План-конспект урока «Образ жизни, строение, многообразие и значение брюхоногих моллюсков»
Класс: 8
Цели урока:
· сформировать знания о строение и образе жизни брюхоногих моллюсков, процессах их жизнедеятельности, многообразии и приспособленности к среде обитания, а так же значении брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека;
· содействовать развитию умений выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
Вспомнить:
· особенности строения многощетинковых червей, их роль в природе;
· особенности размножения кольчатых червей;
· отличие пиявки от плоских паразитических червей;
· почему пиявок отнесли в отдельный класс.
Узнать:
· признаки характерные для представителей типа Моллюски;
· особенности строения и размножения брюхоногих моллюсков на примере прудовика обыкновенного;
· о средах обитания брюхоногих моллюсков.
Научиться:
· объяснять роль брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека;
· распознавать брюхоногих моллюсков на рисунке.
Развивающая:
Развивать память, речь, мышление, внимание на уроке биологии.
Воспитательная:
- способствовать формированию у учащихся организованности, аккуратности, ответственности, умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование и источник информации:
1. Учебное пособие Биология для 8 класса, И.Г. Бедарик, А.Е. Бедарик, В.Н. Иванов.
2. Карточки с заданиями
3. Мультимедийная презентация
4. Задания на платформе learningApps
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация опорных знаний
4. Определение совместной цели деятельности
5. Изучение нового материала
6. Физкультминутка
7. Определение уровня и качества полученных знаний
8. Итоги урока
9. Домашнее задание с пояснением
10. Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовность к уроку. Разъясняется ход урока.
II. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные карточки для 2-4 учащихся. (Приложение 1)
2. Работа у доски с (1 человек). (Приложение 2)
1. Соотнести представителей с названиями их класса.
3. Фронтальный опрос
1.Какие можно выделить особенности внешнего строения многощетинковых червей?
2.Какую роль играют многощетинковые в природе?
3.В чем особенность размножения многощетинковых червей?
4.Чем пиявки отличаются от паразитических плоских червей?
5.Почему пиявки отнесли в отдельный класс?
III. Актуализация опорных знаний
Учитель предлагает прослушать текст, а учащиеся должны понять о ком идет речь.
Живые организмы, о которых сегодня на уроке пойдет речь освоили все среды жизни. Они заселили моря, солоноватые и пресные водоемы, сушу. Некоторые приспособились к паразитизму. Форма и строение тела у них очень разнообразна. Все представители типа имеют общий план строения: мягкое не разделенное на членики тело и раковину (или ее остатки).
Как вы думаете, о ком идет речь? (Учащиеся высказывают свои предположения).
Все верно, это моллюски. Поскольку теперь мы знаем, о ком идет речь, давайте попробуем совместно сформулировать цель нашего урока.
IV. Определение совместной цели деятельности
Цель: познакомиться со средой обитания и строением брюхоногих моллюсков, а так же их значением в природе и жизни человека.
- Дополнительно мы познакомимся с их многообразием.
V. Изучение нового материала
Тема сегодняшнего урока: «Образ жизни, строение, многообразие и значение брюхоногих моллюсков»
Начнем изучение моллюсков с их классификации
Строение и образ жизни брюхоногих моллюсков мы рассмотрим на примере обыкновенного прудовика.
Его можно встретить в прудах, озерах, реках и на водных растениях.
Тело прудовика заключено в спирально закрученную раковину, имеющую вершину и устье. Раковина известковая, покрыта зеленовато-коричневым рогоподобным веществом. В теле прудовика можно выделить три основные части: туловище, голову и ногу. Туловище повторяет форму раковины и плотно прилегает к ней. В передней части оно охвачено особой складкой – мантией. Туловище плавно переходит в голову, на нижней стороне которой располагается рот, а на боковых сторонах два чувствительных щупальца. Около них находятся глаза. Передвижение прудовика осуществляется с помощью ноги.
При изучении внутреннего строения мы будем заполнять таблицу:
№ |
Название системы |
Описание |
Особенности |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
Рассказ учителя о внутреннем строении прудовика обыкновенного. Учащиеся по ходу объяснения заполняют соответствующие столбцы таблицы.
Пищеварительная система: рот – глотка (мускулистый язык покрытый зубчиками - теркой) – желудок – кишечник – анальное отверстие. Перевариванию пищи способствует пищеварительная железа – печень.
Дыхательная система : дыхательное отверстие – легкое. Несмотря на то, что прудовик живет в воде, дышит атмосферным воздухом.
Кровеносная система: незамкнутый тип. Имеется сердце – крупные сосуды – разветвляются на более мелкие – кровь поступает в промежутки между органами.
Выделительная система: почка. Отфильтровывает из крови вредные продукты обмена, которые выводятся, через мочеточник.
Нервная система: разбросано-узлового типа. Крупные нервные узлы – нервы отходящие от них.
Размножение: гермафродиты. Оплодотворение перекрестное. Просмотр видеофрагмента.
Сейчас мы познакомимся с многообразием брюхоногих моллюсков. Помимо прудовика этот класс включает в себя и других представителей. Самыми распространёнными являются виноградная улитка и слизень (в отличии от других представителей он не имеет раковины или она редуцирована).
Брюхоногие моллюски являются важным компонентом водных и наземных сообществ организмов.
VI. Физкультминутка
VII. Определение уровня и качества полученных знаний
Фронтальный опрос:
1.Какие отличительные черты можно выделить во внешнем строении брюхоногих моллюсков?
2.Какие особенности внутреннего строения моллюсков связаны с наземным образом жизни?
3. Какое значение брюхоногие моллюски имеют в природе? Жизни человека?
VIII. Итоги урока
IX. Домашнее задание с пояснением
§ 12, домашнее исследование стр. 54.
Выполнение заданий в среде learningApps.
1. Заполнить пропуски в тексте:
https://learningapps.org/display?v=pax21652j21
2. Сделать подписи к рисунку:
https://learningapps.org/display?v=p8ado5hq321
X. Рефлексия
Прием «Светофор».
Учащиеся оценивают насколько они усвоили материал темы: поднимают зеленую карточку (все понятно), желтую (Остались вопросы), красную (не поняли, о чем шла речь на уроке).
Приложение 1
Многощетинковые черви. Пиявки
1.Представители какого класса кольчатых червей изображены на рисунке?
а)Малощетинковые черви; б)Многощетинковые черви; в)Пиявки
2.Слюна пиявок …а)способствует свёртыванию крови; б)препятствует свёртыванию крови; в)вызывает кровотечение
3.Какое значение в природе имеют пиявки?
а)Участвуют в почвообразовании;
б)Служат пищей для рыб;
в)Могут быть хозяевами паразитов
4.Представителями класса Многощетинковые черви являются:
а)трубочник; б)дождевой червь; в)нереис; г)серпула
5.Вставьте в предложение пропущенный термин:
Использование медицинских пиявок в лечебных целях называется…
Многощетинковые черви. Пиявки
1.Выберите цифру обозначающую щупальце у нереиса:
а)3; б)1; в)4
2.Выберите наиболее правильную формулировку процесса размножения:
а)Размножение – присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
б)Размножение – свойство воспроизведения себе подобных.
в)Размножение – свойство организмов обеспечивающее непрерывность жизни.
3.Важную роль в процессе почвообразования играет …
а)дождевой червь; б)медицинская пиявка; в)пескожил
4.Что из нижеперечисленного является признаком только многощетинковых червей:
а)Наличие внешней и внутренней сегментации тела.
б)Наличие женской и мужской половой системы в одном организме.
в)Деление особей на мужские и женские.
5.Выберите верные утверждения:
а)Оплодотворение у большинства кольчатых червей наружное, развитие прямое.
б)Большинство кольчатых червей ведут свободный образ жизни в воде или почве.
в)У многощетинковых кольчатых червей впервые появляются примитивные конечности.
г)Для большинства кольчатых червей характерна только внешняя сегментация.
Приложение 2
Соотнести представителей с названиями их классов.
Приложение 3
Таблица «Внутреннее строение брюхоногих моллюсков»
№ |
Название системы |
Описание |
Особенности |
1 |
Пищеварительная |
рот – глотка (мускулистый язык покрытый зубчиками - теркой) – желудок – кишечник – анальное отверстие. |
Перевариванию пищи способствует пищеварительная железа – печень. |
2 |
Дыхательная |
дыхательное отверстие – легкое |
дышат атмосферным воздухом |
3 |
Кровеносная |
незамкнутый тип. Имеется сердце – крупные сосуды – разветвляются на более мелкие – кровь поступает в промежутки между органами. |
кровь течет не только по сосудам, но и омывает органы |
4 |
Выделительная |
почка |
выделение происходит через мочеточник |
5 |
Нервная |
разбросано-узлового типа. Нервные узлы - нервы |
имеются органы чувств - щупальца |
6 |
Размножение |
гермафродиты |
Оплодотворение – перекрестное. Развитие - прямое |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.