и немецкого ракетного вооружения (в том числе знаменитых «Катюши» ФАУ-2). Тут нелишним будет вспомнить, что сняряды для «Катюш» сразу после освобождения Брянской земли от нацистов стали производить на Брянском химическом заводе, расположенном в пригороде, в г, Сельцо.
Рувим квелевич Соркин (09.01.1910- 30.05.1983) — отечественныи »щёный-ракетостроитель, заслуженный Деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Доктор технических наук, профессор, инженер-полковник.
С 1947 г. Соркин работает заместителем директора по научной работе секретного военного НИИ-1 (ныне это Московский институт теплотехники). Однако впадавшая в паранойю сталинская диктатура объявила «борьбу с безродным космополитизмом» и ученого вместе с тремя его коллесами отправляют в ссылку на Урал. Из четверых к моменту, когда Советская власть дала возможность вернуться к научной работе на благо страмы, из них остался в живых только Рувим Евлевич. РЕ. Соркину было 47 лет, когда коллеги между собой стали называть его «Дедом» за мудрость, уверенность, знание дела, надежность. К нему шли за советом и по работе, и по любому другому вопросу, и даже личному. его любили, ему доверяли и уважали. «Надо спросить у Деда, а что скажет Дед посоветуемся с Дедом» — такие фразы звучали не раз и не два.
С 1956 года он возглавляет расчетно-теоретический отдел ОКБ-9 в Свердловске (ныне — Екатеринбург). где ведет исследования по обоснованию разработок и применения твёрдых ракетных топлив в двигательных установках баллистических ракет. Там под его руководством создается ракетный двигатель для боевого тактического комплекса «Онега».
Комплекс — его «мирная» модификация - по сей день известна как метеорологическая и геофизическая ракета МР-12, которая используется для исследований верхних слоев атмосферы (высота подъема — 180 км).
В дальнейшем Е.Р. Соркин, уже получивший докторскую ученую степень, участвовал в разработке тактических ракет экспериментальной твердотопливной РТ-1, а также тактических комплексов «Луна», «Темп-С», «Точка» (пусковые установки для последней делались на Брянском автомобильном заводе) и баллистических ракет средней дальности «Темп-2С» и «Пионер». Последние ракеты послужили прообразом современной ракеты «Тополь», стоящей на страже безопасности России еще с 1980-х годов и способной работать не только как носитель термоядерных боеголовок, но и в области космонавтики.
Головные части геофизических ракет МР-12
В ракетный щит страны входят не только подводные ракетоносцы и баллистические ракеты наземного базирования, но и система противоракетной обороны и контроля космического пространства. Одним из её создателей стал наш земляк, в равной степени связанныи с производством, наукои и с государственной деятельностью — доктор экономических наук, профессор Николай Васильевич Михайлов, родившийся в 1937 году в Севске и там же закончивший школу. Завершив в 1961 г. учебу в МВТУ им. Баумана,
Н.В. Михайлов |
он участвовал в создании, испытаниях и производ- |
— лауреат Государ- |
стве оборонной техники. Н.В.Михайлов в 1986—1996 |
овенных премий |
гг. возглавлял корпорацию «Вымпел», затем два года |
СССР „ РФ |
работал заместителем секретаря Совета Безопасно- |
сти России. после чего до 2001 года занимал пост первого заместителя министра обороны РФ. Будучи патриотом малой родины, он многое сделал для восстановления архитектурных памятников Севска.
комплекс “Ј1уна“ комплекс “Теми-С“
баллистическая ракета “Темп-С2“
Уак•етиые комплексы, в разработке которых принимал уастне РЕ. Соркин
Наконец нельзя не вспомнить о вкладе в отечественное ракетостроение и космонавтику династии Луговых, родом из слободы Ардонь неподалеку от города Клинцы. Епифан Луговой были еще в МХ веке каретных дел мастером, поставлявшим свою продукцию двору государя-имлератора, его сын Фома Епифанович служил матросом на крейсере «Россия», участвуя в русско-японской кампании. Внук же, Петр Фомич Луговой, после того как прошел горнило Великой Отечественной войны, стал инженером, участником разработок зенитного оружия. С появлением реактивной авиации и термоядерных зарядов это были уже не пушки, а ракетная техника.
П.Ф. Луговой
Петр Фомич Луговой (1917—1995) — ветеран Великой Отечественной войны, руковоДитель конструкторского бюро, участвовавшего в разработке зенитно-ракетных комплексов «Круг» и С-3ОО, кавалер орДенов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.
Зенитно-ракетный комплекс «Круг»
Первой такой разработкой с его участием в качестве начальника конструкторского отдела в ОКБ известного ракетчика и создателя артиллерии Л.В. Люльева стал зенитно-ракетный комплекс «Круг» (2П24), оснащенный двумя двухступенчатыми ракетами ЗМВ, способными поражать цели на высоте до 24 км при удалении 50 км. В начале 1960-х годов это было новое слово в военной технике.
Зенитно-ракегнаи система С-300, в разработке которой участвовали П.Ф. .Луј»воЙ и В.П. Луговой
родившийся в городе Дятьково и переживший в Детстве страшные годы нацистской оккупации академик, профессор и генеральный конструктор конструкторского бюро «Мотор» Александр Васильевич Титов также по рощ деятельности напрямую связан с космонавтикой. Он участвовал в российских и международных программах «Союз», «Союз-Аполлон», «Энергия-Буран», «Мир», «Глобастар», за что удостоен званий.
А.В. Титов
АлексанДр Васильевич Титов (р. 1938) - акаДемик Двух акаДелшй, профессор, заслуженный Деятель науки РФ, заслуженный испытатель Байконура, заслуженный создатель ракетно•кослической техники, генеральный конструктор КБ «Мотор», автор 240 научных труДов. НагражДен орденом Трудового Красного Знамени.
После окончания с серебряной медалью Дятьковской средней школы в 1955 году Александр поступил в Минский политехнический институт. Окончив его с отличием, работал в СКБ Минского автозавода, которое создавало тяжелые ракетовозы. Затем перешел в созданное в Москве конструкторского бюро «Мотор». Его коллектив решал задачи по созданик) транспортно-технологических агрегатов и оборудования для предстартовой подготовки и испытаний ракетно-космической техники, Так, в «Моторе» удалось создать новый тип транспортного средства повышенной проходимости. За 40 лет работы в КБ «Мотор» А.В. Титов прошел все ступени служебной лестницы: от инженера-конструктора до Генерального конструктора. При непосредственном участии Титова разработано и внедрено более 500 различных агрегатов и комплексов технологического оборудования.
Моњгажно-испытательный корпус в Байконуре с оборудованием, созданным в КБ «Мотор» под руководством А.В. Титова
В настоящее время приоритетным направлением в работе А.В. Титова и его КБ «Мотор» является участие в создании ракет «Ангара», разработка систем установки этих перспективных российских ракет. Представителем «Мотора» на космодроме Байконур трудится выпускник Любохонской средней школы Николай Михайлович Жилин.
уходят к звездам ракеты с Байконура. Немалое число брянчан служили в разное время в космической гавани. А брянчанин Федор Яковлевич Митькин, полковник в отставке, был одним из тех, кто закладывал космодром. Двадцать семь лет он посвятил космодрому, прошел по ступеням службы от командира взвода до начальника управления. Вместе с ним на Байконуре в разное время проходили службу Александр Сирченко, Петр Желудков, Александр Володин из Брянска, Владимир Соболь из Погарского района, Василий Чирков из Севского, трубчанин Александр Ковалевский — ныне заслуженный артист России. Трудились на Байконуре и полковник Владимир Викторович Дремуков, выпускник Брянского строительного техникума, снабжал байконурцев Продовольствием подполковник Олег Иванович Агейченков - выпускник Хотылевского сельскохозяйственного удилища.
Старт ракеты «Союз»
3. Космонавты на Брянской земле
С космонавтами брянчан связывает давняя и прочная дружба. Нашу Брянскую землю посещали в разное время космонавты Г, Титов, В, Терешкова, А. Леонов, В. Жолобов, В. Лебедев, Г. Сарафанов, Л. Дёмин, В. Соловьев, В. Горбатко А. Викторенко, В. Циблиев, Ю. Гидзенко, фам Туан и другие.
Летчики-космонавты заложили в Брянске аллею, собственноручно посадив на бульваре Гагарина 39 саженцев каштанов. Теперь в городе есть «Аллея Космонавтов».
Немалое содействие они оказали и открытию в Брянске одного из первых в России Центра космических услуг (ЦКУ). Его основные функЦиИ — спутниковая навигация и мониторинг, то есть наблюдение из космоса, например, за состоянием природной среды или за чрезвычайными ситуациями. Может он помочь и, к примеру, при поиске потенциального места под строительство крупного промышленного объекта. На основании спутниковых данных Центр может создавать многослойные интерактивные карты.
Космонавты в Брянске с работниками Брянского планетария
А начало дружбы брянчан с покорителями космоса положил сам первый Космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин, который приезжал в нашу область 25 мая 1966 года как кандидат в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР По Смоленскому избирательному округу для встречи с избирателями. Улица, протянувшаяся от Набережной через сквер Карла Маркса и площадь Ленина до стадиона «Динамо» и парка имени АЖ. Толстого, не случайно была названа именем первого космонавта. Вот как описывает митинг в сквере Карла Маркса один из корреспондентов: «Ю.А. Гагарин въезжает на площадь на открытой машине. Участники митинга в едином порыве встают, приветствуя первого космонавта, приехавшего в Брянск». У входа на стадион «Динамо» есть памятная доска, установленная в память о приезде Гагарина. Он присутствовал на футбольном матче на первенство Брянска между командами «Динамо» и «Десна». В перерыве между таймами состоялась легкоатлетическая эстаФета. Её победителям Гагарин лично вручил призы.
ЮЛ. Гагарин в городе Дятьково
Речь Ю. А. Гагарина в школе в Клинцах:
— Дорогие ребята! Какие вы все приятные, симпатичные, организованные. Спасибо вам за теплую встречу, за ваши замечательные Дела. Главное, к челу вы Должны стремиться, это быть полезныли РоДине. А Для этого надо учиться. Кем бы вы ни были в буДущем — космонавтами, летчиками, рабочими, колхозниками — везде нужны знания Их вы можете получить в школе. Тот, кто плохо учится, будет потом жалеть. Вал будет стывно за потерянное время. Двоечник — это бракодел, а среди нас не должно быть бракоделов. Дорогие ребята! Вы зачислили меня в свою школу. ДаваЙте договоримся, что среди вас не будет двоечников, все вы буДете хорошо учиться. Я хочу, чтобы, все вы были грамотными, организованными, жизнерадостныли, и сильными, занимались спортом и помогали старшим.
В картинной галерее ЮдЙновского краеведческого музея (Погарский район) выставлен уникальный портрет ЮЛ. Гагарина — единственный, на писанный при его жизни, причем не по фотографии, а с натуры. Космонавт по просьбе художника Андрея Плотнова нашел несколько часов для того, чтобы тот запечатлел его черты кистью на холсте. Полностью завершил свою работу художник уже в 1974 году.
Единственный прижизненный художественный портрет Юрия Гагарина.
(художник Андрей Плотнов, Юдиновская картинная гатерея.
Погарский район Брянской обмастн),
Среди тех, кто слушал выступление Юрия Гагарина в Брянске, был и 14-летний школьник по имени Витя. Тогда зародилась у него мечта о небе. Прошли годы, и Витя стал единственным российским космонавтом, совершившим четыре длительных космических экспедиции. Это - Герой Советского Союза полковник Виктор Михайлович Афанасьев, родившийся в 1948 г. в Брянске и учившиЙся в брянских школах № В и № 9, а затем ставший военным летчиком-испытателем, освоившим 40 типов самолётов. В 1985 году он был зачислен в отряд космонавтов. Там первоначально В.М. Афа-
насьев проходил подготовку по программе испы- |
Летчик-космонавт |
таний первого советского многоразового косми- |
В.М. Афанасьев |
ческого корабля «Буран».
«Буран» был нашим ответом американскому «Шатглу», он успел совершить один полет в полностью автоматическом режиме, сразу показав свое техническое превосходство («Шатглы» не могли летать в беспилотном варианте). Однако вскоре проект «Энергия — Буран» был закрыт из-за его нерентабельности (вывод килограмма полезной нагрузки на орбиту в грузовом отсеке «Бурана», несмотря на многоразовость, оказался дороже традиционного ракетного варианта) и нехватки бюджетных средств у разрушающейся советской экономики. Мечта о полете на космическом самолете не сбылась. Но космос звал нашего земляка,
Пройдя необходимую переподготовку, Виктор Михайлович совершил четыре длительные космические экспедиции в 1990, 1994, 1999 и 2001 годах на кораблях класса «Союз-ТМ» на орбитальную станцию «Мир» и Международную Космическую Станцию (1,SS). В общей сложности В.М. Афанасьев провел в космосе рекордный срок - 555 суток 18 часов 34 минуты 25 секунд, совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 38 часов 33 минуты. В экипажах под командованием Афанасьева с непреложным позывным «Дербент» участвовали космонавты не только из России, но и из Японии (Тосиро Акияма), Словакии (Иван Белла) и Франции — первая французская женщина-космонавт
Клоди Энерье и ее супруг Жан-Пьер Многоразовый космический
Энерье. корабль «Буран»
Космический корабль «Союз-ТМ»
Орбитальная станция «Мир»
В.М. Афанасьев регулярно приезжает в родной город, курирует совместно с Брянским планетарием региональные туры Всероссийской детско-юношеской олимпиады «Созвездие», часто встречается со школьниками, работниками культуры, науки и образования. Он член организации «Брянское землячество». В 1991 году Афанасьеву было присвоено звание «Почетный гражданин города Брянска».
Эмблемы космических экспедиций иод руководством В.М. Афанасьева
Не за горами тот день, когда брянцы могут услышать о новом полете земляка в космос. Андрей Николаевич Бабкин (р. 29.04.1969) — наш земляк, выпускник седьмой школы г. Брянска (ныне - Гимназия №7) 26 апреля
2010 года решением Межведомегвенной комиссии был зачислен в отряд космонавтов «Энергия» (17-й набор). Андрей Бабкин родился 21 апреля 1969 года в городе Брянск. Он окончил Брянский институт транспортного машиностроения (ныне БГТУ), а затем Московский авиационный институг имени С. Орджоникидзе. В настоящее время работает ведущим научным сотрудником ракетно-космического комплекса «Энергия», кандидат технических наук, имеет более 40 публикаций. С З августа 2012 года после прохождения курса подготовки он получил статус космонавта-испытателя.
Семнадцатый набор отряда космонавтов имеет свою эмблему, которую придумали Андрей Бабкин и его товарищ по отряду Сергей КудьСверчков. Как объясняют сами авторы, ее образное ядро представляет сплав двух разнородных сред: воздушной, окружающей Землю, и космической. Граница их соприкосновения выполнена в виде флага России. 30лотистый знак интеграла в центре - символ единого отряда космонавтов — композиционно связывает левую сторону эмблемы, содержащую элементы подготовки космонавтов, и правую, воплощающую космический полет.
Спиральная структура этого центрального элемента визуализирует идею Накопления суммы знаний и навыков, необходимых для реализации последовательных циклов — от подготовки экипажа до космического полета.
Ферма переходного отсека корабля «Союз» выполнена в виде цифр «15» и «17». Эти цифры подчеркивают, что набор 2010 года является 15-м для Центра подготовки космонавтов и 17-м для ракетно-космической корпорации «Энергия». Бортовой номер учебно-тренировочного самолета выбран в честь 50-летнего юбилея первого набора космонавтов 1960 года. Цвета парашюта аналогичны цветам купола основной парашютнои системы спускаемого аппарата, символизируя благолощчное возвращение экипажей на Землю. Луна, Марс и астероиды олицетворяют перспективные цели пилотируемой космонавтики. Созвездие в виде открытой книги или ноутбука отображает обучение кандидатов в космонавты. Девиз, помещенный на эмблеме, переводится с латыни как «Сила в единстве» и воплощает количество, переходящее в качество.
Эмблема 17 набора российского отряда космонавтов
Скоро в Брянской области - в поселке Сеща — появится авиационно-космический кадетский корпус, который будет носить имя первого в истории человечества вышедшего в открытый космос лётчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова — дважды Героя Советского Союза. Это значит, что кадры для освоения Вселенной мы будем начинать готовить уже здесь. Может в будущем кто-нибудь Из Нас, обладая хорошим здоровьем, воспитывая в себе волю, характер, проявляя настойчивость в приобретении знаний, сможет продолжить брянские орбиты в космосе,
4. Планетарии Брянщины
Чтобы успешно покорять космос, нужно обогатить себя знаниями об окружающем мире и Вселенной. В последние десятилетия, когда из большинства общеобразовательных школ исчез курс астрономии, удовлетворить любознательность в области космоса и его исследований могут учреждения, которые называются «планетарии».
Планетарий — научно-просветительное учреждение, в котором посетителям демонстрируется небесная сфера со звездами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; также солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, Марса, Венеры и климатических поясов Земного шара, полярные сияния, утренние и вечерние зори. Демонстрация выполняется с помощью специального прибора, называющегося так же — «Планетарий». Обычно демонстрация сопровождается лекциями ло астрономии, космонавтике и наукам о Земле. Первый в мире планетарий был построен в Мюнхене в 1925 году. В нашей стране первый планетарий был открыт в Москве 5 ноября 1929 года.
В данныЙ момент в мире существует несколько тысяч планетариев, 33 из них находятся в российских городах, в том числе целых два располагаются на территории Брянской области,
У истоков создания Брянского планетария стоял энтузиаст Андрей Федорович Митрофанов. Брянский планетарий был открыт осенью 1977 года. Поначалу он размещался в историческом центре города на Покровской горе в здании Горне-Никольской церкви. Сюда с удовольствием шли дети, приводили своих мам и пап, бабушек и дедушек. В 1990-х годах храмовое здание было возвращено Православной церкви, просветительское учреждение было изгнано оттуда и нашло приют в Дворце культуры имени К).А. Гагарина в Володарском районе Брянска, где планетарий возобновил работу в 1999 году. В звездном зале планетария под 10метровым куполом-зкраном устаНовлен аппарат «Малый Цейс» немецкой фирмы «Carl Zeiss јепа», который демонстрирует искусственное звездное небо со всеми основными созвездиями Северного полушария. В арсенале планетария разнообразные формы работы: лекции-сеансы, видео-, Аппарат «Планетарий» научно-познавательные, развлефирмы «Цейс» кательные программы, устные
журналы, мастер-классы, ролевые сказки, мультимедийные программы и, конечно же, наблюдения в телескоп. Часто здесь проходят встречи космонавтов, работников космической отрасли. ученых со школьниками, студентами, жителями Брянска и области.
Кроме звездного зала в Брянском планетарии имеется и выставочныЙ зал истории космонавтики. Посетители с неизменным интересом останавливаются возле витрин, где экспонируются фотодокументы, одежда, питание космонавтов, макеты космических аппаратов и детали подлинных космических корабоей, марки, значки. Экспозиция зала постоянно пополняется новыми материалами, многие из которых были подарены летчиком-космонавтом, Почетным гражданином города Брянска В.М. Афанасьевым. Приводит в восторг посетителей зала и уникальный экспонат: осколок Сихоте-Алиньского железо-никелевого метеорита.
Поддерживают планетарий и жители Брянска: так, например, предприниматель Михаил Хесин подарил планетарию новый телескоп. один из авторов этого пособия — часть личной библиотеки, посвященную астроно-
мии и космонавтике.
Брянская область уникальна тем, что один из планетариев здесь расположен не в областном центре, а в небольшом районном городе Трубчевск. В 70-е годы ХХ века, когда Трубчевск готовился праздновать свое 1000-летие, трубчане обратились к своему земляку, славшему директором московского планетария Константину Алексеевичу Порцевскому (9.09.1922 - 26.03.2011) - члену комиссии по астрономии при ученом совете Министерства просвещения СССР, члену комиссии по учебной астрономии в Между народном астрономическом союзе. Константин Алексеевич, как блестящий лектор, виртуозно умел использовать технические возможности планетария. Он на-
писал много книг и статей. Благодаря его стараниям Трубчевску удалось получить уникальное
Одежда космонавта О. Котова с орбитальной станции «Мир» — комбинезон, куртка и специальный охлаждающии костюм для работы в скафандре. Музей
Брянского планетария
Сотрудник ракетно-космической корпорации «Энергия»
Сергей Николаевич Санбуров — правнук К.Э. Циолковского — частый гость в Брянском планетарии
оборудование немецкой фирмы «Цейс». Почти 20 лет строилось здание Трубчевского планетария, и наконец 5 июля 1994 года он распахнул двери перед лервыми посетителями. Диаметр купола звездного зала составляет 9 м, зал рассчитан на 80 мест. Специальные эффекты, демонстрируемые в звездном зале, созданы руками инженеров планетария: это и панорамы Трубчевска, Марса, Луны; гроза со вспышками молнии, солнечные затмения, трансфокатор, создающий иллюзию полета в косМос, полярные сияния, метеорный дождь, радуга. За годы существоваНия Трубчевский планетарий посе-
тили свышеВ0 тыс. Человек - местных жителей, гостей города, в том числе из дальнего и ближнего зарубежья.
Здание Трубчевского планетария
КА. Порцевский, трубчанин, директор Московского планетария
вопросы И ЗАДАНИЯ :
1. Где погребен прах одного из пионеров ракетной техники Константина Константинова?
2. Кто из наших земляков участвовал в обработке информации, поступающей с борга «Лунохода -
4. Назовите брянчан, маствовавших в разработке отечественного ракетно-ядерного щита.
5. Назовите космонавтов, посещавших Брянск и Брянскую областы
6. Сколько времени провел суммарно в космических экспедициях наш земляк В.М, Афанасьев?
7, На каких орбитальных станциях вел исследования космонавт В.М. Афанасьев?
8. Сколько планетариев расположено на территории Брянской области?
Посетите лекцию в планетарии.
БЕК
Дб8
Авторы.состАВИТЕЛИ:
Доктор исторических наук, профессор Алферова И. В. доктор исторических наук, профессор Блохин В. О кандидат исторических наук, Доцент Поляков Г П. кандидат исторических наук, Доцент Чубур А. А.
Дб8 Д о ПОЛНИТ•ельные материалы кр:ебному пособию «История Брянского края» Под общей ред. В. Ф, Блохина, - Брянск: «Курсив», 2013. - 232 с.
lSBN 978-5-89592-256-9
Пособие содержит дополнительные материалы к уп•ебному курсу «История Ерян• края», израемому н 8 и 9 классах общеобразовательных учреждений (организа• ций) Брянской области. Адресовано учителям-краеведам, методистам, учащимся, учасгвующим в выполнении проектных заданий.
63.3(2р-4БрВ73
Кол, авторов, 201 З. ISBN 978-5,89592-256-9Издательство «Курсив», 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.