Цели:
Систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении, его признаках, отношениях между простыми предложениями в его составе.
Формировать умение определять и анализировать виды бессоюзных сложных предложений.
Формировать умение постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Развивать навыки работы с тестами.
Закрепление знаний по теме : «Правописание о, е после шипящих».
Развитие навыков перевода.
Воспитание интереса к уроку русского языка.
Воспитание любви к природе и умение передавать ее красоту посредством русского языка.
Учащиеся:
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
В бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов.
Учитель: Дайте понятие бессоюзного сложного предложения
Учащиеся
Бессоюзное сложное предложение(անշաղկապ բարդ նախադասություն) – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Они соединяются друг с другом без союзов . В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
Приведите примеры
Обратите внимание :
Примеры предложений с различной интонационной связью:
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)
2.Лингвистический эксперимент
Попробуйте заменить бессоюзные сложные предложения в синонимичные с союзами.
Что изменилось?
Сделайте вывод: целесообразна ли замена предложений?
Образец: Ввысь взлетает Сокол- жмется Уж к земле.
Когда ввысь взлетает Сокол, то Уж жмется к земле.
1.Любите книгу: она поможет вам в жизни.
2.Туман рассеялся- мы тронулись в путь. (ученики выполняют задание в тетрадях)
3.Переделайте союзные предложения в бессоюзные
1.Если сделал дело, то гуляй смело.
2.Когда корень учения горек, то плоды его сладки.
3.Он поднял глаза и увидел, что по небу плывёт маленькая тучка.
4.Попробуйте победить себя, и вы почувствуете себя личностью. (ученики выполняют устно)
Обучающая работа (тест)
I. Укажите бессоюзные сложные предложения :
1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.
2. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.
3 .День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.
4. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.
5. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень- Митя вышел из дома и пошел в сад.
6. Просился на Кавказ - отказали.
II. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:
1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.
2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.
3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.
4) От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так все сверкало, переливалось.
III. Какие утверждения верны:
1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.
2) В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзных.
3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.
4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.
Орфографическая работа
Еж…вый, галч…нок, ш…пот, ш…в, щ…ки, вещ…вой, деш…вы,ноч…вка, больш`…го, жж…т, друж…к, свеч…й, внуч…нок, серьёзный ож…г, плющ…м, задач…й, ш…фёр, реш…тка, деш…вый.
Проверим себя:
ЕжОвый, галчОнок, шЕпот, шОв, щЕки, вещЕвой, дешЕвый,ночЕвка, больш`Ого, жжЕт, дружОк, свечОй, внучОнок, серьёзный ожОг, плющЕм, задачЕй, шОфёр, решЕтка, дешЕвый.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.