Брянский край в истории космонавтики
Оценка 4.7

Брянский край в истории космонавтики

Оценка 4.7
Книги
pdf
Междисциплинарный 4
10 кл—11 кл +1
07.05.2018
Брянский край в истории космонавтики
Написанный мною раздел учебного пособия по истории Брянского края, посвященный вкладу уроженцев Брянского края в становление и развитие ракетостроения и космонавтики в России. Материал богато иллюстрирован, может быть полезен и интересен как для учителей, так и для учащихся средней школы.скан раздела учебного пособия
Bryanspace.pdf

БРЯНСКИЙ КРАЙ

В истории КОСМОНАВТИКИ

И РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ

Важнейшим научно-техническим достижением человечества второй половины ХХ века, а может быть в всего новейшего времени, стали космические полеты. Минуло лишь полвека космической эры, но уже трудно представить наш повседневный быт без «рименения космических технологий. Связь, телевидение, наблюдение за ПОГОдоЙ (а значит и регулярные и более точные ее прогнозы), системы глобального позиционирования, стоящие почти в каждом автомобиле, — все это было бы невозможно без освоения космоса. Дам застежки-«липуджи», непригорающее тефлоновое покрытие на кастрюлях и сковородках, даже детские памперсы — все это досталось нам благодаря космическим технологиям.

 Всем известен знаменитый титановый памятный обелиск «Покорителям космоса», взметнувшийся на десятки метров на Проспекте Мира в Москве. Но-почти никто не знает, что на фасаде основания обелиска — сгилобата - начертаны поэтические строки, написанные нашим земляком, родившимся в селе Лопушь Выгоничского района, Николаем Матвеевичем Грибачевым:

«И наши тем награждены усилья, Что, поборов бесправие и тьму,

Мы отковали пламенные крылья

Своей стране

 И веку своему!»

 Казалось бы, далеко от Брянска расположены наши ворота в космос - космодромы Байконур, Плесецк, Капустин Яр. Не рядом лежит и знаменитый Звёздный городок с Центром Подготовки Космонавтов. Однако, наша Брянская земля, наши земляки имеют прямое отношение, как к современной космонавтике, так и к становлению этого направления человеческой деятельности, начавшемуся еще с первых ракетных проектов XlX века.

 1. Пионеры ракетостроения

С нашей Брянской землёй связано имя пионера ракетной техники, выдающегося русского ученого, генерал-лейтенанта Константина Ивановича Константинова — внебрачного сына Великого князя Константина Павловича (младшего брата императора Александра и французской актри' сы Клары-Анны де Лоран.


Труд К. И. Константинова «О боевых ракетах»

КМ. Константинов сделал немало изобретений в военной сфере, однако основная его деятельность была связана с разработкой и совершенствованием ракет. В 1853—1855 годах Санкт-Петербургский ракетный завод под его руководством изготовил тысячи усовершенствованных Константиновым боевых ракет для нужд Крымской войны. Пока продолжались военные действия, потребность в снабжении войсковых частей ракетами возрастала. Так, в феврале 1854 г. в в Бугский уланский полк, противостоящий турецкой кавалерии, было отправлено две тысячи константиновских ракет. Для их использова ния были сформированы 24 конные команды с пусковыми станками. Это помогло к июлю того же года разгромить втрое превосходящие силы противника.


В состав Черноморских казачьих частей в эту пору были включены шесть конных и столько же пеших ракетных команд. Такие же команды имелись при знаменитых Кавказском и Тенгинском полках, сражавшихся на Кавказе. Поле боевого применения ракет Константинова было обширно: от Ревеля до Плевны и Карса, от Бухары (1868 г.) до Хивы (1871-1881 гг.), от Бухареста до Туркестана, куда в 1871 г. было отправлено полторы тысячи ракет, а спустя два года - более шести тысяч,

В 1856 году Константинов опубликовал труд «Воздухоплавание», где впервые рассмотрел идею применения ракетных двигателей для движеНия и управления аэростатом. В 1860 году он читал курс лекций «О боевых ракетах» в МихайловскоЙ артиллерийской академии. Год спустя его лекции были опубликованы в Париже на французском языке, а в 1864 переведены на русскиЙ. С 1864 года Константинов руководил строительством спроектированного им нового Николаевского ракетного завода. Открыт завод был уже без него: в ночь на 12 января 1871 года Константин Иванович скоропостижно скончался и был похоронен в своем имении, в селе Нивное Мглинского уезда Боевая ракета КМ. Константинова Черниговской губернии (ныне на пусковом станке


- Суражский район Брянской области). На долгое время его имя ушло с переднего края российской науки, было незаслуженно забыто. Даже выдающиеся ученые следующих поколений, работавшие в области ракетной и космической техники, мало знали о трудах Константинова.

рис. 4. Обратная сторона Луны.

Красной стрелкой показан кратер Константинов

В годы Гражданской войны, когда под лозунгами классовой борьбы разоряли дворянские имения и усыпальницы, большевики взломали склеп Константиновых и выбросили останки. Лишь недавно удалось найти его Прах и. после временного нахождения в Воскресенском соборе Брянска, 17 Июля 2012 с почестями перезахоронить на воинском мемориале в Нивном. Русская Православная Церковь возвела неподалеку часовню, посвященную святому покровителю нашего выдающегося земляка — Константину Великому. Ныне именем Константина Ивановича Константинова названы кратер на поверхности Луны, улица в Москве. В соседней Украине, где Константин Иванович строил свой ракетный завод, выпущена посвященная ему почтовая марка.

В 1932 году созданная в Москве Группа по изучению реактивного движения (ГИРД) под руководством ученого-энтузиаста Фридриха Артуровича Цандера организовала курсы по теории реактивного движения. По примеру ленинградцев и москвичей движение за организацию местных ГИРД развернулось в ряде советских городов, среди которых был и наш Брянск. Это дало толчок для разработки оригинальных проектов экспериМентальных ракет. Заметим, что в ГИРД при исследованиях реактивного движения широко использовался прибор, изобретенный уже Известным нам КМ. Константиновым - баллистический маятник. С его помощью Константинов впервые установил конструктивные зависимости движущей силы ракет и закон изменения ее во времени от начала и до конца горения ракетного топлива. Для записи показаний прибора использовалось автоматическое электромагнитное устройство.

К сожалению, деятельность ГИРД, вскоре создавшей первые советские ракеты на жидком топливе, не была по достоинству оценена сталинским режимом. Начальник московской ГИРД С.П. Королёв — будущий Главвый конструктор космической техники - был после пыток и истязаний в застенках НКВД отправлен в концлагерь под Магадан. Однако страшные времена миновали, Сергей Павлович был выпущен из концлагеря и, ознакомившись с трофеями, добытыми советскими войсками на секретной военной базе разгромленного гитлеровского Третьего Рейха - Пенюменде (там делали боевые ракеты ФАУ-2), с энтузиазмом принялся за создание ракетной техники для защиты страны и, конечно, для покорения космоса. В команде высококлассных специалистов, собранных Главным Конструктором оказались и наши земляки.

2. Брянчане — создатели ракетно-космической техники

Одним из тех, кто в уже первые послевоенные годы оказался в коМанде Сергея Павловича Королева, стал брянчанин по рождению АнатолиЙ Викторович Брыков — довоенный студент Брянского института транспортного машиностроения (ныне БГТУ), уже после войны окончивший Московский механический инженерно-физический институт.

А.В. Брыкав

Анатолий Викторович Брыкав (16.07.1921 Брянск

— 30.11.2007) - ветеран Великой Отечественной воЙны, лауреат Ленинской премии, Доктор технических наук, профессор, акаДелик АкаДемии космонавтики им. К.Э. Циолковского, заслуженный Деятель науки и техники - выдающийся неный-баллистик, ПаствовавшиЙ в разработке советской ракетно•косличестой техники.


Работал в секретном Научно-исследовательском институте № 4, пройдя путь от младшего научного сотрудника До начальника лаборатории и ведущего научного сотрудника.

Основным занятием была баллистика - наука о движении снарядов, ракет и космических аппаратов. Особо важной работой стали расчеты траекторий косми-

ческих аппаратов, отправлявшихся к Луне - от «Луны-1» (первой в истории искусственной планеты),

Космический зонд «Луна 9» на советской почтовой марке


«Луны-2», впервые достигшей поверхности нашего спутника и «Луны-9», совершившей первую в истории мягкую посадку на поверхность Луны, до готовившихся в конце 1960-х — Начале 1970-х годов советских пилотируемых полетов к нашей небесной соседке. По рассчитанным им траекториям успешно достигли Луны и два отечественных «Лунохода», а также несколько раз был доставлен на Землю роботами лунный грунт, За эту работу наш земляк был награжден орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени. Кроме лунной программы Анатолий Викторович занимался расчетами траекторий полета космических аппаратов к Марсу и Венере. Он создал свою научную школу, подготовив 21 кандидата наук. Опубликовал более 250 научных работ, в том числе 22 авторских свидетельства на изобретения, пять монографий.

Создателем и заместителем Начальника Координационно-вычислительного центра (ныне - Центра Управления космическими полётами, расположенного в г. Королёв, Московской области) стал наш земляк - Валерий Дмитриевич Сороколетов, родившийся в семье токаря Брянского машиностроительного завода.

В.Д. Сороколетов

ВалериЙ Дмитриевич Сороколетов (09.11.1937— 10.05.2003) — создатель поДмосковного Центра

Управления космическими полетали, лауреат Государственной премии СССР, награждён орденом Трудового Красного Знамени, канДиДат технических наук (с 1974 г.), автор более 25 научных трудов, нескольких авторских свидетельств и патентов на изобретения.

Космический корабль «Зонд».

На таких корабтях советские космонавты планировали Достичь Луны.

Несктиько полетов «Зонды» совершили только в беспилотнаи варианте.

Центр управления космическими полётами.

 В центре слева — ВЛ. Сорокилетов

В 1961 году он окончил Московское Высшее техническое училище имени Баумана, с 1960-го по 1965 годы работал в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва, занимаясь проектированием и лётными испытаниями телеметрических систем космических аппаратов. После смерти СЛ. Королёва трудился Сороколетов в Научно-исследовательском институте Машиностроения. Там он участвовал в проведении обработки телеметрической информации, поступавшей с автоматических межпланетных станций сеРИЙ «Луна», «Венера». космических кораблей типа «Зонд», самоходного аппарата «Луноход-1» и других.

Окончил В 1959 гощу Брянский институт транспортного машиностроения (ныне БГТУ), Сергей Александрович Аверкин (р. 21.10.1934), ставший конструктором специальной железнодорожной техники для транспортировки ракетно-космических изделий. Это платформы, установщики, вагоны для перевозки ракет и их составных частей и блоков по магистралям, и кислорододобывающие поезда-заводы, и агрегаты для заправки ракет, и поезда для обслуживания космодромов. Принимал он со своим конструкторским бюро участие И в работах над знаменитым боевым железнодорожным ракетным комплексом Б)КРК «Молодец». За заслуги перед Родиной награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Железнодорожная транспортировка на стартовую площадку тяжелой ракеты-носителя «Прогон»

Боевой железнодорожный стратегический ракетный комплекс «Молодец»

Выдающийся конструктор аэрокосмической техники Наум Семенович Черняков родился в посаде Климов Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне - город Климово Брянской области).

Н,С, Черняков

Наум Семёнович Черняков (1915—1998) - выДающийся советский конструктор авиационной и кослическои техники, кавалер орДена Ленина, профессор, Доктор технических наук.

После окончания Московского авиационного института с 1939 года он работал в ОКБ-301 (Конструкторское бюро СА. Лавочкина), затем — заместителем генерального конструктора академика В. Челомея и в конструкторском бюро П. Сухого. В 1940-х годах участвовал в конструировании истребителей Ла-9 и Ла-11„ На несколько лет был отлучен от любимого дела органами НКВД, объявившими молодого талантливого инженера «врагом народа». Однако даже в это время он не сидел без дела вместо любимых самолетов он смог спроектировать первый в СССР цель-

14д.   «

нометаллический троллейбус. Который вышел на линии страны в 1946 году. В начале 1950-х Наум Семенович стал одним из главных конструкторов первой в Советском Союзе управляемой ракеты класса «Земля—воздух» для системы противовоздушной обороны Москвы (С-25). В 1950—60-х Черняков руководил созданием сверхзвуковых крылатых ракет, в том числе первой в мире ракеты класса «Земля — земля» стратегического назначения (системы «Буря»), способной донести боевой заряд в 2,35 тонны до территории США. При подходе к цели ракета должна была совершить противозенитныЙ маневр, подняться на высоту 25 километров и оттуда резко спикировать на цель.

Крылатая ракета «Буря»

Среди наиболее важных и сложных технических проблем, решённых Черняковым, можно отметить создание для «Бури» сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя и астронавигационной системы, Кроме того, На этой ракете впервые нашёл применение новый тогда для советского ракетостроения материал - титан. Гриф «Совершенно секретно» с многих его работ до сих пор не снят.

Всегда [Читалось, что самые быстрые самолеты — это истребители, способные обогнать звук дважды. В 1972 году в СССР была построена машина, за которой не могли угнаться истребители: она обгоняла звук в 3 раза! Его называли «Изделие 100» Или Т-4. Черняков, даже лежа в больнице после инфаркта, продолжал работу над новым проектом. Единственный уцелевший экземпляр «Сотки» стоит сегодня у Центрального музея ВВС в Монино, поражая посетителей совершенством форм и необычным космическим обликом.

Наконец еще одним детищем конструктора Чернякова стал беспилотный летательный аппарат «Коршун» для ведения воздушной разведки

и уничтожения обнаруженных наземных целей. Первый полёт совершил в 1991 году. Ныне «Коршун» совершенствуется уже новым поколением конструкторов.

Беспилотный летательный аппарат «Коршун»

уроженец города Стародуба — инженер-полковник, доктор технических наук Рувим Евелевич Соркин — один из пионеров в создании отечественных баллистических ракет с твердотопливным двигателем. Преимущество твердотопливных ракет в военной сфере очевидно: их не нужно заправлять непосредственно перед стартом, а значит, они постоянно находятся практически в полной боевой готовности. Начинал РЕ. Соркин, однако, с артиллерии.

 С 1932 года он 10 лет служил в Артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления и участвовал в разработке и испытаниях пушек для легендарного танка Т-34. Именно по предложению Соркина был сконструирован газодинамический дульный тормоз, исключавший опрокидывание танка при выстреле. С 1942 г. в НИИ ракетной техники он занимается разработкой новых образцов артиллерийского вооружения и теоретическими исследованиями по внешней баллистике ракет. В 19431944 гг. Соркин занимается исследованием работы советского и немецкого ракетного вооружения (в том числе знаменитых «Катюши» ФАУ-2). Тут нелишним будет вспомнить, что сняряды для «Катюш» сразу после освобождения Брянской земли от нацистов стали производить на Брянском химическом заводе, расположенном в пригороде, в г, Сельцо.

РЕ. Соркин

Рувим квелевич Соркин (09.01.1910- 30.05.1983) — отечественныи »щёный-ракетостроитель, заслуженный Деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Доктор технических наук, профессор, инженер-полковник.

С 1947 г. Соркин работает заместителем директора по научной работе секретного военного НИИ-1 (ныне это Московский институт теплотехники). Однако впадавшая в паранойю сталинская диктатура объявила «борьбу с безродным космополитизмом» и ученого вместе с тремя его коллесами отправляют в ссылку на Урал. Из четверых к моменту, когда Советская власть дала возможность вернуться к научной работе на благо страмы, из них остался в живых только Рувим Евлевич. РЕ. Соркину было 47 лет, когда коллеги между собой стали называть его «Дедом» за мудрость, уверенность, знание дела, надежность. К нему шли за советом и по работе, и по любому другому вопросу, и даже личному. его любили, ему доверяли и уважали. «Надо спросить у Деда, а что скажет Дед посоветуемся с Дедом» — такие фразы звучали не раз и не два.

 С 1956 года он возглавляет расчетно-теоретический отдел ОКБ-9 в Свердловске (ныне — Екатеринбург). где ведет исследования по обоснованию разработок и применения твёрдых ракетных топлив в двигательных установках баллистических ракет. Там под его руководством создается ракетный двигатель для боевого тактического комплекса «Онега».

Комплекс — его «мирная» модификация - по сей день известна как метеорологическая и геофизическая ракета МР-12, которая используется для исследований верхних слоев атмосферы (высота подъема — 180 км).

В дальнейшем Е.Р. Соркин, уже получивший докторскую ученую степень, участвовал в разработке тактических ракет экспериментальной твердотопливной РТ-1, а также тактических комплексов «Луна», «Темп-С», «Точка» (пусковые установки для последней делались на Брянском автомобильном заводе) и баллистических ракет средней дальности «Темп-2С» и «Пионер». Последние ракеты послужили прообразом современной ракеты «Тополь», стоящей на страже безопасности России еще с 1980-х годов и способной работать не только как носитель термоядерных боеголовок, но и в области космонавтики.

Головные части геофизических ракет МР-12

В ракетный щит страны входят не только подводные ракетоносцы и баллистические ракеты наземного базирования, но и система противоракетной обороны и контроля космического пространства. Одним из её создателей стал наш земляк, в равной степени связанныи с производством, наукои и с государственной деятельностью — доктор экономических наук, профессор Николай Васильевич Михайлов, родившийся в 1937 году в Севске и там же закончивший школу. Завершив в 1961 г. учебу в МВТУ им. Баумана,

Н.В. Михайлов

он участвовал в создании, испытаниях и производ-

— лауреат Государ-

стве оборонной техники. Н.В.Михайлов в 1986—1996

овенных премий

гг. возглавлял корпорацию «Вымпел», затем два года

СССР „ РФ

работал заместителем секретаря Совета Безопасно-


сти России. после чего до 2001 года занимал пост первого заместителя министра обороны РФ. Будучи патриотом малой родины, он многое сделал для восстановления архитектурных памятников Севска.

                                комплекс “Ј1уна“                            комплекс “Теми-С“

баллистическая ракета “Темп-С2“

баллистическая ракета “Пионер“

Уак•етиые комплексы, в разработке которых принимал уастне РЕ. Соркин

Наконец нельзя не вспомнить о вкладе в отечественное ракетостроение и космонавтику династии Луговых, родом из слободы Ардонь неподалеку от города Клинцы. Епифан Луговой были еще в МХ веке каретных дел мастером, поставлявшим свою продукцию двору государя-имлератора, его сын Фома Епифанович служил матросом на крейсере «Россия», участвуя в русско-японской кампании. Внук же, Петр Фомич Луговой, после того как прошел горнило Великой Отечественной войны, стал инженером, участником разработок зенитного оружия. С появлением реактивной авиации и термоядерных зарядов это были уже не пушки, а ракетная техника.

П.Ф. Луговой

Петр Фомич Луговой (1917—1995) — ветеран Великой Отечественной войны, руковоДитель конструкторского бюро, участвовавшего в разработке зенитно-ракетных комплексов «Круг» и С-3ОО, кавалер орДенов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.

Зенитно-ракетный комплекс «Круг»

Первой такой разработкой с его участием в качестве начальника конструкторского отдела в ОКБ известного ракетчика и создателя артиллерии Л.В. Люльева стал зенитно-ракетный комплекс «Круг» (2П24), оснащенный двумя двухступенчатыми ракетами ЗМВ, способными поражать цели на высоте до 24 км при удалении 50 км. В начале 1960-х годов это было новое слово в военной технике.


Затем были разработки крылатых ракет, ракето-торпед, особых ракет класса «Вода—воздух—вода», способных стартовать с подводной лодки и затем поражать подводную же цель. Вершиной этих разработок стало создание знаменитого зенитно-ракетного комплекса С-300 - одного из лучших в мире, способного одновременно вести 48 сверхзвуковых целей и поражать 24 из них. В разработке и испытаниях этой системы принимал участие и сын Петра Фомича — Владимир Петрович Луговой (р.195З). В начале 1980-х годов Владимир Петрович участвовал также в создании электрохимического генератора для космического корабля многоразового использования «Буран». С распадом СССР младшему Луговому пришлось уйти из утратившей былую мощь и финансирование космической отрасли, переключавшись на разработку автоматики для российских железных дорог.

Зенитно-ракегнаи система С-300, в разработке которой участвовали П.Ф. .Луј»воЙ и В.П. Луговой

родившийся в городе Дятьково и переживший в Детстве страшные годы нацистской оккупации академик, профессор и генеральный конструктор конструкторского бюро «Мотор» Александр Васильевич Титов также по рощ деятельности напрямую связан с космонавтикой. Он участвовал в российских и международных программах «Союз», «Союз-Аполлон», «Энергия-Буран», «Мир», «Глобастар», за что удостоен званий.


А.В. Титов

АлексанДр Васильевич Титов (р. 1938) - акаДемик Двух акаДелшй, профессор, заслуженный Деятель науки РФ, заслуженный испытатель Байконура, заслуженный создатель ракетно•кослической техники, генеральный конструктор КБ «Мотор», автор 240 научных труДов. НагражДен орденом Трудового Красного Знамени.

После окончания с серебряной медалью Дятьковской средней школы в 1955 году Александр поступил в Минский политехнический институт. Окончив его с отличием, работал в СКБ Минского автозавода, которое создавало тяжелые ракетовозы. Затем перешел в созданное в Москве конструкторского бюро «Мотор». Его коллектив решал задачи по созданик) транспортно-технологических агрегатов и оборудования для предстартовой подготовки и испытаний ракетно-космической техники, Так, в «Моторе» удалось создать новый тип транспортного средства повышенной проходимости. За 40 лет работы в КБ «Мотор» А.В. Титов прошел все ступени служебной лестницы: от инженера-конструктора до Генерального конструктора. При непосредственном участии Титова разработано и внедрено более 500 различных агрегатов и комплексов технологического оборудования.

Моњгажно-испытательный корпус в Байконуре с оборудованием, созданным в КБ «Мотор» под руководством А.В. Титова

В настоящее время приоритетным направлением в работе А.В. Титова и его КБ «Мотор» является участие в создании ракет «Ангара», разработка систем установки этих перспективных российских ракет. Представителем «Мотора» на космодроме Байконур трудится выпускник Любохонской средней школы Николай Михайлович Жилин.

уходят к звездам ракеты с Байконура. Немалое число брянчан служили в разное время в космической гавани. А брянчанин Федор Яковлевич Митькин, полковник в отставке, был одним из тех, кто закладывал космодром. Двадцать семь лет он посвятил космодрому, прошел по ступеням службы от командира взвода до начальника управления. Вместе с ним на Байконуре в разное время проходили службу Александр Сирченко, Петр Желудков, Александр Володин из Брянска, Владимир Соболь из Погарского района, Василий Чирков из Севского, трубчанин Александр Ковалевский — ныне заслуженный артист России. Трудились на Байконуре и полковник Владимир Викторович Дремуков, выпускник Брянского строительного техникума, снабжал байконурцев Продовольствием подполковник Олег Иванович Агейченков - выпускник Хотылевского сельскохозяйственного удилища.

Старт ракеты «Союз»


3. Космонавты на Брянской земле

С космонавтами брянчан связывает давняя и прочная дружба. Нашу Брянскую землю посещали в разное время космонавты Г, Титов, В, Терешкова, А. Леонов, В. Жолобов, В. Лебедев, Г. Сарафанов, Л. Дёмин, В. Соловьев, В. Горбатко А. Викторенко, В. Циблиев, Ю. Гидзенко, фам Туан и другие.

Летчики-космонавты заложили в Брянске аллею, собственноручно посадив на бульваре Гагарина 39 саженцев каштанов. Теперь в городе есть «Аллея Космонавтов».

Немалое содействие они оказали и открытию в Брянске одного из первых в России Центра космических услуг (ЦКУ). Его основные функЦиИ — спутниковая навигация и мониторинг, то есть наблюдение из космоса, например, за состоянием природной среды или за чрезвычайными ситуациями. Может он помочь и, к примеру, при поиске потенциального места под строительство крупного промышленного объекта. На основании спутниковых данных Центр может создавать многослойные интерактивные карты.

Космонавты в Брянске с работниками Брянского планетария

А начало дружбы брянчан с покорителями космоса положил сам первый Космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин, который приезжал в нашу область 25 мая 1966 года как кандидат в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР По Смоленскому избирательному округу для встречи с избирателями. Улица, протянувшаяся от Набережной через сквер Карла Маркса и площадь Ленина до стадиона «Динамо» и парка имени АЖ. Толстого, не случайно была названа именем первого космонавта. Вот как описывает митинг в сквере Карла Маркса один из корреспондентов: «Ю.А. Гагарин въезжает на площадь на открытой машине. Участники митинга в едином порыве встают, приветствуя первого космонавта, приехавшего в Брянск». У входа на стадион «Динамо» есть памятная доска, установленная в память о приезде Гагарина. Он присутствовал на футбольном матче на первенство Брянска между командами «Динамо» и «Десна». В перерыве между таймами состоялась легкоатлетическая эстаФета. Её победителям Гагарин лично вручил призы.

ЮЛ. Гагарин в городе Дятьково

Речь Ю. А. Гагарина в школе в Клинцах:

— Дорогие ребята! Какие вы все приятные, симпатичные, организованные. Спасибо вам за теплую встречу, за ваши замечательные Дела. Главное, к челу вы Должны стремиться, это быть полезныли РоДине. А Для этого надо учиться. Кем бы вы ни были в буДущем — космонавтами, летчиками, рабочими, колхозниками — везде нужны знания Их вы можете получить в школе. Тот, кто плохо учится, будет потом жалеть. Вал будет стывно за потерянное время. Двоечник — это бракодел, а среди нас не должно быть бракоделов. Дорогие ребята! Вы зачислили меня в свою школу. ДаваЙте договоримся, что среди вас не будет двоечников, все вы буДете хорошо учиться. Я хочу, чтобы, все вы были грамотными, организованными, жизнерадостныли, и сильными, занимались спортом и помогали старшим.

В картинной галерее ЮдЙновского краеведческого музея (Погарский район) выставлен уникальный портрет ЮЛ. Гагарина — единственный, на писанный при его жизни, причем не по фотографии, а с натуры. Космонавт по просьбе художника Андрея Плотнова нашел несколько часов для того, чтобы тот запечатлел его черты кистью на холсте. Полностью завершил свою работу художник уже в 1974 году.

Единственный прижизненный художественный портрет Юрия Гагарина.

(художник Андрей Плотнов, Юдиновская картинная гатерея.

                                             Погарский район Брянской обмастн),           


Среди тех, кто слушал выступление Юрия Гагарина в Брянске, был и 14-летний школьник по имени Витя. Тогда зародилась у него мечта о небе. Прошли годы, и Витя стал единственным российским космонавтом, совершившим четыре длительных космических экспедиции. Это - Герой Советского Союза полковник Виктор Михайлович Афанасьев, родившийся в 1948 г. в Брянске и учившиЙся в брянских школах № В и № 9, а затем ставший военным летчиком-испытателем, освоившим 40 типов самолётов. В 1985 году он был зачислен в отряд космонавтов. Там первоначально В.М. Афа-

насьев проходил подготовку по программе испы-

Летчик-космонавт

таний первого советского многоразового косми-

В.М. Афанасьев

ческого корабля «Буран».

«Буран» был нашим ответом американскому «Шатглу», он успел совершить один полет в полностью автоматическом режиме, сразу показав свое техническое превосходство («Шатглы» не могли летать в беспилотном варианте). Однако вскоре проект «Энергия — Буран» был закрыт из-за его нерентабельности (вывод килограмма полезной нагрузки на орбиту в грузовом отсеке «Бурана», несмотря на многоразовость, оказался дороже традиционного ракетного варианта) и нехватки бюджетных средств у разрушающейся советской экономики. Мечта о полете на космическом самолете не сбылась. Но космос звал нашего земляка,

Пройдя необходимую переподготовку, Виктор Михайлович совершил четыре длительные космические экспедиции в 1990, 1994, 1999 и 2001 годах на кораблях класса «Союз-ТМ» на орбитальную станцию «Мир» и Международную Космическую Станцию (1,SS). В общей сложности В.М. Афанасьев провел в космосе рекордный срок - 555 суток 18 часов 34 минуты 25 секунд, совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 38 часов 33 минуты. В экипажах под командованием Афанасьева с непреложным позывным «Дербент» участвовали космонавты не только из России, но и из Японии (Тосиро Акияма), Словакии (Иван Белла) и Франции — первая французская женщина-космонавт

Клоди Энерье и ее супруг Жан-Пьер            Многоразовый космический

Энерье.                                                                     корабль «Буран»

Космический корабль «Союз-ТМ»

Орбитальная станция «Мир»

В.М. Афанасьев регулярно приезжает в родной город, курирует совместно с Брянским планетарием региональные туры Всероссийской детско-юношеской олимпиады «Созвездие», часто встречается со школьниками, работниками культуры, науки и образования. Он член организации «Брянское землячество». В 1991 году Афанасьеву было присвоено звание «Почетный гражданин города Брянска».

Эмблемы космических экспедиций иод руководством В.М. Афанасьева

Не за горами тот день, когда брянцы могут услышать о новом полете земляка в космос. Андрей Николаевич Бабкин (р. 29.04.1969) — наш земляк, выпускник седьмой школы г. Брянска (ныне - Гимназия №7) 26 апреля


2010 года решением Межведомегвенной комиссии был зачислен в отряд космонавтов «Энергия» (17-й набор). Андрей Бабкин родился 21 апреля 1969 года в городе Брянск. Он окончил Брянский институт транспортного машиностроения (ныне БГТУ), а затем Московский авиационный институг имени С. Орджоникидзе. В настоящее время работает ведущим научным сотрудником ракетно-космического комплекса «Энергия», кандидат технических наук, имеет более 40 публикаций. С З августа 2012 года после прохождения курса подготовки он получил статус космонавта-испытателя.

Семнадцатый набор отряда космонавтов имеет свою эмблему, которую придумали Андрей Бабкин и его товарищ по отряду Сергей КудьСверчков. Как объясняют сами авторы, ее образное ядро представляет сплав двух разнородных сред: воздушной, окружающей Землю, и космической. Граница их соприкосновения выполнена в виде флага России. 30лотистый знак интеграла в центре - символ единого отряда космонавтов — композиционно связывает левую сторону эмблемы, содержащую элементы подготовки космонавтов, и правую, воплощающую космический полет.

Спиральная структура этого центрального элемента визуализирует идею Накопления суммы знаний и навыков, необходимых для реализации последовательных циклов — от подготовки экипажа до космического полета.

Ферма переходного отсека корабля «Союз» выполнена в виде цифр «15» и «17». Эти цифры подчеркивают, что набор 2010 года является 15-м для Центра подготовки космонавтов и 17-м для ракетно-космической корпорации «Энергия». Бортовой номер учебно-тренировочного самолета выбран в честь 50-летнего юбилея первого набора космонавтов 1960 года. Цвета парашюта аналогичны цветам купола основной парашютнои системы спускаемого аппарата, символизируя благолощчное возвращение экипажей на Землю. Луна, Марс и астероиды олицетворяют перспективные цели пилотируемой космонавтики. Созвездие в виде открытой книги или ноутбука отображает обучение кандидатов в космонавты. Девиз, помещенный на эмблеме, переводится с латыни как «Сила в единстве» и воплощает количество, переходящее в качество.

Эмблема 17 набора российского отряда космонавтов

Скоро в Брянской области - в поселке Сеща — появится авиационно-космический кадетский корпус, который будет носить имя первого в истории человечества вышедшего в открытый космос лётчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова — дважды Героя Советского Союза. Это значит, что кадры для освоения Вселенной мы будем начинать готовить уже здесь. Может в будущем кто-нибудь Из Нас, обладая хорошим здоровьем, воспитывая в себе волю, характер, проявляя настойчивость в приобретении знаний, сможет продолжить брянские орбиты в космосе,

4. Планетарии Брянщины

Чтобы успешно покорять космос, нужно обогатить себя знаниями об окружающем мире и Вселенной. В последние десятилетия, когда из большинства общеобразовательных школ исчез курс астрономии, удовлетворить любознательность в области космоса и его исследований могут учреждения, которые называются «планетарии».

Планетарий — научно-просветительное учреждение, в котором посетителям демонстрируется небесная сфера со звездами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; также солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, Марса, Венеры и климатических поясов Земного шара, полярные сияния, утренние и вечерние зори. Демонстрация выполняется с помощью специального прибора, называющегося так же — «Планетарий». Обычно демонстрация сопровождается лекциями ло астрономии, космонавтике и наукам о Земле. Первый в мире планетарий был построен в Мюнхене в 1925 году. В нашей стране первый планетарий был открыт в Москве 5 ноября 1929 года.

В данныЙ момент в мире существует несколько тысяч планетариев, 33 из них находятся в российских городах, в том числе целых два располагаются на территории Брянской области,

У истоков создания Брянского планетария стоял энтузиаст Андрей Федорович Митрофанов. Брянский планетарий был открыт осенью 1977 года. Поначалу он размещался в историческом центре города на Покровской горе в здании Горне-Никольской церкви. Сюда с удовольствием шли дети, приводили своих мам и пап, бабушек и дедушек. В 1990-х годах храмовое здание было возвращено Православной церкви, просветительское учреждение было изгнано оттуда и нашло приют в Дворце культуры имени К).А. Гагарина в Володарском районе Брянска, где планетарий возобновил работу в 1999 году. В звездном зале планетария под 10метровым куполом-зкраном устаНовлен аппарат «Малый Цейс» немецкой фирмы «Carl Zeiss јепа», который демонстрирует искусственное звездное небо со всеми основными созвездиями Северного полушария. В арсенале планетария разнообразные формы работы: лекции-сеансы, видео-, Аппарат «Планетарий»  научно-познавательные, развлефирмы «Цейс» кательные программы, устные

журналы, мастер-классы, ролевые сказки, мультимедийные программы и, конечно же, наблюдения в телескоп. Часто здесь проходят встречи космонавтов, работников космической отрасли. ученых со школьниками, студентами, жителями Брянска и области.

Кроме звездного зала в Брянском планетарии имеется и выставочныЙ зал истории космонавтики. Посетители с неизменным интересом останавливаются возле витрин, где экспонируются фотодокументы, одежда, питание космонавтов, макеты космических аппаратов и детали подлинных космических корабоей, марки, значки. Экспозиция зала постоянно пополняется новыми материалами, многие из которых были подарены летчиком-космонавтом, Почетным гражданином города Брянска В.М. Афанасьевым. Приводит в восторг посетителей зала и уникальный экспонат: осколок Сихоте-Алиньского железо-никелевого метеорита.

Поддерживают планетарий и жители Брянска: так, например, предприниматель Михаил Хесин подарил планетарию новый телескоп. один из авторов этого пособия — часть личной библиотеки, посвященную астроно-


мии и космонавтике.

Брянская область уникальна тем, что один из планетариев здесь расположен не в областном центре, а в небольшом районном городе Трубчевск. В 70-е годы ХХ века, когда Трубчевск готовился праздновать свое 1000-летие, трубчане обратились к своему земляку, славшему директором московского планетария Константину Алексеевичу Порцевскому (9.09.1922 - 26.03.2011) - члену комиссии по астрономии при ученом совете Министерства просвещения СССР, члену комиссии по учебной астрономии в Между народном астрономическом союзе. Константин Алексеевич, как блестящий лектор, виртуозно умел использовать технические возможности планетария. Он на-

писал много книг и статей. Благодаря его стараниям Трубчевску удалось получить уникальное

Одежда космонавта О. Котова с орбитальной станции «Мир» — комбинезон, куртка и специальный охлаждающии костюм для работы в скафандре. Музей

Брянского планетария

Сотрудник ракетно-космической корпорации «Энергия»

Сергей Николаевич Санбуров — правнук К.Э. Циолковского — частый гость в Брянском планетарии

оборудование немецкой фирмы «Цейс». Почти 20 лет строилось здание Трубчевского планетария, и наконец 5 июля 1994 года он распахнул двери перед лервыми посетителями. Диаметр купола звездного зала составляет 9 м, зал рассчитан на 80 мест. Специальные эффекты, демонстрируемые в звездном зале, созданы руками инженеров планетария: это и панорамы Трубчевска, Марса, Луны; гроза со вспышками молнии, солнечные затмения, трансфокатор, создающий иллюзию полета в косМос, полярные сияния, метеорный дождь, радуга. За годы существоваНия Трубчевский планетарий посе-


тили свышеВ0 тыс. Человек - местных жителей, гостей города, в том числе из дальнего и ближнего зарубежья.

Здание Трубчевского планетария

КА. Порцевский, трубчанин, директор Московского планетария

вопросы И ЗАДАНИЯ :

1.                 Где погребен прах одного из пионеров ракетной техники Константина Константинова?

2.                 Кто из наших земляков участвовал в обработке информации, поступающей с борга «Лунохода -


3, Кто из наших земляков рассчитывал траектории первых полетов к Луне?

4.                 Назовите брянчан, маствовавших в разработке отечественного ракетно-ядерного щита.

5.                 Назовите космонавтов, посещавших Брянск и Брянскую областы

6.                 Сколько времени провел суммарно в космических экспедициях наш земляк В.М, Афанасьев?

7, На каких орбитальных станциях вел исследования космонавт В.М. Афанасьев?

8. Сколько планетариев расположено на территории Брянской области?

Посетите лекцию в планетарии.




БЕК

Дб8

Авторы.состАВИТЕЛИ:

Доктор исторических наук, профессор Алферова И. В. доктор исторических наук, профессор Блохин В. О кандидат исторических наук, Доцент Поляков Г П. кандидат исторических наук, Доцент Чубур А. А.

Дб8 Д о ПОЛНИТ•ельные материалы кр:ебному пособию «История Брянского края» Под общей ред. В. Ф, Блохина, - Брянск: «Курсив», 2013. - 232 с.

lSBN 978-5-89592-256-9

Пособие содержит дополнительные материалы к уп•ебному курсу «История Ерян• края», израемому н 8 и 9 классах общеобразовательных учреждений (организа• ций) Брянской области. Адресовано учителям-краеведам, методистам, учащимся, учасгвующим в выполнении проектных заданий.

63.3(2р-4БрВ73


Кол, авторов, 201 З. ISBN 978-5,89592-256-9Издательство «Курсив», 2013.

БРЯНСКИЙ КРАЙ В истории КОСМОНАВТИКИ

БРЯНСКИЙ КРАЙ В истории КОСМОНАВТИКИ

Связь, телевидение, наблюдение за

Связь, телевидение, наблюдение за

Труд К. И. Константинова «О боевых ракетах»

Труд К. И. Константинова «О боевых ракетах»

В 1856 году Константинов опубликовал труд «Воздухоплавание», где впервые рассмотрел идею применения ракетных двигателей для движеНия и управления аэростатом

В 1856 году Константинов опубликовал труд «Воздухоплавание», где впервые рассмотрел идею применения ракетных двигателей для движеНия и управления аэростатом

Суражский район Брянской области)

Суражский район Брянской области)

По примеру ленинградцев и москвичей движение за организацию местных

По примеру ленинградцев и москвичей движение за организацию местных

ПаствовавшиЙ в разработке советской ракетно•косличестой техники

ПаствовавшиЙ в разработке советской ракетно•косличестой техники

В.Д. Сороколетов ВалериЙ Дмитриевич

В.Д. Сороколетов ВалериЙ Дмитриевич

Центр управления космическими полётами

Центр управления космическими полётами

Боевой железнодорожный стратегический ракетный комплекс «Молодец»

Боевой железнодорожный стратегический ракетный комплекс «Молодец»

Который вышел на линии страны в 1946 году

Который вышел на линии страны в 1946 году

Наконец еще одним детищем конструктора

Наконец еще одним детищем конструктора

Начинал РЕ. Соркин, однако, с артиллерии

Начинал РЕ. Соркин, однако, с артиллерии

Там под его руководством создается ракетный двигатель для боевого тактического комплекса «Онега»

Там под его руководством создается ракетный двигатель для боевого тактического комплекса «Онега»

Головные части геофизических ракет

Головные части геофизических ракет

СССР „ РФ работал заместителем секретаря

СССР „ РФ работал заместителем секретаря

Пионер“ Уак•етиые комплексы, в разработке которых принимал уастне

Пионер“ Уак•етиые комплексы, в разработке которых принимал уастне

Денов «Знак Почета» и Трудового

Денов «Знак Почета» и Трудового

Затем были разработки крылатых ракет, ракето-торпед, особых ракет класса «Вода—воздух—вода», способных стартовать с подводной лодки и затем поражать подводную же цель

Затем были разработки крылатых ракет, ракето-торпед, особых ракет класса «Вода—воздух—вода», способных стартовать с подводной лодки и затем поражать подводную же цель

А.В. Титов АлексанДр Васильевич

А.В. Титов АлексанДр Васильевич

Представителем «Мотора» на космодроме

Представителем «Мотора» на космодроме

Космонавты на Брянской земле

Космонавты на Брянской земле

Карла Маркса один из корреспондентов: «Ю

Карла Маркса один из корреспондентов: «Ю

Единственный прижизненный художественный портрет

Единственный прижизненный художественный портрет

Среди тех, кто слушал выступление

Среди тех, кто слушал выступление

Космический корабль «Союз-ТМ»

Космический корабль «Союз-ТМ»

В.М. Афанасьев регулярно приезжает в родной город, курирует совместно с

В.М. Афанасьев регулярно приезжает в родной город, курирует совместно с

Межведомегвенной комиссии был зачислен в отряд космонавтов «Энергия» (17-й набор)

Межведомегвенной комиссии был зачислен в отряд космонавтов «Энергия» (17-й набор)

Спиральная структура этого центрального элемента визуализирует идею

Спиральная структура этого центрального элемента визуализирует идею

Чтобы успешно покорять космос, нужно обогатить себя знаниями об окружающем мире и

Чтобы успешно покорять космос, нужно обогатить себя знаниями об окружающем мире и

Брянска и области. Кроме звездного зала в

Брянска и области. Кроме звездного зала в

Сотрудник ракетно-космической корпорации «Энергия»

Сотрудник ракетно-космической корпорации «Энергия»

Здание Трубчевского планетария

Здание Трубчевского планетария

Брянский край в истории космонавтики

Брянский край в истории космонавтики

БЕК Дб8 Авторы.состАВИТЕЛИ:

БЕК Дб8 Авторы.состАВИТЕЛИ:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018