Брюхоногие моллюски
Оценка 5

Брюхоногие моллюски

Оценка 5
docx
14.02.2023
Брюхоногие моллюски
Образ жизни.docx

План-конспект урока «Образ жизни, строение, многообразие и значение брюхоногих моллюсков»

Класс: 8

Цели урока: 

·        сформировать знания о строение и образе жизни брюхоногих моллюсков, процессах их жизнедеятельности, многообразии и  приспособленности к среде обитания, а так же значении брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека;

·        содействовать развитию умений выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

 

Вспомнить:

·        особенности строения многощетинковых червей, их роль в природе;

·        особенности размножения кольчатых червей;

·        отличие пиявки от плоских паразитических червей;

·        почему пиявок отнесли в отдельный класс.

 

Узнать:

·        признаки характерные для представителей типа Моллюски;

·        особенности строения и размножения брюхоногих моллюсков на примере прудовика обыкновенного;

·        о средах обитания брюхоногих моллюсков.

Научиться:

·        объяснять роль брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека;

·        распознавать брюхоногих моллюсков на рисунке.

Развивающая:

Развивать память, речь, мышление, внимание на уроке биологии.

Воспитательная:

-  способствовать  формированию   у учащихся организованности, аккуратности,  ответственности, умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и источник информации:

1.     Учебное пособие Биология для 8 класса,  И.Г. Бедарик, А.Е. Бедарик, В.Н. Иванов.

2.     Карточки с заданиями

3.     Мультимедийная презентация

4.     Задания на платформе learningApps

Структура урока:

1.     Организационный момент

2.     Проверка домашнего задания

3.     Актуализация опорных знаний

4.     Определение совместной цели деятельности

5.     Изучение нового материала

6.     Физкультминутка

7.     Определение уровня и качества полученных знаний

8.     Итоги урока

9.     Домашнее задание с пояснением

10. Рефлексия

 

Ход урока

I.    Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовность к уроку. Разъясняется ход урока.

II.     Проверка домашнего задания

1.     Индивидуальные карточки для 2-4 учащихся. (Приложение 1)

2.     Работа у доски с (1 человек). (Приложение 2)

1.     Соотнести представителей с названиями их класса.

3.     Фронтальный опрос

1.Какие можно выделить особенности внешнего строения многощетинковых червей?

2.Какую роль играют многощетинковые в природе?

3.В чем особенность размножения многощетинковых червей?

4.Чем пиявки отличаются от паразитических плоских червей?

5.Почему пиявки отнесли в отдельный класс?

III.      Актуализация опорных знаний

Учитель предлагает прослушать текст, а учащиеся должны понять  о ком идет речь.

Живые организмы, о которых сегодня на уроке пойдет речь освоили все среды жизни. Они заселили моря, солоноватые и пресные водоемы, сушу. Некоторые приспособились к паразитизму. Форма и строение тела у них очень разнообразна. Все представители типа имеют общий план строения: мягкое не разделенное на членики тело и раковину (или ее остатки).

 Как вы думаете, о ком идет речь? (Учащиеся высказывают свои предположения).

Все верно, это моллюски. Поскольку теперь мы знаем, о ком идет речь, давайте попробуем совместно сформулировать цель нашего урока.

IV.       Определение совместной цели деятельности

Цель: познакомиться со средой обитания и строением брюхоногих моллюсков, а так же их значением в природе и жизни человека.

- Дополнительно мы познакомимся с  их многообразием.

V. Изучение нового материала

Тема сегодняшнего урока: «Образ жизни, строение, многообразие и значение брюхоногих моллюсков»

Начнем изучение моллюсков с их классификации

Строение и образ жизни брюхоногих моллюсков мы рассмотрим на примере обыкновенного прудовика.

Его можно встретить в прудах, озерах, реках и на водных растениях.  

Тело прудовика заключено в спирально  закрученную раковину, имеющую вершину и устье. Раковина известковая, покрыта зеленовато-коричневым рогоподобным веществом.  В теле прудовика можно выделить три основные части: туловище, голову и ногу. Туловище повторяет форму раковины и плотно прилегает к ней. В передней части оно охвачено особой складкой – мантией.  Туловище плавно переходит в голову, на нижней стороне которой располагается рот, а на боковых сторонах два чувствительных щупальца. Около них находятся глаза.  Передвижение прудовика осуществляется с помощью ноги.

При изучении внутреннего строения мы будем заполнять таблицу:

Название системы

Описание

Особенности

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

6.

 

 

 

Рассказ учителя о внутреннем строении прудовика обыкновенного. Учащиеся по ходу объяснения заполняют соответствующие столбцы таблицы.

Пищеварительная система: рот – глотка (мускулистый язык покрытый зубчиками - теркой) – желудок – кишечник – анальное отверстие.  Перевариванию пищи способствует пищеварительная железа – печень.

Дыхательная система : дыхательное отверстие – легкое.  Несмотря на то, что прудовик живет в воде, дышит атмосферным воздухом.

Кровеносная система: незамкнутый тип. Имеется сердце – крупные сосуды – разветвляются на более мелкие – кровь поступает в промежутки между органами.

Выделительная система: почка. Отфильтровывает из крови вредные продукты обмена, которые выводятся, через мочеточник.

Нервная система: разбросано-узлового типа. Крупные нервные узлы – нервы отходящие от них.

Размножение: гермафродиты. Оплодотворение перекрестное. Просмотр видеофрагмента.

Сейчас мы познакомимся с многообразием брюхоногих моллюсков. Помимо прудовика этот класс включает в себя и других представителей. Самыми распространёнными являются виноградная улитка и слизень (в отличии от других представителей он не имеет раковины или она редуцирована).

Брюхоногие моллюски являются важным компонентом водных и наземных сообществ организмов.

VI. Физкультминутка

VII. Определение уровня и качества полученных знаний

Фронтальный опрос:

1.Какие отличительные черты можно выделить во внешнем строении брюхоногих моллюсков?

2.Какие особенности внутреннего строения моллюсков связаны с наземным образом жизни?

3. Какое значение брюхоногие моллюски имеют в природе? Жизни человека?

VIII. Итоги урока

 

IX. Домашнее задание с пояснением

§ 12, домашнее исследование стр. 54.

Выполнение заданий в среде learningApps.

1.     Заполнить пропуски в тексте:

https://learningapps.org/display?v=pax21652j21

2.     Сделать подписи к рисунку:

https://learningapps.org/display?v=p8ado5hq321

20211009_175154

 

X. Рефлексия

Прием «Светофор».

Учащиеся оценивают насколько они усвоили материал темы: поднимают зеленую карточку (все понятно), желтую (Остались вопросы), красную (не поняли, о чем шла речь на уроке).

 

 

Приложение 1

Многощетинковые черви. Пиявки

1.Представители какого класса кольчатых червей изображены на рисунке?

а)Малощетинковые черви; б)Многощетинковые черви; в)Пиявки

2.Слюна пиявок …а)способствует свёртыванию крови; б)препятствует свёртыванию крови; в)вызывает кровотечение

3.Какое значение в природе имеют пиявки?

а)Участвуют в почвообразовании;

б)Служат пищей для рыб;

в)Могут быть хозяевами паразитов

4.Представителями класса Многощетинковые черви являются:

а)трубочник; б)дождевой червь; в)нереис; г)серпула

5.Вставьте в предложение пропущенный термин:

Использование медицинских пиявок в лечебных целях называется…

 

 

 

 

 

 

Многощетинковые черви. Пиявки

1.Выберите цифру обозначающую щупальце у нереиса:

а)3; б)1; в)4

2.Выберите наиболее правильную формулировку процесса размножения:

а)Размножение – присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

б)Размножение – свойство воспроизведения себе подобных.

в)Размножение – свойство организмов обеспечивающее непрерывность жизни.

3.Важную роль в процессе почвообразования играет …

а)дождевой червь; б)медицинская пиявка; в)пескожил

4.Что из нижеперечисленного является признаком только многощетинковых червей:

а)Наличие внешней и внутренней сегментации тела.

б)Наличие женской и мужской половой системы в одном организме.

в)Деление особей на мужские и женские.

5.Выберите верные утверждения:

а)Оплодотворение у большинства кольчатых червей наружное, развитие прямое.

б)Большинство кольчатых червей ведут свободный образ жизни в воде или почве.

в)У многощетинковых кольчатых червей впервые появляются примитивные конечности.

г)Для большинства кольчатых червей характерна только внешняя сегментация.

 

 

Приложение 2

Соотнести представителей с названиями их классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Таблица «Внутреннее строение брюхоногих моллюсков»

 

Название системы

Описание

Особенности

1

Пищеварительная

рот – глотка (мускулистый язык покрытый зубчиками - теркой) – желудок – кишечник – анальное отверстие. 

Перевариванию пищи способствует пищеварительная железа – печень.

2

Дыхательная

дыхательное отверстие – легкое

дышат атмосферным воздухом

3

Кровеносная

незамкнутый тип. Имеется сердце – крупные сосуды – разветвляются на более мелкие – кровь поступает в промежутки между органами.

кровь течет не только по сосудам, но и омывает органы

4

Выделительная

почка

выделение происходит через мочеточник

5

Нервная

разбросано-узлового типа. Нервные узлы - нервы

имеются органы чувств - щупальца

6

Размножение

гермафродиты

Оплодотворение – перекрестное.

Развитие - прямое

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект урока «Образ жизни, строение, многообразие и значение брюхоногих моллюсков»

План-конспект урока «Образ жизни, строение, многообразие и значение брюхоногих моллюсков»

Структура урока: 1. Организационный момент 2

Структура урока: 1. Организационный момент 2

Как вы думаете, о ком идет речь? (Учащиеся высказывают свои предположения)

Как вы думаете, о ком идет речь? (Учащиеся высказывают свои предположения)

При изучении внутреннего строения мы будем заполнять таблицу: №

При изучении внутреннего строения мы будем заполнять таблицу: №

Брюхоногие моллюски являются важным компонентом водных и наземных сообществ организмов

Брюхоногие моллюски являются важным компонентом водных и наземных сообществ организмов

IX. Домашнее задание с пояснением § 12, домашнее исследование стр

IX. Домашнее задание с пояснением § 12, домашнее исследование стр

Приложение 1 Многощетинковые черви

Приложение 1 Многощетинковые черви

Многощетинковые черви. Пиявки 1

Многощетинковые черви. Пиявки 1

Приложение 2 Соотнести представителей с названиями их классов

Приложение 2 Соотнести представителей с названиями их классов

Приложение 3 Таблица «Внутреннее строение брюхоногих моллюсков» №

Приложение 3 Таблица «Внутреннее строение брюхоногих моллюсков» №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023